Разработка урока литературы с элементами финансовой грамотности на примере произведения В. Г. Распутина «Деньги для Марии»
учебно-методический материал по литературе (9 класс)
Предлагаемая разработка урока с элементами финансовой грамотности представляет опыт работы учителя русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_dengi_dlya_marii.docx | 33.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Элементы финансовой грамотности на уроках литературы
Каймонова Эмма Петровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №17»
г. Ангарска
В XXI веке быстро развивается рыночная экономика, поэтому человек рано или поздно обязательно столкнется с ее законами. Начиная со школьного возраста, необходимо изучать финансовую грамотность – это принесет пользу в будущем и поможет разумно устроить жизнь. Люди всегда заботились о своём финансовом благополучии, чтобы правильно распоряжаться деньгами, планировать свои доходы и расходы, так как с этим тесно связана жизнь людей.
Что же такое финансовая грамотность?
Финансовая грамотность – это совокупность знаний в области финансов, а также умение этими знаниями и навыками пользоваться в повседневной жизни. Воспитывать финансовую грамотность можно через интеграцию в поурочную деятельность на уроках литературы, где обсуждаются ситуации, присутствующие в литературных произведениях. Учащиеся высказывают свое мнение, именно на уроках формируется правильная модель финансового поведения. Такая форма деятельности охватывает всех учащихся, которые присутствуют на уроках.
Предлагаю вашему вниманию разработку урока литературы с элементами финансовой грамотности.
Разработка урока литературы с элементами финансовой грамотности на примере произведения В. Распутина «Деньги для Марии»
Цель урока: узнать о жизни В. Г. Распутина, проанализировать произведение «Деньги для Марии» не только с точки зрения нравственности, но и финансовой грамотности героев произведения.
Задачи урока:
1. Образовательные:
- развивать умение формулировать ответ на вопрос;
- обогащать словарный запас обучающихся;
- совершенствовать умение логически мыслить.
2. Развивающие:
- осуществление системно – деятельностного подхода;
- развитие внимания;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных).
* развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
* развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
* развитие творческих, речевых способностей обучающихся;
* формирование логических умений;
3. Воспитательные:
* воспитание интереса и уважения к родному языку;
* воспитание ценностного отношения к слову;
* развитие коммуникативных УУД;
- актуализировать личный опыт учащихся, формировать лучшие их нравственные качества.
* создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Планируемые результаты:
Личностные:
проявлять интерес к изучаемой теме; осознавать успешность собственной учебной деятельности; развивать свои творческие способности; работать над культурой речи; стремиться к речевому самосовершенствованию; развивать логическое мышление.
Метапредметные:
понимать учебную задачу; уметь работать с тестовым материалом; выполнять учебное задание в соответствии с целями, соотносить собственные учебные действия с известным алгоритмом работы; уметь формулировать собственные мысли; выполнять аналитическую и сопоставительную работу; обобщать и делать выводы; оценивать достигнутые результаты.
Предметные:
знать сюжет и содержание повести, уметь выразительно читать, пересказывать и анализировать заданные эпизоды произведения, составлять словесные портреты героев; суметь связать данную тему с финансовой грамотностью, дать понятия из мира финансов, на примере произведения рассказать о важности финансов в жизни человека.
Подготовка к уроку:
1). Учащиеся заранее должны прочитать произведение В. Г. Распутина «Деньги для Марии». А также заранее задаются вопросы по содержанию произведения:
- Какая история произошла в семье Марии?
- Почему магазин в деревне был «проклятым» местом?
- Какой путь спасения Марии предложил ревизор?
- Как вы думаете, при каких условиях можно было избежать подобной ситуации?
- Как относятся односельчане к горю Марии?
- Какие нравственные проблемы представил В.Г. Распутин в своей повести?
2) Индивидуальные задания к уроку:
Сообщения по темам:
- Творчество писателя В.Г. Распутина;
- В. Г. Распутин – писатель-публицист;
Ход урока
1). Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас на не совсем обычный урок.
Мы будем анализировать литературное произведение, сюжет которого расскажет нам о ситуации, происшедшей в простой семье. Пример ситуации, можно сказать, типичный в нашей жизни, и это могло бы не случиться, если люди были финансово грамотными.
- Как вы думаете, почему мы должны хорошо ориентироваться в ситуациях, которые связаны с деньгами?
- Если вы успешно овладеете навыками финансовой грамотности, то в дальнейшем сможете принимать мудрые решения, распоряжаясь деньгами.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
- Что же мы ждем от урока? Какова будет цель нашего занятия?
Проанализировать произведение не только с точки зрения нравственности, но и приобрести знания по финансовой грамотности.
