Конспект урока "По Васюткиным тропам, или Уроки мудрости и доброты…"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Сидорова Марина Викторовна

Конспект урока литературы 5 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: По Васюткиным тропам,  или    Уроки мудрости и доброты….

Предмет

литература

Класс

5

Тип урока

заключительный урок по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро». ОНЗ

Тема урока

По Васюткиным тропам,  или    Уроки мудрости и доброты….

Цель урока

Обучение анализу прозаического текста, развитие навыков устного и письменного рисования и комментированного чтения, формирование навыка работы с интерактивной доской

Основное содержание темы, термины, понятия

Пейзаж, комментирование, анализ, “средства создания образа”, “антитеза”, “образ-символ”

Форма урока

Эвристическая беседа с использованием интерактивной доски, работы в группах

Технология

Технология развития критического мышления ТРКМЧП

Методы обучения

Эвристический, частично-поисковый, исследовательский

Форма обучения

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Средства обучения

Тексты произведений, интерактивная доска, проекционное оборудование, компьютер

Оформление

Портрет Астафьева,  текст рассказа, видеофильм «Таинственный лес», Презентация в Smart Notebook , Васюткина карта

Планируемый   результат

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Бережно относится к природе, понимает, что такое твердость духа.

Контролирует процесс и результаты своей деятельности

Делает вывод по прочитанному, умеет работать с текстом  и дополнительной литературой.

Вступает в учебный диалог с учителем и одноклассниками

Оценивание содержания рассказа Астафьева

Умеет действовать по плану

Работает с  ИКТ;

Сотрудничает в группе, умеет высказывать свое мнение о прочитанном

Умение прогнозировать результат.

Анализировать эпизод

Развитие речи и творческих способностей учащихся

Умение оценивать собственную деятельность и деятельность партнера

Умение структурировать знания по теме.

Умение ставить вопрос

Осознанное построение речевого высказывания в устной речи

Умение точно выражать свои мысли

Этапы урока

1 этап «Организационный»

Цель

Ситуативные задания

Деятельность ученика

Планируемый результат

Создать позитивный настрой

у  учащихся

Здравствуйте, проверьте готовность к уроку. Я рада вас видеть и мне бы хотелось, чтобы каждый из вас открыл для себя что-то новое.

Слушают учителя

Настроились позитивно на работу

2 этап.

Постановка цели и задач урока.

ТРКМЧП Стадия «Вызов»  

Сформировать тему и задачи урока

Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить… О чем?

Догадайтесь сами, ответив на мои простые, но в то же время мудрые вопросы.

•Она величественна и похожа на океан.

•Она щедра и сурова.

•Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.

•Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.

•Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России. ТАЙГА. Слайд 2

Действительно, это тайга. Посмотрите видеофильм “Таинственный лес” и подумайте: “Что скрывает в себе тайга?”(Тайну, загадку, силу, мощь, величие)

Вторая часть “ребуса”:

•Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной.

•Он беззащитный и в то же время сильный.

•Он сын и одновременно хозяин.

•Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.

•Он совершает ошибку и исправляет ее.

Открывается слайд 3 с Васюткой

Вы правы: это главный герой рассказа В.П.Астафьева “Васюткино озеро”. Василий - властелин, хозяин

Какое противоречие возникает из сказанного?

Маленькая песчинка легко теряется в океане, а человек в тайге.Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание.

Китайский мыслитель Лу Синь считал: “Пути не открываются перед теми, кто не борется”.

Но не только самообладание помогло герою. Что же еще?

Его поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта матери и умение разгадать тайны природы.

- Можно ли назвать наш урок “Поединок Васютки и тайги?”Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка смог прочитать “книгу тайги”, жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика, преподала уроки мудрости и доброты.

Проблемные вопросы сегодняшнего урока (на доске)

Природа – друг или враг?

•Спасение Васютки – чудо или закономерность?

•Какие уроки дает природа герою и читателю?

Обобщая сказанное, сформулируем тему урока:

“По Васюткиным тропам, или Уроки мудрости и доброты” Записать(Слайд 4-й)

Проявить интерес к поставленной цели.

Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.

Личностные: умение сотрудничать с учителем и учащимися.

Регулятивные: умение вносить дополнительную информацию.

Коммуникативные: умение управлять своим поведением.

