Конспект урока "По Васюткиным тропам, или Уроки мудрости и доброты…"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Конспект урока литературы 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока"По Васюткиным тропам, или Уроки мудрости и доброты…" | 58.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: По Васюткиным тропам, или Уроки мудрости и доброты….
Предмет | литература |
Класс | 5 |
Тип урока | заключительный урок по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро». ОНЗ |
Тема урока | По Васюткиным тропам, или Уроки мудрости и доброты…. |
Цель урока | Обучение анализу прозаического текста, развитие навыков устного и письменного рисования и комментированного чтения, формирование навыка работы с интерактивной доской |
Основное содержание темы, термины, понятия | Пейзаж, комментирование, анализ, “средства создания образа”, “антитеза”, “образ-символ” |
Форма урока | Эвристическая беседа с использованием интерактивной доски, работы в группах |
Технология | Технология развития критического мышления ТРКМЧП |
Методы обучения | Эвристический, частично-поисковый, исследовательский |
Форма обучения | Фронтальная, групповая, индивидуальная |
Средства обучения | Тексты произведений, интерактивная доска, проекционное оборудование, компьютер |
Оформление | Портрет Астафьева, текст рассказа, видеофильм «Таинственный лес», Презентация в Smart Notebook , Васюткина карта |
Планируемый результат
личностные | регулятивные | познавательные | коммуникативные |
Бережно относится к природе, понимает, что такое твердость духа. | Контролирует процесс и результаты своей деятельности | Делает вывод по прочитанному, умеет работать с текстом и дополнительной литературой. | Вступает в учебный диалог с учителем и одноклассниками |
Оценивание содержания рассказа Астафьева | Умеет действовать по плану | Работает с ИКТ; | Сотрудничает в группе, умеет высказывать свое мнение о прочитанном |
Умение прогнозировать результат. | Анализировать эпизод | Развитие речи и творческих способностей учащихся | |
Умение оценивать собственную деятельность и деятельность партнера | Умение структурировать знания по теме. | Умение ставить вопрос | |
Осознанное построение речевого высказывания в устной речи | Умение точно выражать свои мысли |
Этапы урока
1 этап «Организационный» | ||||||||
Цель | Ситуативные задания | Деятельность ученика | Планируемый результат | |||||
Создать позитивный настрой у учащихся | Здравствуйте, проверьте готовность к уроку. Я рада вас видеть и мне бы хотелось, чтобы каждый из вас открыл для себя что-то новое. | Слушают учителя | Настроились позитивно на работу | |||||
2 этап. Постановка цели и задач урока. ТРКМЧП Стадия «Вызов» | ||||||||
Сформировать тему и задачи урока | Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить… О чем? Догадайтесь сами, ответив на мои простые, но в то же время мудрые вопросы. •Она величественна и похожа на океан. •Она щедра и сурова. •Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы. •Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм. •Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России. ТАЙГА. Слайд 2 Действительно, это тайга. Посмотрите видеофильм “Таинственный лес” и подумайте: “Что скрывает в себе тайга?”(Тайну, загадку, силу, мощь, величие) Вторая часть “ребуса”: •Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной. •Он беззащитный и в то же время сильный. •Он сын и одновременно хозяин. •Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый. •Он совершает ошибку и исправляет ее. Открывается слайд 3 с Васюткой Вы правы: это главный герой рассказа В.П.Астафьева “Васюткино озеро”. Василий - властелин, хозяин Какое противоречие возникает из сказанного? Маленькая песчинка легко теряется в океане, а человек в тайге.Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание. Китайский мыслитель Лу Синь считал: “Пути не открываются перед теми, кто не борется”. Но не только самообладание помогло герою. Что же еще? Его поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта матери и умение разгадать тайны природы. - Можно ли назвать наш урок “Поединок Васютки и тайги?”Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка смог прочитать “книгу тайги”, жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика, преподала уроки мудрости и доброты. Проблемные вопросы сегодняшнего урока (на доске) •Природа – друг или враг? •Спасение Васютки – чудо или закономерность? •Какие уроки дает природа герою и читателю? Обобщая сказанное, сформулируем тему урока: “По Васюткиным тропам, или Уроки мудрости и доброты” Записать(Слайд 4-й) | Проявить интерес к поставленной цели. Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели. Личностные: умение сотрудничать с учителем и учащимися. Регулятивные: умение вносить дополнительную информацию. Коммуникативные: умение управлять своим поведением. | ||||||
