Интегрированный урок "Русские поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Чуклай Татьяна Михайловна

 

Пробудить интерес учащихся к поэзии –  помочь вызвать  зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроение, чувства поэта.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Родная природа в стихах Я.П.Полонского и Ф.И.Тютчева».

Цель: Пробудить интерес учащихся к поэзии –  помочь вызвать  зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроение, чувства поэта.

Задачи: 1. Совершенствовать умение анализировать поэтический текст, развивать умение эмоционально откликаться на художественное слово, развивать культуру общения и речи.

2.  Воспитывать у учащихся чувство прекрасного

Адресат: Обучающиеся 6 класса

Время реализации: 40 минут

Технология: РКМЧП

Методические приёмы: «линии сравнения», «синквейн».

Оборудование:  1)В.П. Полухина. Литература. Учебник – хрестоматия. 6 класс. Ч1.;

2) компьютер и медиапроектор;

3) презентация картин русских художников 19 века о природе, созданная в среде Power Point;

4) музыка П.Чайковского «Времена года»

Тема данного урока входит в цикл уроков, посвящённых разделу программы «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века»

 Использование приёмов технологии РКМЧП на данном уроке целесообразно, так как формируется познавательная активность учеников, активизируется  их мыслительный процесс, обучающиеся эмоционально воспринимают материал. Линии сравнения  с составлением таблицы помогли обучающимся увидеть не только отличительные признаки  стихов, но и позволили быстрее и прочнее запомнить информацию и более качественно подготовить домашнее задание, т.к. таблица – готовая памятка, сделанная на уроке. Синквейн помог учащимся резюмировать информацию, изложить мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях, выразить своё отношение к новой информации, полученной на уроке. Эти приёмы способствуют развитию у ребят умения выделять ключевые слова, систематизировать информацию, анализировать, сравнивать и обобщать материал.

Ход урока

I Стадия вызова (время реализации 10 минут)

1.Эпиграф урока: Не то, что мните вы, природа:

                               Не слепок, не бездушный лик –

                                В ней есть душа, в ней есть свобода,

                                В ней есть любовь, в ней есть язык.

                                                              Ф.И.Тютчев

2.Прослушивание аудиозаписи «Времена года» Чайковского и просмотр слайдов картин русских художников 19 века о природе (Шишкин, Куинджи, Ф.Васильев, Левитан, Поленов и др.):  с1 по 33 слайд.

3. Вопросы учителя:

- Какие чувства вы испытали при просмотре картин и прослушивании музыки Чайковского?

- Как вы думаете, на какие вопросы можем ответить, изучая сегодняшнюю тему? (Попробуем понять, как неяркий, стройный русский пейзаж может преображаться, являться всякий раз по-новому, волновать и удивлять нас). Запись вопросов на доске.

II Стадия осмысления  (время реализации 20 минут)

1. Обращение к эпиграфу урока.

- Какие ключевые слова можно выделить? (Душа, любовь, язык, свобода)

- Какова основная мысль эпиграфа? (Природа – живой организм, живое существо)

Сегодня в этом убедимся, сравнив два стихотворения: Я.П.Полонского «По горам две хмурых тучи…» и Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело».

Обратите внимание на доску. На ней вы видите таблицу с линиями сравнения. Начертите такую же в своих тетрадях. Слова, которые вы будете вписывать в неё  по ходу урока, будут периодически «всплывать», чтобы сверить достоверность записей.

2. Выразительное чтение стих-я Полонского «По горам две хмурых тучи» подготовленным учеником или учителем.