Внимание на доску. «Как бы вы повели себя, заблудившись в лесу». (На слайде)

Задание: обсудите в группах и расположите пункты памятки «Поведение в лесу» в нужном порядке.

На выполнение задания 1минута

Обсуждение в группах,

сортировка на доске

Регулятивные: выполнять учебное действие (записать по порядку план). Познавательные: обосновывать свое мнение. Коммуникативные: формулировать коммуникативное высказывание. Уметь планировать  и организовывать работу в группе; уметь управлять поведением партнера; уметь давать свою оценку.  

ТРКМЧП  3 этап. Стадия «Осмысление»

Цель

Ситуативные задания

Деятельность ученика

Планируемый результат

Повторение того, что необходимо к изучению нового материала: знание текста

-С чего начинается рассказ? (с описания озера)

-Как этот пейзаж связан с историей, которая произойдёт с главным героем?

(Васютка найдёт  озеро, которого нет на карте)

Учитель включает видеосюжет , учащиеся следят по тексту рассказа        

ВИДЕО

Читая и слушая  этот отрывок, мы чувствуем, что о Васютке, 13-летнем мальчике, автор говорит с уважением.

Почему Васютка не по годам мудр?

 Кто был его учителем?

-Почему  Васютка отправился в тайгу?

(Наколотить орехи  для рыбаков. Все  ближние кедры он уже обколотил.)

-Что дала ему мать перед дорогой и каковы были её напутственные слова?

Почему Васютка не стал спорить с матерью перед походом в тайгу? (Таков старинный порядок: идешь в лес – бери еду, бери спички).

(стр. 127)

Проявлять интерес к тексту, знать содержание текста рассказа; определять место Васютки среди взрослых; знать правила поведения в лесу; уметь анализировать эпизод

4  этап

«Освоение новых знаний» (ОНЗ)

Цель

Ситуативные задания

Деятельность ученика

Планируемый результат

Отработка навыков комментированного чтения,

Познавательные:уметь объяснять прочитанное, рассказывать, пересказывать эпизод, отвечать на вопросы

Коммуникативные: умение точно высказывать свои мысли.

Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил, что заблудился?

 Но прежде чем ответить на этот вопрос, давайте мы с вами составим план того, что необходимо взять с собой в лес? Работа в группах 1 минута

Внимание на доску, найдите те предметы, которые необходимо взять с собой в лес

Молодцы, а теперь вернемся к нашему вопросу

Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил, что заблудился?

Васютка испугался, потому что он ребенок. Его охватило отчаяние, природа испугала сначала его

Работают в группах

Как удалось Васютке выжить в тайге

Чьи слова он вспомнил, когда ему стало плохо?

Четыре дня в тайге…КартаСлайд 8

Он вспомнил слова деда, потому что он оказал на мальчика большое влияние

Что он сделал в первую очередь? Стр. 133

Васютка разжег костер, у костра он вел себя как взрослый человек.

Как он приготовил себе еду?

Когда он готовил себе еду, то оценил наставления матери о хлебе

В чем корил себя Васютка, когда начал ужинать? Стр.133

Не взял соль, мало хлеба

5  этап

«Проверка  понимания»

Цель

Ситуативные задания

Деятельность ученика

Планируемый результат

Формировать умения работать с активной доской,

Какие черты характера обнаружились

 в мальчике?

регулятивные: уметь оценить результат собственной деятельности; умение адекватно вести себя в учебной ситуации ( в группе).

коммуникативные:

уметь планировать учебное сотрудничество учителя с учеником; уметь точно выражать свои мысли.

познавательные: находить и выделять необходимую информацию; решать учебные задачи с помощью инструментов ИКТ, свободно ориентироваться в тексте

Чтение эпизода «Тайга» стр. 136. Тайга..Тайга..до слов.. она растворялась в них

Учащиеся читают

Почему тайга показалась мальчику «молчаливой, равнодушной»?

Как почувствовал себя мальчик  в этот момент?

Работа в группах

Какие подсказки дает Васютке природа, какие ловушки расставляет?

Работают в группах

6 этап «Закрепление»

Цель

Ситуативные задания

Деятельность ученика

Планируемый результат

развитие навыков самостоятельной работы с текстом; усвоение содержания рассказа путем выборочного чтения и краткого пересказа текста, предварительно прочитанного учащимися.

