"Человек и природа, или уроки мудрости и доброты."
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
«Человек и природа, или урок мудрости и доброты.»
(В.П. Астафьев «Васюткино озеро»)
Процесс преподавания литературы - это особый мир, где не просто осуществляется «усвоение литературных знаний» и «формирование умений и навыков», а происходит как бы прикосновение сердец, диалог сознаний, погружение в мир друг друга-читателя и автора, учителя и ученика, что и рождает полифонию эмоционально-эстетического и интеллектуального общения. Великая русская литература требует особой культуры восприятия и культуры чтения, работы души и ума [3]. Рассмотрим структуру урока по теме. Сформулируем три цели. Обучающие: формировать внимание к тексту; развивающие: создать условия для развития у школьников рефлексивных навыков; воспитательные: вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей, воспитывать навыки сопротивления трудностям жизни.
Природа - не только источник жизни.
Она и воспитатель души.
В.П. Астафьева
I. Актуализация знаний, побуждение интереса к теме.
Маленькая песчинка легко теряется в океане, а человек в тайге. Китайский мыслитель Лу Синь считал: «Пути не открываются перед теми, кто не борется» [4]. Но не только самообладание помогло герою. Что же ещё? Его поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта матери и умение разгадать тайны природы.
– Ребята, сформулируйте проблемные вопросы сегодняшнего урока. Природа-друг или враг? Какие уроки даёт природа герою и читателю?
II. Чтение наизусть начала рассказа под звуки природы «Пение птиц». «Это озеро не отыщешь на карте…» Природа в произведении это не фон, не декорация к изображаемому, а сложный мир, который вбирает в себя человека и определяет его ценности. Природа изначальна мудра, она учит человека на ошибках, проводит испытания, прощает, помогает в выборе пути.
Ш.Обращение к эпиграфу урока. В.П. Астафьев писал: «Природа - не только источник жизни. Она и воспитатель души» [1]. Главный герой попадает в ситуацию, которая требует от человека не только смелости и силы, но и многих практических знаний и умений.
1. Природа - друг и учитель. «Тот, кто правильно указывает на мои ошибки,- мой учитель; тот кто правильно отмечает мои верные поступки, -мой друг…» Сюнь-цзы [4]. Задание: Какие ловушки устраивает природа? Чтение наизусть отрывок «Паук и его жертва».
– Чему учится Васютка, проходя через испытания? Какие подсказки даёт природа мальчику? Можно ли назвать Васютку жертвой тайги?
Итак, природа в рассказе многогранна: она, как змей искуситель, соблазняет, запутывает следы, но в то же время даёт подсказки, оставляет знаки. В книге Пауло Коэльо «Алхимик» сказано: «Ты найдёшь туда путь по тем знакам, которыми Господь отмечает путь каждого в этом мире. Надо только суметь прочесть то, что написано для тебя».
2. Природа - открытая книга. « Природа-это книга, которую надо прочитать и правильно понять» М. Налбандян. Книга не только даёт знания, но и учит переоценке ценностей: Васютка по достоинству оценил мудрость деда, переданные ему навыки отца, заботу и любовь матери.
3. Природа – мать, кормилица. «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит» [1]. Природа, как вторая наша мать, помогает Васютке, выводит его из тайги, ведь она по сути своей гуманна и милостива.
Испытания помогли Васютке оценить любовь и заботу матери, ведь по- настоящему начинаешь что-то ценить только тогда, когда лишаешься этого. Человек, оказавшийся в безысходной ситуации, невольно, на уровне подсознания, обращается за помощью не только к матери, но и Богу.
4. Природа - величественный храм. Васютка, оставшись один на один с природой, начинает разговаривать с ней, ищет поддержки, замечает малейшие изменения, чувствует её состояние. Да красота природы подобна великолепию храма. Чтение наизусть стихотворения Ш. Бодлера «Природа - некий храм, где от живых колонн…»
Итак, природа научила Васютку ценить близких, не поддаваться соблазнам и гордыне, помогла увидеть красоту окружающего мира.
