РУССКИЕ ПОЭТЫ ХХ ВЕКА О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ
план-конспект урока по литературе (7, 8 класс)
Предварительный просмотр:
РУССКИЕ ПОЭТЫ ХХ ВЕКА О РОДИНЕ,
РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ
Цели урока: познакомить учащихся с русскими поэтами ХХ века, рассказывающими о красоте родной природы, о родине и о себе; учить анализировать стихи, осмысливая прочитанное; работать над выразительным чтением.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Работа по теме урока.
Звучит классическая музыка (например произведения Антонио Вивальди).
1. Беседа по вопросам.
– На страницах вашего учебника напечатаны стихи русских поэтов ХХ века. Прочитаем их имена.
– Какие из этих имен вам уже знакомы? Произведения каких поэтов вы изучали в классе, читали самостоятельно?
– Вспомним изученные ранее стихотворения уже известных нам поэтов.
(Чтение 2–3 стихотворений.)
– Прочитайте самостоятельно предложенные стихотворения. Подумайте, какое из них отзывается в вашем сердце, какое вам бы хотелось выучить наизусть, обсудить?
2. Выразительное чтение стихотворения Ин. Анненского «Снег» с последующим его обсуждением.
1) Выпишите из стихотворения все встретившиеся вам эпитеты. Какую роль они играют в создании центрального образа?
2) Определите размер данного стихотворения.
3. Работа над стихотворениями Мережковского.
1) На какие чувства читателя воздействует Д. Мережковский в стихотворении «Родное»? Какие языковые единицы «выполняют» эту задачу?
2) А как вы поняли строчку последней строфы «Здесь – тише радость и спокойней горе»?
3) Где, по мнению автора, сосредоточена гармония? (Стихотворение «Не надо звуков».) Чему следует учиться у природы?
4. Обсуждение стихотворений Н. Рубцова.
1) Какой образ Руси предстал перед вами в стихотворении Рубцова «По вечерам»? Как вы поняли смысл названия?
2) Какова тема и идея этого стихотворения? А стихотворения «Встреча»?
3) Определите размер стихотворения «Встреча».
5. Обучение анализу стихотворений.
1) Слово учителя, чтение стихотворения Н. Заболоцкого «Я воспитан природой суровой...»
Я воспитан природой суровой,
Мне довольно заметить у ног
Одуванчика шарик пуховый,
Подорожника твердый клинок.
Чем обычней простое растенье,
Тем живее волнует меня
Первых листьев его появленье
На рассвете весеннего дня.
В государстве ромашек, у края,
Где ручей, задыхаясь, поет,
Пролежал бы всю ночь до утра я,
Запрокинув лицо в небосвод.
Жизнь потоком светящейся пыли
Все текла бы, текла сквозь листы,
И туманные звезды светили,
Заливая лучами кусты.
И, внимая весеннему шуму,
Посреди очарованных трав,
Все лежал бы и думал я думу
Беспредельных полей и дубрав.
Надеюсь, вы вспомнили некоторые особенности поэзии Заболоцкого, его лаконичность, метафоричность, взаимопроникновение образов природы и чувств человека.
Сегодня мы познакомимся с еще одним стихотворением этого поэта и попытаемся осмыслить, разобраться в нем.
2) Выразительное чтение стихотворения «Вечер на Оке» учителем или подготовленным учеником.
3) Анализ стихотворения Н. Заболоцкого «Вечер на Оке».
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
В этой строфе нет нарочито поэтических слов и выражений. Создается впечатление, что это вовсе не поэтический текст, а отрывок какой-нибудь лекции по искусству, ее тезис, идея, которая будет доказываться в ходе рассуждения. И в то же время мы чувствуем, что каждое слово стоит на единственно возможном для него месте, и вся фраза максимально точно выражает мысль о том, что очарованье русского пейзажа доступно не каждому человеку (об этом говорил и русский писатель К. Г. Паустовский). Вместе с мыслью строфа содержит туго скрученную пружину чувства, которая будет разворачиваться в следующих строфах.
– Каков размер стихотворения?
Перед нами строгий 5-стопный ямб, несколько смягченный пиррихиями (пропуск ударения в стопе ямба или хорея).
Рифмы богатые. На протяжении всего стихотворения рифма перекрестная.