Работа в группах.  Задание: сортировка продуктов – кладовая природы, забота матери. СЛАЙД

Мать-природа (Макошь – славянская богиня плодородия) и Енисей-батюшка указывают Васютке выход к дому, к родителям, к тому, о чем тосковал всю жизнь сам писатель, лишившийся родителей слишком рано.

Испытания помогли Васютке оценить любовь и заботу матери, ведь по-настоящему начинаешь что-то ценить только тогда, когда лишаешься этого. Человек, оказавшийся в безысходной ситуации, невольно, на уровне подсознания, обращается за помощью не только к матери, но и к Богу.

Продолжаем работу в группах

Интересен и богат язык произведения.

Узнайте по эпитетам, о чем говорится:

(лес) неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый;

(тайга) молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая;

(озеро) небольшое, унылое, подёрнутое ряской;

(туман) молочный, клейкий, неподвижный; (

(звезды) далёкие, таинственные, мерцающие;

(река) раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая.

Работают в группах

Познавательные: самостоятельно находить ответ на поставленный вопрос; структурировать знания по теме « В.П.Астафьев «Васюткино озеро. Природа и человек»; осознанное построение высказывания.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, работать в группе

Поведение Васютки в лесу

-Страшно ли было Васютке? Почему?

(Да, ведь он знал много случаев,  когда взрослые погибали, оказавшись один на один с тайгой. Чувство страха свойственно всем людям. Не надо его стыдиться, надо стараться перебороть страх, найти выход.)

 - Чьи слова Васютка  вспомнил, когда ему стало плохо? Что это за    слова? Объясните их смысл. (отца и дедушки),    

(Тайга наша кормилица, хлипких не любит)

Рассказать, как пригодились ему навыки, полученные в общении со взрослыми. Смекалка, вера в себя, сноровка помогли мальчику не растеряться и выжить в трудных условиях

Мысли и чувства Васютки, которые помогли ему сделать правильные выводы и выбраться к реке.

Мальчик постоянно размышляет, у него пытливый ум, это оказывается решающим в его путешествии

Васюткино озеро. Почему озеро назвали именем мальчика? Какие подсказки дало Васютке озеро? Слайд. Гудок, белая рыба, течение

Васютка нашел озеро, полное рыбы и открывает его людям.

7 этап  «Рефлексия»

Цель

Ситуативные задания

Деятельность ученика

Планируемый результат

выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Итак, наше путешествие по тайге подошло к концу. Что же мы узнали о природе и человеке, об их взаимоотношениях?

Природа – мудрый наставник, учитель друг, иногда судия. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Птицы, звезды, месяц – предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы (Значение имени Васютка). Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких.

Попытаемся отразить наши размышления в виде синквейна

Зачитывают синквейны(2-3)

Чему можно научиться у Васютки?

Чем является природа для Васютки?

Ответы учащихся.

(учителем и другом)

Слово учителя

Природа, как вторая мать, помогает Васютке и выводит его из тайги, ведь она по своей сути гуманна и милостива. Природа – зеркало души

Умение через природу понимать и видеть человека пришло к В.П.Астафьеву постепенно. Ведь его учителем была не только природа, но и великая русская литература. М.М.Пришвин в “Кладовой солнца” так говорил о “зеркале” природы, в котором отражается человек: “ Бывает, наклонишься в лесу к тихой заводи ручья и там, как в зеркале, увидишь – весь-то человек, большой, прекрасный…из-за твоей спины наклонился и тоже смотрит в заводь, как в зеркало. И так он прекрасен там, в зеркале, со своей природой, с облаками, лесами, и солнышко там внизу тоже садится, и молодой месяц показывается, и частые звездочки”.

Почему отражение в Енисее удивило Васютку?

Он изменился внешне, но изменения произошли и во внутреннем мире: Васютка за 5 неполных дней повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя.

Васюткино озеро – отражение души подростка, чистой, глубокой, щедрой. Не мог он погибнуть в тайге: как лесное озеро питают реки и речушки, сама мать Тайга и батюшка Енисей, так и Васютку спасает опыт взрослых людей, вера, надежда, любовь - любовь к своим родителям, к природе, к великой и могучей Родине.

На слайде презентации стихотворение.

Учитель читает  наизусть

Зарубки на сердце

Уроки мужества, уроки доброты

Ты в сердце сохранишь навеки,

И озеро, как символ чистоты,

Тебе откроется, пусть на изломе лета.

