Методическая разработка урока литературы с кейс-технологией по теме: «Творчество А. С. Пушкина»
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему
Данный урок рассчитан на 45 минут; выполнен с использованием технологии кейс-метода. На уроке совершенствуются навыки исследовательской деятельности учащихся с использованием ИКТ. Это помогает учащимся получать нужную информацию, используя различные источники, а также презентовать свой опыт.
Тип урока: урок обобщения и повторения.
Вид урока- урок-игра «Умницы и Умники».
Методическое обоснование выбора метода кейс-технологии. Технологические особенности метода кейс-технологии состоят в том, что она, являясь разновидностью исследовательско-аналитической технологии, органично включает в себя и технологию коллективного обучения, и технологию развивающего обучения, и технологию создания успеха.
Что дает использование кейс-технологии (планируемые результаты).
Учителю | Ученикам |
Организация гибкого учебного процесса | Работа с дополнительным материалом |
Возможность организации некоторых элементов учебного процесса во внеурочное время |
Возможность самому готовить учебный материал |
Развиваются навыки подбора материала |
Общение с другими учащимися в группе |
|
Освоение современных информационных технологий |
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 37
г. ВОРОНЕЖА
Методическое объединение учителей гуманитарного цикла
Русский язык и литература
Методическая разработка урока литературы с кейс-технологией
по теме: «Творчество А. С. Пушкина»
Выполнил:
Абрамова О. В.
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Данная методическая разработка предназначена для проведения урока литературы с использованием кейс-технологии по теме: «Творчество
А. С. Пушкина»
Краткая аннотация урока: данный урок рассчитан на 45 минут; выполнен с использованием технологии кейс-метода. На уроке совершенствуются навыки исследовательской деятельности учащихся с использованием ИКТ. Это помогает учащимся получать нужную информацию, используя различные источники, а также презентовать свой опыт.
Тип урока: урок обобщения и повторения.
Вид урока- урок-игра «Умницы и Умники».
Методическое обоснование выбора метода кейс-технологии. Технологические особенности метода кейс-технологии состоят в том, что она, являясь разновидностью исследовательско-аналитической технологии, органично включает в себя и технологию коллективного обучения, и технологию развивающего обучения, и технологию создания успеха.
Что дает использование кейс-технологии (планируемые результаты).
Учителю | Ученикам |
Организация гибкого учебного процесса | Работа с дополнительным материалом |
Возможность организации некоторых элементов учебного процесса во внеурочное время | Возможность самому готовить учебный материал |
Развиваются навыки подбора материала | Общение с другими учащимися в группе |
Освоение современных информационных технологий |
Цели урока:
- Углубить знания учащихся о жизненном и творческом пути выдающегося поэта;
- Познакомить учащихся с фактами биографии А. С. Пушкина, оказавшими влияние на становление личности поэта;
- Заинтересовать обучающихся личностью и творчеством поэта с целью формирования нового духовного опыта.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать умения работать с литературно-критическими материалами;
- Систематизация и обобщение знаний по творчеству поэта;
- Развитие умения воспринимать информацию;
- Формировать умение выделять главное в сообщении учителя и учащихся;
- Научить формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы и давать им собственную интерпретацию;
- Совершенствовать навыки выразительного чтения наизусть стихотворений;
- Обогащать словарный запас учащихся.
Развивающие:
- Развитие интереса к творчеству А. С. Пушкина;
- Развитие критического мышления;
- Развитие эстетического вкуса;
- Осуществление системно-деятельностного подхода;
- Формирование УУД( личностных, регулятивных, познавательных):
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развитие умения опираться на свой субъективный опыт;
- развитие творческих, речевых способностей учащихся;
- развитие умения работать в группах.
Воспитательные:
- Воспитание интереса и уважения к литературе;
- Воспитание ценностного отношения к слову;
- Воспитание бережного отношения к культурному наследию народа;
- Воспитание чувства любви к Родине;
- Совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
- Формирование навыков публичного выступления;
- Развитие коммуникативных УУД:
- Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- Взаимодействие учащихся в групповой работе: развитие уважения друг к другу, умения слушать товарища.
Формирование и развитие универсальных учебных действий:
- Личностных :
- Совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
- Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
- Метапредметных:
- Регулятивных:
- постановка учебной задачи;
- умение работать в группе;
- стуктурировать материал, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях;
- Познавательные:
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- использование различных источников информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
- Коммуникативных:
- умение слушать и вести диалог;
- сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
- Предметных:
- В познавательной сфере:
- Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- Умение анализировать литературное произведение;
- Владение литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.