5. Природа-зеркало души. Умение через природу понимать и видеть человека пришло к В.П. Астафьеву постепенно через великую русскую литературу. М.М. Пришвин в «Кладовой солнца» говорил о «зеркале» природы, в котором отражается человек: «Бывает, наклонишься в лесу к тихой заводи ручья и там как в зеркале, увидишь - весь-то человек, большой, прекрасный…из-за твоей спины наклонился и тоже смотрит в заводь, как в зеркало…» [2]. Васюткино озеро – это отражение души подростка, чистой, глубокой, щедрой.
IV.Рефлексия.
–Что же мы узнали о природе и человеке, об их взаимоотношениях? Природа - мудрый наставник, учитель, друг, иногда судия. Она наказывает за легкомыслие, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги , указывает человеку верный путь. Птицы, звёзды, месяц-предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим хозяином природы (значение имени Васютка - властелин…) Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких.
V. Задание на дом. Сочинение «Случай, который помог мне узнать себя». Литература
1. В.П. Астафьев. Повести. Рассказы. М:. «Дрофа» «Вече», 2002г
2. И.А.Зотов «Человек и природа в творчестве М.Пришвина» Пособие для учителей Москва «Просвещение» 1982г.
3. Методическое пособие к учебникам-хрестоматиям для 5-8классов. Литература. Пособие для учителя /Под ред. И.В. Сосновской.-Иркутск: ИГПУ, 2004
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vasyutkino_ozero.ppt | 2.98 МБ |
v.p.astafev._vasyutkino_ozero.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: Обучающие: формировать умение анализа художественного произведения, формирование внимания к тексту; Развивающие: Развивать навыки групповой работы; Развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном; Воспитательные: вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей, воспитывать навыки сопротивления трудностям жизни.
Она величественна и похожа на океан. Она щедра и сурова. Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы. Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм. Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.
- Действительно, это тайга. - Что скрывает в себе тайга? (Тайну, загадку, силу, мощь, величие)
Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной. Он беззащитный и в то же время сильный. Он сын и одновременно хозяин. Он по-детски легкомысленный и по взрослому мудрый. Он совершает ошибку и исправляет ее.
Сергей Сюхин. Иллюстрация к рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро» Это главный герой рассказа В.П.Астафьева “Васюткино озеро”.
Какое противоречие возникает из сказанного? Маленькая песчинка легко теряется в океане, а человек в тайге. (Вспомним жизненную ситуацию: несколько лет назад в конце июля в Слободском районе погиб 14-летний подросток. Он заблудился в тайге. Он умер не от голода, нет! Он поддался страху, панике, который сковал его и лишил сил, то есть возможности выжить. Он провел в тайге всего сутки и погиб от переохлаждения.) Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание. Но не только самообладание помогло герою. Что же еще? Его поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта матери и умение разгадать тайны природы
- Можно ли назвать наш урок «Поединок Васютки и тайги?». Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка смог прочитать “книгу тайги”, жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика, преподала уроки мудрости и доброты. - Ребята, попытайтесь сформулировать проблемные вопросы сегодняшнего урока.
Природа – друг или враг? Спасение Васютки – чудо или закономерность? Какие уроки дает природа герою и читателю?
Китайский мыслитель Лу Синь считал: “Пути не открываются перед теми, кто не борется”. Обобщая сказанное, сформулируем тему урока: “Васютка в зеркале природы, или Уроки мудрости и доброты”.
В.П.Астафьев – писатель со сложной, но интересной судьбой. Гибель родителей, детский дом, война, душевные раны – все это было в его жизни. 1924 - 2001
Енисей Но было и другое - то, что давало ощущение радости и полноты жизни. Это - творчество и целительная сила природы, которая сопровождала его на протяжении всей жизни.