Увидишь в струях чистого ручья

Природы первозданной отраженье,

И собственная грешная душа

Почувствует истоки очищенья.

Вольется в сердце неба синева,

И звезд на небе тихое мерцание,

И щебет птиц, и росная трава -

Васюткиного озера сияние!

Синквейн

Вместе: Природа        

 Самостоятельно: Васютка

Герой - наблюдательный и способный к размышлению, потому что он черпает знания из опыта взрослых, из таежных законов, законов жизни.

У него можно поучиться смелости, знанию законов тайги, мужеству, терпению, упорству

Регулятивные: оценка достигнутых результатов.

Личностные: нравственно-этическая ориентация

8   этап «Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению»

Цель

Задание на дом:

Деятельность ученика

Планируемый результат

Объяснение домашнего задания

Затеси – это зарубки на деревьях, указывающие путь людям. Читая произведение, мы тоже оставляем в душе какие-то впечатления, зарубки на сердце, постигаем тайну произведения. Вам предлагается написать сочинение-размышление на одну из тем нашего урока: “В чем тайна Васюткина озера?”,“Зарубки на сердце”.

Ответ на эти вопросы каждый даст индивидуально в форме сочинения – размышления. Помогут вам в работе тезисы

Они будут прикреплены к файлу в «Дневнике.ру»

принимают и сохраняют задачу.

самоанализ урока в соответствии с требованиями ФГОС

Дата:

Класс, учитель: 5   «б», Сидорова М. В

Количество учащихся в классе: 18

Присутствовали на уроке: 16

Тема урока:   По Васюткиным тропам,  или    Уроки мудрости и доброты….

Тип урока: Комбинированный

Дидактические  цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая):

Образовательная:

1.Добиться осмысленности учебного материала.

2. Добиться понимания сюжета и проблематики рассказа.

Воспитательная:

1.Воспитывать дисциплинированность, любовь к природе, взаимовыручке .

2. Чувство ответственности и сопереживания.

Развивающая:

1. Обеспечить развитие у школьников умения работать с источниками информации (с книгой, конспект с рассказом товарища), составлять тезисы.

2.Развивать творческое и логическое мышление.

Ведущие аспекты анализа урока

Содержание наблюдения

Дидактическая задача урока

(краткий оценочный анализ)

Цели урока - обучения  анализу прозаического текста, развитию навыков устного и письменного рисования и комментированного чтения, формирование навыка работы с интерактивной доской достигнуты. Дидактические материалы, ИКТ, наглядные  пособия отобраны в соответствии с целями урока. Учащиеся активны, материал  продуман в соответствии с материалом урока

Содержание урока

Основное  содержание  урока соответствует  содержанию программы и учебника

Методы обучения

В течение всего урока на каждом этапе соблюдались триединые   дидактические  цели  (обучающие, развивающие, воспитывающие).

Формы обучения

Соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная) соответствуют решению основной дидактической задачи урока. Предложенные задания использовались целесообразно, способствовали развитию образного мышления за счет яркой наглядности; повышению мотивации к учению.

Результативность урока

Основным в уроке является развитие навыков устного и письменного рисования и комментированного чтения, обучение анализу произведения

Оценивание содержания рассказа Астафьева, умение  высказывать свое мнение о прочитанном, умение точно выражать свои мысли

Практическая направленность урока

Делать  вывод по прочитанному, уметь работать с текстом  и дополнительной литературой, умение строить речевое высказывание

Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности

Самостоятельная работа носит творческий характер, присутствует взаимопомощь, проводится с целью ставить вопросы и уметь на них отвечать, строить связное высказывание

Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока

Этап 1.«Организационный»

Создать позитивный настрой у  учащихся

Этап 2. Постановка цели и задач урока.

Проявить интерес к поставленной цели.

Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.

Личностные: умение сотрудничать с учителем и учащимися.

Регулятивные: умение вносить дополнительную информацию.

Коммуникативные: умение управлять своим поведением.

Этап 3. Стадия «Осмысление»

Проявлять интерес к тексту, знать содержание текста рассказа; определять место Васютки среди взрослых; знать правила поведения в лесу; уметь анализировать эпизод

Проявить интерес к поставленной цели.

Этап 4. «Освоение новых знаний» (ОНЗ)

Познавательные: уметь объяснять прочитанное, рассказывать, пересказывать эпизод, отвечать на вопросы

Коммуникативные: умение точно высказывать свои мысли.