Внимание на доску. «Как бы вы повели себя, заблудившись в лесу». (На слайде) Задание: обсудите в группах и расположите пункты памятки «Поведение в лесу» в нужном порядке. На выполнение задания 1минута | Обсуждение в группах, сортировка на доске | Регулятивные: выполнять учебное действие (записать по порядку план). Познавательные: обосновывать свое мнение. Коммуникативные: формулировать коммуникативное высказывание. Уметь планировать и организовывать работу в группе; уметь управлять поведением партнера; уметь давать свою оценку. | ||||||
ТРКМЧП 3 этап. Стадия «Осмысление» | ||||||||
Цель | Ситуативные задания | Деятельность ученика | Планируемый результат | |||||
Повторение того, что необходимо к изучению нового материала: знание текста | -С чего начинается рассказ? (с описания озера) -Как этот пейзаж связан с историей, которая произойдёт с главным героем? (Васютка найдёт озеро, которого нет на карте) Учитель включает видеосюжет , учащиеся следят по тексту рассказа ВИДЕО Читая и слушая этот отрывок, мы чувствуем, что о Васютке, 13-летнем мальчике, автор говорит с уважением. Почему Васютка не по годам мудр? Кто был его учителем? -Почему Васютка отправился в тайгу? (Наколотить орехи для рыбаков. Все ближние кедры он уже обколотил.) -Что дала ему мать перед дорогой и каковы были её напутственные слова? Почему Васютка не стал спорить с матерью перед походом в тайгу? (Таков старинный порядок: идешь в лес – бери еду, бери спички). (стр. 127) | Проявлять интерес к тексту, знать содержание текста рассказа; определять место Васютки среди взрослых; знать правила поведения в лесу; уметь анализировать эпизод | ||||||
4 этап «Освоение новых знаний» (ОНЗ) | ||||||||
Цель | Ситуативные задания | Деятельность ученика | Планируемый результат | |||||
Отработка навыков комментированного чтения, | Познавательные:уметь объяснять прочитанное, рассказывать, пересказывать эпизод, отвечать на вопросы Коммуникативные: умение точно высказывать свои мысли. | |||||||
Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил, что заблудился? Но прежде чем ответить на этот вопрос, давайте мы с вами составим план того, что необходимо взять с собой в лес? Работа в группах 1 минута Внимание на доску, найдите те предметы, которые необходимо взять с собой в лес Молодцы, а теперь вернемся к нашему вопросу Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил, что заблудился? | Васютка испугался, потому что он ребенок. Его охватило отчаяние, природа испугала сначала его Работают в группах | |||||||
Как удалось Васютке выжить в тайге Чьи слова он вспомнил, когда ему стало плохо? Четыре дня в тайге…КартаСлайд 8 | Он вспомнил слова деда, потому что он оказал на мальчика большое влияние | |||||||
Что он сделал в первую очередь? Стр. 133 | Васютка разжег костер, у костра он вел себя как взрослый человек. | |||||||
Как он приготовил себе еду? | Когда он готовил себе еду, то оценил наставления матери о хлебе | |||||||
В чем корил себя Васютка, когда начал ужинать? Стр.133 | Не взял соль, мало хлеба | |||||||
5 этап «Проверка понимания» | ||||||||
Цель | Ситуативные задания | Деятельность ученика | Планируемый результат | |||||
Формировать умения работать с активной доской, | Какие черты характера обнаружились в мальчике? | регулятивные: уметь оценить результат собственной деятельности; умение адекватно вести себя в учебной ситуации ( в группе). коммуникативные: уметь планировать учебное сотрудничество учителя с учеником; уметь точно выражать свои мысли. познавательные: находить и выделять необходимую информацию; решать учебные задачи с помощью инструментов ИКТ, свободно ориентироваться в тексте | ||||||