3. Беседа с классом:

- Что рисует автор в стих-и? (Летний горный пейзаж; гроза)

- Когда происходит действие? (Вечером)

- Какой художественный приём позволяет зримо представить эту картину? (Аллитерация – сочетание согласных звуков, - раскатистые твёрдые и мягкие «р», благодаря которым мы слышим раскаты грома. Олицетворение – «эхо резко засмеялось», «тучи  блуждали», «скала вздохнула».  Метафора - «тучи улеглись и обомлели». )

- Выделите и произнесите глаголы в этом стих-и. Какую роль, по-вашему мнению, они играют? (Создают динамику пейзажу; постепенное нарастание и успокоение действия)

- Какое настроение выражено в стих-ии? (Восхищение, тревога)

- Обратите внимание на рифму (АБАБ – перекрёстная)

4. Проверка записей уч-ся в таблице. Уч-ся сверяют свои записи с записями на медиадоске

5. Выразительное чтение учеником или учителем стих-я Тютчева «Неохотно и несмело»

6. Беседа:

- Какую картину рисует поэт? (Приближение грозы)

- Как готовится природа к ней?

- Какие художественные средства использует поэт в стих-и? (Олицетворение «принахмурилась земля», «солнце смотрит», «пыль летит». Метафора «молния пробилась», «молнии струя», «земля потонула». Эпитеты «зеленеющие нивы», «пламень белый и летучий»)

- Обратите на 2 строфу стих-я. Какая часть речи в ней отсутствует? Почему? (Глаголы. Создают ощущение напряжённого ожидания)

-Как передаются в стих-и ощущения, настроение? (От неуверенности, смятения до радости обновления, которая становится определяющим настроением стих-я.

- Определите рифму стих-я? (АБАБ- перекрёстная)

7. Проверка заполнения 2 части таблицы, которую ученики заполняли самостоятельно, опираясь на записи предыдущего стих-я.

В итоге, у обучающихся должна быть составлена следующая таблица

Полонский

Линия сравнения

Тютчев

Вечерняя гроза в горах

Тема

Приближение грозы днём

Аллитерация

Олицетворение

Метафора

Эпитет

Художественные средства выразительности

Олицетворение

Метафора

Эпитет

Динамика действия

Глаголы

Напряжённость

ожидания

Восхищение

тревога

Настроение стихотворения

Смятение

радость

Перекрёстная

Рифма

Перекрёстная

8. Обобщающий вопрос:

- Похожи ли эти стих-я, описывающие одно природное явление? Какой изображается природа в них? (Живой, одухотворённой)

9. Посмотрите репродукции картин художников (33-42 слайды), которые изобразили на них грозу в природе и ответьте на вопрос:

- Что объединяет эти картины и стих-я Полонского и Тютчева? (Гроза. Краски. Настроение. Способность уловить переменчивость природы)

III Стадия рефлексии (время реализации 10 минут)

Создание синквейна по теме урока. Проверка работ учащихся.

IYДомашнее задание: Самостоятельно проанализировать стих-е Полонского «Посмотри – какая мгла» и стих-е Никитина «Ярко звёзд мерцанье» по тем же линиям сравнения, что и на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Поэты XX века о Родине, родной природе и о себе"

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Урок-практикум, рассчитан на самостоятельную работу учащихся. В ходе урока обучающиеся анализируют стихотворения поэтовв XX века....

"Поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе"

Урок литературы на тему "Поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе" построен на анализе стихотворений. Помимо этого ученики, работая в группах, делают к стихотворениям фотографии, объясняя через...

Технологическая карта урока по литературе на тему: «РУССКИЕ ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ».5 класс.

Цели: познакомить учащихся с русскими поэтами XIX века; раскрыть основные темы лирики русских поэтов XIX века; учить восприятию и истолкованию лирического произведения....

Поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе

Тема урока,место урока в общей темеПоэты XIX века о Родине, родной природе и о себе. Тип урокаУрок закрепления знаний, умений и навыков (формирование универсальных учебных действий)Цель урокасоздание ...

Презентация "Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе" (часть 1)

Презентация помогает проиллюстрировать изучаемый материал....

РУССКИЕ ПОЭТЫ ХХ ВЕКА О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ.

ЧЕК - ЛИСТ к уроку литературы в 8 классе, дистанционное обучение...

Дидактический материал. Итоговый тест по литературе по разделу "Поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе", 5 класс

Итоговый тест по литературе по разделу "Поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе", 5 класс...