Разработка урока литературы с элементами технологии РКМ
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Конспект урока литературы в 5 классе. 

 

          В ходе апробации технологии развития критического мышления была разработана система уроков в 5 классе. Один из них по сказке Андерсена «Соловей».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_literatury_s_elementami_tehnologii_rkm.docx32.22 КБ

Предварительный просмотр:

                   Разработка урока литературы с элементами технологии РКМ

                                   

Выполнила: учитель русского языка и литературы Шалимова Е.М.

             Рассмотрим особенности процесса преподавания литературы в 5-6 классах, с точки зрения целесообразности использования в нем элементов технология РКМ.

Как отмечают методисты, основная особенность процесса изучения литературы в 5 и 6 классах состоит в постепенном переходе от литературного чтения к постижению литературы как вида искусства, что обеспечивает непрерывность системы литературного образования в начальной и средней школе.      

           Учащиеся читают приключенческую, фантастическую, детективную, мистическую, историческую литературу, произведения о своих сверстниках, животных, природе, получают представление о литературных родах и жанрах.

            Основные учебные цели:

1) формирование личностного отношения к прочитанному;

2) осмысление литературы как словесного вида искусства на материале произведений, учитывающих интересы учащихся данной возрастной группы.

            На первом этапе изучения литературы в основной школе (5-6 классы) формируется потребность в систематическом чтении и анализе художественных произведений, развивается эмоциональная сфера школьников. Одна из важнейших задач – включение учащихся в творческую деятельность, увеличение доли их самостоятельности. На этом этапе происходит формирование представления о специфике литературы как искусства слова, умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров (в первую очередь лирики и эпоса). Сопоставительный анализ произведений, близких по теме, сюжету, образам, приучает школьников видеть своеобразие авторской позиции. Теоретико-литературные понятия, изучаемые в 5-6 классах, в основном охватывают внутреннюю структуру произведения от тропов до композиции.

           Особенности преподавания литературы в 5-6 классах, требующие именно применения технологии РКМ:

- потребность в систематическом чтении и анализе художественных произведений;

- увеличение доли самостоятельности пятиклассников;

- задача учителя – развить речь учащихся (технология РКМ как раз и направлена на развитие речи учащихся, умение вести беседу, вступать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения).

             Самые важные направления в преподавании литературы в 5 классе:  работа с теоретическими понятиями, анализ текста, развитие творческих способностей.

К одной и той же задаче можно подходить по-разному, в зависимости от знаний в данной области, особенностей своего характера. Мыслящий человек - это интересный человек, человек, самостоятельно добивающийся жизненной цели, удачно и твердо идущий по жизни! Можно говорить об успешной адаптации молодого человека в обществе, ведь у него всегда будет свое мнение, убедительная аргументация своей позиции!

           Таким образом, апробировав технологию развития критического мышления на своих уроках русского языка и литературы, я могу сказать, что она позволяет достигнуть качественно нового уровня знаний, а именно, позволяет увеличить объем и качество речевой деятельности обучающихся. Использование технологии развития критического мышления, ее приемов и методов дает хороший результат.

          Хочу поделиться  личным опытом по изучаемой проблеме.  

                               Конспект урока литературы в 5 классе.  

          В ходе апробации технологии развития критического была разработана система уроков в 5 классе. Один из них по сказке Андерсена «Соловей».

         В 5 классе на изучение сказки Андерсена «Соловей» отводится два часа. Данному уроку предшествовало занятие по теме: «Г.К.Андерсена «Соловей»: комментированное чтение сказки». На этом уроке были рассмотрены следующие аспекты: биографический очерк о писателе, введение в художественный мир сказки Андерсена, комментированное чтение сказки с применением приемов развития критического мышления (чтение с остановками, инсерт – особая система маркировки текста, создание маркировочной таблицы с графами «знаю», «хочу узнать», «узнал новое», работа в малых группах – взаимоопрос, рефлексия собственной деятельности по первичному восприятию текста.  

