Основные этапы организации учебной деятельности |
Цель и задачи этапа |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
1. Организационный момент 2 мин | Создание эмоционального настроя на совместную деятельность | - Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку, создает благоприятный психологический климат.
|
| - Приветствуют учителя, настраиваются на работу. |
|
2. Актуализация знаний 4 мин
Элемент проблемного обучения - умение находить проблемную формулировку темы урока
Эвристическая беседа | Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи. | - Предлагает послушать выступление учащейся Гарькиной Зои.
- Организует обсуждение выступления и предлагает сформулировать тему урока. Осуществляет фронтальную беседу по вопросам:
- О чем это стихотворение? - Какие чувства оно у вас вызывает? - Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке и как можно сформулировать тему нашего урока? - Ставит вопрос: Какие цели можем поставить перед собой на уроке?
- Уточняет понимание учащимися темы и поставленных целей урока.
- Организует работу по определению направлений дальнейшей работы на уроке.
- Ребята, любите ли вы читать стихи о Родине и родной природе? - Стихотворения каких поэтов о Родине и родной природе вы знаете? -Природа неразрывно связана с нашей жизнью, и в литературе писатели сопровождают различные состояния души людей природными явлениями. - Выдвигает проблему: Как же подобное происходит в поэзии? Мы попытаемся сегодня в этом разобраться, анализируя и сопоставляя стихотворения Кедрина и Прокофьева «Алёнушка».
| - Прослушивают выступление. - Выдвигают гипотезу. - Под руководством учителя формулируют тему и цели урока, фиксируют проблему. | - Взаимодействуют с учителем во время фронтальной беседы. | - Принимают и сохраняют учебную задачу. - В ходе высказывания мнений учащиеся осуществляют самоконтроль. |
3. Изучение нового материала. Первичное усвоение новых знаний 16 мин
Эвристическая беседа
| Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания изучаемого материала; Усвоение способов, средств, которые привели к определенному выбору. | - Читает стихотворение, дает учащимся установку к дальнейшей работе.
- Догадайтесь, о какой сказочной героине идёт речь:
Нам сказки бабушка читала Про беззаботного Емелю, Про Золушку простую, Про рыбку золотую И про бессмертного Кащея… Но лишь одна пришлась по сердцу. Нам эта сказка часто снится, Мы очень любим слушать, Как братика Ванюшу Спасает старшая сестрица… - С какими видами искусства связана литература?
- Обратимся к картине В. Васнецова «Алёнушка», стр.166.
- Послушаем сообщение С. Башева о творчестве В. Васнецова.
- Кого вы видите на картине? Как художник изобразил Алёнушку? Какие краски использует живописец? Опишите природу?
- С каким чувством В. Васнецов относился к природе?
- С такой же любовью к природе и родине относились поэты 20 века.
- Давайте послушаем стихотворение Дмитрия Борисовича Кедрина «Алёнушка».
(Учебник стр.164) - Словарная работа (стойбище, вотчина, нетленная, омут).
- Прорабатывает с учащимися содержание таблицы, предлагает нарисовать таблицу в тетрадь, контролирует выполнение работы.
№ | Часть плана | Опорная лексика | 1. | Об авторе |
| 2. | Основная тема стихотворения |
| 3. | Основные образы |
| 4. | Главная мысль |
| 5. | Художественные средства, использованные автором |
|
- Стихотворение «Алёнушка» было написано поэтом во время Великой Отечественной войны, когда Кедрин работал во фронтовой газете 6 –ой воздушной армии «Сокол родины». Что этот факт добавляет к пониманию стихотворения?
Знаю, что не раз лихая сила У глухой околицы в лесу Ножичек сапожный заносила На твою нетленную красу… Вывод:Родина не один раз подвергалась нападению, но «все вынесла» и снова поет песню Алёнушки. Глядя на картину Васнецова, поэт не представляет себе конкретную девушку, а видит в героине картины образ Родины.
Физкультминутка
| - Участвуют в эвристической беседе. - Анализируют изучаемый материал, доказывают, аргументируют свою точку зрения. - Фиксируют в таблицу итог обсуждений. | - Взаимодействуют с учителем во время беседы. - Осознанно строят речевые высказывания. - Слушают учителя и других докладчиков. - Воспринимают ответы учащихся. - Участвуют в обсуждении содержания материала. | - Исследуют условия учебной задачи, обсуждают способы решения. |
4. Первичная проверка понимания. 15 мин
Задания по группам по стихотворениям и картине. Поисковый метод.
| Первичный контроль за правильностью выполнения заданных действий; Установление правильности и осознанности изученного материала, выявление пробелов, их коррекция в осмыслении материала. | - Прослушивание стихотворения Прокофьева «Алёнушка».
- Организует деятельность учащихся по дальнейшему планированию работы. Организует учебное исследование. Для выявления первичной проверки понимания учащимися материала им предлагается стать исследователями и самим постараться найти и обобщить материал по А. А. Прокофьеву. Работа с учебником, с текстом стихотворения по плану и поиск информации в интернете (краткая биография писателя) проводится 1 и 2 группами.
- 3 группа по плану сравнивает стихотворения Кедрина и Прокофьева (находи сходства и различия).
- 4 группа сравнивает картину Васнецова и стихотворение Прокофьева «Алёнушка».
- Организует учебное взаимодействие учеников группы и следующее обсуждение составленных моделей.
- Фиксирует ошибки, контролирует заполнение таблицы в тетради, оценивает выполнение каждой операции.
| - Проводят исследование в группах. - Осуществляют работу по выполнению отдельных заданий. - Применяют на практике полученные знания.
| - Учатся формулировать собственное мнение и позицию. - Строят рассуждения, понятные каждому участнику группы. - Работая в команде, воспринимают ответы каждого участника группы. - Участвуют в коллективном обсуждении по проделанной каждой группой работы. - Слушают выступления учащихся и делятся впечатлениями. | - Осуществляют самоконтроль, самопроверку. - Отрабатывают способы в целом. - Адекватно воспринимают оценку учителя. |
5. Первичное закрепление. 3 мин
| Повышение уровня осмысления изученного материала. | Подводит итоги урока: - Произведения каких авторов мы сегодня анализировали? - Какое впечатление произвели на вас стихотворения Д. Кедрина и А. Прокофьева? -Можно ли считать стихотворения двух поэтов словесным пересказом картины В. Васнецова «Алёнушка»?
- Какие стихотворения о Родине и родной природе вы стали бы читать, когда вам радостно или грустно?
| - Формулируют конечный результат своей работы. | - Взаимодействуют с учителем во время беседы.
| - Осуществляют самоконтроль. |
6. Домашнее задание. 3 мин
| Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Дает домашнее задание. Объясняет содержание и способы его выполнения. - Выучить одно из стихотворений (по выбору). - Создать письменный рассказ на тему «Моя малая Родина». | - Записывают домашнее задание. | - Слушают учителя. | - Осуществляют самоконтроль. |
7. Рефлексия 2 мин
| Инициирование рефлексии учащихся. | - Выставляет оценки за урок.
- Предлагает учащимся ответить на вопросы: 1. Что понравилось на уроке?
2. Чему научились? | - Анализируют, оценивают результат. | - Рефлексия своих действий. | - Осуществляют пошаговый контроль по результату. - Адекватно воспринимают оценку учителя. |