Этап 5.«Проверка  понимания»

регулятивные: уметь оценить результат собственной деятельности; умение адекватно вести себя в учебной ситуации ( в группе).

коммуникативные: уметь планировать учебное сотрудничество учителя с учеником; уметь точно выражать свои мысли.

познавательные: находить и выделять необходимую информацию; решать учебные задачи с помощью инструментов ИКТ, свободно ориентироваться в тексте

Этап 6.«Закрепление»

Познавательные: самостоятельно находить ответ на поставленный вопрос; структурировать знания по теме « В.П.Астафьев «Васюткино озеро. Природа и человек»; осознанное построение высказывания.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, работать в группе

Этап 7. ТРКМЧП «Рефлексия»

Регулятивные: оценка достигнутых результатов.

Личностные: нравственно-этическая ориентация

Этап 8.  «Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению»

Регулятивные: принимают и сохраняют задачу.

Формирование ИКТ-компетентности

На уроке была использована  презентация  по теме урока, видеоролики

Структура урока

Структура урока соответствует основной дидактической задаче.

Педагогический стиль

Соблюдены  нормы педагогической этики: доброжелательный тон, умение контролировать внутриколлективные отношения, уважительное отношение к учащимся, создание ситуации успеха.

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения преподаваемого предмета

Использованы интернет -технологии, которые дают

эффект и  результат. Такая работа мотивирирует уч-ся, они проявляют интерес

Применение здоровьесберегающих технологий

На уроке были использованы здоровьесберегающие технологии(физминутка)

Гласные в приставках пре- и при-

                                              Сидорова Марина Викторовна

учитель русского языка и литературы,

                                                                                                                                                                                    Технологическая карта урока 6 класс

Дата проведения:

Тип урока: «Открытие» нового знания.

Образовательные технологии: здоровьесбережения, дифференцированного подхода в обучении, педагогика сотрудничества, исследовательской деятельности, индивидуальной и коллективной деятельности обучающихся.  

Цели урока:  обучающие: познакомить с условиями выбора букв Е и И в приставках пре-            

 и при-, способствовать формированию навыка правописания слов с данными приставками; развивать навыки морфемного разбора слов, орфографическую     и орфоэпическую грамотность;

развивающие: развивать умение детей самостоятельно получать знания, развивать мыслительные операции: внимание, память, логическое мышление, развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности;

воспитательные: формировать ценностное отношение к слову,     к составляющим его морфемам, к их значению.

Планируемые результаты: знание условий выбора гласных в приставках пре- и при-; - владение навыками морфемного разбора слов; умение объяснять языковые явления.

Тип урока: изучение нового материала.

Ведущий метод: частично-поисковый, проблемный.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация       к уроку «Правописание приставок пре- и при-», учебник «Русский язык. 5 класс.»

  1. Урок «открытия» нового знания

Этапы урока

Деятельность  учащихся

Деятельность учителя

Универсальные учебные действия

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок.

  Слушают, пожимают друг другу руки и улыбаются

(Эмоциональный настрой учащихся)

Ребята, добрый день. Сегодня на уроке мы будем изучать новую                     и интересную тему. Чтобы понять тему урока и разобраться в новом  материале, вам необходимо внимательно меня слушать, быть активными, рассуждать                   и правильно отвечать на вопросы. Пожелаем себе успехов и отправимся в путь, к новым знаниям!

Личностные:

ценностно-нравственная ориентация (настрой на работу, установление доброжелательных отношений в коллективе, контакта с классом).

Регулятивные:

-научатся контролировать организацию своего рабочего места.

Коммуникативные:

- умение слушать

2.Этап

актуализации и пробного учебного действия.

Лингвистическая разминка (слайд )

воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки,
достаточные для построения нового способа действий; попытались самостоятельно выполнить
задание : раскрыли скобки, записали слова, распределяя и на три группы.

Объяснили графически выбор приставки.

Активизирует знания учащихся  и  подготовку мышления учащихся и организации осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

-Ребята, посмотрите на доску и подумайте: на какие группы можно разделить данные слова и почему? (Исходите из того, над какой морфемой будете работать, раскрывая скобки.)

-Запишите слова, раскрывая скобки и распределяя их на три группы в зависимости от правописания. Объясните графически выбор.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Логические – формулирование проблемы.