        

 Тема: «Сказка Г.К.Андерсена «Соловей»: понятие об истинном искусстве».  

                                                                   

Тип рока – урок-обобщение (в рамках технологии развития критического мышления).

Цели урока:  

1) образовательная – сформировать понятие об истинном искусстве на примере сказки Андерсена «Соловей», выявить основную идею сказки – идею бессмертия подлинного искусства и невозможности его замены «механизмом», подвести учащихся к тому, что соловей - образ свободного певца, образ искусства, который говорит языком самой природы обо всём на свете; только оно способно победить смерть и даже те злые силы, которые живут в душе самого человека; искусство делает человека лучше, чище, красивее;

2) развивающие - развитие критического мышления посредством разнообразных заданий и видов деятельности, развитие воображения, памяти, формирование навыка анализа текста, развитие умения слушать и слышать собеседника (групповая работа), развитие умения ставить цели и анализировать свою деятельность;

3) воспитательная - воспитывать в детях способность видеть истинное искусство, чувство доброты, умение прощать и сострадать;

Оборудование: портрет Г.К.Андерсена, мультимедийный проектор, презентация «Г.Х.Андерсен «Соловей»: понятии об истинном искусстве», иллюстрации к сказке, толковый словарь С.И.Ожегова, раздаточный материал (таблицы, лист самоанализа деятельности на этапе рефлексии).

По ходу урока представляется мультимедийная презентация.

                                                       Ход урока:

I. Стадия вызова

Деятельность учителя  

Деятельность учащихся  

Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.  

        Ученик "вспоминает", что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

          На слайде презентации эпиграф к уроку:  

«Я не знаю, что называется искусством, красотою в искусстве, его правилами. Верно, в том заключается оно, чтобы человек какими бы словами, в какой бы форме ни говорил мне, но заставлял бы меня видеть перед собою живых людей, чувствовать веяние живой природы, заставляя трепетать лучшие струны моего сердца».  И.А.Бунин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- На прошлом уроке мы с вами познакомились с основными моментами биографии Г.Х.Андерсена и начали изучение его сказки «Соловей». В основном, мы работали с текстом, сегодня же мы будем в большей степени анализировать текст и рассуждать. Попробуйте сформулировать тему исходя из прочитанной на слайде презентации цитаты. О чем мы будем говорить?

(Что такое истинное искусство).

Учащиеся зачитывают эпиграф, формулируют тему (о чем он), высказывают мнение о том, как этот эпиграф соотносится со сказкой Андерсена, исходя из этого сами определяют тему урока: «Понятие об истинном искусстве на примере сказки Г.Х.Андерсена «Соловей».

- Как вы понимаете слово искусство? Какие ассоциации у вас возникают при произнесении этого слова?

Прием «Кластер» (создание схемы, отражающей понимание детьми слова «искусство»).

Ребята обсуждают в парах полученные ответы и затем зачитывают свои варианты.

(Возможный ассоциативный ряд: искусство, творчество, мастерство, созидание, художественная деятельность; вдохновение, музыка, театр, скульптура, литература, красота, восторг, восхищение, образность, гармония.

Ребята формулируют вывод о том, что такое искусство.

На слайде презентации тоже вариант кластера по слову искусство.  

- Какие цели мы поставим перед собой на уроке?

Учащиеся формулируют цели урока. Можно использовать вспомогательные слова («узнаем», «научимся»).

На слайде презентации тема и цели урока.

- Чтобы достичь поставленных целей, мы посмотри, как интерпретируется тема искусства в сказке Андерсена «Соловей».

II. Стадия осмысления.

Деятельность учителя  

Деятельность учащихся  

       Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания "старого" к «новому».

      Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные методы развития критического мышления.  

       Форма организации деятельности – групповая (активный поиск знаний через сотрудничество и взаимодействие в группе).  

- Прежде чем работать в группах, вспомним основные моменты, которые были разобраны на прошлом уроке.

- Где происходит действие сказки? (В Древнем Китае, в чудесном дворце императора).

