Конспект урока "Васюткино озеро" В. П. Астафьева
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Яшкова Анастасия Анатольевна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vas_ozero.docx31.39 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Сухова Анастасия Анатольевна
Класс: 5
Предмет: Литература
Тема урока: Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева.
Цель: создать условия для осознания учащимися неразрывных связей между природой и человеком, активизировать познавательные интересы учащихся средствами информационно-коммуникативных технологий и метода проектной деятельности, развивать навыки монологической речи, выразительного чтения, анализа текста, коллективной работы.
Тип урока: Урок общеметодологической направленности
Планируемые результаты:
Предметные научиться давать характеристику поступкам героя, определять значение картин природы.
Метапредметные УУД: познавательные уметь извлекать необходимую информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства), анализировать объект с целью выделения существенных признаков;
регулятивные уметь соотносить свои знания с оставленной целью, комментировать полученную информацию, уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата;
коммуникативные уметь планировать учебное сотрудничество в коллективе, проектировать работу в группе, оценивать действия партнёра; личностные формирование личностных ценностей на основе оценки содержания художественного произведения, поступков литературного героя.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

I. Самоопределение

Я рада нашей новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

- Давайте улыбнемся друг друг!
- Садитесь.

Здороваются с учителем и улыбаются друг другу и учителю.

II. Актуализация знаний

Фронтальная работа
СЛАЙД № 1, 2
-Ребята, послушайте меня и догадайтесь, о чем мы будем говорить сегодня на уроке!?

( На фоне таежной музыки учитель задает вопросы):
1.Она величественна и похожа на океан.
Она щедра и сурова.
Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.
Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.
Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири. 
- Что это? (ТАЙГА)
- Действительно, это тайга. 
- Как вы думайте, что скрывает в себе тайга? (Тайну, загадку, силу, мощь, величие)
Продолжаем слушать музыку тайги…
2.Он беззащитный и в то же время сильный.
Он сын и одновременно хозяин.
Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.
Он совершает ошибку и исправляет ее. 
- Кто это? (Васютка) – Да, ребята это главный герой рассказа.
Слушают музыку тайги, пытаются понять тему урока.
-Молодцы, ребята!

слушают музыку, отвечают на вопросы.

(ТАЙГА)

(Тайну, загадку, силу, мощь, величие)

(Васютка)

III.Постановка учебной задачи, целей урока

- Эпиграфом к нашему уроку станут слова Виктора Петровича Астафьева: «Природа - не только источник жизни. Она и воспитатель души». (Слайд № 7)
- Как вы понимаете эти слова?


- Какие проблемные вопросы ставит перед нами автор? Над чем заставляет нас задуматься

Астафьев?

-В жизни случаются ситуации, когда от человека требуется проявление самообладания, мужества и выдержки. В такое положение попал и мальчик Васютка - главный герой рассказа В. П. Астафьева "Васюткино озеро".
- Что с ним произошло, напомните?
- Зачем он пошёл в тайгу?
Отправившись в тайгу за кедровыми орехами для рыбаков, мальчик не сразу понял, что случилась беда - он заблудился.

-Какие ловушки устраивает природа Васютке?  - Почему он заблудился?

- Всегда ли природа друг человека? Раз она устроила такое испытание для Васютки?


- Какие уроки даёт природа герою и читателю?

- Значит автор ставит перед нами такие проблемные вопросы!

- После того как заблудился Васютка, он погиб? Почему?

- Что он вспомнил, что заставило его действовать?
Какие слова деда он вспомнил?
(“Тайга”, наша кормилица, хлипких не любит!”)

- Ребята, что значит хлипких? Давайте подберем синонимы к слову “хлипких”

- слабых

- слобохарактерных

- слабосильных

- малосильных

- бессильных

- бесхарактерных

- расслабленных

- тщедушных

- маломощных

- болезненных

- растерянных

- отчаявшихся

-Что значит природа для человека?

-Природа в этомпроизведении это не фон, а сложный мир, который вбирает в себя человека и определяет его ценности. Природа изначально мудра, она учит человека на ошибках, проводит через испытания, прощает и помогает в выборе пути.

- Исходя из эпиграфа и проблемных вопросов, давайте сформулируем тему нашего урока и запишем ее в тетрадях.
- Какая тема нашего урока?