- В ценностно-ориентационной сфере:
- Приобщение к духовно- нравственным ценностям русской литературы и культуры;
- Формирование собственного отношения к творчеству А. С, Пушкина;
- Понимание авторской позиции и своего отношения к ней.
- В эстетической сфере:
- Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
- Эстетическое восприятие произведений литературы;
- Понимание русского слова в его эстетической функции.
Оборудование урока:
- Мультимедийный проектор, компьютер, экран;
- Компьютерная презентация, содержащая все этапы урока и кейсы с заданиями;
- Распечатанные кейсы с заданиями и приложениями, выполненные в формате А4.
Игра «Умники и умницы» по творчеству А. С. Пушкина.
Проводится в среди учащихся 6 классов с учетом изученных ими к этому времени произведений.
Ход игры.
Агон 1. Биография поэта.
- Задание командам «Кейс №1. Устраните ошибки в тексте». Учащимся представлен текст, содержащий некоторые факты из биографии А. С. Пушкина. В нем допущены неточности, которые нужно устранить. Побеждает команда, нашедшая и устранившая наибольшее количество ошибок. За каждую устраненную неточность присуждается 1 балл. На выполнение задания дается 5 минут.
Кейс №1.
Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве в 1899 году. Дом, в котором родился поэт, не сохранился, на месте его ныне – памятник великому поэтому (Пушкинская площадь).
Отец будущего поэта – Василий Львович – был известным в то время литератором, именно благодаря его стараниям пятнадцатилетний Александр Пушкин поступает в Царскосельский Лицей.
На выпускном лицейском экзамене в присутствии Ивана Федоровича Державина юный Пушкин читает свое стихотворение «Воспоминание о Царском Селе». Прочитав это стихотворение, Василий Андреевич Жуковский дарит Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя».
Друзьями Пушкина в лицее были Дельвиг, Пущин, Лермонтов, Кюхельбекер, Грибоедов. Окончив Лицей, Александр Сергеевич устраивается на работу в качестве профессионального литератора в литературное общество «Арзамас», названное так по городу, где оно появилось.
Ключ. А.С. Пушкин родился в Москве в 1799 году. Дом, в котором родился Пушкин, не сохранился, на месте его - школа, недалеко – памятник мальчику Пушкину. Известным литератором был дядя Пушкина, которого действительно звали Василий Львович. В Царскосельский Лицей Пушкин поступает в 1811 – ему 12 лет.
«Воспоминания в Царском Селе» Пушкин читает в присутствии Державина, которого зовут на самом деле Гавриилом Романовичем. И происходит этот не на выпускном, а на переводном экзамене – 8 января 1815 года. Василий Андреевич Жуковский подарил Пушкину свой портрет, но по прочтении не «Воспоминаний в Царском Селе», а поэмы «Руслан и Людмила».
Друзьями Пушкина в Лицее были Дельвиг, Пущин и Кюхелбекер.
Окончив Лицей Пушкин зачисляется в Коллегию Иностранных дел. В поэтическое общество «Арзамас» Пушкин вступает ещё будучи лицеистом. Название литературного общества, ориентированного на полемику с «Беседой любителей русского слова» лишь косвенно связано с названием уездного города Арзамас, расположенного далеко от столиц и ценного именно этим своим качеством.
- Реализация домашнего задания. Конкурс капитанов. «Кейс №2. Пушкинская эпоха» (Задание получено заранее).
Какое историческое время мы называем пушкинской эпохой? Попробуйте представить себя московским барином(барыней), крепостным крестьянином, петербургским чиновником. Опишите свои занятия в течение дня.
Пояснение по ведению игры №1. Задания первого блока выполняются одновременно. Пока ребята обеих команд работают над Кейсом №1, капитаны презентуют домашнее задание. Выполнение домашнего задания оценивается по пятибалльной системе.
- Задание. Блиц – игра «Чей портрет?». Ребятам демонстрируются слайды с изображением А. С. Пушкина и людей из его близкого окружения. Задание предполагает ответ на вопросы: «Кто изображен на портрете?» или в случае с портретами поэта: «Кто автор этих живописных полотен?» Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.
- А. С. Пушкин. 1827 год. Орест Адамович Кипренский;
- А. С. Пушкин. 1827 год. Василий Тропинин.
Оба создавали портреты с натуры. Тема портретов: Пушкин – поэт.