3.Этап выявления места и причины затруднения.

проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали.

Отвечают  на вопросы учителя и объясняют выбор правописания этих приставок

Отвечают, на проблемный вопрос: какие приставки не попадают ни в оду из групп

(Прибежать, присесть, преогромный).

Анализирует причины затруднений и помогает в выборе знания,  которого недостает

Проверка работы: (слайд )

- Ребята, когда вы раскрывали скобки и распределяли слова по группам, на какую морфему вы обращали внимание?

- А кто мне скажет: что такое приставка? ( Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов). – Все верно!

- Ребята, назовите слова первой группы и их приставки (Сделать, отдавать, проиграть). Объясните правописание этих приставок. Вспомните, как они называются.

(- Приставки –с, -от, -про – пишутся всегда одинаково. Их написание не зависит от произношения, поэтому они называются неизменяемыми приставками).

- Назовите слова второй группы и их приставки (Расчистить, размышлять, безвкусный, бессердечный, возглас, воскликнуть)

- Объясните выбор правописания согласных З-С в этих приставках. Сделайте вывод о правописании приставок на –З, -С. (З – пиши перед звонким согласным,

С – пиши перед глухим согласным);

Постановка проблемного вопроса:

- Ребята, какие слова у нас остались? Прочитайте их.

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Личностные: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

4.Этап построения проекта выхода из затруднения.

(Приставки произносятся одинаково).

(При написании слов с приставками пре-     и при- в безударном положении можно допустить ошибку).

(Правописание приставок –пре и –при)

(-Научиться распознавать слова с приставками пре- и при-, узнать правило правописания гласных в этих приставках).

(- Чтобы применять его при письме).

- Назовите приставки в этих словах. Сравните, как произносятся приставки                    в словах прибежать, присесть и преогромный?

 - Какой вывод вы можете сделать?

- Как мы назовем эту группу слов?

- Сформулируйте тему нашего урока.(слайд )

 Запишем её в тетрадях.

- Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?

- А зачем нам нужно знать правило?

(слайд )

Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач

Коммуник-е: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познават-е: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания

Личностные :планирование учебной деятельности

5.Этап реализации построенного проекта.

Наверное, нужно вдуматься в смысл приставки, чтобы не ошибиться в написании).

-Вернемся к словам третьей группы: (слайд )

Приставки пре- и при- - непростые! В русском языке их называют смысловыми. Как вы думаете почему? (- Все верно. Молодцы, ребята!

Писать –пре или – при?

Вот в чем секрет!

На содержание слова смотри-

Сразу получишь ответ! (слайд )

Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач

Коммуник-е: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познават-е: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Работают  с таблицей

Отвечают на вопросы

Слушают и выписывают

Прибыл ли поезд, приплыл пароход,

Космонавт прилетел из Вселенной.

Обо всех, кто придет, прилетит, приплывет,

Пишется при-, несомненно.

(Из этого четверостишья учащиеся выписывают примеры во вторую колонку таблицы)

Отвечают на вопросы:

(-Выполнение человеком различных действий).

(-Присоединение одного предмета                            к другому).

Записывают во вторую колонку слова: привинтил, прикрутил, приклеил, пришил

Чтобы определить верное написание приставок пре- и при- необходимо вдуматься в смысл приставки и определить ее значение. Давайте вместе попробуем это сделать, заполнив таблицу «Правописание приставок –пре и –при», которая будет состоять из 2 столбиков (1 столбик – значение приставок,                2 столбик – примеры)

Начнем с заполнения первого столбика таблицы – значение приставки.                   Для этого ответьте мне на вопрос: «Как можно попасть в школу?»

 – ПРИйти,

- Верно, а еще? Подберите синонимы к глаголу прийти.

-ПРИбежать,ПРИмчаться, ПРИнестись и т.п.

- Каково значение данных глаголов?

Запомните ребята и запишите в таблицу первое значение приставки – приближение.

- Прослушайте отрывок стихотворения, найдите и выпишите из него примеры приставок со значением приближения:

- Ребята, обратите внимание на экран (слайд №). Что изображено                             на картинках?

- Правильно, давайте их назовем.

- С помощью веревки мы можем – привязать;

- С помощью молотка?

( – прибить);

- С помощью иголки?

(– пришить);

- С помощью клея?

(– приклеить);

- Руками мы можем друг к другу? ( – прикоснуться).

