Открытый урок по повести Л.Н. Толстого "Детство"
план-конспект занятия по литературе (7 класс) на тему
На уроке осмысливается содержание художественного произведения, развивается умение анализировать. Толстой - тонкий психолог и знаток души человеческой. Вместе с ребятами прослеживаем путь становления и развития личности. Дети делают вывод, что именно благодаря любви, согласию, сопереживанию, т. е. той нравственной атмосфере, в которой жил Николенька, в нём формируются лучшие качества: высокая нравственность, требовательность к себе, доброта, благородство. Важно, чтобы дети поняли, в чём нравственная позиция Л. Н. Толстого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок литературы "Детство в изображении Л. Н. Толстого" | 23.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок литературы в 7 г классе
Тема: Детство в изображении Л.Н Толстого. Повесть Л.Н Толстого «Детство». (обобщающий урок.) (главы из повести).
Цель: обучающие: обучение элементам анализа художественного произведения; обобщение знаний уч-ся по главам из повести «Детство» Л.Н Толстого («Maman», «Что за человек был мой отец?» «Классы», «Наталья Савишна», «Детство»; развивающие: осмыслить взаимоотношения взрослых и детей в дворянской семье; дать характеристику герою; поделиться впечатлениями о самостоятельно.) прочитанных главах из повести «Детство»;
воспитывающие: воспитывать нравственные ценности : доброту, сочувствие, сопереживание.
Оборудование: предметная газета, портрет писателя, выставка книг писателя, рисунки уч-ся, «Литература 7 класс. учебник-хрестоматия.» Автор-составитель В.Я Коровина, презентация «Детство в изображении Л.Н. Толстого»
Эпиграф: «Ему было близко все человечество»
В.Брюсов.
«Вернутся ли когда-нибудь та свежесть беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели - невинная веселость и беспредельная потребность любви – были единственными пробуждениями в жизни?»
Л.Н. Толстой.
Ход урока.
- Постановка целей и задач урока.
-На сегодняшнем уроке мы узнаем некоторые сведения из биографии Л.Н.Толстого, в частности те, которые нашли отражение на страницах повести «Детство», обсудим главы этой повести, с которыми мы познакомились на страницах учебника, подумаем, чем интересен характер героя и особенности складывающихся его отношений со взрослыми.
II) Сведения из биографии Л.Н.Толстого. Краткий пересказ докладов. (3 уч-ся.) Портрет Толстого. Слайд.
- Рассмотрите внимательно портрет Л.Н. Толстого. Опишите его внешность.(Высокий лоб, умные проницательные глаза, седые волосы, борода и усы, морщины на лбу.)
- Какое представление складывается о писателе. Судя по его портрету? Какой это человек? (Это очень умный, мудрый человек, добрый и благородный).
- Вы правы, ребята. Л. Н. Толстой был, действительно, очень мудрым и благородным человеком, сердечным, добрым, трудолюбивым. Говоря онём, хочется процитировать слова В. Брюсова: «Ему было близко все человечество».
- Более подробно расскажут о Л. Н. Толстом ребята, которые подготовили сообщения о писателе.
- Какие сведения из биографии писателя вам показались особенно интересными?
-Как вы думаете, ребята, почему для Л. Н. Толстого так дорога была Ясная Поляна?
III Словарная работа. На доске написаны слова: привязанность, самопожертвование, сочувствие, согласие.
- Прочитайте слова, написанные на доске. Как вы их понимаете? После обсуждения открываем слайды.
Привязанность- это чувство любви, привыкания к человеку, когда человек не мыслит себя без кого-либо или без чего-либо.
Самопожертвование- это когда человек жертвует собой (своим счастьем или жизнью) ради блага других людей.
Сочувствие- это, когда человек переживает чужое несчастье как своё, помогает людям в беде.
Согласие - взаимопонимание, добрые отношения, мир между людьми.
При обсуждении прочитанных глав пользуйтесь этими словами.
IV Обсуждение и анализ глав повести « Детство». Выборочное чтение. Чтение с доски слов Л.Н. Толстого.
- О чём беспокоится Л. Н. Толстой, когда он думает о детстве?
