Урок литературы по повести Л.Н Толстого "Детство".
учебно-методический материал по литературе (7 класс) на тему
На уроке использовались следующие образовательные технологии:
- Технология проблемного обучения, позволяющая создавать под руководством учителя проблемные ситуации, что способствовало на уроке активной познавательной самостоятельной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление. Педагогическая проблемная ситуация создавалась на уроке с помощью активизирующих действий, вопросов учителя.
- Технология диалогового обучения. Ценность диалога на данном уроке была в том, что вопросы учителя вызывали у учащихся не только и не столько ответ, сколько вопрос. Учитель и учащиеся выступали на равных. В процессе диалогического общения на уроке учащиеся искали различные способы для выражения своих мыслей. Диалог на уроке стал особой коммуникативной атмосферой, развивающей интеллектуальные и эмоциональные свойства личности. На таких уроках содержание учебного материала усваивается как вследствие запоминания, так и в результате общения.
- Использовались элементы гуманно-личностной технологии, развивающей в учащихся творческие способности, воспитывающей доброту, сопереживание, уважение к личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_statya_detstvo_l.n_tolstoy.docx | 24.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 7 классе по теме:
«Счастливая, невозвратимая пора детства.»
Взаимоотношения взрослых и детей в семье.
(по повести Л.Н Толстого «Детство»).
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №583
Приморского района Санкт-Петербурга
Карнаухова Лариса Вениаминовна,
учитель русского языка и литературы
На уроке использовались следующие образовательные технологии:
- Технология проблемного обучения, позволяющая создавать под руководством учителя проблемные ситуации, что способствовало на уроке активной познавательной самостоятельной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление. Педагогическая проблемная ситуация создавалась на уроке с помощью активизирующих действий, вопросов учителя.
- Технология диалогового обучения. Ценность диалога на данном уроке была в том, что вопросы учителя вызывали у учащихся не только и не столько ответ, сколько вопрос. Учитель и учащиеся выступали на равных. В процессе диалогического общения на уроке учащиеся искали различные способы для выражения своих мыслей. Диалог на уроке стал особой коммуникативной атмосферой, развивающей интеллектуальные и эмоциональные свойства личности. На таких уроках содержание учебного материала усваивается как вследствие запоминания, так и в результате общения.
- Использовались элементы гуманно-личностной технологии, развивающей в учащихся творческие способности, воспитывающей доброту, сопереживание, уважение к личности.
Урок литературы в 7 классе по теме:
«Счастливая, невозвратимая пора детства.»
Взаимоотношения взрослых и детей в семье.
(по повести Л.Н Толстого «Детство»).
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №583
Приморского района Санкт-Петербурга
Карнаухова Лариса Вениаминовна,
учитель русского языка и литературы
Цели урока:
- Осмыслить взаимоотношения взрослых и детей в дворянской семье, проследить за проявлениями различных чувств главного героя;
- Приобщить учащихся к духовным поискам писателя; развивать умение учащихся читать, воспринимать, интерпретировать художественный текст;
- Способствовать воспитанию навыков самоанализа.
Прочитайте первые слова нашей темы. Они принадлежат Л.Н. Толстому.
Детство – сквозная тема русской литературы, тема, равнодушной к которой не оставался ни один русский писатель. И мне бы хотелось чтобы после изучения произведения Л.Н. Толстого вы открыли бы для себя и книги этих прекрасных русских авторов, рекомендованные вам для внеклассного чтения:
- С.Аксаков «Детские годы Багрова-внуки»
- А. Герцен «Былое думы»
- Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы»
- А. Толстой «Детство Никиты»
- И. Шмелёв «Лето Господне»
Вопрос: Давайте вспомним героев повести. Кто они такие?
Семья Иртеньевых:
- Мать – Наталья Николаевна.
- Отец – Петр Александрович.
- Дети: Володя (11 лет).
Николай (10 лет).
Люба(11 лет).
- Гувернёры: Карл Иванович, Мария Ивановна
- Слуги: Наталья Савишна, Николай, Фока.
Вопрос:
Попробуем объяснить значения слов, которые встретились в главах повести. Встретились ли устаревшие слова?