( Варианты: «Человек и природа в рассказе». «Уроки мудрости и добра». «Законы тайги» )

-А какова же тогда цель нашего урока? Попробуем сформулировать вместе.


Как вести себя наедине с природой? – на этот вопрос нам предстоит ответить, размышляя над рассказом В.П. Астафьева «Васюткино озеро».

Ответы детей.( Природа – это не только источник жизни, ну и многому может научить. Она может погубить и может помочь.

Главный герой попадает в ситуацию, которая требует от человека не только самообладания, смелости и силы воли, но и многих практических знаний и умений, которыми обладал наш герой.

Отвечают на вопросы учителя.
(он заблудился)

- Ответы детей

решил подстрелить глухаря

- Природа друг или враг?


- нужно быть осторожным, внимательным, не торопиться, обдумывать каждый шаг

нет

Он хорошо знал тайгу, не раз там бывал, рос среди рыбаков, охотников. И слышал от них много чего …

ответы детей

(кормилица, матушка, красота,деревья, цветы….)

ответы

Называют тему и записывают в тетради.

Формулируют цель урока.

(1.Любить, беречь и охранять природу родного края;
2. Выяснить значение природы в жизни человека, выяснить какова взаимосвязь человека и природы.
3.Какие правила нужно знать и помнить человеку, если он оказался в лесу.

IV. Составление плана

- Что мы будем делать, чтобы достичь нашей цели? (Работать в группах.)

- Сегодня мы работаем в группах. Каждая группа получила на прошлом уроке индивидуальные задания, которые помогут нам, достичь цели урока.
Мы отправляемся в тайгу вместе с героем. Для того, чтобы наш поход был не только интересным, но и познавательным, я предлагаю вам, ребята, необычную роль – представьте, что вы не ученики 5 класса, а защитники природы – юные натуралисты.


ПОМНИМ ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ!

Задание для группы 1: рассказать о том, каким вы увидели главного героя в начале рассказа. Составить памятку «Советы идущему в лес».
(Что взял Васютка с собой в тайгу? Какие оплошности допустил? Что ещё взяли бы вы с собой, отправляясь в лес? Что надо помнить человеку, когда он идёт в тайгу?)
Памятка 1. «Советы идущему в лес»
1. Продумай тщательно маршрут.
2. Не забудь взять компас.
3.Возьми спички для костра.
4. Захвати с собой теплые вещи.
5. Приготовь запас еды (соль, хлеб, сухари, консервы).

Задание для группы 2: 
Проанализировать поведение Васютки в лесу. Составить памятку «Если ты заблудился в лесу»
(С какого события начались приключения Васютки? Найдите описание тайги, как рисует её автор? Почему же Васютка заблудился? Какую оплошность допустил? Что символизирует паутина, изображаемая автором? Что же помогает нам разобраться в чувствах и эмоциях героя?)
Памятка 2 «Если ты заблудился в лесу»
1. Не паникуй, успокойся.
2. Осмотри место, где находишься.
3. Собери хворост, дрова для костра (на ночь).
4. Разожги костер, приготовь пищу.
5. Подготовь место для ночлега.
6. Ищи путь домой, вспоминая сведения о лесе, народные приметы.
7. Если ничего больше сделать не можешь, спокойно ожидай спасателей.
Задание для группы 3: Проанализировать эпизоды «Открытие Васютки» и «Встреча Васютки с Енисеем». Нарисовать иллюстрацию озера, которое открыл Васютка.
(На какой день перед Васюткой оказалось озеро? Как оно выглядело? Найдите его описание. Как озеро спасло мальчика? Какие эмоции испытывал Васютка, когда он вышел к Енисею? Почему отражение в Енисее удивило Васютку?

- Какие законы тайги помогли выжить Васютке? Давайте их назовём?

СЛАЙД№

- «От затесей далеко не отходи – сгинешь».

- «Таков старинный порядок: идёшь в лес — бери еду, бери спички»

- Надо беречь патроны

- «Тайга хлипких не любит!»

V. Реализация выбранного проекта

- Изменился ли Васютка после пяти дней, проведенных в тайге?

Испытания помогли Васютке оценить любовь и заботу матери, ведь по-настоящему начинаешь что-то ценить только тогда, когда лишаешься этого. Человек, оказавшийся в безысходной ситуации, невольно, на уровне подсознания, обращается за помощью не только к матери, но и к Богу.