Сибирь-родина В.П.Астафьева
Родное село Овсянка В.П. Астафьева
Дом В.П. Астафьева
В музее под открытым небом есть еще один кусочек прежней жизни - дом бабушки Екатерины Петровны. Дом бабы Кати простоял 200 лет, дерево прогнило насквозь. Строители поставили точную копию старого дома по старинным технологиям.
Маленький Витя Мальчиком Виктор Петрович рыбачил на озере, но кончилось детство, и он оказался в детдоме.
Детский дом. С любимой воспитательницей детдома " Самостоятельную жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки", - напишет впоследствии В. П. Астафьев.
1943 Но ему хотелось рассказать об озере,“открыть его таким, каким видел когда-то, чтобы написанное и не чувствовалось вовсе, а душа читателя таяла, знобило бы кожу у него, и от восторга, от любви захотелось бы ему перецеловать …каждое деревце в лесу, каждый лист… И был бы он счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него и он в этом мире есть”. И это озеро стало для писателя своеобразной путеводной звездой, он открыл его для читателя, чтобы каждый из нас, как и главный герой, через озеро смог понять себя, приобрести жизненную мудрость и стать добрее.
«Васюткино озеро» — один из самых известных и любимых рассказов и детей, и взрослых. Вот история его появления на свет, рассказанная самим писателем. Он летом заблудился в тайге, преследуя глухаря, и провел один в лесу три дня. На уроке литературы учитель Игнатий Дмитриевич Рождественский задал писать сочинение, кто как провел лето. Астафьев написал рассказ под названием «Жив». Учитель похвалил ученика, и рассказ был помещен в школьном рукописном журнале. «И вот много-много лет спустя я вспомнил об этом и написал на основании этого школьного сочинения рассказ «Васюткино озеро»... Это первый детский рассказ Астафьева.
(Чтение наизусть начала рассказа) «Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное Васютке. Ещё бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки - озеро, названное его именем! Пускай оно и не велико, не то что, скажем, Байкал, но Васютка сам нашёл его и людям показал. Да, да, не удивляйтесь и не думайте, что все озёра уже известны и что у каждого есть своё название. Много ещё, очень много в нашей стране безымянных озёр и речек. Потому что велика наша Родина, и сколько по ней ни броди, всё будешь находить что-нибудь новое, интересное.»
Читая этот отрывок, мы чувствуем, что о Васютке, 13-летнем мальчике, автор говорит с уважением. -Почему Васютка не по годам мудр? Кто был его учителем? Природа
Природа в произведении это не фон, не декорация к изображаемому, а сложный мир, который вбирает в себя человека и определяет его ценности. Природа изначально мудра, она учит человека на ошибках, проводит через испытания, прощает и помогает в выборе пути. Природа - учитель и друг.
«Деревья, деревья, деревья... Под ногами - мох и жухлая трава, над головой - равнодушные, безучастные к человеческой беде облака. А в сердце - холодный, липкий, пронизывающий ужас, заставляющий то бежать сломя голову, то без сил лежать на земле.» Вот что почувствовал Васютка, главный герой рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро», когда заблудился в бескрайней тайге. Астафьев писал: «Природа – не только источник жизни. Она и воспитатель души». Главный герой попадает в ситуацию, которая требует от человека не только самообладания, смелости и силы воли, но и многих практических знаний и умений.
1. Природа - учитель и друг “ Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, - мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, - мой друг…” (Сюнь-цзы) Задание: Какие ловушки устраивает природа? (Чтение наизусть “Паук и его жертва”)
Эпизод с пауком: « Васютка нагнулся и увидел у ног своих истлевшую тушку птицы, паук растянул над мертвой птичкой паутину. Паука уже нет – убрался, должно быть, зимовать в какое-нибудь дупло, а ловушки бросил. Попалась в него сытая, крупная муха, бьется, бьется, жужжит слабеющими крыльями. Что-то начало беспокоить Васютку при виде беспомощной мухи, влипшей в тенета. И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился!)