- Каково значение этих глаголов? -Послушайте следующие строки и выпишите из них примеры во вторую колонку таблицы:

Если ты винт привинтил, прикрутил колесо,

Приклеил, пришил умело.

Помни, что пишется –при обо всем,

Что доброй рукою ты сделал.

Коммуник-е: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

Познават-е:Логические

7. Этап физминутки

Цель этапа: снятие  физического и эмоционального напряжения.

Выполняют действия, которые задает учитель

Отвечают на вопросы учителя :(Приклонялись, пригибали, привставали, приседали)

(Выполнили не до конца).

(Незавершенность, незаконченность действия).

А теперь, ребята, я вам предлагаю провести физкультминутку, которая называется  «Приставочки».

Мы немного отдохнем, подвигаемся  и определим еще одно значение приставок пре- и при- (Слайд );

Всем нам, ребята, нужно встать, присмотреться, приосаниться, руки медленно поднять, пригнуть пальчики, распрямить их, руки вниз приопуститьи так немного постоять.

А теперь все приклонитесь, принагнитесь, подтянитесь. Дружно нужно нам присесть, а затем опять привстать, приосаниться и выпрямиться!

- Молодцы, мы немного передохнули и продолжаем работать. Выполняя задания разминки, какие действия мы совершали?

- Эти действия завершенные или все же мы их выполнили не до конца? Как мы назовем это значение приставки?

Правильно, еще говорят: неполнота действия.

8.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Самостоятельно выполняют  типовые задания на новый способ действия

Выявляют  причины ошибок и их исправление

организовывает самостоятельное выполнение учащимися
типовых
заданий на новый способ действия.

. Послушайте следующие строки и выпишите из них примеры во вторую колонку таблицы.

Язык прикусил – не совсем откусил,

Пригорело – не значит сгорело.

Помни: в том, что сделано, но не совсем,

Пиши приставку –при смело!

Регулятивные контроль, оценка

 Познавательные:

формулирование проблемы

9.Этап включения в систему знаний и повторения

Фиксируют границы нового знания, выполняют задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными

Работа по учебнику.

Выполнение упр. № 154 (стр. 69). Задание: выписать слова в 2 столбика (-пре и –при). В скобках указать значение приставок. Графически обозначить орфограмму. (2 ученика работаю у доски на оценку, остальные самостоятельно в тетрадях)

Регулятивные выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

10. Рефлексия учебной деятельности.

Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Намечают перспективу последующей работы

Отвечают на вопросы учителя

организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;

учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия

Ребята, наш урок подошел к концу. Давайте подведем итоги

Выполнили мы поставленные цели? Молодцы!

Что дал вам сегодняшний урок? Поделитесь своими впечатлениями.

Прошу вас продолжить фразу:

«сегодня на уроке…»

- Закончить урок мне хотелось бы пословицей «Воля и труд всё перетрут».                

  Вы это доказали на уроке.

 Вы – молодцы! Все отлично потрудились!

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные:планирование,  контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

Познавательные:умение структурировать знания

Личностные: смыслообразование.

11.Домашнее задание

Записывают домашнее задание:

- выучить правило правописание приставок – пре и –при (учебник стр. 69)

- выучить таблицу значений приставок, выполненную в тетради. Дополнить каждое значение приставок 3-4 своими примерами. Записать их в тетрадь.

- выполнить упражнение 155 (учебник, стр. 70) по заданию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Человек и природа, или уроки мудрости и доброты."

«Человек и природа, или урок мудрости и доброты.»  (В.П. Астафьев «Васюткино озеро»)  Процесс преподавания литературы - это особый мир, где не просто осуществляется «усвоение литератур...

Конспект урокапо теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"

В работе представлен конспект интегрированного урока "математика+физика+химия+литература"....

Конспект урока самопознания в 3 классе Тема:Доброта – это солнце, которое согревает душу

Цель: формирование  и развитие   важных  нравственных качеств – доброта,отзывчивость,милосердие Задачи: -формирование  представления о  доброте как вечной духовной ...

Урок литературы. Урок мудрости и доброты

Методическая разработка урока литературы . Урок мудрости и доброты....

Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"

Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"...

Конспект логопедического занятия «Азбука-к мудрости ступенька»

Познакомить с профессиями людей, создающих книгу;воспитывать бережное отношение к книге;развитие психических процессов, мелкой моторики....