Конспект урока "Васюткино озеро" В. П. Астафьева
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Сухова Анастасия Анатольевна
Класс: 5
Предмет: Литература
Тема урока: Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева.
Цель: создать условия для осознания учащимися неразрывных связей между природой и человеком, активизировать познавательные интересы учащихся средствами информационно-коммуникативных технологий и метода проектной деятельности, развивать навыки монологической речи, выразительного чтения, анализа текста, коллективной работы.
Тип урока: Урок общеметодологической направленности
Планируемые результаты:
Предметные научиться давать характеристику поступкам героя, определять значение картин природы.
Метапредметные УУД: познавательные уметь извлекать необходимую информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства), анализировать объект с целью выделения существенных признаков;
регулятивные уметь соотносить свои знания с оставленной целью, комментировать полученную информацию, уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата;
коммуникативные уметь планировать учебное сотрудничество в коллективе, проектировать работу в группе, оценивать действия партнёра; личностные формирование личностных ценностей на основе оценки содержания художественного произведения, поступков литературного героя.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Самоопределение | Я рада нашей новой встрече, - Давайте улыбнемся друг друг! | Здороваются с учителем и улыбаются друг другу и учителю. |
II. Актуализация знаний | Фронтальная работа ( На фоне таежной музыки учитель задает вопросы): | слушают музыку, отвечают на вопросы. (ТАЙГА) (Тайну, загадку, силу, мощь, величие) (Васютка) |
III.Постановка учебной задачи, целей урока | - Эпиграфом к нашему уроку станут слова Виктора Петровича Астафьева: «Природа - не только источник жизни. Она и воспитатель души». (Слайд № 7)
Астафьев? -В жизни случаются ситуации, когда от человека требуется проявление самообладания, мужества и выдержки. В такое положение попал и мальчик Васютка - главный герой рассказа В. П. Астафьева "Васюткино озеро". - Всегда ли природа друг человека? Раз она устроила такое испытание для Васютки?
- Значит автор ставит перед нами такие проблемные вопросы! - После того как заблудился Васютка, он погиб? Почему? - Что он вспомнил, что заставило его действовать? - Ребята, что значит хлипких? Давайте подберем синонимы к слову “хлипких” - слабых - слобохарактерных - слабосильных - малосильных - бессильных - бесхарактерных - расслабленных - тщедушных - маломощных - болезненных - растерянных - отчаявшихся -Что значит природа для человека? -Природа в этомпроизведении это не фон, а сложный мир, который вбирает в себя человека и определяет его ценности. Природа изначально мудра, она учит человека на ошибках, проводит через испытания, прощает и помогает в выборе пути. - Исходя из эпиграфа и проблемных вопросов, давайте сформулируем тему нашего урока и запишем ее в тетрадях. ( Варианты: «Человек и природа в рассказе». «Уроки мудрости и добра». «Законы тайги» ) -А какова же тогда цель нашего урока? Попробуем сформулировать вместе.
| Ответы детей.( Природа – это не только источник жизни, ну и многому может научить. Она может погубить и может помочь. Главный герой попадает в ситуацию, которая требует от человека не только самообладания, смелости и силы воли, но и многих практических знаний и умений, которыми обладал наш герой. Отвечают на вопросы учителя. - Ответы детей решил подстрелить глухаря - Природа друг или враг?
нет Он хорошо знал тайгу, не раз там бывал, рос среди рыбаков, охотников. И слышал от них много чего … ответы детей (кормилица, матушка, красота,деревья, цветы….) ответы Называют тему и записывают в тетради. Формулируют цель урока. (1.Любить, беречь и охранять природу родного края; |
IV. Составление плана | - Что мы будем делать, чтобы достичь нашей цели? (Работать в группах.) - Сегодня мы работаем в группах. Каждая группа получила на прошлом уроке индивидуальные задания, которые помогут нам, достичь цели урока.
