Открытый урок литературы в 10 классе
учебно-методический материал по литературе (10 класс)

Галина Алексеевна Верушкина

Открытый урок литературы в 10 классе по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо". Тип урока: урок – исследования. Тема: "Душа народа русского..." К уроку прилагается презентация.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_nekrasovu_10_kl.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Бояновичская общеобразовательная  средняя школа»

                             Урок – исследование

 по литературе в 10 классе по поэме

Н.А. Некрасова

«Кому на Руси жить хорошо…»

на тему: «Душа народа русского…»

                                                                  Подготовила: Верушкина Г. А.

                                                                учитель русского языка и литературы.      

                                          с. Бояновичи  2018г.

Цель-определить, в чём заключается глубина и духовная мощь русского народа в поэме Н.А.Некрасова« Кому на Руси жить хорошо…»

Задачи:

образовательные:

  1. показать на примерах из текста трудную судьбу крестьянстваРоссии  в пореформенный период;
  2. раскрыть образы крестьян, пользуясь алгоритмом композиционных приёмов создания художественных образов;
  3. доказать народность творчества поэта путём аналитического исследования;

развивающие:

  1. развивать интерес к личности и творчеству А.Н Некрасова;
  2. формировать навыки творческого восприятия и выразительного чтения поэтического текста;
  3. способствовать развитию образного мышления, творческих способностей и познавательной активности учащихся;

воспитательные:

  1. воспитывать любовь к Родине и уважение к историческому наследию России;
  2. пробуждать чувство патриотизма и гражданственности;
  3. укреплять основы духовно- нравственной культуры.

Оборудование: тексты поэмы «Кому на Руси жить хорошо…», компьютер, презентация по теме урока, раздаточный материал.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Добрый день! Ребята, мы начали изучать поэмуН.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо…». Я знаю и хочу поделиться с вами, что Некрасов называл свою поэму самым любимым детищем. А что вы знаете и чем хотите поделиться с нами……

  1. Вступительное слово учителя.

Слайд

Обратите внимание на  картину Г.Г. Мясоедова «Косцы», которая иллюстрирует эпизод поэмы. Отрывокиз поэмы на фоне музыки Чайковского Июль. Песнь Косаря читает…

Какое впечатление вызывает у вас эта картина и музыка? Попробуйте сформулировать, одним словом.

(Красота, широта, труд, радость, раздолье, песня)

Слова, которые вы назвали, составляютобраз русского народа, его души.

        Сообщение темы и цели урока.

 Так и будет звучать тема нашего урока: «Душа народа русского…»

                Эпиграф на доске:

Душа страны – народ,

Душа народа – вера.        

Иеромонах Роман, 2003г.

Слова эпиграфа выражают цель нашего урока:

        - Сегодня на уроке нам предстоит определить, в чём заключается глубина и духовная мощь русского народа в понимании Н.А. Некрасова на материале поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

3.  Актуализация знаний учащихся по теме.

        - Собирательный образ русского народа в поэме складывается из вполне конкретных образов крестьян.

        - Назовите представителей крестьян в поэме.

(Семь странников,Яким Нагой, ЕрмилГирин, Савелий, Матрёна…)

4. Организация исследовательской деятельности учащихся по теме урока.

-Каждый из этих образов несёт определенные черты характера, чтобы узнать чертынужно создать художественный образ крестьян.  Чем мы сейчас свами займёмся путём исследуя каждый образ из народа..

В какой части поэмы мы впервые встречаема с крестьянами?

Семь странников сошлися и заспорили,

Кому живётся весело, вольготно на Руси…

Итак, первый образ из народа 7 странников

                У вас на парте есть алгоритм, основанный на композиционных приёмах создания художественного образа, а именно образа семи странников.

-Первым шагом -портретная характеристика героев. (Разный тип людей, объединённых принадлежностью к крестьянскому сословию).

-Вторым шагом - характеристика героев через речь. (Сказочность речи).

-Третьим шагом является - художественная деталь. ( Дорога).

-Четвёртым шагом- взаимодействие 7 мужиков с другими персонажами. (Спор).

-Итогом алгоритма является конкретный образ с определёнными чертами, раскрывающими его характер. (Странники).

–В образе странников проявляется такая черта русского народа, как правдоискательство.

        -А упорство характеризуется такой фразой:

Мужик, что бык….

Всяк на своём стоит.

 Черты русского народа: Правдоискательство и упорство

 (Слайд ).

-Автор даёт характеристику героям, нацеливающую на дальнейшее восприятие образов.

-Сейчас, пользуясь текстом поэмы, алгоритмом композиционного приёма создания художественных образов, вы продолжите самостоятельно анализировать образы крестьян, разделяясь на группы:

1группа-  образ Якима Нагого; (гл. «Пьяная ночь»)

2группа- образ ЯрмилыГирина;(гл. «Счастливые»)

3группа- образ Савелия-богатыря святорусского

1 группа

Яким Нагой-представитель крестьян, с которым мы встречаемся в главе «Пьяная ночь).