- Что произошло с Васюткой в тайге? Эпизод «Глухарь-таежная птица» Как он ведет себя в этой ситуации? Опишите внутреннее состояние Васютки. «Фу ты, черт! Где же затеси?- сердце у Васютки сжалось, на лбу выступила испарина.- Все этот глухарина! Понесся, как леший, теперь вот думай, куда идти-, заговорил Васютка вслух, чтобы отогнать подступающий страх.- Ничего, сейчас найду дорогу. Та-ак… Почти голая сосна у ели - значит, в ту сторону север, а где ветвей больше - юг. Ладно, не робей. Найдем избушку. Надо идти в одну сторону. На юг надо идти. У избушки Енисей поворот делает, мимо никак не пройдешь… Ну вот, все в порядке.
- О чем разговаривает он с белкой? Разговор Васютки с белкой: «Белка» -А я заблудился. Понесся сдуру за глухарем и заблудился. Теперь меня по всему лесу ищут, мамка ревет… Не понимаешь ты ничего. А то бы сбегала, сказала нашим, где я. Ты вон какая проворная! Убирайся давай, рыжая, стрелять буду!
Васютка вскинул ружье и выстрелил в воздух. Белка, будто пушинка, метнулась и пошла считать деревья. Васютка выстрелил еще раз и долго ждал ответа. Тайга не откликалась. Патронов осталось десять штук. Стрелять Васютка больше не решился. Он полез на дерево.
Сергей Сюхин. Иллюстрация к рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро» - И какой же Васютка увидел тайгу, забравшись на высокое дерево?
« Тайга… тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным темным морем. Небо тянулось далеко-далеко, все ближе прижимаясь к вершинам леса. Облака над головой были редкие, но чем дольше смотрел Васютка, тем они делались гуще. Долго Васютка отыскивал глазами желтую полоску лиственника среди неподвижного зеленого моря, но кругом темнел сплошной хвойник. Видно, Енисей и тот затерялся в глухой, угрюмой тайге. Маленьким- маленьким почувствовал себя Васютка и закричал: -Э-эй, мамка! Папка! Дедушка! Заблудился я!»
Чему учится Васютка, проходя через испытания? Какие подсказки дает природа мальчику? Можно ли назвать Васютку жертвой тайги? Итак, природа в рассказе многогранна: она, как змей-искуситель, соблазняет, запутывает следы, но в то же время дает подсказки, оставляет знаки. В книге Пауло Коэльо “ Алхимик ” сказано: “ Ты найдешь туда путь по тем знакам, которыми Господь отмечает путь каждого в этом мире. Надо только суметь прочесть то, что написано для тебя ” .
2. Природа – открытая книга “Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять” (М. Налбандян) - Почему тайга стала для Васютки открытой книгой? -Что помогло ему познать законы природы? Тест: а) мудрые слова деда; б) опыт отца; в) знания, полученные в школе?
А сейчас посмотрим, как вы внимательно читали рассказ и знаете ли вы ответы на вопросы, которые спрятаны в мудрой книге природы?
Как в лесу без компаса определить стороны горизонта? («почти голая сосна у ели - значит - север, а где ветвей больше - юг») Что свидетельствует о близости реки в тайге? («…трава стала попадаться чаще…растёт обычно вдоль больших водоёмов») Что предвещает вечером смену погоды? (…облака над головой были редкие…делались гуще, и наконец голубые проёмы исчезли совсем, облака спрессованной ватой ложились на тайгу» В чем особенность эха в лесу? («…голос его пролетел немного над тайгой и упал невесомо-кедровой шишкой на мох.») 5. Как сберечь в тайге припасы от грызунов? («сложил остатки еды в мешок, подвесил его на сук»)
Тот, кто внимательно читал рассказ, узнал ответы на многие вопросы. Эти знания пригодятся в жизни. Теперь читателю известно, что трава в лесу растет обычно вблизи больших водоемов. Лиственный лес тянется по берегам реки. Эхо в лесу откликается на ближнем водоеме. Почти голая сторона у сосны – значит в ту сторону север, а где ветвей больше – юг. Если в озере речная рыба, значит оно проточное. В Заполярной тайге медведи встречаются редко, волков и змей нет. Встречаются рыси и песцы. Но осенью корма для них много, поэтому они не страшны для человека. Еду в лесу надо хранить, повесив на ветку, чтобы мыши не добрались до него. Звездное небо – к холоду. Кровянистое небо и стонут гагары – к непогоде.