- А какие задачи поставим перед собой?
Через литературное произведение понять значимость финансовой грамотности в современном обществе.
3)Мотивация к учебной деятельности
Слово учителя:
Валентин Распутин – талантливый писатель. Каждый не останется равнодушным к его героям, а будет вновь и вновь возвращаться к ним, чтобы сверить свои побуждения с их мыслями. В. Г. Распутин умел видеть и понимать глубину постижения общей для нас жизни.
Проверка домашнего задания. Индивидуальные сообщения учащихся.
1).Творчество писателя В.Г. Распутина;
2).В. Г. Распутин – писатель-публицист;
Так из сообщений ребят мы ясно представляем В.Г. Распутина как писателя, публициста, патриота российской земли.
4) Анализ произведения «Деньги для Марии»
- Какая история произошла в семье Марии, продавщицы сельского магазина?
Это событие для семьи Марии и Кузьмы становится бедой – недостача в 1000 рублей.
- Почему произошла такая ситуация? Расскажите об этом подробно. Сделайте вывод, опираясь на текст.
Пересказ учащихся.
Вывод:
- Во-первых, образования и знаний торгового дела у Марии не было («С таким образованием только получку считать, а не казённые деньги», «…не лезь не в свои сани…»)
- Во-вторых, товары не всегда сама получала («Кто поедет, с тем и заказывала»)
- В-третьих, год не было никакого учёта.
- В-четвёртых, Мария не хотела работать, но её уговорили, потому что больше некому было.
- Не было распорядка работы магазина.
- Давала товары в долг.
- Что ждёт Марию за недостачу? («…осудят её, дадут срок»)
- Какой финансовый термин мы встречаем в тексте? ( Ссуда в размере 700 рублей, которую семья взяла на строительство дома)
-Что такое ссуда? И чем ссуда отличается от кредита? (Ссуда – это возможность получить средства на любые цели либо имущество в пользование на определенный срок совершенно бесплатно либо под небольшой процент за использование. Кредит – это получение определенной суммы денег под процент на приобретение конкретного товара либо услуги).
Для сравнения. Это произведение было написано в 1967 году. Тысяча рублей считалась громадной суммой. Средняя зарплата была 140 рублей. На 1000 рублей можно было купить мотоцикл или машину с рук. Можно было перестать работать и жить несколько месяцев и ни в чем себе не отказывать. Или же взять свою семью, состоящую из нескольких человек, и поехать на море и хорошенько отдохнуть. Сейчас на эту сумму можно лишь немного подкупить продуктов или же с друзьями перекусить в кафе.
- Какой путь спасения Марии предложил ревизор?
Понимая причины недостачи (доброта и неумелость), жалея Марию и ее семью, предлагает возможный выход: собрать недостающую сумму в 5 дней и внести в кассу.
- Мог ли так поступить ревизор?
Нет, он идёт супротив своих обязательств, движимый добрым отношением к этой семье, и просит Кузьму не говорить об этом никому.
- Почему магазин в деревне «…был как проклятый»?
Сначала пострадала от недостачи Маруся («…дали 5 лет, ребятишек отправили в детдом…»), потом однорукий Фёдор (получились остатки, но «…выкрутился, сказав, что держал свои деньги вместе с магазинными»), затем Роза (три года за недостачу), Надя Воронцова пообещала выйти, как родит ребёнка, но потом передумала.
- Только один человек не пострадал от недостачи? Кто? Почему?
Илья Иннокентьевич, проработал почти 10 лет. «…у его отца была лавка, которая перешла потом к нему, и он за прилавком привык стоять с малолетства». То есть работал в магазине тот человек, который знал в этой работе толк, его не надо было учить.
- Почему же Мария стала работать в магазине? (Нужен был уход за больным ребёнком; не могла найти другую работу по состоянию здоровья, а деньги нужны были; магазин находился рядом с домом; «пронял» председатель, сказав, что деревню надо выручать; в первый учёт была недостача «всего в несколько рублей»).
- Каково было отношение Кузьмы к деньгам?
Самое простое: «есть – хорошо, нет – ну и ладно. Это отношение выработалось главным образом оттого, что денег постоянно не хватало». Он никогда и никому не завидовал, полагая, что «каждый топчет свою дорожку, и к тем, кто жил лучше его, относился спокойно, как и к тем, кто выше его ростом». « Мысли о запасах денег казались ему забавными, шутовскими, и он отмахивался от них. Он был доволен тем, что имел».
Вывод: никаких накоплений у семьи не было.
- Что решил делать Кузьма, чтобы помочь Марии? (занять деньги у односельчан, взять ссуду, занять деньги у брата)
- Известно ли, как закончилась эта история?