Образ поэта, созданный Кипренским, более торжественный, отличается приподнятостью, большей силой обобщения, а Пушкин Тропинина более прост, понятен. Тропинин и Кипренский сохранили свое понимание личности поэта, свое художественное видение, а это видение зависит от многих причин: таланта художника, его мировоззрения, интересов, склонностей, отношения к личности поэта. Тропинин уделяет больше внимания жизненной, бытовой характеристике образа и через нее раскрывает внутренний мир поэта, несколько подчеркивая чувственную сторону образа; Кипренского же больше интересует поэтическое вдохновение, "дум высокое стремленье", интеллектуальная ясность образа.
Очень верно подметил известный искусствовед Алексей Сидоров: "Между портретами Пушкина Тропинина и Кипренского – знаменательная противоположность. Интимный, "расстегнутый" Пушкин у Тропинина и Пушкин строго подтянутый у Кипренского; Москва и Санкт-Петербург; халат и сюртук; добрый "барин" у Тропинина и изысканный европеец у Кипренского; акцент на интимном реализме в одном случае и на шаблонизированном поэте-художнике в другом..."
- Н. Н. Гончарова, в первом браке Пушкина, во втором- Ланская; акварель А. П. Брюлова 1831-1832.
- В. А. Жуковский. 1783-1852. Поэт. Друг А. С. Пушкина. 1838 год. К. Брюллов.
- И. И. Пущин. 1798 – 1859. Поэт. Декабрист. Друг А. С. Пушкина. Николай Ге. 1875 год.
- В. Кюхельбекер .1797 – 1847. Поэт. Декабрист. Друг А. С. Пушкина.
- Жорж Шарль Дантес, после усыновления де Геккерен.1812-1895. 1830 год. Неизвестный художник.
- Г. Р. Державин 1747-1816. Поэт. Государственный деятель. Сенатор. Портрет кисти В. Боровиковского 1795 год.
«Старик Державин нас заметил. И, в гроб сходя, благословил» (А. С. Пушкин). Сказано об экзамене в Императорском лицее, что запечатлен на картине И. Е. Репина.
В январе 1815 года в Царскосельском лицее состоялись переводные экзамены из младшего класса в старший. В присутствии Державина читались его стихи; он слушал с живостью необыкновенной. Пушкин читал стихотворение «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от маститого поэта. «Я не в силах описать состояние души моей, — вспоминал позднее Пушкин. — Когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отрочески зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом». По свидетельству И.И. Пущина, Державин «в восторге, со слезами на глазах, бросился целовать его (Пушкина) и осенил кудрявую его голову».
Юноша-поэт произвел сильное впечатление на Державина. «Скоро явится свету другой Державин: это Пушкин, который уже в Лицее перещеголял всех писателей», — говорил он С. Т. Аксакову.
Агон 2. Сказки А. С. Пушкина. «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!».
- Задание командам. «Кто перед вами?». Определите героев пушкинских сказок по их словам. Как речь героев характеризует их? За каждый правильный ответ 1 балл, за пояснение – 1 балл.
- Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло!
Как тягаться ей со мною,
Я в ней дурь-то успокою!
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Царица.
- Для меня вы все равны,
Все удалы, все умны,
Всех я вас люблю сердечно
Но другому я навечно
Отдана. Мне всех милей
Королевич Елисей.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Царевна.
- Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня,
Что стрела попала в море,
Это горе – все не горе…
«Сказка о царе Салтане…». Царевна-лебедь.
- Что тут дивного? Ну вот!
Белка камушки грызет!
«Сказка о царе Салтане…».Ткачиха.
- Реализация домашнего задания. Кейс №3. Что привлекает А. С. Пушкина в русском народном творчестве? Прокомментируйте слова Пушкина: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости…». Задание оценивается по пятибалльной системе.
- Творческое задание. Инсценировка эпизода из сказки А. С. Пушкина. Выбор эпизода может осуществляться как участниками, так и учителем. Конкурс оценивается по пятибалльной системе (возможны дополнительные баллы за особый артистизм, декорации и костюмы)
Агон 3. Роман «Дубровский».
- Реализация домашнего задания №1. Кейс №4. Распределите приведенные ниже понятия в соответствии с их значимостью в романе «Дубровский», назовите три самые, на ваш взгляд, значимые:
Честь – достоинство – месть – ненависть – любовь – благородство – приключение – страдание – деньги – красота – искусство – обжорство – смерть.
Свой ответ аргументируйте. Задание оценивается по пятибалльной системе.
