Задания по роману А.С. Пушкина «Дубровский» | Формируемые умения учащихся |
Выберите все ВЕРНЫЕ ответы - Деревня Троекурова называлась Покровское
- Люди Троекурова напали на деревню Дубровского по приказанию своего хозяина
- Дубровский приписал к барскому двору 3 лошадей Троекурова
- Заседатель Шабашкин пытался выслужиться перед Троекуровым
- Троекурову было неважно: выиграет ли он в суде
| Находить и извлекать информацию |
Установите соответствие между описанием и героем: 1)«…в залу вошёл, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке». | А)Кирилла Петрович Троекуров | 2)Он лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезён в Петербург на восьмом году своего возраста | Б)заседатель Шабашкин | 3)Маленький человечек в кожаном картузе и фризовой шинели вышел из телеги | В)Андрей Гаврилович Дубровский | 4)Надменный… с людьми самого высшего звания», «с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно | Г)Владимир Дубровский | 5)Ему «было около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровье, и положил на нём свою неизгладимую печать»
| Д)князь Верейский |
| Находить и извлекать информацию |
Исключите НЕВЕРНЫЕ утверждения - У Троекурова и Дубровского было нечто общее
- Андрей Дубровский притворился учителем немецкого, чтобы попасть в дом к Троекурову
- Дубровский желал отомстить Троекурову, поэтому не спас Марью Кирилловну от венчания с князем Верейским
- У Троекурова было двое детей
| Находить и извлекать информацию |
Составьте план романа А. С. Пушкина «Дубровский», расположив события №№ 1 - 17 в верной последовательности: (А) Приезд Владимира в отчий дом. (Б) План мести К. П. Троекурова. (В) Бегство Дубровского за границу. (Г) А. Г. Дубровский и К. П. Троекуров – давние друзья-соседи. (Д) Смерть старого Дубровского. (Е) Ограбление Спицына. (Ж) Правительственные войска разыскивают Дубровского. (З) Ложь и угодничество Шабашкина. (И) Встреча на почтовой станции. (К) Свадьба Марьи и Верейского. (Л) Обида А. Г. Дубровского. (М) Отказ Марьи от Дубровского. (Н) Дубровский – разбойник. (О) Суд. (П) Дубровский – гувернер Дефорж. (Р) Пожар в Кистенёвке. (С) Встреча Дубровского с Марьей в беседке.
| Интегрировать и интерпретировать информацию |
Назовите эпизоды из романа, которым соответствуют представленные иллюстрации: Иллюстрация 1. - На псарне у Троекурова Иллюстрация 2 Д.Шмаринов. - Сцена в суде Иллюстрация 3 Б.Косульников. - «Больной указывал пальцем на двор с видом ужаса и гнева» Иллюстрация 4 Б.Кустодиев. - Пожар | Интегрировать и интерпретировать информацию |
Ответьте на вопросы: -Каковы сходства и отличия Дубровского и Троекурова? -Какой случай переменил взаимоотношения приятелей? -Могли ли герои забыть конфликт и снова жить как прежде?
Ярко и детально изображена в романе жизнь поместного дворянства. Троекуров и Дубровский представляют два разных типа этого сословия. Кирила Петрович – крупный помещик, который держит в страхе всю округу. Он чувствует себя господином не только над своими крепостными, но и над соседями. Любого человека, стоящего ниже по социальной лестнице, Троекуров презирает. Он помыкает губернскими чиновниками, как своими слугами, насмерть засек двух учителей. Кирила Петрович любит, чтобы в доме было много людей. Но гости служат ему больше для увеселения. Троекурову в удовольствие унижать их, грубо и даже жестоко подшучивать. Самомнение этого необразованного и избалованного барина не знает границ. Он верит, что Дубровский не нападает на его владения исключительно из-за страха перед могуществом Троекурова. Абсолютная безнаказанность, мстительность и властолюбие затмевают у помещика редкие проблески благородства и угрызения совести. Противник Троекурова Андрей Гаврилович Дубровский – честный, решительный и благородный дворянин, но иногда бывает вспыльчив, завистлив, упрям. Как и Троекуров, он склонен к самоуправству и предпочитает самосуд, а к закону относится пренебрежительно. Дубровский старший требует выдать для наказания псаря Парамошку, сам расправляется с троекуровскими мужиками, которые воровали у него лес.
| Интегрировать и интерпретировать информацию |
Анализ эпизода «Пожар» - Место эпизода в произведении? ( В середине романа. Важное).
- Почему?
- Где происходят действия 6-й главы? (Пространство: в Кистенёвке, в доме, в кабинете).
- Когда? (Время: ночь в ожидании решения )
- Кто из героев участвует в эпизоде? ( Вл. Дубровский и его крестьяне).
- Как проявляет себя герой? Прежде всего, какие чувства испытывает Вл. Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают приказные. (По тексту: «Всё кончено». Владимир понимает, что жизнь сломана. Его мучает, что надо оставить родной дом виновнику смерти отца, человеку, разорившему семью. Он с ужасом думает, что над всем, что ему дорого, надругаются презренные люди. «Страшные мысли рождались в уме его», но он ещё не решил, что делать.)
- Какие чувства владеют героем. Кто вам подсказал? (сам Вл. Дубровский в своём внутреннем монологе: «подумал»).
- Когда Владимиру пришла мысль сжечь дом? (По тексту. Владимир увидел портрет матери, представил, какая судьба его ждёт при новом хозяине. «Пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня», - подумал он. Разбирая бумаги, «погрузясь душою в мир семейственного счастья, и не заметил, как прошло время.)
- Когда он принял окончательное решение? (положил письма в карман…)
- Что для него значат эти письма? (самое ценное и дорогое)
- Что затевал Архип-кузнец? По тексту.(Держал топор в руках, хотел зарубить подьячих)
- Можно по настроению и поступкам Архипа судить о том, как дворовые относятся к Вл.Дубровскому. (Отец наш, умрём, не оставим, идём с тобою). Никто не спит в эту ночь.
- А он к ним? Как к ним обращается? («дети». Заботливый, ответственный за людей). Это тоже характеристика героя.
- Хотел ли Дубровский смерти приказных? (Нет).
- Что же заставило Владимира – родовитого дворянина – поджечь дом? (месть)
- Месть – это благородное чувство?
Чувства – благородство и мстительность – живут в одном человеке. | Осмыслять и оценивать форму и содержание текста |
Напишите сочинение «К.П. Троекуров и А.Г. Дубровский» Перед вами стоит задача сравнить двух персонажей, дать сравнительную характеристику, найти черты сходства и отличия. | Осмыслять и оценивать форму и содержание текста |