Задание для группы 1: рассказать о том, каким вы увидели главного героя в начале рассказа. Составить памятку «Советы идущему в лес». Задание для группы 2: - Какие законы тайги помогли выжить Васютке? Давайте их назовём? СЛАЙД№ - «От затесей далеко не отходи – сгинешь». - «Таков старинный порядок: идёшь в лес — бери еду, бери спички» - Надо беречь патроны - «Тайга хлипких не любит!» | |
V. Реализация выбранного проекта | - Изменился ли Васютка после пяти дней, проведенных в тайге? Испытания помогли Васютке оценить любовь и заботу матери, ведь по-настоящему начинаешь что-то ценить только тогда, когда лишаешься этого. Человек, оказавшийся в безысходной ситуации, невольно, на уровне подсознания, обращается за помощью не только к матери, но и к Богу. - Какие уроки преподнесла Васютке «Матушка-природа»?
- О чём же этот рассказ, как вы думаете? - Происходили ли с вами истории, подобные этой? - Как бы вы повели себя на месте героя? - Что можно взять на заметку для себя из этого рассказа? Ребята, давайте составим синквейн тему «Образ Васютки» в группах. - я напомню вам порядок: 1) Первая строка – существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдёт речь 2) Вторая строка – два прилагательных 3) Третья строка – три глагола, описывающие действия объекта-предмета 4) Четвёртая строка – фраза из четырёх-пяти слов, выражающая ваше отношение к предмету-объекту 5) Пятая строка – одно слово-вывод, характеризующее суть предмета-объекта -Молодцы ребята! | ( Васютка оценил мудрость деда, те навыки, которые передал ему отец, заботу и любовь матери.)
-Природа преподнесла Васютке уроки мужества, уроки доброты: Мужество, храбрость, смелость, доброту,выносливость, нахочивость. (о преодолении трудностей, своего страха, о том, что нельзя сдаваться, не поддаваться отчаянию, нужно во что бы то ни стало бороться, не опускать руки и тогда всё получится) Например, вот мой синквейн к рассказу «Васюткино озеро»: Васютка Выносливый, умелый Не сдаётся, действует, выживает Восхищает силой своего духа Борец Васютка. Слушают ответы одноклассников, высказывают свое мнение, корректируют результаты своей деятельности. |
VI. Самостоятельная работа | - А сейчас поработайте самостоятельно. | Выполняют тест. Проверяют по эталону. |
VII. Рефлексия | Подведение итогов урока. Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? (Любить, беречь и охранять природу родного края; выяснить значение природы в жизни человека, выяснить какова взаимосвязь человека и природы. Открыть для себя законы тайги, которые помогли Васютке выжить.) Выполнили ли мы эту цель? Д.З. | да Знание законов природы помогает человеку выжить. Учащийся читает заранее подготовленное стихотворение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока. "Озера и болота России".
Материал можно изпользовать в 8 классе при изучении раздела "Внутренние воды России"....
Конспект урока озеро Тургояк-младший брат Байкала
Конспект урока с презентацией представляет собой урок краеведения.В уроке рассмотрена тема дольменов как культовых сооружений,приведен дополнительный материал-легенды и стихи об озере....
Конспект урока "Озера" 6 класс
Тема урока: «Озера»Класс: 6Предмет: ГеографияУчитель: Шубина Г.М. Цель: формирование знаний об озерах, как о виде внутренних вод (вод суши).З...
Урок литературы в 5 классе по рассказу "Васюткино озеро" В. Астафьева "Человек и природа в рассказе"
Урок знакомит учащихся с биографией В. П. Астафьева, продолжает работу по аналитическому пересказу и составлению комментария произведения. Совершенствует речевые умения путем пересказа художеств...
Конспект урока «Озеро Байкал – жемчужина Сибири» 8 класс
Открытый урок по географии в 8 классе Тема: «Озеро Байкал – жемчужина Сиби...
конспект урока "Озеро Байкал в цифрах"
урок математики рамках недели естественных наук....
Конспект урока "Озера, Вода в "земных кладовых". ФГОС География 5класс. учебник. А.А.Летягин
Урок построен по требованиям ФГОС. Расписаны действия учеников....