Технологическая карта урока литературы в 6 классе по повести Л. Н. Толстого "Детство"
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Анализ глав "Маман", "Чтоза человек мой отец", "Детство" из повести Л. Н. Толстого "Детсво"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_povesti_.docx | 17.36 КБ |
analiz_povesti_detstvo.pptx | 2.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы в 6 классе от 18. 01. 18
Тема: Л. Н. Толстой. «Детство». Анализ глав «Маман», «Что за человек был мой отец», «Детство»
Цель: уметь работать с текстом, находить ключевые слова, пересказывать текст.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Орг. момент | Включает в деловой ритм. На слайде начало фразы Л. Н. Толстого: «Я очень далёк от веселия… но я столь же далёк от скуки, потому что занят, но, кроме того, я вкушаю ешё более высокое, более сильное удовольствие… Это сознание спокойной совести, сознание более высокой, чем прежде, оценки самого себя, сознание движения во мне добрых великодушных чувств. Было время, когда я тщеславился моим умом, моим положением в свете, моим именем, но теперь я знаю, я чувствую, что если есть во мне что-нибудь хорошее и что если есть за что благодарить провидение, так это за доброе сердце, чувствительное и способное любить» - Какие слова обращают внимание на себя внимание в этих воспоминаниях? | Настраиваются на восприя-тие учебного материала. Высказывают своё мнение Доброе сердце, чувстви-тельное и способное лю-бить | Личностные: формирование ценностных ориентиров на основе: развития познаватель-ных интересов, учебных мотивов: формирования границ собственного знания и «незнания» |
| -Воплощением добра и любви Толстой считал свою маму. Именно её образ является центральным в этом произведении. - С каким чувством вспоминает Николенька свою мать? Какой он её показывает? Через какие детали? Выразительно прочитайте описание матери «Когда я стараюсь вспомнить матушку» до слов «что-то общее выражение ускользает от меня» - Какие слова являются ключевыми в данном описании? Итак, Толстой всегда искал идеал совершенства, составляющими которого являются доброта и любовь. - Как эти качества отражаются в портрете маман: в её глазах, улыбке, голосе? Найдите эти описания и в главе «Детство». - А каким показан отец в главе «Что за человек был мой отец?» Какие черты ему присущи? Что можно о нём сказать? (прочитайте начало этой главы) - Что вы можете сказать о характере отца? Какие художественные детали создают психологический портрет отца? Вывод: Показывая отца, Толстой выразил внутреннюю неустроенность и беспокойство, которые герой переживал как душевный конфликт | Отвечают на вопросы: Отец: внешне не красивый, но обаятельный. Ему присущи тонкие манеры, изысканный вкус Воспитанность и эгоизм, всё измеряется на весах личной выгоды | Коммуникативные: построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, владение диалогической формы речи Регулятивные: выполнение учебных действий в громкоречевой и умственной форме |
| Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию: - Как характеризует Толстой детство? Какие эпитеты он употребляет, говоря о детстве? - Найдите в тексте риторические фигуры. Какова их роль? - От чего зависит, «вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила вера, которыми обладаешь в детстве»? - Чтобы вернулось подобное мироощущение, человек должен в душе бережно хранить дар любви | Служат для усиления выразительности речи. Герой не верит в то, что бесследно проходит эта чудесная пора искренних восторгов и любви | Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: постановка вопросов Познавательные: формулирование познавательной цели |
| Устанавливает осознанность восприятия. Попробуйте восстановить фразу писателя Толстой любил повторять: «Чтобы быть счастливым, надо одно – любить всех и всё, раскидывать во все стороны паутину любви: кто попадётся, того и брать» | Коммуникативные: построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, владение диалогической формы речи, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные: контроль, оценка правильности выполнения действий | |
| Организует рефлексию. - Итак, какие чувства пробуждают в вас герои повести «Детство» и их поступки? Каков мир окружающих Николеньку людей Каковы взаимоотношения Николенки с близкими людьми? - Каким вы себе представляете главного героя? Герой вспоминает самых близких ему людей, пытаясь сохранить в себе человек. Человек должен стремиться к самосовершенствованию, его жизнь должна быть наполнена любовью | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Познавательные: рефлексия Личностные: стремление к самосовершенствованию | |
| Прочитать рассказ «Бедные люди» и пересказать, ответить на вопросы на с. 32 - 33 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Я очень далёк от веселия… но я столь же далёк от скуки, потому что занят, но, кроме того, я вкушаю ешё более высокое, более сильное удовольствие… Это сознание спокойной совести, сознание более высокой, чем прежде, оценки самого себя, сознание движения во мне добрых великодушных чувств. Было время, когда я тщеславился моим умом, моим положением в свете, моим именем, но теперь я знаю, я чувствую, что если есть во мне что-нибудь хорошее и что если есть за что благодарить провидение, так это за доброе сердце, чувствительное и способное любить» Л. Толстой
Анализ главы « Maman » - С каким чувством вспоминает Николенька свою мать? - Какой он её показывает? Через какие детали? Как эти качества отражаются в портрете m а m а n : в её глазах, улыбке , голосе?
Анализ главы «Что за человек был мой отец?» - А каким показан отец в главе «Что за человек был мой отец?» - Какие черты ему присущи? Что можно о нём сказать? (прочитайте начало этой главы) - Что вы можете сказать о характере отца? Какие художественные детали создают психологический портрет отца?
Анализ главы «Детство» - Как характеризует Толстой детство? Какие эпитеты он употребляет, говоря о детстве? - Найдите в тексте риторические фигуры. Какова их роль? - От чего зависит, «вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила вера, которыми обладаешь в детстве»?
Продолжите фразу «Чтобы быть счастливым, надо одно – любить всех и всё, раскидывать во все стороны паутину любви: кто попадётся, того и брать » Л. Н. Толстой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....
Технологическая карта урока литературы 8 класс
Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». ТДЦ: Обучающий аспект: расширить знания...
Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"
Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)...
Технологическая карта урока литературы 6 класс.
Технологическая карта составлена в соответствии ФГОС. Тип урока - урок "открытия" нового знания. На уроке используется самостоятельная работа по группам и индивидуальная....
технологическая карта урока литературы 8 класс
технологическая карта урока литературы по роману В.А.Каверина "Два капитана" к фрагменту видеоматериала...
технологическая карта урока литературы 5 класс
Данная технологическая карта составлена к уроку литературы в 5 классе "Басня - к мудрости ступенька". Карта учитывает требования ФГОС. Технологическая карта была использована на открытом уроке....
Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»
Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...