Вы запомнили законы леса: Надо брать с собой в лес спички, хлеб. Не надо далеко отходить от затесей. Надо запастись на ночь дровами. Надо беречь патроны.
Книга не только даёт знания, но и учит переоценке ценностей: Васютка по достоинству оценил мудрость деда и те навыки, которые передал ему отец, заботу и любовь матери. 3. Природа – мать, кормилица Тайга, “ наша кормилица, хлипких не любит» Природа, как вторая мать, помогает Васютке и выводит его из тайги, ведь она по своей сути гуманна и милостлива. Сам В.П.Астафьев говорил когда-то о природе такие слова: “ Землю свою люблю и не перестаю удивляться красоте её, неистощимому терпению и доброте … Рано потерявший мать – она утонула в Енисее весной 1932 года – я, естественно, тянулся ко второй моей и неизменной матери – земле. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой ” .
Задание: сортировка продуктов – кладовая природы, забота матери. Мать-природа (Макошь – славянская богиня плодородия) и Енисей-батюшка указывают Васютке выход к дому, к родителям, к тому, о чем тосковал всю жизнь сам писатель, лишившийся родителей слишком рано. Испытания помогли Васютке оценить любовь и заботу матери, ведь по-настоящему начинаешь что-то ценить только тогда, когда лишаешься этого. Человек, оказавшийся в безысходной ситуации, невольно, на уровне подсознания, обращается за помощью не только к матери, но и к Богу.
4. Природа – величественный храм.
Васютка, оказавшись один на один с природой, начинает чувствовать ее живую душу: разговаривает с ней, ищет поддержки, замечает малейшие изменения, чувствует ее состояние. Через природу он пытается подать весточку родным, очищается и даже исповедуется. Да и красота природы подобна великолепию храма: Природа – некий храм, где от живых колонн Обрывки смутных фраз исходят временами. Как в чаще символов, мы бродим в этом храме, И взглядом родственным глядит на смертных он. Ш.Бодлер Задание: работа в парах. Восстановить пропущенные эпитеты, сравнения и метафоры…
Эпитеты – красочные определения: Тайга Облака Проемы молчаливая, равнодушная, казалась огромным, темным морем; редкие; голубые; ватой спрессованной ложились на тайгу.
Как описана пробудившаяся тайга? Кедровки кричали Желна заплакала Синички потрошили, попискивая Белка пронеслась, вполошённо цокая Уставилась на Васютку Зачем в таком маленьком кусочке текста столько глаголов?
Найдите среди этих красочных определений то, которое помогает нам понять отчаяние Васютки . Эпитеты-синонимы: Равнодушная Безразличная Безучастная Спокойная Бесчувственная Холодная Неотзывчивая Нечувственная
Красота природы показаны автором с помощью тропов. Важную роль играют и сравнение, и олицетворение, и метафоры: «Туман росою (сравнение) пал (олицетворение) на деревья, на землю, мелкая пыль (метафора) искрилась (метафора) всюду». Повествователь описывает, как по-разному кричат птицы. Кедровки «на манер базарных торговок», громко, перебивая друг друга. Желна (черный дятел) плачет, кричит жалобно, тоскливо. Синички попискивают, издают высокие звуки. Птицы и звери своим поведением очень отличаются друг от друга. Синицы потрошат старое дерево, ищут в нем насекомых. Белка завтракает, наверное, ест орехи или тех же насекомых. Она цокает, бежит, издавая короткие звонкие звуки. Лес полон шума, звуков, движения.