– Отметьте аллитерацию в двух первых строках:
С утра обремененная работой,
Трудом лесов, заботами полей,
Природа смотрит как бы с неохотой
На нас, неочарованных людей.
Что-то странное чудится нам в самой постановке вопроса. Размышляя, мы начинаем понимать, что поэт показывает нам человека, не обремененного работой, который не обращает внимания на природу. Именно природа у Заболоцкого работает, трудится: разворачивает новые листья на деревьях, выгоняет травы, создает плоды. Природа занята ежедневной, обыденной, не видной человеческому глазу работой, она как цельное существо со своим разумом и самосознанием не хочет замечать «нас, неочарованных людей», не подверженных ее чарам; вышедших из ее лона, но порвавших с нею связь.
И лишь когда за темной чащей леса
Вечерний луч таинственно блеснет,
Обыденности плотная завеса
С ее красот мгновенно упадет.
С наступлением вечера природа словно приоткрывает свою тайну, помогает ему проникнуть в чудо. В строфе появляются не только определения, но именно эпитеты. Ощущение тайны передается и с помощью звукописи.
Вздохнут леса, опущенные в воду,
И, как бы сквозь прозрачное стекло,
Вся грудь реки приникнет к небосводу
И загорится влажно и светло.
С помощью олицетворений автор «оживляет» природу, но он не очеловечивает её: напротив, мы чувствуем, что это человек приближается к природе, к её постижению; что лесам свойственно вздыхать, опускаясь в воду, а реке – приникать грудью к небосводу. Вся строфа представляет собой развернутую метафору, включающую в себя сравнение и сплавленную с олицетворением: по существу речь идёт об отражении деревьев и закатного неба в воде, но поэт как бы переворачивает картину, и мы с естественного языка образов с трудом переводим на язык рациональности.
В первой строке настроение создаётся повторением гласных [о] и [у], во второй строке «работает» согласный звук [к], создавая ощущение твёрдой преграды, препятствия. Затем чувства словно прорываются через эту преграду, наполняются звучанием, сонорностью: «грудь реки приникнет». В конце третьей и в четвертой строке появляется звучный [в] и его сочетания с сонорным [л], передающее ощущение насыщенности и силы.
Вернемся к первой строфе и сравним ее изобразительную скупость с богатством четвертой строфы. Мысль, заложенная в начале, ярко и стремительно разворачивается в образах. Художественная форма наполнена глубоким смыслом.
Из белых башен облачного мира
Сойдет огонь, и в нежном том огне,
Как будто под руками ювелира,
Сквозные тени лягут в глубине.
Небо превращается в таинственный мир, где облака – белые башни, из которых нисходит на землю закатный свет – нежный огонь (развернутая метафора). Аллитерация создает ощущение пластичности первой строки. Во второй строке «работает» звук [o]. Природа рисует не на поверхности, а в глубине реки тончайшие картины, создаёт yзopы с точностью и изяществом ювелира, тем самым поверхность реки уподобляется драгоценному камню: одно сравнение вызывает сложный ассоциативный ряд. На память приходят драгоценные геммы с изящными изображениями, проступающими словно бы из глубины камня.
И чем ясней становятся детали
Предметов, расположенных вокруг,
Тем необъятней делаются дали
Речных лугов, затонов и излук.
Мы привыкли к тому, что деталь противопоставлена широте. Так, например, фотографируя крупно какой-нибудь цветок, мы знаем: то, что на заднем плане, выйдет несколько размыто. С другой стороны, если мы будем фотографировать панораму, то детали не будут видны с ясностью и точностью.
Начало шестой строфы – «И чем ясней становятся детали...» – словно готовит нас к этому противопоставлению, в том числе и своей «непоэтической, научной лексикой («детали», «предметы»), но всё оказывается иначе: дали делаются необъятными, то есть более глубокими; не размытыми, а тоже более четкими.
Горит весь мир, прозрачен и духовен,
Теперь-то он поистине хорош,
И ты, ликуя, множество диковин
В его живых чертах распознаешь.
В творчестве зрелого Заболоцкого природа одухотворена изначально, и человек, находясь с природой в сложных отношениях, может приобщиться к её высокой духовности, неразрывно связанной с рождением новой жизни. В последней строфе стихотворения звучит торжественная, ликующая мелодия мира.
