"Поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Урок литературы на тему "Поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе" построен на анализе стихотворений. Помимо этого ученики, работая в группах, делают к стихотворениям фотографии, объясняя через фото тему и основную мысль стихотворений. Половина урока проводится вне стен школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnaya_priroda_v_lirike_20_veka_5_klass.docx | 18.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 5 классе на тему:
«Русские поэты 19 века о родине, родной природе и о себе»
Урок начинается на улице возле школы.
1. Приветствие. Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами его часть проведем на улице, а часть урока – в классе. Давайте улыбнемся друг другу, нашим гостям, весеннему солнышку и начнем.
2. Актуализация и Целеполагание
Я хочу прочитать вам стихотворение моего любимого поэта Валерия Яковлевича Брюсова, жившего на рубеже 19 и 20 веков. Послушайте стихотворение.
Учитель читает стихотворение Валерия Брюсова «Веснянка»
Лишь на севере мы ценим
Весь восторг весны, —
Весенней неги не обменим
На иные сны.
После долгой ночи зимней
Нежен вешний день,
Ткани мглы гостеприимной
Расстилает тень.
Там, где землю крыл по склонам
Одноцветный снег,
Жжет глаза в лесу зеленом
Молодой побег!
В душу к нам глядит подснежник
Взором голубым;
Даже старый хлам, валежник,
Кажется живым!
Мы весной живем, как дети,
Словно бредим вслух;
В свежих красках, в ясном свете
Оживает дух!
Каждый маю стал союзник
И врагом зимы,
Каждый счастлив, словно узник,
Выйдя из тюрьмы!
Какое настроение у героя этого стихотворения? Почему? Что автор говорит о весне? Какой он видит весну?
Вопросы: Определите тему нашего урока. – Стихотворения русских поэтов о природе.
Какая цель будет сегодня у нас на уроке?
- прочитать стихотворения русских поэтов о весне;
- проанализировать стихи;
- сделать фотографию к стихотворению.
Что вы будете фотографировать? Что надо учесть при фотографировании?
- предметы, которые описывает поэт,
- краски, которые использует поэт,
- может быть, настроение этого стихотворения.
4. Групповая работа.
Ребята, о приходе весны говорили многие русские поэты. Я предлагаю вам почитать стихотворения о весне разных русских поэтов 20 века и сделать к ним фотографию. Работать вы будете в группах. Выбирайте стихотворения. Но прежде чем вы будете делать фото, подумайте над стихотворением и ответьте на вопросы. 5-7 минут вам хватит?
Работа групп на улице (анализ стихотворения + фотографирование)
Стихотворения для анализа:
1. Иван Бунин
Бушует полая вода,
Шумит и глухо, и протяжно.
Грачей пролетные стада
Кричат и весело, и важно.
Дымятся черные бугры,
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом.
А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут,
Что ярким солнечным пятном
По залу «зайчики» трепещут.
Меж круглых рыхлых облаков
Невинно небо голубеет,
И солнце ласковое греет
В затишье гумен и дворов.
Весна, весна! И все ей радо.
Как в забытьи каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И теплый запах талых крыш.
Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой,
А ветер, мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает.
Прочитайте стихотворение, ответьте на вопросы и выполните задания:
1. О чем говорится в этом стихотворении?
2. Какие приметы весны описывает автор?
3. Какие чувства испытывает герой стихотворения?
4. Выразительно прочитайте стихотворение.
5. Сделайте фотографию к стихотворению и ответьте на вопросы:
- почему именно это вы решили сфотографировать?
- какие краски использует поэт и вы на своей фотографии?
Осип Мандельштам
На бледно-голубой эмали,
Какая мыслима в апреле,
Березы ветви поднимали
И незаметно вечерели.
Узор отточенный и мелкий,
Застыла тоненькая сетка,
Как на фарфоровой тарелке
Рисунок, вычерченный метко, —
Когда его художник милый
Выводит на стеклянном блюдце,
В сознании минутной силы
Природа радостно смеется.
Прочитайте стихотворение, ответьте на вопросы и выполните задания:
1. О чем говорится в этом стихотворении?
2. Как автор называет небо и ветви березы на его фоне? Какие художественные средства при этом использует?
3. Какие чувства испытывает герой стихотворения?