- Какие уроки преподнесла Васютке «Матушка-природа»?


- Какие черты характера проявила в нем?

- О чём же этот рассказ, как вы думаете?

- Происходили ли с вами истории, подобные этой?

- Как бы вы повели себя на месте героя?

- Что можно взять на заметку для себя из этого рассказа?

Ребята, давайте составим синквейн тему «Образ Васютки» в группах.

- я напомню вам порядок:

1) Первая строка – существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдёт речь

2) Вторая строка – два прилагательных

3) Третья строка – три глагола, описывающие действия объекта-предмета

4) Четвёртая строка – фраза из четырёх-пяти слов, выражающая ваше отношение к предмету-объекту

5) Пятая строка – одно слово-вывод, характеризующее суть предмета-объекта

-Молодцы ребята!

( Васютка оценил мудрость деда, те навыки, которые передал ему отец, заботу и любовь матери.)
Ответы детей

 

-Природа преподнесла Васютке уроки мужества, уроки доброты:

Мужество, храбрость, смелость, доброту,выносливость, нахочивость.

(о преодолении трудностей, своего страха, о том, что нельзя сдаваться, не поддаваться отчаянию, нужно во что бы то ни стало бороться, не опускать руки и тогда всё получится)

Например, вот мой синквейн к рассказу «Васюткино озеро»:

Васютка

Выносливый, умелый

Не сдаётся, действует, выживает

Восхищает силой своего духа

Борец

Васютка.
Наблюдательный, находчивый.
Увлекся, заблудился, выдержал.
Природа не только источник жизни, но и воспитатель души.
Герой. Победитель.

Слушают ответы одноклассников, высказывают свое мнение, корректируют результаты своей деятельности.

VI. Самостоятельная работа

- А сейчас поработайте самостоятельно.
Тест с проверкой по эталону.

Выполняют тест. Проверяют по эталону.

VII. Рефлексия

Подведение итогов урока. Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? (Любить, беречь и охранять природу родного края; выяснить значение природы в жизни человека, выяснить какова взаимосвязь человека и природы. Открыть для себя законы тайги, которые помогли Васютке выжить.)

Выполнили ли мы эту цель?
Итак, давайте сделаем вывод, каково значение природы для человека?
Человек и природа неразрывно связаны между собой.
Бережное отношение к природе помогает человеку использовать ее богатства себе во благо ( пища, кров, тепло).
Картины природы помогают отразить чувства и состояние героя.
И как общий вывод прозвучит для нас сейчас стихотворение Вадима Шефнера:
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей;
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей;
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши:
Она – твой давний добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она одна.
СЛАЙД
Сегодня на уроке я узнал, что… 
Урок помог мне… 
Урок был интересным, потому что… 
После урока мне захотелось… 
Я хочу похвалить себя за… 

Д.З.

да

Знание законов природы помогает человеку выжить. 

Учащийся читает заранее подготовленное стихотворение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока. "Озера и болота России".

Материал можно изпользовать в 8 классе при изучении раздела "Внутренние воды России"....

Конспект урока озеро Тургояк-младший брат Байкала

Конспект урока с презентацией представляет собой урок краеведения.В уроке рассмотрена тема дольменов как культовых сооружений,приведен дополнительный материал-легенды и стихи об озере....

Конспект урока "Озера" 6 класс

Тема урока: «Озера»Класс:  6Предмет: ГеографияУчитель: Шубина Г.М. Цель:  формирование знаний об озерах,    как  о  виде  внутренних вод (вод суши).З...

Урок литературы в 5 классе по рассказу "Васюткино озеро" В. Астафьева "Человек и природа в рассказе"

Урок знакомит учащихся с биографией В. П. Астафьева, продолжает работу по аналитическому пересказу  и составлению комментария произведения. Совершенствует речевые умения путем пересказа художеств...

Конспект урока «Озеро Байкал – жемчужина Сибири» 8 класс

Открытый урок по географии  в  8 классе                   Тема: «Озеро Байкал – жемчужина Сиби...

конспект урока "Озеро Байкал в цифрах"

урок математики рамках недели естественных наук....

Конспект урока "Озера, Вода в "земных кладовых". ФГОС География 5класс. учебник. А.А.Летягин

Урок построен по требованиям ФГОС.  Расписаны  действия учеников....