Технологическая карта урока по литературе на тему: «РУССКИЕ ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ».5 класс.
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Цели: познакомить учащихся с русскими поэтами XIX века; раскрыть основные темы лирики русских поэтов XIX века; учить восприятию и истолкованию лирического произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkie_poety_19_veka_o_prirode_5_klass.docx | 28.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по литературе на тему:
«РУССКИЕ ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ».
Цели: познакомить учащихся с русскими поэтами XIX века; раскрыть основные темы лирики русских поэтов XIX века; учить восприятию и истолкованию лирического произведения.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие познавательной активности учеников; повышение интереса к изучению литературного наследия классиков, уважительное отношение к великому прошлому России, формирование у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе, умение наслаждаться окружающим миром, природой, чувствовать и понимать красоту родного края.
Метапредметные:
- Познавательные: расширить представление детей о поэтическом творчестве русских поэтов XIX века; воспитывать думающего, неравнодушного человека и читателя; формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное, помочь учащимся «войти» в художественный мир поэтов.
- Регулятивные: формирование способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать; развивать навыки переноса знакомых знаний в новую ситуацию.
- Коммуникативные: продолжение работы по формированию умения выражать свои мысли, используя различные художественные средства, формирование умения выразительного чтения, навыка монологической речи и умения отвечать на поставленные вопросы.
Предметные: умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;приобщение к духовно-нравственным ценностям русской классической литературы; формирование умений видеть красоту природы в поэзии; формулирование собственного отношения к поэзии; понимание авторской позиции и свое отношение к ней; осмысленное чтение и адекватное восприятие; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту.
Организация образовательного пространства
- Оборудование: ноутбук, телевизор, учебник, портреты поэтов, иллюстрации, аудиозапись, презентация к уроку.
- Методические приемы: беседа, слово учителя, просушивание аудиозаписи.
- Межпредметные связи: история, живопись, русский язык.
- Формы работы: фронтальная (Ф), в группе (Г), индивидуальная (И)
- Основные литературоведческие термины: стихотворение, строфа, рифма, тема, сравнение, олицетворение, эпитет, метафора.
- Тип урока: развитие речи.
Ход урока
I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности (целеполагание).
Психологический настрой детей на урок. Приветствие учащихся.
II. Мотивация к учебной деятельности.
- Задание:
– Прочитайте высказывания известных людей и выберите наиболее понравившееся. Объясните свой выбор. (Слайд 4)
В природе все одно с другим связано, и нет в ней ничего случайного. И если выйдет случайное явление – ищи в нем руку человека. Михаил Пришвин
Но люблю тебя, родина кроткая! А за что — разгадать не могу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу. Сергей Есенин
Природа... будит в нас потребность любви... Иван Сергеевич Тургенев
Для иных природа — это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж. Для меня природа — это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты. Михаил Пришвин
2. Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.
Слово учителя.
Эпиграфом к уроку я взяла высказывание немецкого филолога и философа Вильгельма Гумбольдта. (Слайд 5)
Природа нравится, влечет к себе и воодушевляет только потому,
что она естественна.
Вильгельм Гумбольдт
– Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? Тема сегодняшнего урока – познакомиться с произведениями поэтов, продолжить работу над выразительным чтением. И сейчас мы познакомимся с замечательными русскими поэтами Ф.И. Тютчевым, А.Н. Плещеевым, И.С. Никитиным, И.З. Суриковым. Какие-то из этих имен вам уже знакомы, какие-то слышите впервые. Но всех этих поэтов объединяет любовь к Родине, стремление в своих стихах показать красоту родной природы.
III. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.
- Работа с литературоведческими терминами. (Слайд 3)
- Стихотворение – написанное стихами произведение, преимущественно небольшого объёма, часто лирическое, выражающее душевные переживания.
- Строфа (гр. strophe – поворот) – группа стихов (строк), составляющих единство. Стихи в строфе связаны определенным расположением рифм.
- Рифма (гр. rhythmos – соразмерность) – созвучие окончаний стихотворных строк.
- Тема (гр. thema) – круг жизненных явлений, изображенных в произведении.
- Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.
- Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.
- Эпитет – (гр. ерitheton – букв.: «приложенное») – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.
- Метафора (гр. metaphora – перенос) – переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.
- Физминутка (выполнение упражнений).
IV. Практикум. Работа с текстами стихотворений.
- Слушаем актерское чтение стихотворений «Зима недаром злится», «Весенние воды» Ф.И. Тютчева.