Как описана пробудившаяся тайга? Кедровки кричали Желна заплакала Синички потрошили, попискивая Белка пронеслась, вполошённо цокая Уставилась на Васютку Зачем в таком маленьком кусочке текста столько глаголов?
Давайте найдем и запишем в таблицу цветообразы, звукообразы и работа в тетради
Цвет: зелёное море, жёлтая полоска лиственника, зелёная кашица ряски… Звуки: легкий шум ветра, робкий свист пичушки,стук дятла по дереву, протрубит дикий олень…
«Лес стоял неподвижно тихий в своей унылой задумчивости , такой же редкий, полуголый , сплошь хвойный. Лишь кое-где виднелись хилые березки с желтыми листьями». (Олицетворение, эпитет). «В лес бесшумно, как сова, прилетела ночь». ( Сравнение, метафора ). «Тайга…Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная , с высоты она казалась огромным темным небом. Облака спрессованной ватой ложились на тайгу . (Гипербола, эпитеты, сравнение).
Итак, природа научила Васютку ценить своих близких, не поддаваться соблазнам и гордыне, помогла увидеть красоту окружающего мира. “ Леса учат человека понимать прекрасное”,- писал А.П.Чехов.
5. Природа – зеркало души Умение через природу понимать и видеть человека пришло к В.П.Астафьеву постепенно. Ведь его учителем была не только природа, но и великая русская литература. М.М.Пришвин в “Кладовой солнца” так говорил о “зеркале” природы, в котором отражается человек: “ Бывает, наклонишься в лесу к тихой заводи ручья и там, как в зеркале, увидишь – весь-то человек, большой, прекрасный…из-за твоей спины наклонился и тоже смотрит в заводь, как в зеркало. И так он прекрасен там, в зеркале, со своей природой, с облаками, лесами, и солнышко там внизу тоже садится, и молодой месяц показывается, и частые звездочки”.
Задание: работа в группах Васюткино озеро – “озеро надежды”? Почему озеро называется Васюткино? Только ли потому, что его нашел наш герой? Почему отражение в Енисее удивило Васютку? Он изменился внешне, но изменения произошли и во внутреннем мире: Васютка за 5 неполных дней повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя. Васюткино озеро – отражение души подростка, чистой, глубокой, щедрой. Не мог он погибнуть в тайге: как лесное озеро питают реки и речушки, сама мать Тайга и батюшка Енисей, так и Васютку спасает опыт взрослых людей, вера, надежда, любовь - любовь к своим родителям, к природе, к великой и могучей Родине.
Рефлексия Итак, наше путешествие по тайге подошло к концу. -Что же мы узнали о природе и человеке, об их взаимоотношениях? Природа – мудрый наставник, учитель, друг, иногда судия. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Птицы, звезды, месяц – предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы (Значение имени Васютка - вожак, властелин; букв.: василевс, царь (греч.)) Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких.
Попытаемся отразить наши размышления в виде синквейна или стихотворения собственного сочинения. Синквейн (пятистишие) – свободная поэтическая форма, состоящая из 5 строф: Имя существительное, определяющее тему. 2 прилагательных – описание темы. 3 глагола (деепричастия) – название действий. 4 слова: фраза – отношение к теме. Образ – метафора, суть, смысл, синоним темы.
. тайга 2. Равнодушная, безразличная, безучастная, спокойная, бесчувственная, холодная, неотзывчивая,нечувственная 3. Природа посылает Васютке озеро-загадку...
Задание на дом: Затеси – это зарубки на деревьях, указывающие путь людям. Читая произведение, мы тоже оставляем в душе какие-то впечатления, зарубки на сердце, постигаем тайну произведения. Вам предлагается написать сочинение-размышление на одну из тем нашего урока: “ В чем тайна Васюткина озера?”, “Зарубки на сердце”. Ответ на эти вопросы каждый даст индивидуально в форме сочинения – размышления. Помогут вам в работе тезисы: Древние считали, что родник, озеро, источник - глаз Божий на земле... Природа посылает Васютке озеро-загадку... Озеро - отражение души Васютки... Тайга-матушка, Енисей-батюшка, озеро...