Чтение эпизода «Тайга» стр. 136. Тайга..Тайга..до слов.. она растворялась в них | Учащиеся читают | |||||||
Почему тайга показалась мальчику «молчаливой, равнодушной»? Как почувствовал себя мальчик в этот момент? Работа в группах Какие подсказки дает Васютке природа, какие ловушки расставляет? | Работают в группах | |||||||
6 этап «Закрепление» | ||||||||
Цель | Ситуативные задания | Деятельность ученика | Планируемый результат | |||||
развитие навыков самостоятельной работы с текстом; усвоение содержания рассказа путем выборочного чтения и краткого пересказа текста, предварительно прочитанного учащимися. | Работа в группах. Задание: сортировка продуктов – кладовая природы, забота матери. СЛАЙД Мать-природа (Макошь – славянская богиня плодородия) и Енисей-батюшка указывают Васютке выход к дому, к родителям, к тому, о чем тосковал всю жизнь сам писатель, лишившийся родителей слишком рано. Испытания помогли Васютке оценить любовь и заботу матери, ведь по-настоящему начинаешь что-то ценить только тогда, когда лишаешься этого. Человек, оказавшийся в безысходной ситуации, невольно, на уровне подсознания, обращается за помощью не только к матери, но и к Богу. Продолжаем работу в группах Интересен и богат язык произведения. Узнайте по эпитетам, о чем говорится: (лес) неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый; (тайга) молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая; (озеро) небольшое, унылое, подёрнутое ряской; (туман) молочный, клейкий, неподвижный; ( (звезды) далёкие, таинственные, мерцающие; (река) раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая. | Работают в группах | Познавательные: самостоятельно находить ответ на поставленный вопрос; структурировать знания по теме « В.П.Астафьев «Васюткино озеро. Природа и человек»; осознанное построение высказывания. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, работать в группе | |||||
Поведение Васютки в лесу -Страшно ли было Васютке? Почему? (Да, ведь он знал много случаев, когда взрослые погибали, оказавшись один на один с тайгой. Чувство страха свойственно всем людям. Не надо его стыдиться, надо стараться перебороть страх, найти выход.) - Чьи слова Васютка вспомнил, когда ему стало плохо? Что это за слова? Объясните их смысл. (отца и дедушки), (Тайга наша кормилица, хлипких не любит) | Рассказать, как пригодились ему навыки, полученные в общении со взрослыми. Смекалка, вера в себя, сноровка помогли мальчику не растеряться и выжить в трудных условиях | |||||||
Мысли и чувства Васютки, которые помогли ему сделать правильные выводы и выбраться к реке. | Мальчик постоянно размышляет, у него пытливый ум, это оказывается решающим в его путешествии | |||||||
Васюткино озеро. Почему озеро назвали именем мальчика? Какие подсказки дало Васютке озеро? Слайд. Гудок, белая рыба, течение | Васютка нашел озеро, полное рыбы и открывает его людям. | |||||||
7 этап «Рефлексия» | ||||||||
Цель | Ситуативные задания | Деятельность ученика | Планируемый результат | |||||
выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. | Итак, наше путешествие по тайге подошло к концу. Что же мы узнали о природе и человеке, об их взаимоотношениях? Природа – мудрый наставник, учитель друг, иногда судия. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Птицы, звезды, месяц – предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы (Значение имени Васютка). Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких. Попытаемся отразить наши размышления в виде синквейна Зачитывают синквейны(2-3) Чему можно научиться у Васютки? Чем является природа для Васютки? Ответы учащихся. (учителем и другом) Слово учителя Природа, как вторая мать, помогает Васютке и выводит его из тайги, ведь она по своей сути гуманна и милостива. Природа – зеркало души Умение через природу понимать и видеть человека пришло к В.П.Астафьеву постепенно. Ведь его учителем была не только природа, но и великая русская литература. М.М.