Как вы можете объяснить их значение (кацавейка, чепец, затрапезное «платье»)?
Нравственность – духовные внутренние качества нормы, правила поведения.
Раскаяние – чувство сожаления по поводу совершённого поступка.
Диалектика (души) – явления внутренней жизни, сменяющиеся одно с другим, противоречия, движения, изменения.
Добродетель – положительное нравственное качество; высокая нравственность.
Привязанность – чувство близости, основанное на преданности, симпатии.
Самопожертвование – жертвование личными интересами ради других.
Сочувствие – отзывчивость к несчастью других.
Согласие – дружественное отношение, единодушие.
А теперь обратимся к эпиграфу нашего урока. Как вы поняли метафору?
(Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляется одни, иногда другие)
Вопрос:
Что больше интересует Л.Н Толстого: внешние события или отзвук на них в душе человека? (Внимание автора направлено на мысли, сомнения, переживания героя).
Гл. Маман
Вопрос: Какие события происходят в этой главе?
Их почти нет: дети здороваются с матерью и идут к отцу.
Вопрос: Какой представляется матушка герою повести Николеньке? (Выборочный пересказ).
Обращаем внимание на детали.
Грустная, задумчива – вода льётся из самовара,
Она не видит – встревоженная отъездом детей в Москву – разлука страдания.
Вопрос:
- Когда лицо матушки становилось ещё лучше? (Улыбка).
- Как она относится к Карлу Ивановичу?
- Мими?
- Почему нет ясного портрета? (автобиографическая деталь ранняя смерть матери Л.Н. Толстого)
- (Выводы о матушке: добрая, мягкая, ласковая, чуткая, любит всех.)
Вопрос:
- Как Николенька относится к матушке?
- А автор? Какие художественные приемы используются? – Эпитеты из главы «Детство»: «Звуки её голоса так сладки, так приветливы.»
- Одни звуки эти так много говорят моему сердцу, «чудесная, очаровательная улыбка.» «Грустная, очаровательная улыбка.» «На душе легко, светло и отрадно.» «Мечты исполнены чистой любовью.»
- гл. «Что за человек был мой отец?».(сжатый пересказ)(Он живет для себя, для своих удовольствий, и этим счастлив, хотя по-своему любит жену и детей, но себя – больше. Не сделал карьеры в жизни, нет ни серьезных увлечений, ни цели.)
Гл. «Классы»
Вопрос:
- О чём тревожится Карл Иванович?
- Как реагирует Николенька на услышанное?
- Какие чувства владеют героями?
Ощущение горя, душевной боли, сочувствие Карлу Ивановичу, горячее желание помочь ему, желание согласия между всеми людьми.
Вопрос:
- Как отомстил Карл Иванович за нанесённую обиду?
- А можно ли представить, что добрейший Карл Иванович действительно начнёт мстить?
- Какие чувства владеют Карлом Ивановичем до и после отмщения?
Чувства Карла Ивановича проявляются через действия; глагольная лексика движения чувств: сдвинул брови, швырнул сюртук, черкнул ногтём по книге, рассердился, поставил на колени, угрожал линейкой, требовал, ушел, хлопнул дверью.
После отмщения: «Лицо его не было угрюмо… Оно выражало довольство человека, достойно отомстившего за нанесённую ему обиду.»
Вопрос:
- Какой жизненный урок извлекает из этой истории Николенька?
И близкие, родные люди могут быть с одной стороны несчастными – мать, с другой жесткими – поведение отца по отношению к Карлу Ивановичу.
Гл. «Наталья Савишна»
История появления Натальи Савишны в доме Иртеньевых. (Пересказ)
Вопрос:
- Чем наполнена её жизнь?
- Была ли она счастлива? Ведь барин лишил её возможности быть матерью, женой.
- Озлобилась ли она?
- Что дала ей жизнь вместо семейного счастья? (Любовь всей семьи Иртеньевых).
Эпизод с вольной (пересказ).
- Почему она решила не брать вольную?
Огромная, неисчерпаемая любовь к Наталье Николаевне.