Помогут вам в работе тезисы: Древние считали, что родник, озеро, источник - глаз Божий на земле... Природа посылает Васютке озеро-загадку... Озеро - отражение души Васютки... Тайга-матушка, Енисей-батюшка, озеро...
Зарубки на сердце Уроки мужества, уроки доброты Ты в сердце сохранишь навеки, И озеро, как символ чистоты, Тебе откроется, пусть на изломе лета. Увидишь в струях чистого ручья Природы первозданной отраженье, И собственная грешная душа Почувствует истоки очищенья. Вольется в сердце неба синева, И звезд на небе тихое мерцание, И щебет птиц, и росная трава - Васюткиного озера сияние!
Спасибо за урок !
Предварительный просмотр:
Сидорова Ольга Юрьевна
«Человек и природа, или урок мудрости и доброты»
(В.П. Астафьев «Васюткино озеро»)
Процесс преподавания литературы - это особый мир, где не просто осуществляется «усвоение литературных знаний» и «формирование умений и навыков», а происходит как бы прикосновение сердец, диалог сознаний, погружение в мир друг друга-читателя и автора, учителя и ученика, что и рождает полифонию эмоционально-эстетического и интеллектуального общения. Великая русская литература требует особой культуры восприятия и культуры чтения, работы души и ума [3]. Рассмотрим структуру урока по теме. Сформулируем три цели. Обучающие: формировать внимание к тексту; развивающие: создать условия для развития у школьников рефлексивных навыков; воспитательные: вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей, воспитывать навыки сопротивления трудностям жизни.
Природа - не только источник жизни.
Она и воспитатель души.
В.П. Астафьева
I. Актуализация знаний, побуждение интереса к теме.
Маленькая песчинка легко теряется в океане, а человек в тайге. Китайский мыслитель Лу Синь считал: «Пути не открываются перед теми, кто не борется» [4]. Но не только самообладание помогло герою. Что же ещё? Его поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта матери и умение разгадать тайны природы.
– Ребята, сформулируйте проблемные вопросы сегодняшнего урока. Природа-друг или враг? Какие уроки даёт природа герою и читателю?
II. Чтение наизусть начала рассказа под звуки природы «Пение птиц». «Это озеро не отыщешь на карте…» Природа в произведении это не фон, не декорация к изображаемому, а сложный мир, который вбирает в себя человека и определяет его ценности. Природа изначальна мудра, она учит человека на ошибках, проводит испытания, прощает, помогает в выборе пути.
Ш.Обращение к эпиграфу урока. В.П. Астафьев писал: «Природа - не только источник жизни. Она и воспитатель души» [1]. Главный герой попадает в ситуацию, которая требует от человека не только смелости и силы, но и многих практических знаний и умений.
1. Природа - друг и учитель. «Тот, кто правильно указывает на мои ошибки,- мой учитель; тот кто правильно отмечает мои верные поступки, -мой друг…» Сюнь-цзы [4]. Задание: Какие ловушки устраивает природа? Чтение наизусть отрывок «Паук и его жертва».
– Чему учится Васютка, проходя через испытания? Какие подсказки даёт природа мальчику? Можно ли назвать Васютку жертвой тайги?
Итак, природа в рассказе многогранна: она, как змей искуситель, соблазняет, запутывает следы, но в то же время даёт подсказки, оставляет знаки. В книге Пауло Коэльо «Алхимик» сказано: «Ты найдёшь туда путь по тем знакам, которыми Господь отмечает путь каждого в этом мире. Надо только суметь прочесть то, что написано для тебя».
2. Природа - открытая книга. « Природа-это книга, которую надо прочитать и правильно понять» М. Налбандян. Книга не только даёт знания, но и учит переоценке ценностей: Васютка по достоинству оценил мудрость деда, переданные ему навыки отца, заботу и любовь матери.