- О чём повесть «Детство»? (Эта повесть о взаимоотношениях детей и взрослых в дворянской семье.)
- Кто главный герой повести? (Николенька Иртеньев).
- Проследим по прочитанным главам характер главного героя. Как Николенька наблюдает за поведением взрослых, насколько остро чувствует их отноКшение к себе? Чем отвечает им?
- Начнём с образа maman. Какой представляется матушка Николеньке?
- Найдите строки повести, описывающие внешность maman. («Когда я стараюсь вспомнить матушку такою, какою она была в это время, мне представляются только её карие глаза выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый белый воротничок, нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал; но общее выражение ускользает от меня».) (с. 151)
- Отчего лицо матери становилось удивительно прекрасным?
- Что говорит Толстой о красоте лица? Найдите и прочитайте эти строки. (« Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно».) (с. 152)
- Согласны ли вы с этим утверждением? Если, да, то почему?
-Каковы взаимоотношения Николеньки с матерью?
- Вспомните, что ещё говорит герой, вспоминая улыбку матери? Найдите эти слова и прочитайте. («Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе».) (с. 152)
- О чём говорят эти слова?
- Как мама называет Николеньку? (Мой ангел, моя душечка.)
- Чем же он ей отвечает? Как это характеризует его?
- Каким был отец Николеньки и что характерно для него (взаимоотношения его с другими людьми, особенности его одежды, отношение к музыке, книгам, умение говорить)?
- Найдите и прочитайте эпизод из главы «Классы», в котором герой рассказывает о том, как он был наказан. (« Карл Иваныч рассердился, поставил меня на колени, твердил, что это упрямство, кукольная комедия (это было любимое его слово), угрожал линейкой и требовал, чтобы я просил прощенья, тогда как я от слез не мог слова вымолвить; наконец, должно быть, чувствуя свою несправедливость, он ушел в комнату Николая и хлопнул дверью»). (с. 155)
- Николенька слышит разговор Карла Иваныча с Николаем. Карл Иваныч жалуется на несправедливость хозяина, который увозит детей, учиться не доверяя его работе. Какие чувства переживает Николенька?
- Найдите строки, описывающие чувства Николеньки и прочитайте.
(« Я сочувствовал его горю, и мне больно было, что отец и Карл Иваныч, которых я почти одинаково любил, не поняли друг друга; я опять отправился в угол, сел на пятки и рассуждал о том, как бы восстановить между ними согласие ».) (с. 156
- Как характеризуют героя раздумья о Карле Иваныче и отце?
- Кажется ли вам характер Натальи Савишны интересным? Чем?
- Почему она решила не брать вольную?
- Одобряете ли вы её решение? Почему?
- Как проявляются характеры героев в случае со скатертью?
- На чьей стороне вы в этой ситуации?
- Как приходит к герою раскаяние?
-Какие совершаются ошибки главным героем и видит ли он их сам?
-Прежде, чем охарактеризовать Николеньку, вспомним его детские молитвы. О чём молится юный Иртеньев? Найдите эти строки и прочитайте.
(« После этого, как, бывало, придешь наверх и станешь перед иконами, в своем ваточном халатце, какое чудесное чувство испытываешь, говоря: "Спаси, господи, папеньку и маменьку".)
(«Вспомнишь, бывало, о Карле Иваныче и его горькой участи - единственном человеке, которого я знал несчастливым, - и так жалко станет, так полюбишь его, что слезы потекут из глаз, и думаешь: "Дай бог ему счастия, дай мне возможность помочь ему, облегчить его горе; я всем готов для него пожертвовать".)
(« Еще помолишься о том, чтобы дал бог счастия всем, чтобы все были довольны и чтобы завтра была хорошая погода для гулянья, повернешься на другой бок, мысли и мечты перепутаются, смешаются, и уснешь тихо, спокойно, еще с мокрым от слез лицом».)
- Как это его характеризует?
- Итак, давайте охарактеризуем героя повести «Детство». Каким вам представляется Николенька Иртеньев? (Ответы учащихся.)