Сцена в комнате Натальи Савишны. Работа с иллюстрацией.
Вопрос:
- Какую сцену изобразил художник?
- Таким ли вы представляли себе героев?
Николенька мечтает.
- Как эти мечты характеризуют самого героя? – Даже в мечтах проявляется доброта, забота мальчика о Карле Ивановиче. Кому ещё можно было рассказать о своих фантазиях, как не самому близкому человеку.
Эпизод со скатертью. (Пересказ)
- Как проявляется характеры героев?
Обратите внимание на деталь – дрожащая рука Натальи Савишны.
- Почему дрожит рука?
- Она боится?
Нет, она обидела ребёнка и сама страдает.
- На чьей стороне автор?
- А вы?
Глагольная лексика движения: выскочила, поймала, начала тереть.
Вопрос:
- Какие ошибки совершает герой и видит ли он их сам?
- Какие чувства владеют героем? (обида, злость, ужас. Перемена чувств: любовь, стыд.)
Выводы:
Наталья Савишна – ей были свойственны любовь к людям, трудолюбие, ум, экономность. Даже через многие годы взрослый Николенька с теплотой вспоминает о ней.
Она научила героя мудрости, истинной любви к людям, бескорыстию, честности, доброте.
Вопрос:
- Какие художественные средства использует автор при рассказе о Наталье Савишне? (Эпитеты: «редкое, чудесное создание была эта старушка. Её бескорыстная, нежная любовь к нам, добрая старушка» и тд…)(«Вся жизнь её была любовь и самопожертвование».)
Выводы о взаимоотношениях в семье Иртеньевых.
Итак, перед нами прошло несколько дней из жизни мальчика.
Вопрос:
- В какой атмосфере жил Николенька?
- Как относились к нему окружающие?
Атмосфера любви, радости, счастья, добрая хорошая семья, но жизнь героя вовсе не лёгкая и беззаботная, в ней есть потрясения.
Отличительная черта мальчика – стремление разобраться в своих чувствах, мыслях, он строго судить свои поступки, пытается разобраться, что дурно, что хорошо.
Вопрос:
- Какие уроки извлекает герой из взаимоотношений в семье? (Добра, любви, сострадания, сердечности.)
Итак, самоуглубление, стремление понять себя и людей – характерная черта, диалектика души героя.
Это – путь к познанию себя, людей, человечества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы по повести А.Платонова «Юшка». Любить «всем теплом и светом свое
Урок по повести А.Платонова «Юшка». тема: " Любить «всем теплом и светом своего сердца».Воспитанию человека, добрых чувств в нем посвящен урок по рассказу А.Платонова «Юш...
Методическая разработка урока литературы. «ПРОБЛЕМАТИКА ПОВЕСТИ В. МАКАНИНА «ЛАЗ»
1) Продолжить знакомство с лучшими образами современной русскойлитературы 2) Овладеть приемами анализа и синтеза при чтении художественноготекста. 3) Вызвать интерес к чтению современной рус...
Конспект урока литературы по повести И.С. Тургенева "Ася" (8 класс)
Урок обобщения и закрепления изученного материала по повести И.С. Тургенева "Ася", работа над художественным своеобразием произведения, постижение авторского замысла, подготовка к творческой работе...
Урок литературы по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Тема: "Связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Своеобразие стиля".
На данном уроке ученики знакомятся с историей происхождения казацких фамилий, определяют связь фамилии с характером её носителя; развиваются творческие способности, умение перерабатывать художест...
Урок литературы по повести А. Платонова "Котлован". "Роль «ключевых» слов-понятий в художественной системе повести".
Технологическая карта урока...
Разработка урока литературы по повести Степана Сарыг-оола "Повесть о светлом мальчике" глава "Шагаа" 7 классе
Урок является продолжением изучения автобиографических произведений. Ребята знакомы с творчеством Л.Толстого и М.Горького.В тувинской литературе это произведение считается одним из щедевров. Оно включ...
Конспект урока литературы по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Тема: Знакомство с героями. Историческая основа повести (глава 1).
Первый урок по повести представляет собой знакомство с героями произведения...