Технологическая карта урока литературы в 6 классе по повести Л. Н. Толстого "Детство"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Полканова Наталия Анатольевна

Анализ глав "Маман", "Чтоза человек мой отец", "Детство" из повести Л. Н. Толстого "Детсво"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_povesti_.docx17.36 КБ
Файл analiz_povesti_detstvo.pptx2.23 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая  карта урока литературы в 6 классе от 18. 01. 18

Тема: Л. Н. Толстой. «Детство». Анализ глав «Маман», «Что за человек был мой отец», «Детство»

Цель: уметь работать с текстом, находить ключевые слова, пересказывать текст.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Самоопределение

Орг. момент

Включает в деловой ритм.

На слайде начало фразы Л. Н. Толстого:

«Я очень далёк от веселия… но я столь же далёк от скуки, потому что занят, но, кроме того, я вкушаю ешё более высокое, более сильное удовольствие… Это сознание спокойной совести, сознание более высокой, чем прежде, оценки самого себя, сознание движения во мне добрых великодушных чувств. Было время, когда я тщеславился моим умом, моим положением в свете, моим именем, но теперь я знаю, я чувствую, что если есть во мне что-нибудь хорошее и что если есть за что благодарить провидение, так это за доброе сердце, чувствительное и способное любить»  

- Какие слова обращают внимание на себя внимание в этих воспоминаниях?

Настраиваются на восприя-тие учебного материала. Высказывают своё мнение

Доброе сердце, чувстви-тельное и способное лю-бить

Личностные: формирование ценностных ориентиров на основе: развития познаватель-ных интересов, учебных мотивов: формирования границ собственного знания и «незнания»

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в дея-тельности

-Воплощением добра и любви Толстой считал свою маму. Именно её образ является центральным в этом произведении.

- С каким чувством вспоминает Николенька свою мать?

Какой он её показывает? Через какие детали?

Выразительно прочитайте описание матери «Когда я стараюсь вспомнить матушку» до слов «что-то общее выражение ускользает от меня»

- Какие слова являются ключевыми в данном описании?

Итак, Толстой всегда искал идеал совершенства, составляющими которого являются доброта и любовь.

- Как эти качества отражаются в портрете маман: в её глазах, улыбке, голосе? Найдите  эти описания и в главе «Детство».

- А каким показан отец в главе «Что за человек был мой отец?»

Какие черты ему присущи? Что можно о нём сказать? (прочитайте начало этой главы)

- Что вы можете сказать о характере отца? Какие художественные детали создают психологический портрет отца?

Вывод: Показывая отца, Толстой выразил внутреннюю неустроенность и беспокойство, которые герой переживал как душевный конфликт

Отвечают на вопросы:

Отец: внешне не красивый, но обаятельный. Ему присущи тонкие манеры, изысканный вкус

Воспитанность и эгоизм, всё измеряется на весах личной выгоды

Коммуникативные: построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, владение диалогической формы речи

Регулятивные: выполнение учебных действий в громкоречевой и умственной форме

  1. Постановка учебной задачи

Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию:

- Как характеризует Толстой детство? Какие эпитеты он употребляет, говоря о детстве?

- Найдите в тексте риторические фигуры. Какова их роль?

- От чего зависит, «вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила вера, которыми обладаешь в детстве»?

- Чтобы вернулось подобное мироощущение, человек должен в душе бережно хранить дар любви

Служат для усиления выразительности речи. Герой не верит в то, что бесследно проходит эта чудесная пора искренних восторгов и любви

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: постановка вопросов

Познавательные: формулирование познавательной цели

  1. Закрепление

Устанавливает осознанность восприятия. Попробуйте восстановить фразу писателя

Толстой любил повторять: «Чтобы быть счастливым, надо одно –

любить всех и всё, раскидывать во все стороны паутину любви: кто попадётся, того и брать»

Коммуникативные: построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, владение диалогической формы речи, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные: контроль, оценка правильности выполнения действий

  1. Рефлексия деятельности (итог урока)

Организует рефлексию.

- Итак, какие чувства пробуждают в вас герои повести «Детство» и их поступки?

Каков мир окружающих Николеньку людей

Каковы взаимоотношения Николенки с близкими людьми?

- Каким вы себе представляете главного героя?

Герой вспоминает самых близких ему людей, пытаясь сохранить в себе человек. Человек должен стремиться к самосовершенствованию, его жизнь должна быть наполнена любовью

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные: рефлексия

Личностные: стремление к самосовершенствованию

  1. Домашнее задание

Прочитать рассказ «Бедные люди» и пересказать, ответить на вопросы на с. 32 - 33


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Анализ глав повести Л. Н. Толстого «Детство» Урок литературы в 6 классе

Слайд 2

«Я очень далёк от веселия… но я столь же далёк от скуки, потому что занят, но, кроме того, я вкушаю ешё более высокое, более сильное удовольствие… Это сознание спокойной совести, сознание более высокой, чем прежде, оценки самого себя, сознание движения во мне добрых великодушных чувств. Было время, когда я тщеславился моим умом, моим положением в свете, моим именем, но теперь я знаю, я чувствую, что если есть во мне что-нибудь хорошее и что если есть за что благодарить провидение, так это за доброе сердце, чувствительное и способное любить» Л. Толстой

Слайд 3

Анализ главы « Maman » - С каким чувством вспоминает Николенька свою мать? - Какой он её показывает? Через какие детали? Как эти качества отражаются в портрете m а m а n : в её глазах, улыбке , голосе?

Слайд 4

Анализ главы «Что за человек был мой отец?» - А каким показан отец в главе «Что за человек был мой отец?» - Какие черты ему присущи? Что можно о нём сказать? (прочитайте начало этой главы) - Что вы можете сказать о характере отца? Какие художественные детали создают психологический портрет отца?

Слайд 5

Анализ главы «Детство» - Как характеризует Толстой детство? Какие эпитеты он употребляет, говоря о детстве? - Найдите в тексте риторические фигуры. Какова их роль? - От чего зависит, «вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила вера, которыми обладаешь в детстве»?

Слайд 6

Продолжите фразу «Чтобы быть счастливым, надо одно – любить всех и всё, раскидывать во все стороны паутину любви: кто попадётся, того и брать » Л. Н. Толстой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....

Технологическая карта урока литературы 8 класс

Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».      ТДЦ:       Обучающий аспект: расширить знания...

Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)...

Технологическая карта урока литературы 6 класс.

Технологическая карта составлена в соответствии ФГОС. Тип урока - урок "открытия" нового знания. На уроке используется самостоятельная работа по группам и индивидуальная....

технологическая карта урока литературы 8 класс

технологическая карта урока литературы по роману В.А.Каверина "Два капитана" к  фрагменту  видеоматериала...

технологическая карта урока литературы 5 класс

Данная технологическая карта составлена к уроку литературы в 5 классе "Басня - к мудрости ступенька". Карта учитывает требования ФГОС. Технологическая карта была использована на открытом уроке....

Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»

Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...