Пришвин в “Кладовой солнца” так говорил о “зеркале” природы, в котором отражается человек: “ Бывает, наклонишься в лесу к тихой заводи ручья и там, как в зеркале, увидишь – весь-то человек, большой, прекрасный…из-за твоей спины наклонился и тоже смотрит в заводь, как в зеркало. И так он прекрасен там, в зеркале, со своей природой, с облаками, лесами, и солнышко там внизу тоже садится, и молодой месяц показывается, и частые звездочки”. Почему отражение в Енисее удивило Васютку? Он изменился внешне, но изменения произошли и во внутреннем мире: Васютка за 5 неполных дней повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя. Васюткино озеро – отражение души подростка, чистой, глубокой, щедрой. Не мог он погибнуть в тайге: как лесное озеро питают реки и речушки, сама мать Тайга и батюшка Енисей, так и Васютку спасает опыт взрослых людей, вера, надежда, любовь - любовь к своим родителям, к природе, к великой и могучей Родине. На слайде презентации стихотворение. Учитель читает наизусть Зарубки на сердце Уроки мужества, уроки доброты Ты в сердце сохранишь навеки, И озеро, как символ чистоты, Тебе откроется, пусть на изломе лета. Увидишь в струях чистого ручья Природы первозданной отраженье, И собственная грешная душа Почувствует истоки очищенья. Вольется в сердце неба синева, И звезд на небе тихое мерцание, И щебет птиц, и росная трава - Васюткиного озера сияние! | Синквейн Вместе: Природа Самостоятельно: Васютка Герой - наблюдательный и способный к размышлению, потому что он черпает знания из опыта взрослых, из таежных законов, законов жизни. У него можно поучиться смелости, знанию законов тайги, мужеству, терпению, упорству | Регулятивные: оценка достигнутых результатов. Личностные: нравственно-этическая ориентация | |||||
8 этап «Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению» | ||||||||
Цель | Задание на дом: | Деятельность ученика | Планируемый результат | |||||
Объяснение домашнего задания | Затеси – это зарубки на деревьях, указывающие путь людям. Читая произведение, мы тоже оставляем в душе какие-то впечатления, зарубки на сердце, постигаем тайну произведения. Вам предлагается написать сочинение-размышление на одну из тем нашего урока: “В чем тайна Васюткина озера?”,“Зарубки на сердце”. Ответ на эти вопросы каждый даст индивидуально в форме сочинения – размышления. Помогут вам в работе тезисы Они будут прикреплены к файлу в «Дневнике.ру» | принимают и сохраняют задачу. |
самоанализ урока в соответствии с требованиями ФГОС
Дата:
Класс, учитель: 5 «б», Сидорова М. В
Количество учащихся в классе: 18
Присутствовали на уроке: 16
Тема урока: По Васюткиным тропам, или Уроки мудрости и доброты….
Тип урока: Комбинированный
Дидактические цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая):
Образовательная:
1.Добиться осмысленности учебного материала.
2. Добиться понимания сюжета и проблематики рассказа.
Воспитательная:
1.Воспитывать дисциплинированность, любовь к природе, взаимовыручке .
2. Чувство ответственности и сопереживания.
Развивающая:
1. Обеспечить развитие у школьников умения работать с источниками информации (с книгой, конспект с рассказом товарища), составлять тезисы.
2.Развивать творческое и логическое мышление.
Ведущие аспекты анализа урока | Содержание наблюдения |
Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ) | Цели урока - обучения анализу прозаического текста, развитию навыков устного и письменного рисования и комментированного чтения, формирование навыка работы с интерактивной доской достигнуты. Дидактические материалы, ИКТ, наглядные пособия отобраны в соответствии с целями урока. Учащиеся активны, материал продуман в соответствии с материалом урока |
Содержание урока | Основное содержание урока соответствует содержанию программы и учебника |
Методы обучения | В течение всего урока на каждом этапе соблюдались триединые дидактические цели (обучающие, развивающие, воспитывающие). |
Формы обучения | Соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная) соответствуют решению основной дидактической задачи урока. Предложенные задания использовались целесообразно, способствовали развитию образного мышления за счет яркой наглядности; повышению мотивации к учению. |
Результативность урока | Основным в уроке является развитие навыков устного и письменного рисования и комментированного чтения, обучение анализу произведения Оценивание содержания рассказа Астафьева, умение высказывать свое мнение о прочитанном, умение точно выражать свои мысли |