-На примерах из текста раскройте образ Якима.

-Первый шаг -портретную характеристику Якима Нагого: (Яким, старик убогонький …)

-Второй шаг -речевая характеристикаЯкима («говорящая фамилия»).

-Третий шаг-художественная деталь- (картиночки).

-Четвёртый шаг-удивление крестьян поступком героя.

-Итог: тяга к красоте, чувствительность, наивность.

Черты характера Якима (русского народа) -тяга к красоте, чувствительность, наивность, талантливость.

        ЕрмилГирин       2 группа

                Какие слова наиболее ярко отражают характер Ермилы? (Честность, справедливость)

         Зачитайте отрывок из поэмы.

         Итог: черты характера ЕрмилыГирина- честность, справедливость, отзывчивость, доброта.

3 группа.

Савелий – богатырь святорусский

        - Только русская земля рождает таких богатырей. Обратимся к образу Савелия – богатыря святорусского. Какие слова отражают характер богатыря - святорусского? ( Сила духа, свободолюбие, доброта).

Итог: Черты характера Савелия-богатыря святорусского -(Сила духа, свободолюбие, доброта).

 -Выразительно прочитайте отрывок из поэмы. Эти слова убеждают нас в богатырской силе духа Савелия.

                                Разминка

Кто больше?

1.Назовите названия деревень, из которых явились мужики? (Заплатово, Знобишино, Дыряево, Разутово, Горелово, Неелово, Неурожайка).

 2.Назовите имена героев поэмы? (Роман, Демьян, Иван, Митродор , старик Пахом,Пров,Лука).

 3.Кому, по мнению героев поэмы, живется весело, вольготно на Руси? (помещику, чиновнику, попу, купцу, вельможному боярину, министру государеву, царю).

Вывод: Через что раскрывается характер героев из поэмы?

        -Характер героев раскрывается через портрет, речь, художественные детали, взаимодействие героев сдругими персонажами.

Характер в свою очередь раскрывает внутренний мир героев, их душу.

-Теперь объединим все черты, составляющие духовные начала народа, в одно понятие: душа народа русского.

5.Творческая работа.

-Я предлагаю вернуться к началу урока и обратить внимание на эпиграф. Как вы понимаете слова эпиграфа? (В душе человек сохраняет веру в Бога, в любовь, в добро). Сейчас мы выполним небольшую творческую работу. На слайде вы видите предложения, начатые мной. Ваша задача закончить мысль.

Творческую работу. Закончи мысль…

Н. А. Некрасов, создавая образы крестьян, хотел донести до читателя мысль о том, что… главное богатство России- народ.

Проявления величия русской души поэт отразил в… силе духа, свободолюбии, долготерпении, доброте и справедливости.

Какая почва добрая-

Душа народа русского…,- писал Н.А. Некрасов, и мы убеждаемся в… глубине и духовной мощи русского народа.

VII.  Рефлексия. Создание коллажа как итог урока.

-Если условно изобразить русскую душу, какие элементами-символами вы воспользуетесь? (Поле- широта, колокола- красота, стремление к светлому, образ Георгия Победоносца- сила, непобедимость духа). На чём же стоит земля русская?

-Каждый из нас частица великого русского народа!  Поэтому будущее России зависит от того, какие духовные приоритеты мы для себя определим, по какому пути пойдём!

VIII. Домашнее задание.

Перечитать 3 часть поэмы «Пир-на весь мир»; по алгоритму создать художественный образ Гриши Добросклонова, выделить основные черты характера Гриши и соотнести их с характерами крестьян. Что нового появляется в характере Гриши?

IX. Выставление оценок учащимся, применяя таблицы самооценки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературы 10 класс. ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.

ТЕМА:  Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда».  Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет. Тип урока: урок изучения нового материала. ЦЕЛЬ:...

Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»

Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки  сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...

Открытый урок литературы 7 класс. "Тихая моя Родина".

Форма проведения: урок-мастерская. Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение. Тема: «Тихая моя Родина»...

Открытый урок в 6 классе по литературе. Тема урока « Уходит жизнь – приходит память. И память возрождает жизнь»

Урок посвящается детскому писателю Альберту Анатольевичу Лиханову и его роману « Мой генерал»...

Открытый урок литературы в 5 классе по повести В.Г.Короленко « В дурном обществе» Тема урока: Васина дорога к правде и добру.

Открытый урок литературы в 5 классе  по  повести  В.Г.Короленко « В дурном обществе»Тема урока: Васина дорога к правде и добру....

Открытый урок. Литература. 11 класс. Урок - читательская конференция по рассказам В.М. Шукшина.

Активизируя познавательную деятельность учащихся, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу. В своей работ...