Вывод (слово учителя): Николенька умён, наблюдателен, обладает живым воображением, постоянно анализирует свои мысли и поступки. Душа Николеньки открыта всем впечатлениям жизни, но в детские годы дети ограничены узким кругом семьи и не выходят за пределы дворянской усадьбы. Николенька начинает замечать недостатки людей своего круга и приходит к мысли о необходимости исправить пороки людские и прежде всего исправить самого себя. Но реальная жизнь то и дело разрушает его мечтания, и Николенька постепенно уступает дурному влиянию своей среды, с ее тщеславием, лицемерием, презрением к незнатным людям, равнодушным, а чаще жестоким отношением к слугам и крепостным.
Николенька ошибается, анализирует свои поступки, страдает из-за совершенных ошибок.
-Каким писателем нам представляется Толстой, судя по его повести «Детство» (Он настоящий писатель, мастер своего дела.)
-Толстой представляется нам глубоким и тонким мастером, психологом. Критика отмечала его исключительную способность передавать тайные, сокровенные мысли и чувства человека.
- Как вы думаете, что интересует Толстого больше: поступок или нравственный смысл?
- Особенностью героя повести «Детство» является то, что он постоянно думает о проявлении своих чувств и часто бывает, по выражению И. Смольникова, «беспощадным к самому себе». Подумайте, всегда ли вы критически оцениваете свои поступки и чувства. Бываете ли вы при этом «беспощадными» к самим себе»? Расскажите об одном из таких случаев.
- Давайте рассмотрим иллюстрацию к главе Наталья Савишна? Такой ли вы себе представляли обстановку, быт?
- А вот какими видят героев повести «Детство» ребята. Рисунки.
- Опишите дом вашего раннего детства, свои отношения со взрослыми, которые вас радовали или огорчали.
V. Письменный ответ на вопрос. Чтение ответов.
VI. Обобщение. Подведение итогов.(Оценки.)
- Какова нравственная позиция Л.Н. Толстого?
- К чему он призывает?
-Какой вам представляется личность писателя?
- Вот, как отзывались о Толстом некоторые писатели. Прочитайте эти слова на слайдах.
«… Нет человека более достойного имени гения, более сложного, противоречивого и во всём прекрасного…» М. Горький.
«… Деятельность его служит оправданием тех упований и чаяний, какие на литературу возлагаются» А. П. Чехов.
«… Толстой, действительно, огромный художник, какие рождаются веками и творчество его кристально чисто, светло и прекрасно» В.Г. Короленко.
- Более подробно вы узнаете о Л. Н. Толстом, прочитав нашу стенгазету и книги, которые перед вами.
«Жизнь и творчество Л.Н. Толстого», Азарова Н., Горохов М.- М. 1978
«Здесь жил и работал Лев Толстой», Щербаков Б. В.- М., 1978.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок "Кайту" повестеның тәэсир көче
Бу дәреснең максаты укучыларда милли үзаң тәрбияләү, аларны яшәү кадерен белергә өйрәтү, гореф- гадәт, йолаларыбызны саклау. Укучыларның әдәби әсәрне мөстәкыйльукый һәм анализлый белү күнекмәләр...
Открытый урок по повести К. Паустовского "Мещерская сторона"
Анализ стихотворений и прозы Паустовского.Знакомство с Паустовским — художественные слова.Анализируя, познать гармонию человека и природы; возбудить чувство прекрасного, наблюдательность, ...
Открытый урок по повести В.Железникова "Чучело". ( 7 класс)
Это методический материал, как провести урок по внеклассному чтению. Повесть Железникова "Чучело" была прочит...
Открытый урок по повести Короленко "В дурном обществе"
Жизнь семьи Тыбурция среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей...
Презентация к открытому уроку по повести Короленко "В дурном обществе"
13 слайдов к конспекту урока по повести Короленко...
Открытый урок по повести Куприна "Гранатовый браслет"
Урок для учащихся 11 класса -комбинированный (русский язык и литература)...
Открытый урок по повести Н. В. Гоголя "Записки сумасшедшего"
Открытый урок по повести Н. В. Гоголя "Записки сумасшедшего" , проведённый в 10 классе. Мастерство писателя в создании многолюдного Петербурга, страшного, бессердечного, в котором "маленьк...