Практическая направленность урока | Делать вывод по прочитанному, уметь работать с текстом и дополнительной литературой, умение строить речевое высказывание |
Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности | Самостоятельная работа носит творческий характер, присутствует взаимопомощь, проводится с целью ставить вопросы и уметь на них отвечать, строить связное высказывание |
Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока | Этап 1.«Организационный» Создать позитивный настрой у учащихся Этап 2. Постановка цели и задач урока. Проявить интерес к поставленной цели. Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели. Личностные: умение сотрудничать с учителем и учащимися. Регулятивные: умение вносить дополнительную информацию. Коммуникативные: умение управлять своим поведением. Этап 3. Стадия «Осмысление» Проявлять интерес к тексту, знать содержание текста рассказа; определять место Васютки среди взрослых; знать правила поведения в лесу; уметь анализировать эпизод Проявить интерес к поставленной цели. Этап 4. «Освоение новых знаний» (ОНЗ) Познавательные: уметь объяснять прочитанное, рассказывать, пересказывать эпизод, отвечать на вопросы Коммуникативные: умение точно высказывать свои мысли. Этап 5.«Проверка понимания» регулятивные: уметь оценить результат собственной деятельности; умение адекватно вести себя в учебной ситуации ( в группе). коммуникативные: уметь планировать учебное сотрудничество учителя с учеником; уметь точно выражать свои мысли. познавательные: находить и выделять необходимую информацию; решать учебные задачи с помощью инструментов ИКТ, свободно ориентироваться в тексте Этап 6.«Закрепление» Познавательные: самостоятельно находить ответ на поставленный вопрос; структурировать знания по теме « В.П.Астафьев «Васюткино озеро. Природа и человек»; осознанное построение высказывания. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, работать в группе Этап 7. ТРКМЧП «Рефлексия» Регулятивные: оценка достигнутых результатов. Личностные: нравственно-этическая ориентация Этап 8. «Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению» Регулятивные: принимают и сохраняют задачу. |
Формирование ИКТ-компетентности | На уроке была использована презентация по теме урока, видеоролики |
Структура урока | Структура урока соответствует основной дидактической задаче. |
Педагогический стиль | Соблюдены нормы педагогической этики: доброжелательный тон, умение контролировать внутриколлективные отношения, уважительное отношение к учащимся, создание ситуации успеха. |
Использование современных образовательных технологий в процессе обучения преподаваемого предмета | Использованы интернет -технологии, которые дают эффект и результат. Такая работа мотивирирует уч-ся, они проявляют интерес |
Применение здоровьесберегающих технологий | На уроке были использованы здоровьесберегающие технологии(физминутка) |
Гласные в приставках пре- и при-
Сидорова Марина Викторовна
учитель русского языка и литературы,
Технологическая карта урока 6 класс
Дата проведения:
Тип урока: «Открытие» нового знания.
Образовательные технологии: здоровьесбережения, дифференцированного подхода в обучении, педагогика сотрудничества, исследовательской деятельности, индивидуальной и коллективной деятельности обучающихся.
Цели урока: обучающие: познакомить с условиями выбора букв Е и И в приставках пре-
и при-, способствовать формированию навыка правописания слов с данными приставками; развивать навыки морфемного разбора слов, орфографическую и орфоэпическую грамотность;
развивающие: развивать умение детей самостоятельно получать знания, развивать мыслительные операции: внимание, память, логическое мышление, развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности;
воспитательные: формировать ценностное отношение к слову, к составляющим его морфемам, к их значению.
Планируемые результаты: знание условий выбора гласных в приставках пре- и при-; - владение навыками морфемного разбора слов; умение объяснять языковые явления.
Тип урока: изучение нового материала.
Ведущий метод: частично-поисковый, проблемный.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация к уроку «Правописание приставок пре- и при-», учебник «Русский язык. 5 класс.»
