Методическая разработка. Урок литературы с элементами интеграции.
план-конспект урока (литература, 5 класс) по теме
Интегрированные уроки - это уроки изучения определенных тем на основе двух-трех учебных предметов. Данный урок литературы возможно провести с учителями-предметниками ИЗО и музыки. Он поможет создать целостное представление ребят о некоторых народных праздниках. В основе этого урока произведение Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 15.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка. Урок литературы с элементами интеграции на тему: «Фантастика народных сказок и легенды в произведении Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»»
Цели урока: создать представление о народных и религиозных праздниках, отработать навыки анализа и выразительного чтения произведения художественной литературы, развить творческие способности, воспитать у учащихся чувство уважения к культуре и историю русского народа.
Оборудование: аудиозапись «Времена года» П. И. Чайковского, аудиозапись «Ночь перед Рождеством», фрагмент художественного фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» А. Митты, рисунки учащихся
Ход урока
- Слово учителя
На уроках литературы вы познакомились с произведением Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»
- Что можно сказать о событиях, которые происходят в повести? ( Они необычные, сказочные, загадочные)
- Почему именно в это время суток такое могло случиться? (Это ночь волшебная, ночь исполнения любых желаний)
- Объясните лексическое значение слов, записанных на доске: Сочельник, Рождество, Святки, колятки, щедровки, Новый год, Крещение. ( Сочельник – канун Рождества, то, что описывает Гоголь в своей повести. Рождество, Новый год, Крещение – праздники на Руси. Калятки, щедровки – песни, которые пели перед Рождеством и Новым годом. Святки – время с Рождества до Крещения. Этот период интересен тем, что за 2 недели отмечают 2 больших праздника: Рождество, Новый год, Крещение)
- Что вам известно об этих праздниках? ( Новый год. Исторически сложилось так, что реформы Петра 1 коснулись и этого праздника: с 1700 г. Отмечать Новый год стали не с 1 сентября, а с 1 января)
- Беседа о музыкальном произведении П. И. Чайковского «Святки».
- Период с Рождества до Крещения называют Святками. Почему? ( В святые вечера нельзя выполнять никакую работу, особенно с наступлением темноты. Это время, наполненное загадками, тайнами, время гаданий. Петр Ильич Чайковский отразил это время в муз. Произведении, которое так и называется «Святки» и входит в известный его фортепианный цикл «Времена года».)
- Как мелодия заставляет нас погрузиться в мир иллюзий, сказок, сокровенных мечтаний?
- Что вы слышите в этой музыке?
- Что можно сказать о ее характере? ( Мы слышим звуки скачущей тройки и звон колокольчиков. Это ряженые спешат на колядки. Обычай рядиться (наряжаться) существовал еще в эпоху Петра 1.)
- Просмотр фрагмента из художественного фильма.
- Сейчас вы посмотрите фрагмент из худ. Фильма известного режиссера А. Митты «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». В фильме играют замечательные актеры кино и театра. Обратите внимание на то, как рядились колядующие, как хозяева встречали гостей.
(Просмотр фрагмента и анализ его)
- До сих пор сохранился обычай надевать маски, изображающие животных. Герой В. Высоцкого (арап) говорит , что много видел праздников, но это один из самых интересных. Обычай требовал встречать гостей лучшими угощениями. От того, как встретят хозяева гостей, будет зависеть их достаток в следующем году, поэтому народ щедро одаривал колядующих.
- Анализ текста повести «Ночь перед Рождеством».
- Как Гоголь описывает колядующих?
- Что такое колядки? ( Колядки – это песни, в которых поют про Рождество Христа, величают его, а в конце желают здоровья хозяину и хозяйке, детям, всему дому.)
- Кто из вас знает колядки?
- Похожи ли украинские и русские колядки? Почему? (В основе лежат одни обычаи, обряды, праздники)
- Сейчас прозвучит отрывок аудиозаписи, которая рассказывает о встрече гостей.
- Кто действующие лица? ( Это отрывок из повести «Ночь перед Рождеством». Солоха встречает гостей.)
- С кем из героев вы уже встречались в других произведениях? ( с чертом, ведьмой)
- В каких произведениях? ( в русских народных сказках)
- Назовите их (рассказы учеников)
- А в повести эти герои ведут себя так же, как в сказках? Почему?
- Работа с иллюстрациями учащихся, созданными по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»
- Домашнее задание. На следующем уроке мы будем говорить о юморе в произведениях Н. В. Гоголя. Творческим группам подготовить инсценирование предложенных отрывков (индивидуальное задание).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока с использованием элементов игры в ситуациях коммуникативного общения. "КВН по Великобритании"
КВН - одна из самых эффективных операционных игр,позволяющих учителю использовать дифференцированный подход к учащимся, учитывая его интересы, склонности и уровень подготовки по языку. В разработке пр...
Методическая разработка урока с использованием элементов игры в ситуациях коммуникативного общения. "КВН по Великобритании"
В методической разработке представлен сценарий КВНа. Познавательно - развлекательная форма подачи учебного материала поможет учителю расширить лексический запас учащихся, углубить их знания по странов...
Методическая разработка урока по теме: «Элементы комбинаторики. Способы решения комбинаторных задач»
Предлагаемый мною урок по теме: «Элементы комбинаторики. Способы решения комбинаторных задач» проведен в 9 классе и направлен на активизацию познавательной деятельности учащихся и формированию у них с...
Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)
Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...
Разработка урока литературы с элементами коммуникативного обучения Тема: М. Горький драма «На дне»
Урок литературы на 2 курсе «Три правды в пьесе М. Горького «На дне»». Урок построен таким образом, что учащиеся, выполняя задания, предложенные учителем, сами «открывают знания». Урок имеет нест...
Разработка урока литературы с элементами финансовой грамотности на примере произведения В. Г. Распутина «Деньги для Марии»
Предлагаемая разработка урока с элементами финансовой грамотности представляет опыт работы учителя русского языка и литературы....
Разработка урока литературы с элементами технологии РКМ
Конспект урока литературы в 5 классе. В ходе апробации технологии развития критического мышления была разработана система уроков в 5 ...