3. Природа – мать, кормилица. «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит» [1]. Природа, как вторая наша мать, помогает Васютке, выводит его из тайги, ведь она по сути своей гуманна и милостива.
Испытания помогли Васютке оценить любовь и заботу матери, ведь по- настоящему начинаешь что-то ценить только тогда, когда лишаешься этого. Человек, оказавшийся в безысходной ситуации, невольно, на уровне подсознания, обращается за помощью не только к матери, но и Богу.
4. Природа - величественный храм. Васютка, оставшись один на один с природой, начинает разговаривать с ней, ищет поддержки, замечает малейшие изменения, чувствует её состояние. Да красота природы подобна великлепию храма. Чтение наизусть стихотворения Ш. Бодлера «Природа - некий храм, где от живых колонн…»
Итак, природа научила Васютку ценить близких, не поддаваться соблазнам и гордыне, помогла увидеть красоту окружающего мира.
5. Природа-зеркало души. Умение через природу понимать и видеть человека пришло к В.П. Астафьеву постепенно через великую русскую литературу. М.М. Пришвин в «Кладовой солнца» говорил о «зеркале» природы, в котором отражается человек: «Бывает, наклонишься в лесу к тихой заводи ручья и там как в зеркале, увидишь - весь-то человек, большой, прекрасный…из-за твоей спины наклонился и тоже смотрит в заводь, как в зеркало…» [2]. Васюткино озеро – это отражение души подростка, чистой, глубокой, щедрой.
IV.Рефлексия.
–Что же мы узнали о природе и человеке, об их взаимоотношениях? Природа - мудрый наставник, учитель, друг, иногда судия. Она наказывает за легкомыслие, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги , указывает человеку верный путь. Птицы, звёзды, месяц-предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим хозяином природы (значение имени Васютка - властелин…) Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких.
V. Задание на дом. Сочинение «Случай, который помог мне узнать себя». Литература
1. В.П. Астафьев. Повести. Рассказы. М:. «Дрофа» «Вече», 2002г
2. И.А.Зотов «Человек и природа в творчестве М.Пришвина» Пособие для учителей Москва «Просвещение» 1982г.
3. Методическое пособие к учебникам-хрестоматиям для 5-8классов. Литература. Пособие для учителя /Под ред. И.В. Сосновской.-Иркутск: ИГПУ, 2004
4. http:shoyher.narod.ru/ObAntl/MudrVostok.html (1.02.2012)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа "Природа и человек. Место человека в природе"
Бюджетное учреждение среднего профессионального образованияХанты – Мансийского автономного округа – Югрыколледж - интернат «Центр искусств для одарённых детей Севера»...
урок по предмету "Природа и экология Красноярского края" Тема: Взаимоотношения человека и природы. Презентация к уроку.
Урок посвящен празднованию Всемирного Дня Земли. Содержит информацию об истории возникновения праздника. Урок сопровождается презентацией....
Человек и природа на уроках литературы в 7-ом классе.
Урок-конференция по рассказу Леонида Андреева «Кусака». Цель: раскрыть проблему взаимоотношения человека и природы как проблему нравственную и духовную, ее остроту и важность. ...
Урок литературы. Урок мудрости и доброты
Методическая разработка урока литературы . Урок мудрости и доброты....
Урок литературы "Без доброты и сострадания нет человека" (По рассказу А.П.Платонова "Юшка")
На уроке обучающиеся знакомятся с творчеством А.П.Платонова. На примере отношения главного героя рассказа "Юшка" к другим персонажам обучающиеся учатся милосердию и добру....
Пример итогового сочинения в 11 классе.Человек и природа (природа как источник вдохновения и переживаний человека)
Природа всегда была источником вдохновения для многих художников,писателей,поэтов. Афанасий Афанасьевич Фет всем своим творчеством воспевал родную русскую природу. Он создавал не простые п...
Конспект урока "По Васюткиным тропам, или Уроки мудрости и доброты…"
Конспект урока литературы 5 класс...