| |||
Этапы урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Универсальные учебные действия |
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок. Слушают, пожимают друг другу руки и улыбаются | (Эмоциональный настрой учащихся) Ребята, добрый день. Сегодня на уроке мы будем изучать новую и интересную тему. Чтобы понять тему урока и разобраться в новом материале, вам необходимо внимательно меня слушать, быть активными, рассуждать и правильно отвечать на вопросы. Пожелаем себе успехов и отправимся в путь, к новым знаниям! | Личностные: ценностно-нравственная ориентация (настрой на работу, установление доброжелательных отношений в коллективе, контакта с классом). Регулятивные: -научатся контролировать организацию своего рабочего места. Коммуникативные: - умение слушать |
2.Этап актуализации и пробного учебного действия. Лингвистическая разминка (слайд ) | воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, Объяснили графически выбор приставки. | Активизирует знания учащихся и подготовку мышления учащихся и организации осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. -Ребята, посмотрите на доску и подумайте: на какие группы можно разделить данные слова и почему? (Исходите из того, над какой морфемой будете работать, раскрывая скобки.) -Запишите слова, раскрывая скобки и распределяя их на три группы в зависимости от правописания. Объясните графически выбор. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Логические – формулирование проблемы. |
3.Этап выявления места и причины затруднения. | проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали. Отвечают на вопросы учителя и объясняют выбор правописания этих приставок Отвечают, на проблемный вопрос: какие приставки не попадают ни в оду из групп (Прибежать, присесть, преогромный). | Анализирует причины затруднений и помогает в выборе знания, которого недостает Проверка работы: (слайд ) - Ребята, когда вы раскрывали скобки и распределяли слова по группам, на какую морфему вы обращали внимание? - А кто мне скажет: что такое приставка? ( Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов). – Все верно! - Ребята, назовите слова первой группы и их приставки (Сделать, отдавать, проиграть). Объясните правописание этих приставок. Вспомните, как они называются. (- Приставки –с, -от, -про – пишутся всегда одинаково. Их написание не зависит от произношения, поэтому они называются неизменяемыми приставками). - Назовите слова второй группы и их приставки (Расчистить, размышлять, безвкусный, бессердечный, возглас, воскликнуть) - Объясните выбор правописания согласных З-С в этих приставках. Сделайте вывод о правописании приставок на –З, -С. (З – пиши перед звонким согласным, С – пиши перед глухим согласным); Постановка проблемного вопроса: - Ребята, какие слова у нас остались? Прочитайте их. | Регулятивные: целеполагание, прогнозирование; Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Личностные: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; |
4.Этап построения проекта выхода из затруднения. | (Приставки произносятся одинаково). (При написании слов с приставками пре- и при- в безударном положении можно допустить ошибку). (Правописание приставок –пре и –при) (-Научиться распознавать слова с приставками пре- и при-, узнать правило правописания гласных в этих приставках). (- Чтобы применять его при письме). | - Назовите приставки в этих словах. Сравните, как произносятся приставки в словах прибежать, присесть и преогромный? - Какой вывод вы можете сделать? - Как мы назовем эту группу слов? - Сформулируйте тему нашего урока.(слайд ) Запишем её в тетрадях. - Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? - А зачем нам нужно знать правило? (слайд ) | Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач Коммуник-е: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познават-е: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания Личностные :планирование учебной деятельности |
5.Этап реализации построенного проекта. | Наверное, нужно вдуматься в смысл приставки, чтобы не ошибиться в написании). | -Вернемся к словам третьей группы: (слайд ) Приставки пре- и при- - непростые! В русском языке их называют смысловыми. Как вы думаете почему? (- Все верно. Молодцы, ребята! Писать –пре или – при? Вот в чем секрет! На содержание слова смотри- Сразу получишь ответ! (слайд ) | Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач Коммуник-е: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познават-е: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания |
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Работают с таблицей Отвечают на вопросы Слушают и выписывают Прибыл ли поезд, приплыл пароход, Космонавт прилетел из Вселенной. Обо всех, кто придет, прилетит, приплывет, Пишется при-, несомненно. (Из этого четверостишья учащиеся выписывают примеры во вторую колонку таблицы) Отвечают на вопросы: (-Выполнение человеком различных действий). (-Присоединение одного предмета к другому). Записывают во вторую колонку слова: привинтил, прикрутил, приклеил, пришил | Чтобы определить верное написание приставок пре- и при- необходимо вдуматься в смысл приставки и определить ее значение. Давайте вместе попробуем это сделать, заполнив таблицу «Правописание приставок –пре и –при», которая будет состоять из 2 столбиков (1 столбик – значение приставок, 2 столбик – примеры) Начнем с заполнения первого столбика таблицы – значение приставки. Для этого ответьте мне на вопрос: «Как можно попасть в школу?» – ПРИйти, - Верно, а еще? Подберите синонимы к глаголу прийти. -ПРИбежать,ПРИмчаться, ПРИнестись и т.