- А что же было самым чудесным, чудом из чудес в его владениях? (Соловей).

- Знал ли император, что в его владениях живет соловей? (Нет).

- А кто во дворце знал об этом? (Бедная девочка-кухарка) + Почему только она? (Она из народа и умеет видеть истинную красоту…).

- Откуда император узнал о соловье?

- Ребята, как же так получилось, что весь мир знал о соловье, о нем даже писали в книгах, а император не знал?

Складывается впечатление, что они жили в разных мирах. (Мы с вами делали сопоставительную характеристику этих миров).

Эпизод поиска соловья. Автор с иронией описывает это. Помните, придворные настолько далеки от истинной жизни, что путают истинное пение соловья и мычанием коровы и кваканьем лягушек. И в какой-то момент мы даже сочувствуем им, потому что они не знают реальной красоты мира, не видят ее. Помните, они привязывали даже колокольчики к цветам, чтобы сделать их прекраснее, придать внешний эффект великолепия, т.к. реальной красоты они не понимали, не могли оценить.

Деятельность учителя  

Деятельность учащихся  

- Дома вам нужно было сопоставить двух соловьев. Сейчас вы отразите ваши размышления в виде таблицы.

Работа в малых группах (в паре) по составлению таблицы.

(Ребята вспоминают термин «антитеза»)

Возможный вариант таблицы:  

Настоящий соловей

Искусственный соловей

«Маленькая серенькая птичка».

«Весь обсыпан бриллиантами, рубинами и сапфирами», «хвостик отливал золотом и серебром».

Пение хватало за сердце и на глазах выступали слезы («Слёзы так и текут у меня из глаз, а на душе становится так радостно, словно матушка целует меня!..», «Я видел на глазах императора слезы – какой еще награды желать мне!»)

Пел, как заведенная шарманка («33 раза пропел одно и то же и не устал»).

Нельзя заставить петь (никогда нельзя знать заранее, что именно он будет петь).

Можно заводить много раз.

Душа

Механизмы

(Основные моменты таблицы отражены в слайде презентации).

Деятельность учителя  

Деятельность учащихся  

- Теперь поработаете в группах по предложенным карточкам-заданиям.

1 группа. Лингвисты.  

Задания:

1) Найти в словаре Ожегова определение искусства.

2) Соотнести определение искусства в словаре и трактовку данного понятия в сказке Андерсена (подтвердить свою позицию примерами из текста).

2 группа. Искусствоведы.

1) Анализ собственных иллюстраций к сказке Андерсена (иллюстрации заранее были выполнены учащимися дома).

2) Анализ иллюстраций художников к сказке

3 группа. Художники.  

Задание: 1) Представить в виде цветовой палитры основные эпизоды сказки (ассоциативные цвета). Почему именно такие эпизоды выбрали? Обоснуйте выбор цветов.

2) Прием «Нарисуй счастье». Нарисовать понятие искусство.

4 группа. Литературоведы-исследователи.  

Задания:

1) Сопоставьте образы соловьев в сказке Андерсена «Соловей» и в сказке О.Уайльда «Соловей и роза» (в данной группе заранее подготовленные ученики).

2) Рассмотрите специфику трактовки темы искусства в данных произведениях.

Иллюстрации к сказке представлены и в презентации.

Учитель направляет мысли учащихся, помогает обобщать высказывания.

Презентация своих открытий.  

В группах идет обмен мыслями, затем от каждой группы ученик высказывает свои ответы, размышления-открытия. Участники других групп задают вопросы, чтобы прояснить то, что непонятно.

III. Стадия рефлексии  

Деятельность учителя  

Деятельность учащихся  

     Задача учителя- вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения,

     Учащиеся соотносят "новую" информацию со "старой", используя знания, полученные на стадии осмысления.

      Прием «синквейн». Отразить понятия искусство, соловей (живой), соловей (искусственный»). Задание выполняется в малых группах.

                                      (Анализ выполнения задания).