Нет, писатель оставил финал открытым, тем самым давая читателю повод самому закончить произведение.
- Как вы думаете, при каких условиях можно было избежать подобной ситуации? (Заслушиваются ответы учеников)
Мария, работая продавцом в магазине, не совсем разбиралась в этой профессии: давала в долг товары, не ведя толком учёт должников, товары не всегда сама получала, ревизия проводилась от случая к случаю. От этого и произошла беда в её жизни.
Вывод: имея дело с деньгами, нужно быть финансово грамотным человеком (учиться на профессии, связанные с деньгами, планировать свои доходы и расходы, иметь какие-то сбережения, стараться не занимать деньги).
В непростой ситуацией, происходящей в семье Марии, мы видим, как ведут себя люди, к которым приходит Кузьма с просьбой занять деньги.
Гуманистический смысл повести «Деньги для Марии»
- Кто проникается бедой Кузьмы и готов помочь Марии?
Председатель, который играет важную роль в судьбе семьи Кузьмы. Он готов выдать ссуду и просит пока занять деньги под ссуду. Предлагает позаимствовать деньги из зарплаты колхозников. Не осталась в стороне тётка Наталья, которая отдаёт всё, что у неё есть. Дед Гордей приносит 15 рублей.
Но есть в произведении другие люди, жадные, завистливые. Они не стараются хоть как-то помочь Марии. Это Степанида, у которой были деньги, но она не дала ни копейки, директор школы, человек денежный, но даёт 100 рублей. Это специалисты, которые сначала согласились помочь, а потом забрали свои деньги.
Параллельно этим событиям Кузьме снятся сны, которые являются пророческими.
- Расскажите об этих снах, и к каким событиям их можно соотнести.
Вывод: в первом и во втором снах Кузьмы выражаются идеальные представления главного героя о взаимовыручке.
В итоге Кузьма остаётся один на один со своей бедой, и его мысли бескорыстии людей не подтвердились.
- У Кузьмы есть родной брат Алексей. Почему он обращается к нему в последнюю очередь?
«Получалось так, что они братья не всегда, не каждую минуту, а только при встречах, да еще ими были в детстве, когда вместе росли». Даже Мария при упоминании о нём сказала: «Не даст он».
- Как вы думаете, как могло закончится это произведение?
5).Итог урока.
- Какие выводы можно сделать, прочитав это произведение?
Во-первых, произведение Распутина учит читателей быть добрыми и отзывчивыми. Призывает не проявлять равнодушие к чужой беде. Учит нравственности.
Во-вторых, я думаю, нужно учиться быть финансово грамотным человеком, чтобы не попасть в трудные жизненные ситуации.
6).Рефлексия.
- Что я нового узнал(а)?
Домашнее задание: ответить письменно на вопрос: «Как могла закончится эта история?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Урок литературы с элементами интеграции.
Интегрированные уроки - это уроки изучения определенных тем на основе двух-трех учебных предметов. Данный урок литературы возможно провести с учителями-предметниками ИЗО и музыки. Он поможет создать ц...
Урок литературы в 7 классе "Дорога добра в произведении В.Г. Распутина "Уроки французского""
Урок литературы в 7 классе "Дорога добра в произведении В.Г. Распутина "Уроки французского"". Во время урока при помощи презентации можно выйти сайтwww.fskn.ru в онлайн режиме.На страницах этого сайта...
Методическая разработка урока по теме "Обучение сочинению-рассуждению на примерах произведений И.С.Тургенева"
Данная методическая разработка позволяет менять тексты в зависимости от того, что изучается в данный момент по литературе в этом классе....
Разработка урока литературы с элементами коммуникативного обучения Тема: М. Горький драма «На дне»
Урок литературы на 2 курсе «Три правды в пьесе М. Горького «На дне»». Урок построен таким образом, что учащиеся, выполняя задания, предложенные учителем, сами «открывают знания». Урок имеет нест...
Тема нравственного выбора в рассказе В.Г.Распутина "Деньги для Марии"
Урок проведён в 9 классе в рамках Недели гуманитарной образовательной области...
Отмена крепостного права в России. Выкупная операция (методическая разработка урока истории с элементами формирования финансовой грамотности), 9 класс
Урок ориентирован на детальное изучение процесса отмены крепостного права в России. Особый акцент сделан на формировании финансовой грамотности школьников, изучение теории о вкладах и кредитах, знаком...
Разработка урока литературы с элементами технологии РКМ
Конспект урока литературы в 5 классе. В ходе апробации технологии развития критического мышления была разработана система уроков в 5 ...