Беседа по прослушанному.
- Какими словами поэт выражает свое отношение к Весне и Зиме?
- Опишите картины И. Левитана.Какие краски и почему преобладают на этих картинах?
- Прочитайте стихотворения так, чтобы все слушатели почувствовали ваше отношение и к хохотунье Весне, и к ворчливой Зиме.
Беседа по прослушанному.
- Какое чувство вызывает у вас это стихотворение? (Светлое, радостное. Все пробуждается, все наполнено надеждой.) Весна – это всегда радость, ожидание чего-то хорошего.
- Какие образы рисует поэт? Какую картину вы видите?
- Сравните стихотворение А.Н. Плещеева и Ф.И. Тютчева, посвященные весне, весеннему настроению («Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало…», сердечным переживаниям «И сердце сильно так в груди стучит, Как будто ждет чего-то…») бурному пришествию весны («Весна идет, весна идет..»).
- Различаются ли общая тональность, настроение прозвучавших стихотворений Ф.И. Тютчева и стихотворения А.Н. Плещеева? Как вы думаете почему?
- Выразительно прочитайте это стихотворение.
- Слушаем актерское чтение стихотворений И.С. Никитина «Зимняя ночь в деревне», И.З. Сурикова «Зима».
Беседа по прослушанному.
- Какие чувства по отношению к зиме испытывают поэты?
- Какие чувства рождает у вас картина ночного снегопада?
- Какие изобразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры) помогают писателю создать картины родной природы и одновременно высказать свои чувства и настроение?
- -Как можно назвать одним словом описание изображения природы?
«Пейзаж» – французское слово – означает «вид, изображение какой-нибудь местности, картины», «рисунок, изображающий природу». Понятие «пейзаж» из живописи перешло в литературу, поэзию. Стихи, посвященные изображению природы, называют пейзажной лирикой.
- Какие мотивы нашли отражения на картинах русского художника Исаака Левитана? (Слайды 14–17)
- Выразительно прочитайте эти стихотворения.
- Слушаем актерское чтение стихотворений А. Н. Майкова «Ласточки», Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной».
Беседа по прослушанному.
- Какие чувства, кроме грусти, описывают поэты? Примеры.
- Какие краски, звуки, запахи осени помогают поэтам передать свои чувства?
- Какое настроение передаёт музыка?
- Какие впечатления оставляют картины русского художника И. Левитана? (Слайды № 18–20)
- Постарайтесь прочитать стихотворения так, чтобы основная мысль была понятна вашим слушателям.
V. Подведение итогов урока.
1. Обобщение. Работа с учебником-хрестоматией. Чтение раздела «Духовное родство со своей землёй» (с. 283). Рассуждения учащихся на основе впечатлений, полученных от прочитанных стихотворений.
2. Самооценка. Анализ работы учащихся.
3. Домашнее задание. 1. Выучить наизусть 2 стихотворения (по выбору). 2. По желанию: подготовить иллюстрацию к стихотворению
4. Рефлексия. Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится этот урок? Кто узнал новое для себя?
А завершить урок мне бы хотелось словами поэта Владимира Дворянскова: «Родина! Она всегда прекрасна. И в осеннем пламени лесов, и в снежном январском раздолье, и в первых весенних цветах, и в золотом разливе хлебных полей!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок "Русские поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе"
Пробудить интерес учащихся к поэзии – помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроение, чувства поэта....
Конспект урока "Поэты XX века о Родине, родной природе и о себе"
Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Урок-практикум, рассчитан на самостоятельную работу учащихся. В ходе урока обучающиеся анализируют стихотворения поэтовв XX века....
Урок по литературе на тему "Русские поэты 19 века о Родине и родной природе." (5 класс)
Конспект урока литературы в 5 классе на тему "Русские поэты 19 века о Родине и родной природе". Содержит цели и содержание урока. Соответствует УМК В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И Коровина. 3 четв...
Презентация "Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе" (часть 1)
Презентация помогает проиллюстрировать изучаемый материал....
РУССКИЕ ПОЭТЫ ХХ ВЕКА О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ.
ЧЕК - ЛИСТ к уроку литературы в 8 классе, дистанционное обучение...
Дидактический материал. Итоговый тест по литературе по разделу "Поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе", 5 класс
Итоговый тест по литературе по разделу "Поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе", 5 класс...
РУССКИЕ ПОЭТЫ ХХ ВЕКА О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ
Конспект урока литературы...