Человек – не существо, которое пытается навязать бездушной природе свои житейские категории. Человек, пытающийся познать природу, насыщенную и одухотворенную в своем постоянном творении жизни, человек, ощущающий своё неразрывное единство с ней, – вот образ, которым заряжена поэзия Заболоцкого.
Мы видим, что Заболоцкий начинает стихотворение с мысли, которая разворачивается в образ. Образ расширяется до мелодии, заполняющей душу человека. В этом стихотворении ярко выражена формула поэтического творчества Заболоцкого: мысль – образ – музыка. Музыка – не выражение душевных тайн личности, но гармония всеобщей жизни («Жизнь потоком светящейся пыли...», «Горит весь мир, прозрачен и духовен...»).
Завершая работу, расставляем логические ударения, ищем интонации и готовим выразительное чтение этого стихотворения.
4) Анализ стихотворения Н. Рубцова «Привет, Россия – родина моя!».
Выразительное чтение стихотворения.
– Какие ассоциации вызывает у вас это стихотворение? Какие картины представляются вам?
– Какие слова кажутся вам редкими, вызывают ощущение близкой старины?
– Как вы думаете, почему в стихотворении много восклицательных предложений?
– Каков размер стихотворения, способ рифмовки?
– Найдите примеры аллитерации. Какую роль играет она в стихотворении? Какую мелодию создает?
– Почему в первых строках II строфы трижды повторяется предлог «по»? Какое впечатление этим создается?
Строки:
Я сильный был, но ветер был сильней,
И я нигде не мог остановиться, –
связаны с биографией Рубцова. В раннем детстве он остался сиротой. Мать умерла во время войны, след отца потерялся на фронте в 1944 году. Судьба сложилась так, что он почти всю жизнь не имел своего угла, порой скитался от села к селу, от деревни к хутору, просясь на ночлег, а то и располагаясь в стоге сена где-нибудь под звездами. Живя в заброшенных деревнях или ночуя в поле, он чувствовал себя ближе к Богу. Об ощущении близости к высшему миру говорят строки:
Как миротворно в комнату мою
По вечерам закатывалось солнце!
«Изба в лазурном поле» у Рубцова – это не конкретный дом, а, скорее, символ мирного жития. Само выражение напоминает нам описание какого-то старинного герба.
Ясная мелодия разливается свободно в последней строфе. Чтобы проникнуть хотя бы немного в тайну этой мелодии, разберем последнее предложение синтаксически: Простор дышал, веял, ликовал (при подлежащем три однородных сказуемых); кроме того, однородные определения и две пары однородных дополнений. Такое строение предложения в сочетании с аллитерацией, эпитеты, объединенные антитезой, мысль о счастье и покое – все это создает неповторимое очарование рубцовской поэзии.
Домашнее задание: выучить одно из проанализированных стихотворений наизусть; нарисовать иллюстрацию к стихотворению Н. Заболоцкого «Вечер на Оке»; ответить на вопросы учебника; опережающее задание: прочитать главы из романа «Айвенго» В. Скотта; подготовить тест о жизни и творчестве В. Скотта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок "Русские поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе"
Пробудить интерес учащихся к поэзии – помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроение, чувства поэта....
Конспект урока "Поэты XX века о Родине, родной природе и о себе"
Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Урок-практикум, рассчитан на самостоятельную работу учащихся. В ходе урока обучающиеся анализируют стихотворения поэтовв XX века....
"Поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе"
Урок литературы на тему "Поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе" построен на анализе стихотворений. Помимо этого ученики, работая в группах, делают к стихотворениям фотографии, объясняя через...
Технологическая карта урока по литературе на тему: «РУССКИЕ ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ».5 класс.
Цели: познакомить учащихся с русскими поэтами XIX века; раскрыть основные темы лирики русских поэтов XIX века; учить восприятию и истолкованию лирического произведения....
Поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе
Тема урока,место урока в общей темеПоэты XIX века о Родине, родной природе и о себе. Тип урокаУрок закрепления знаний, умений и навыков (формирование универсальных учебных действий)Цель урокасоздание ...
Презентация "Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе" (часть 1)
Презентация помогает проиллюстрировать изучаемый материал....
РУССКИЕ ПОЭТЫ ХХ ВЕКА О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ.
ЧЕК - ЛИСТ к уроку литературы в 8 классе, дистанционное обучение...