4. Выразительно прочитайте стихотворение.
5. Сделайте фотографию к стихотворению и ответьте на вопросы:
- почему именно это вы решили сфотографировать?
- какие краски использует поэт и вы на своей фотографии?
Борис Пастернак
Весна в лесу
Отчаянные холода
Задерживают таянье.
Весна позднее, чем всегда,
Но и зато нечаянней.
С утра амурится петух,
И нет прохода курице.
Лицом поворотясь на юг,
Сосна на солнце жмурится.
Хотя и пАрит и печет,
Еще недели целые
Дороги сковывает лед
Корою почернелою.
В лесу еловый мусор, хлам,
И снегом всё завалено.
Водою с солнцем пополам
Затоплены проталины.
И небо в тучах как в пуху
Над грязной вешней жижицей
Застряло в сучьях наверху
И от жары не движется.
Прочитайте стихотворение, ответьте на вопросы и выполните задания:
1. О чем говорится в этом стихотворении?
2. Какие приметы весны описывает автор?
3. Выразительно прочитайте стихотворение.
4. Сделайте фотографию к стихотворению и ответьте на вопросы:
- почему именно это вы решили сфотографировать?
- какие краски использует поэт и вы на своей фотографии?
Апполон Коринфский
Снег тает, снег бежит ручьями,
Журчат, звенят, поют ручьи;
Сверкают, úскрятся на солнце
Весной рождённые ручьи...
Бегите, быстрые, спешите
От царства холода и сна,
Где нет сердец окаменелых,
Ни омрачённых жизнью лиц!
В поля широкие, в долины —
К другим проснувшимся ручьям,
К другим струям, весной рождённым,
К свободе, к солнцу и к цветам!
Прочитайте стихотворение, ответьте на вопросы и выполните задания:
1. О чем говорится в этом стихотворении?
2. Как автор описывает ручьи? Какое художественное средство при этом использует?
3. Какие чувства испытывает герой стихотворения?
4. Выразительно прочитайте стихотворение.
5. Сделайте фотографию к стихотворению и ответьте на вопросы:
- почему именно это вы решили сфотографировать?
- какие краски использует поэт и вы на своей фотографии?
5. Выступление групп в классе.
6. Итоговые вопросы. Ребята, вы послушали стихи русских поэтов о весне. Как вы думаете, что объединяет эти стихотворения?
- тема одинаковая - про весну,
- авторы очень любят русскую природу, они описывают её красоту.
- ребята, как вы думаете, как можно назвать человека, который так любит родную природу, родную землю? – патриотом.
- мы можем сказать, что авторы стихотворений Иван Бунин, Борис Пастернак, Осип Мандельштам – патриоты?
А чему мы можем у них поучиться?
- любить родину.
7. Ребята, достигли мы целей сегодняшнего урока? Что вы узнали на уроке? Что научились делать?
Спасибо за работу на уроке.
8. Домашнее задание – прочитать стихотворение И.Бунина «Помню – долгий зимний вечер» на стр. 163 и сделать к нему фотографию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок "Русские поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе"
Пробудить интерес учащихся к поэзии – помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроение, чувства поэта....
Конспект урока "Поэты XX века о Родине, родной природе и о себе"
Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Урок-практикум, рассчитан на самостоятельную работу учащихся. В ходе урока обучающиеся анализируют стихотворения поэтовв XX века....
Технологическая карта урока по литературе на тему: «РУССКИЕ ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ».5 класс.
Цели: познакомить учащихся с русскими поэтами XIX века; раскрыть основные темы лирики русских поэтов XIX века; учить восприятию и истолкованию лирического произведения....
Поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе
Тема урока,место урока в общей темеПоэты XIX века о Родине, родной природе и о себе. Тип урокаУрок закрепления знаний, умений и навыков (формирование универсальных учебных действий)Цель урокасоздание ...
Презентация "Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе" (часть 1)
Презентация помогает проиллюстрировать изучаемый материал....
РУССКИЕ ПОЭТЫ ХХ ВЕКА О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ.
ЧЕК - ЛИСТ к уроку литературы в 8 классе, дистанционное обучение...
Дидактический материал. Итоговый тест по литературе по разделу "Поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе", 5 класс
Итоговый тест по литературе по разделу "Поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе", 5 класс...