п. - Каково значение данных глаголов? Запомните ребята и запишите в таблицу первое значение приставки – приближение. - Прослушайте отрывок стихотворения, найдите и выпишите из него примеры приставок со значением приближения: - Ребята, обратите внимание на экран (слайд №). Что изображено на картинках? - Правильно, давайте их назовем. - С помощью веревки мы можем – привязать; - С помощью молотка? ( – прибить); - С помощью иголки? (– пришить); - С помощью клея? (– приклеить); - Руками мы можем друг к другу? ( – прикоснуться). - Каково значение этих глаголов? -Послушайте следующие строки и выпишите из них примеры во вторую колонку таблицы: Если ты винт привинтил, прикрутил колесо, Приклеил, пришил умело. Помни, что пишется –при обо всем, Что доброй рукою ты сделал. | Коммуник-е: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению Познават-е:Логические |
7. Этап физминутки Цель этапа: снятие физического и эмоционального напряжения. | |||
Выполняют действия, которые задает учитель Отвечают на вопросы учителя :(Приклонялись, пригибали, привставали, приседали) (Выполнили не до конца). (Незавершенность, незаконченность действия). | А теперь, ребята, я вам предлагаю провести физкультминутку, которая называется «Приставочки». Мы немного отдохнем, подвигаемся и определим еще одно значение приставок пре- и при- (Слайд ); Всем нам, ребята, нужно встать, присмотреться, приосаниться, руки медленно поднять, пригнуть пальчики, распрямить их, руки вниз приопуститьи так немного постоять. А теперь все приклонитесь, принагнитесь, подтянитесь. Дружно нужно нам присесть, а затем опять привстать, приосаниться и выпрямиться! - Молодцы, мы немного передохнули и продолжаем работать. Выполняя задания разминки, какие действия мы совершали? - Эти действия завершенные или все же мы их выполнили не до конца? Как мы назовем это значение приставки? Правильно, еще говорят: неполнота действия. | ||
8.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Самостоятельно выполняют типовые задания на новый способ действия Выявляют причины ошибок и их исправление | организовывает самостоятельное выполнение учащимися . Послушайте следующие строки и выпишите из них примеры во вторую колонку таблицы. Язык прикусил – не совсем откусил, Пригорело – не значит сгорело. Помни: в том, что сделано, но не совсем, Пиши приставку –при смело! | Регулятивные контроль, оценка Познавательные: формулирование проблемы |
9.Этап включения в систему знаний и повторения | Фиксируют границы нового знания, выполняют задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными | Работа по учебнику. Выполнение упр. № 154 (стр. 69). Задание: выписать слова в 2 столбика (-пре и –при). В скобках указать значение приставок. Графически обозначить орфограмму. (2 ученика работаю у доски на оценку, остальные самостоятельно в тетрадях) | Регулятивные выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению |
10. Рефлексия учебной деятельности. | Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Намечают перспективу последующей работы Отвечают на вопросы учителя | организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке; учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия Ребята, наш урок подошел к концу. Давайте подведем итоги Выполнили мы поставленные цели? Молодцы! Что дал вам сегодняшний урок? Поделитесь своими впечатлениями. Прошу вас продолжить фразу: «сегодня на уроке…» - Закончить урок мне хотелось бы пословицей «Воля и труд всё перетрут». Вы это доказали на уроке. Вы – молодцы! Все отлично потрудились! | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные:планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению Познавательные:умение структурировать знания Личностные: смыслообразование. |
11.Домашнее задание | Записывают домашнее задание: | - выучить правило правописание приставок – пре и –при (учебник стр. 69) - выучить таблицу значений приставок, выполненную в тетради. Дополнить каждое значение приставок 3-4 своими примерами. Записать их в тетрадь. - выполнить упражнение 155 (учебник, стр. 70) по заданию |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Человек и природа, или уроки мудрости и доброты."
«Человек и природа, или урок мудрости и доброты.» (В.П. Астафьев «Васюткино озеро») Процесс преподавания литературы - это особый мир, где не просто осуществляется «усвоение литератур...
Конспект урокапо теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"
В работе представлен конспект интегрированного урока "математика+физика+химия+литература"....
Конспект урока самопознания в 3 классе Тема:Доброта – это солнце, которое согревает душу
Цель: формирование и развитие важных нравственных качеств – доброта,отзывчивость,милосердие Задачи: -формирование представления о доброте как вечной духовной ...
Урок литературы. Урок мудрости и доброты
Методическая разработка урока литературы . Урок мудрости и доброты....
Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"
Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"...
Конспект логопедического занятия «Азбука-к мудрости ступенька»
Познакомить с профессиями людей, создающих книгу;воспитывать бережное отношение к книге;развитие психических процессов, мелкой моторики....
Конспект урока "Васюткино озеро" В. П. Астафьева
Конспект урока...