Интегрированный урок "Русские поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Пробудить интерес учащихся к поэзии – помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроение, чувства поэта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
интегрированный урок литературы , истории и изо | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Родная природа в стихах Я.П.Полонского и Ф.И.Тютчева».
Цель: Пробудить интерес учащихся к поэзии – помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроение, чувства поэта.
Задачи: 1. Совершенствовать умение анализировать поэтический текст, развивать умение эмоционально откликаться на художественное слово, развивать культуру общения и речи.
2. Воспитывать у учащихся чувство прекрасного
Адресат: Обучающиеся 6 класса
Время реализации: 40 минут
Технология: РКМЧП
Методические приёмы: «линии сравнения», «синквейн».
Оборудование: 1)В.П. Полухина. Литература. Учебник – хрестоматия. 6 класс. Ч1.;
2) компьютер и медиапроектор;
3) презентация картин русских художников 19 века о природе, созданная в среде Power Point;
4) музыка П.Чайковского «Времена года»
Тема данного урока входит в цикл уроков, посвящённых разделу программы «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века»
Использование приёмов технологии РКМЧП на данном уроке целесообразно, так как формируется познавательная активность учеников, активизируется их мыслительный процесс, обучающиеся эмоционально воспринимают материал. Линии сравнения с составлением таблицы помогли обучающимся увидеть не только отличительные признаки стихов, но и позволили быстрее и прочнее запомнить информацию и более качественно подготовить домашнее задание, т.к. таблица – готовая памятка, сделанная на уроке. Синквейн помог учащимся резюмировать информацию, изложить мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях, выразить своё отношение к новой информации, полученной на уроке. Эти приёмы способствуют развитию у ребят умения выделять ключевые слова, систематизировать информацию, анализировать, сравнивать и обобщать материал.
Ход урока
I Стадия вызова (время реализации 10 минут)
1.Эпиграф урока: Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф.И.Тютчев
2.Прослушивание аудиозаписи «Времена года» Чайковского и просмотр слайдов картин русских художников 19 века о природе (Шишкин, Куинджи, Ф.Васильев, Левитан, Поленов и др.): с1 по 33 слайд.
3. Вопросы учителя:
- Какие чувства вы испытали при просмотре картин и прослушивании музыки Чайковского?
- Как вы думаете, на какие вопросы можем ответить, изучая сегодняшнюю тему? (Попробуем понять, как неяркий, стройный русский пейзаж может преображаться, являться всякий раз по-новому, волновать и удивлять нас). Запись вопросов на доске.
II Стадия осмысления (время реализации 20 минут)
1. Обращение к эпиграфу урока.
- Какие ключевые слова можно выделить? (Душа, любовь, язык, свобода)
- Какова основная мысль эпиграфа? (Природа – живой организм, живое существо)
Сегодня в этом убедимся, сравнив два стихотворения: Я.П.Полонского «По горам две хмурых тучи…» и Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело».
Обратите внимание на доску. На ней вы видите таблицу с линиями сравнения. Начертите такую же в своих тетрадях. Слова, которые вы будете вписывать в неё по ходу урока, будут периодически «всплывать», чтобы сверить достоверность записей.
2. Выразительное чтение стих-я Полонского «По горам две хмурых тучи» подготовленным учеником или учителем.
3. Беседа с классом:
- Что рисует автор в стих-и? (Летний горный пейзаж; гроза)
- Когда происходит действие? (Вечером)
- Какой художественный приём позволяет зримо представить эту картину? (Аллитерация – сочетание согласных звуков, - раскатистые твёрдые и мягкие «р», благодаря которым мы слышим раскаты грома. Олицетворение – «эхо резко засмеялось», «тучи блуждали», «скала вздохнула». Метафора - «тучи улеглись и обомлели». )
- Выделите и произнесите глаголы в этом стих-и. Какую роль, по-вашему мнению, они играют? (Создают динамику пейзажу; постепенное нарастание и успокоение действия)
- Какое настроение выражено в стих-ии? (Восхищение, тревога)
- Обратите внимание на рифму (АБАБ – перекрёстная)
4. Проверка записей уч-ся в таблице. Уч-ся сверяют свои записи с записями на медиадоске
5. Выразительное чтение учеником или учителем стих-я Тютчева «Неохотно и несмело»
6. Беседа:
- Какую картину рисует поэт? (Приближение грозы)
- Как готовится природа к ней?
- Какие художественные средства использует поэт в стих-и? (Олицетворение «принахмурилась земля», «солнце смотрит», «пыль летит». Метафора «молния пробилась», «молнии струя», «земля потонула». Эпитеты «зеленеющие нивы», «пламень белый и летучий»)
- Обратите на 2 строфу стих-я. Какая часть речи в ней отсутствует? Почему? (Глаголы. Создают ощущение напряжённого ожидания)
-Как передаются в стих-и ощущения, настроение? (От неуверенности, смятения до радости обновления, которая становится определяющим настроением стих-я.
- Определите рифму стих-я? (АБАБ- перекрёстная)
7. Проверка заполнения 2 части таблицы, которую ученики заполняли самостоятельно, опираясь на записи предыдущего стих-я.
В итоге, у обучающихся должна быть составлена следующая таблица
Полонский | Линия сравнения | Тютчев |
Вечерняя гроза в горах | Тема | Приближение грозы днём |
Аллитерация Олицетворение Метафора Эпитет | Художественные средства выразительности | Олицетворение Метафора Эпитет |
Динамика действия | Глаголы | Напряжённость ожидания |
Восхищение тревога | Настроение стихотворения | Смятение радость |
Перекрёстная | Рифма | Перекрёстная |
8. Обобщающий вопрос:
- Похожи ли эти стих-я, описывающие одно природное явление? Какой изображается природа в них? (Живой, одухотворённой)
9. Посмотрите репродукции картин художников (33-42 слайды), которые изобразили на них грозу в природе и ответьте на вопрос:
- Что объединяет эти картины и стих-я Полонского и Тютчева? (Гроза. Краски. Настроение. Способность уловить переменчивость природы)
III Стадия рефлексии (время реализации 10 минут)
Создание синквейна по теме урока. Проверка работ учащихся.
IYДомашнее задание: Самостоятельно проанализировать стих-е Полонского «Посмотри – какая мгла» и стих-е Никитина «Ярко звёзд мерцанье» по тем же линиям сравнения, что и на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Поэты XX века о Родине, родной природе и о себе"
Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Урок-практикум, рассчитан на самостоятельную работу учащихся. В ходе урока обучающиеся анализируют стихотворения поэтовв XX века....
"Поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе"
Урок литературы на тему "Поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе" построен на анализе стихотворений. Помимо этого ученики, работая в группах, делают к стихотворениям фотографии, объясняя через...
Технологическая карта урока по литературе на тему: «РУССКИЕ ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ».5 класс.
Цели: познакомить учащихся с русскими поэтами XIX века; раскрыть основные темы лирики русских поэтов XIX века; учить восприятию и истолкованию лирического произведения....
Поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе
Тема урока,место урока в общей темеПоэты XIX века о Родине, родной природе и о себе. Тип урокаУрок закрепления знаний, умений и навыков (формирование универсальных учебных действий)Цель урокасоздание ...
Презентация "Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе" (часть 1)
Презентация помогает проиллюстрировать изучаемый материал....
РУССКИЕ ПОЭТЫ ХХ ВЕКА О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ.
ЧЕК - ЛИСТ к уроку литературы в 8 классе, дистанционное обучение...
Дидактический материал. Итоговый тест по литературе по разделу "Поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе", 5 класс
Итоговый тест по литературе по разделу "Поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе", 5 класс...