- Сейчас нам предстоит самое важное. Сформулировать выводы, понять о чем произведение. И для этого остановимся на эпизоде «Болезнь императора». Посмотрим отрывок из мультфильма по сказке Андерсена «Соловей» (эпизод болезни императора).

         Просмотр мультфильма. Сопоставление эпизодов болезни императора в сказке и в мультфильме.

- Почему во время болезни император остался в одиночестве? (Придворные не умеют сопереживать, сострадать).

Почему императору было так страшно?

(Страшной оказалась не смерть, а жизнь, явленная в судный день свитком добрых и злых дел).

Как представлена тема искусства в данном эпизоде? (Автор помогает нам понять истинную силу искусства автор, он говорит своей сказкой о том, что искусство должно быть свободным, певец не может жить во дворце, искусство сильнее смерти).

Как соловью удалось спасти императора? О чём пел соловей? О чём он просит императора, что обещает ему? Зачитайте.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель направляет высказывания учащихся.

Учащиеся самостоятельно формулируют выводы о том, как раскрывается тема искусства в сказке.

- Обратимся снова к эпиграфу к нашему уроку, который звучал в начале урока, но теперь цитату Бунина прочитаем полностью (сначала на экране мы видели только вторую часть высказывания).

Чтение и осмысление цитаты.

          «Я не знаю, кто называется хорошим человеком. Верно, хорош тот, у кого есть душа, есть горячее чувство, безотчётно рвущееся из глубины сердце. Я не знаю, что называется искусством, красотою в искусстве, его правилами. Верно, в том заключается оно, чтобы человек какими бы словами, в какой бы форме ни говорил мне, но заставлял бы меня видеть перед собою живых людей, чувствовать веяние живой природы, заставляя трепетать лучшие струны моего сердца» И.Бунин

          Актуализация личного опыта. Искусство имеет разные грани, так и о человеке нельзя судить по внешности. Нам никогда не интересно будет общаться с людьми, если у них внутри пустота; нам не интересно будет читать книгу в красивой обложке, если в ней нет глубокого смысла. Так и любое произведение искусства, если не содержит в себе чего-то непреходящего, истинной красоты, то оно уйдет в небытие, потому что истинная красота – она не внешняя, это необыкновенная сила, которая способна изменять мир и людей, творить добро, смягчать сердца. Слышали, может, известное высказвание Ф.М.Достоевского: «Красота спасет мир». Так и есть. Истинная красота, как и искусство, способна созидать и преображать.

- Как бы вы теперь сформулировали идею произведения? Какие мысли хотел донести до нас автор? Как представлена тема искусства в сказке?

      Прием «групповая дискуссия».

         Учащиеся самостоятельно формулируют и высказывают мнение, обмениваются мыслями, совместно приходят к выводам по уроку.

     Совместный вывод по уроку. Мир соловья (природа) и мир императорского дворца – два совершенно разных мира. «Механизм» (творение человеческих рук) противопоставляется в сказке Андерсена природе, её живому голосу – голосу соловья. Голос природы никогда бы не достиг пределов дворца (другого мира), если бы не соловей и его песни. Соловей пел и будет петь императору о той настоящей, живой жизни, которую не увидеть из стен дворца и которую не заменят никакие цветы с хрустальными колокольчиками и великолепные сады.

           Соловей – образ свободного певца, образ искусства, которое говорит языком самой природы обо всём на свете; только оно способно победить смерть и даже те злые силы, которые живут в душе самого человека; искусство делает человека лучше, чище, красивее. Важно, чтобы каждый из нас смог различать и узнавать истинное искусство.

Рефлексия. Варианты вопросов в конце урока или в конце изученной темы:

-Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения?

-Какие предположения подтвердились?

-Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?

Домашнее задание (по выбору):

1) Написать письмо китайского императора своему народу (после выздоровления).

2) Сочинение на тему: «Сказка Г.К.Андерсена «Соловей»: понятие об истинном искусстве».

3) Создайте своё произведение искусства: рассказ, стихи, картину (по желанию).