- Реализация домашнего задания №2. Кейс №5. Почему А. С. Пушкин не предполагает счастливой развязки своего романа (судя по черновикам и планам)? Задание оценивается по пятибалльной системе
Первоначально Пушкин собирался отправить Дубровского в Петербург, где Д. ждало разоблачение. Без вины виноватый; благородный разбойник, способствующий жестокому бунту; жертва насилия, становящаяся его орудием; дворянин, покинувший общество ради сохранения внутренней свободы и ставший заложником собственной социальной роли. Социальная мысль Пушкина — автора «Дубровского» пессимистична; последняя фраза в рукописи романа читается так: «Дубровский скрылся за границу». Отъезд героя за границу — не только знак его личного поражения, но и знак поражения всей России. Д., как трагическое следствие, вытеснен за ее пределы; причины полностью сохранены.
Пояснение по ведению игры №2. Задания третьего блока выполняются одновременно. Пока ребята обеих команд работают над выполнением задания кейса №4, капитаны презентуют домашнее задание, заключенное в кейсе №5. Оба задания оцениваются по пятибалльной системе.
- Брейн-ринг по роману А. С. Пушкина «Дубровский».
Пояснение по ведению игры «Брейн-ринг». Команды отвечают на вопросы по очереди. На размышление дается 20 секунд. Если у одной из команд нет ответа или он неправильный, вопрос переходит к команде соперников. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.
- Покровское, Кистеневка, Арбатово – Шабашкин, Троекуров, Верейский, Дубровский, Спицын. Раздайте имения их владельцам.
- «Всегдашние занятие его состояли в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах и в проказах, ежедневно притом изобретаемых и жертвою коих бывал обыкновенно какой-нибудь новый знакомец…» О ком идет речь в этом фрагменте?
- Как звали отца Владимира Дубровского?
- Поручик. Что это за чин? Кто в «Дубровском» был поручиком?
- Какой чин был у Троекурова?
- Что отвечает отец Дубровского на предложение Троекурова поженить Машу и Владимира?
- Кто такой Тимошка?
- Как звали псаря, обидевшего Дубровского?
- «…я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю, потому что я не шут, а…» Вставьте в письмо Троекурова пропущенное слово.
- Как обошелся Дубровский с покровскими ворами?
- Узнайте героя по описаниям:
- «Маленький человек в кожаном картузе и фризовой шинели… Через минуту (он) уже стоял перед Кирилом Петровичем, отвешивая поклон за поклоном и с благоговением ожидая его приказаний».
- «В эту минуту в залу вошел, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке»;
- «Живописец изобразил ее облокоченною на перила, в белом утреннем платье с алой розою в волосах»;
- «Толстый мужчина лет пятидесяти, с круглым и рябым лицом, украшенным тройным подбородком…»;
- Кто такая Егоровна, как ее полное имя и фамилия?
- Кто, кому и при каких обстоятельствах говорит: «Не выдавай ты нас, а мы уж за тебя станем».
- Основное занятие Маши Троекуровой.
- Чему должен был учить француз Сашу?
- «Таковы были благородные увеселения русского барина!» О чем идет речь в этом предложении?
- «Знаем мы вас; куда тебе деньги тратить, дома живешь свинья свиньей, никого не принимаешь, своих мужиков обдираешь, знай копишь, да и только». Кто и кому говорит эти слова?
- Сколько лет Владимиру Дубровскому и Маши Троекуровой в то время, на которое приходятся основные события романа?
- «…красная шкатулка была точно пуста, деньги некогда в ней хранимые, перешли…» Куда подевались деньги? Чья была шкатулка?
- Сколько времени Дубровский под именем Дефоржа провел у Троекурова?
- Сколько лет было Верейскому?
- Какую песню любил насвистывать Троекуров?
- «…оборванный мальчишка, рыжий и косой, мелькнул из-за беседки…». Как звали мальчика?
- «Славная весть, - сказал ему Кирила Петрович, - я поймал Дубровского» о каком эпизоде идет речь?
Ответы к брейн-рингу.
- Покровское - имение Троекурова; Кистеневка – имение Дубровского, Арбатово-
Имение Верейского;
- О Кириле Петровиче Троекурове.
- Андрей Гаврилович.
- Отставным поручиком (старшим лейтенантом) гвардии был А. Г. Дубровский
- Троекуров имел чин отставного генерал-аншефа.
- «Нет, Кирила Петрович: мой Володька не жених Марии Кириловне. Бедному дворянину, каков он, лучше жениться на бедной дворяночке, да быть главою в доме, чем сделаться приказчиком избалованной бабенки».
- Штаб-лекарь, под присмотром которого находилась псарня.
- Псарь Парамошка.
- …старинный дворянин…
- «Дубровский …решился …проучить своих пленников прутьями, коими запаслись они в его же роще.
- 1) заседатель Шабашкин; 2) Андрей Гаврилович Дубровский; 3) мать Владимира Дубровского; 4) Спицын.
- Орина Егоровна Бузырева, няня Дубровского.
- Эти слова говорит кучер Антон Владимиру Дубровскому по дороге в Кистеневку.
- Чтение романов.
- Грамматике и географии.
- О «шутке» с медведем.
- Троекуров Спицыну.
- Дубровскому 22 года (23-й), Маше – 17 лет.
- «…в кожаную суму, которую носил он на груди под рубашкой». Речь идет о шкатулке Антона Пафнутьевича Спицына.
- Три недели.
- Около пятидесяти.
- «Гром победы раздавайся».
- Митя.
- Эпизод, связанный с Митей.
Агон 4. «И назовет меня всяк сущий в ней язык…». Творческий конкурс.
Пояснение по ведению игры. Последний агон предполагает индивидуальную работу учащихся: за каждый правильный ответ ученики получают Орден «Умник» и балл, присуждаемый команде.
Задание 1.Вставьте в стихотворные отрывки недостающие слова.
- Что ты, баба, …объелась?
- Коли лгу, пусть Бог велит
Не сойти живой мне с места.
Как мне быть? Ведь я…
- Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла
«…».
- Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжанье
Своего …
- Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег…навстречу мне
Только…
Попадаются одне.
- Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как…
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела.
- Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «…».
- Там лес и дол видений полны;
Там… прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
… из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Ответы на задание 1.
- Белены
- Невеста
- «Как же долго я спала!»
- Своего веретена.
- Версты полосаты.
- Бледное пятно.
- «Давай улетим!»
- О заре; чредой.
Задание 2. Музыкальный конкурс. Известно, что многие произведения
А. С. Пушкина вдохновили композиторов на создание музыкальных произведений. Цель данного конкурса – узнать, насколько хорошо ребята знакомы с этими музыкальными произведениями.
- Опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Увертюра.
- Опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила». «Марш Черномора».
- Римский-Корсаков к «Сказке о царе Салтане». «Полет шмеля».
- Георгий Свиридов. «Метель». Вальс.
- Георгий Свиридов. «Метель». Романс.
Домашнее задание: проиллюстрировать одно из прочитанных в 6 классе произведений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «Басни. И. А Крылов: "Звери мои за меня говорят". Басня "Волк на псарне"».
Урок литературы в 5 классе по программе Г.И. Беленького.Тема урока: «Басни. И. А Крылов. "Звери мои за меня говорят". Басня "Волк на псарне"».Цели: познакомить с биографией И. Крылова,...
Методическая разработка урока литературы в 10 классе по теме: "В чем сила и слабость человека?" (по повести Е. В. Габовой "Дуб Толик Сергеевич"
Методическая разработка урока литературы в 10 классе по теме: «В чем сила и слабость человека?» (по повести Е.В. Габовой «Дуб Толик Сергеевич») предназначена для учителей русского языка и литера...
Разработка урока литературы в 6 классе на тему "Творчество Н. М. Языкова"
Урок проводился в рамках подготовки к педагогическому совету о компетентностно-ориентированном уроке. Работа ведётся по программе литературного образования под редакцией Г. И. Беленького. Использовани...
Методическая разработка урок-виторина для 8 класса по теме "Творчество М.Ю.Лермонтова"
Урок рассчитан на сильный подготовленый класс. Проведение занятия планируется на этапе повторения и обобщения пройденного материала. Вопросы викторины относятся как к программе средней школы, так и к ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока истории по кейс-технологии в 5 классе «Индийские касты»
Цели: учиться выделять проблему, лежащую в основе жизненных ситуаций; «добывать» необходимую информацию посредством изучения и анализа материалов кейса; вырабатывать коллективные реш...
Методическая разработка урока литературы: " Пугачев и Петр Гринев в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»".
В любом литературном произведении есть герои главные и второстепенные. Они так называются не потому, что их роль как персонажа, личности невелика, а потому, что в центре внимания – другие ...
Методическая разработка урока с применением кейс технологий "Витамины, их роль в обмене веществ".
В методическом материале представлен урок по теме «Витамины» в 8-9 классах для возрастной группы 13-16 лет с применением технологии работы с кейсом. Разработа...