        Таким образом, уроки, построенные по технологии развития критического мышления, позволяют создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества, способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения, повышению интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения. Также эти уроки формируют умение ответственно относиться к собственному образованию и умение работать в сотрудничестве с другими. Воздействие на зрительные анализаторы активизирует эмоциональную сферу учащихся, положительно влияет на активность мыслительных процессов. Идет воспитание культуры умственного труда, культуры извлечения и обработки необходимой информации.

          При проведении рефлексии в конце урока все учащиеся отмечают важность и пользу подобных уроков, пишут и говорят о том, что необходимо как можно больше выстраивать уроков по данной технологии.

III. Заключение.  

       В ходе апробации технологии развития критического мышления были сделаны следующие выводы. Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности. Поэтому учителя, работающие в русле критического мышления, уделяют большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Таким образом, педагогам удается значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами классной комнаты.

       Приемов ТРКМЧП много. Но, определив наиболее эффективные, используя их в системе, можно достигнуть следующих очень хороших результатов. Ученики с интересом читают тексты, умеют четко аргументировать свою позицию при написании сочинения, учатся сотрудничеству, работая в группах. Кроме того, у учащихся формируется умение планировать свою деятельность, ставить цели, анализировать результаты своей деятельности.

          При внедрении этой технологии необходимо отметить то, что не разработана система диагностики. Отслеживать результаты можно только путем наблюдения. Например, можно предложить детям карту по самоанализу деятельности на этапе рефлексии, можно разработать индивидуальную карту деятельности ученика, в которой отмечается целеполагание, шаги постижения текста, рефлексия.

         В данной работе были рассмотрены психолого-педагогические основы технологии развития критического мышления, а также были выявлены наиболее целесообразные методы и приёмы преподавания литературы в 5-6 классах в рамках данной технологии.

В ходе работы были выполнены поставленные задачи, а именно: рассмотрели понятие «критическое мышление», рассмотрели особенности преподавания литературы в 5 классе, а также методы и приёмы преподавания литературы в рамках рассматриваемой технологии. Кроме того, представлен конспект урока литературы, в основу которого положена технологии развития критического мышления.

В ходе разработки темы были сделаны следующие выводы. Во-первых, технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем на уроках литературы и в образовательной среде в целом. Технология развития критического мышления предлагает определенные методы, приемы и стратегии, объединяющие процесс обучения по видам учебной деятельности в пошаговой реализации каждой стадии занятия. Во-вторых, в ходе работы в рамках этой технологии учащиеся на уроках литературы и, конечно, на других предметах, овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепочки доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно  по отношению к окружающим.

Практическая значимость данной работы состоит в том, что рассмотренные особенности развития критического мышления, представленные методы и приемы, могут использоваться в процессе преподавания.

Апробация технологии развития критического мышления на уроках литературы в 2012-2014 уч.г. показала, что эти занятия повышают интеллектуальную активность и самостоятельность учащихся способствует росту познавательного интереса, нравственному совершенствованию. Критическое мышление занимает важное место в структуре личности пятиклассников: оно закладывает основы теоретического мышления, способствует осознанной социализации, познанию и раскрытию своих и чужих ошибок и недостатков с целью их преодоления, снимает психологические барьеры, учит правильно воспринимать конструктивную, вырабатывает активную жизненную позицию. Развитие критического мышления - это путь к более глубокому самопознанию, формированию адекватной самооценки, т.е. стремление к совершенствованию.

Библиография.  

1) Андерсен Г. Х. Дания – моя родина / Г. Х. Андерсен // Литература в школе. – 2004. – N 1. – С. 5.

2) Андерсен Г. Х. Сказка моей жизни: Отрывки / Г. Х. Андерсен // Литература в школе. – 2004. – N 1. – С. 1–5.

3) Волков Е. Н. Критическое мышление: принципы и признаки. 2004. // http:// evolkov.net/

4) Джил Андерсон «Думай, пытайся, развивайся»|| http://www.center-nlp.ru/library

5) Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке.- М.: Просвещение, 2011.

6) Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. Изд. 2-е. — СПб: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003. — 192 с.

7) Кларин М.В.  Развитие критического и творческого мышления //Школьные технологии. 2004. №2.

8) Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Критическое мышление и новые виды грамотности. М.: ЦГЛ, 2005. С. 5-13.

9) Мокраусов И.В. и др. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Самара: Профи, 2002. Самара: Профи, 2003.

10) Муравьева И.И. Андерсен (из серии «Жизнь замечательных людей).- М., 1959.

11) Перемена: международный журнал о развитии критического мышления//http://www.edu.ru.

12) Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ Сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2011.

13) Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.

14) Столбунова С.В. Развитие критического мышления. Апробация технологии. М.: Русский язык, 2003. №27 - 28.С.3.

Приложение 3

Задания группам (карточки).  

1 группа. Лингвисты.  

Задания: 1) Найти в словаре Ожегова определение искусства. (Искусство: 1.Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. 2.Умение, мастерство, знание дела. 3.Самое дело, требующее такого умения, мастерства).

2) Соотнести определение искусства в словаре и трактовку данного понятия в сказке Андерсена (подтвердить свою позицию примерами из текста).

2 группа. Искусствоведы.

1) Анализ собственных иллюстраций к сказке Андерсена (иллюстрации заранее были выполнены учащимися дома).

2) Анализ иллюстраций художников к сказке. Например, иллюстрация к эпизоду поиска соловья. Удачная композиция. Девочка противопоставлена придворным (композиционный прием). Композиционный центр – Соловей (маленький, но он озарен солнцем). Он и сам, как солнце, которое все освящает, оживляет и одухотворяет.

3 группа. Художники.  

Задание: 1) Представить в виде цветовой палитры основные эпизоды сказки (ассоциативные цвета). Почему именно такие эпизоды выбрали? Обоснуйте выбор цветов.

2) Прием «Нарисуй счастье». Нарисовать понятие искусство.  

4 группа. Литературоведы-исследователи.  

Задания: 1) Сопоставьте образы соловьев в сказке Андерсена «Соловей» и в сказке О.Уайльда «Соловей и роза» (в данной группе заранее подготовленные ученики).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Урок литературы с элементами интеграции.

Интегрированные уроки - это уроки изучения определенных тем на основе двух-трех учебных предметов. Данный урок литературы возможно провести с учителями-предметниками ИЗО и музыки. Он поможет создать ц...

Методическая разработка урока литературы с кейс-технологией по теме: «Творчество А. С. Пушкина»

Данный урок рассчитан на 45 минут; выполнен с использованием технологии кейс-метода. На уроке совершенствуются навыки исследовательской деятельности учащихся с использованием ИКТ. Это помогает учащимс...

Разработка урока литературы с элементами коммуникативного обучения Тема: М. Горький драма «На дне»

Урок литературы  на 2 курсе «Три правды в пьесе М. Горького «На дне»». Урок построен таким образом, что учащиеся, выполняя задания, предложенные учителем, сами «открывают знания». Урок имеет нест...

Методическая разработка урока литературы с использованием технологии развития критического мышления на тему: "Рассказ И.А.Бунина "Лапти"

Работа представляет собой конспект урока литературы в 7 классе, который демонстрирует применение учителем такой образовательной технологии, как РКМЧП. В уроке используются следующие приемы: чтение с о...

Методическая разработка на тему: «Использование элементов технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы»

Методическая разработка на тему:«Использование элементов технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы»      Проектная деятельнос...

Разработка урока литературы с элементами финансовой грамотности на примере произведения В. Г. Распутина «Деньги для Марии»

Предлагаемая разработка урока с элементами финансовой грамотности представляет опыт работы учителя русского языка и литературы....

Разработка урока с использованием элементов технологии проблемного обучения. Тема урока: Упрощение выражений. 5 класс

Урок с использованием элементов технологии проблемного обучения.  Тема урока: Упрощение выражений.  Урок «открытия новых знаний»Цель урока: формирование умений применять рас...