Тема дома и семьи в романе А.С.ПУШКИНА «ДУБРОВСКИЙ» в 6 классе. Учитель высшей категории Телегина Г.С.
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Тема дома и семьи в романе А.С.ПУШКИНА «ДУБРОВСКИЙ»  6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_doma_i_semi.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема дома и семьи в романе А.С.ПУШКИНА «ДУБРОВСКИЙ»

VI КЛАСС

Цели урока:

  1. Познавательные: формировать у учащихся внимание  к идейно-образной структуре произведения; проверить знание художественного произведения, повышать уровень владения литературоведческим аппаратом;
  2. Развивающие: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; создавать условия для развития коммуникативных навыков; формировать навык сравнительного анализа образов героев, выразительного чтения,
  3. Воспитательные: формирование  системы ценностного отношения к русской литературе; совершенствование навыков этичного межличностного общения

                                                         Ход урока

1.Организация  учебного процесса

2.Сообщение темы урока и постановка учебных задач

 3. История романа. .Реализация индивидуального домашнего задания (отвечает подготовившийся ученик).

Над романом «Дубровский» А.С. Пушкин работал с 1832 по 1833 год. Роман не был завершён и не был опубликован при жизни поэта. Издатели сами назвали рукопись по имени главного героя. В основу романа легло сообщение П.В. Нащокина, который был другом поэта, «об одном небогатом дворянине по фамилии Островский, который имел процесс с соседом на землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить». Известно также, что перед началом работы над романом, Пушкин побывал в Болдине и Пскове, где рассматривались подобные дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова, Муратова. Таким образом, в основу романа А.С. Пушкина легли жизненные обстоятельства. Действие романа происходит в 1820-е годы и развивается в течение полутора лет.

4.Словарная работа

Сегодня мы начинаем изучение произведения, в котором Пушкин размышляет над темами, важными для всех и всегда: о дружбе и предательстве, о великодушии и подлости,  о трусости и благородстве. Чтобы сказать так много, Пушкин обратился к жанру романа. В чём же особенность этого жанра? 

Роман (фр.) - большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета.

Сюжет - последовательность и связь событий в художественном произведении.

- Запишите определение романа и сюжета в тетрадь.

В XIX веке особенно популярным стал жанр авантюрно-приключенческого романа. В нём честность противопоставлялась подлости, щедрость - жадности, любовь - ненависти. Писатели для  занимательности сюжета  часто использовали приём "переодевания" героев и нарушение хронологии повествования. Главный герой такого повествования был неизменно красив, благороден, честен и смел. Заканчивался авантюрный роман победой главного героя.

Можно ли назвать произведение А.С.Пушкина авантюрно-приключенческим романом? Аргументируйте свой ответ, опираясь на лексическое значение данных слов:

Авантюра - рискованное, сомнительное по честности дело, рассчитанное  на случайный успех.

Приключение - происшествие, неожиданный случай в жизни, .

 (Рискованное, сомнительное по честности дело  - Дубровский стал разбойником; неожиданный случай в жизни  - разорение Дубровских; в произведении много действующих лиц и событий.)

В чём Пушкин отступил от традиций авантюрно-приключенческого романа и почему?( Финал романа никак нельзя считать победой главного героя. В этом финале отразилась жизненная правда и живые характеры героев)

5.Беседа с элементами комментированного чтения

  • С какими героями знакомит нас 1-я глава?

Н.Г.Чернышевский писал об этом романе : «Трудно найти в русской литературе более точную и живую картину, как описание быта и привычек большого барина старых времен…». Кого можно считать «большим барином старых времен»?

  • Похожи ли эти герои?

— Обратимся к тексту. Что говорит автор об их сходстве и различии?

( Общее между Троекуровым и Дубровским: ровесники, рождены в одном сословии, воспитаны одинаково, сходствовали отчасти и в характерах и наклонностях.)

  • Запомним это слово — отчасти. Найдем в тексте авторские характеристики этих героев.

Троекуров: «Выказывал пороки человека необразованного», «привык давать волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума», «надменный... с людьми самого высшего звания», «с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно».

Дубровский: «нетерпеливость и решительность характера», «беден и независим», горд — отказался от предложения Троекурова поженить Машу и Владимира.

  • Сделаем выводы. Чего же больше: сходства или различий в характерах этих героев? (Различий.)
  •  Обратим внимание на имена героев.

Кирилла (Кирилл) (гр.) - господин, владыка, повелитель; Петр (гр.) — скала, утес, камень;

Андрей (гр.) — мужественный, храбрый; Гавриил (др.-евр.) — сильный муж, муж Божий или крепость.

  • Можно ли считать имена пушкинских героев значимыми?

А теперь вернемся к роману. Одной из важнейших тем в романе становится тема семьи, дома, родового гнезда. Давайте  заглянем в дом Дубровских  и в дом Троекуровых. Как  живут здесь наши герои? Каковы   их судьбы ? Что об этом говорит Пушкин? («В некотором отношении и судьба их была одинакова: оба женились по любви, оба скоро овдовели».)

  • И опять оговорка: «в некотором отношении». Попробуем разобраться. Что узнали из романа о том, как герои относятся к любви, семье, детям?
  • Каковы взаимоотношения Кирила Петровича и Маши? (гл. 8) (С дочерью он своенравен, любит до безумия, угождает ее прихотям и в то же время суров и жесток. «Никогда не мог добиться ее доверенности. Она привыкла скрывать от него свои чувства и мысли».)

Отец и дочь не знают и не понимают друг друга, гармонии и мира в этой семье нет, воспитанием дочери  Кирила Петрович не занимался.

В этой же главе Пушкин рассказывает о Саше, брате Маши, которого барин признал сыном, хотя «множество босых ребятишек, как две капли похожих на Кирила Петровича, бегали перед его окнами и считались дворовыми».

  • Как это характеризует Троекурова? (Безнравственный, жестокий человек, не способный на чистые, благородные чувства.)
  • Итак, Кирила Петрович хотя и женился по любви, но, овдовев, слишком быстро утешился.

- А как потерю жены перенес Андрей Гаврилович? Откроем 6-ю главу, где Пушкин рассказывает о горе молодого Дубровского. На какие детали обращает наше внимание автор? (В доме Дубровских висит портрет жены Андрея Гавриловича, хранятся письма, которые были написаны ею во время Турецкого похода. Здесь свято хранят память о любви.)

  • Какие чувства испытывает Владимир при чтении писем матери? («Владимир зачитался и позабыл все на свете, погрузясь душою в мир семейственного счастья...»)

Где еще в романе встречалось нам это слово — «семейственное»? (гл. 3) («Он лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезен в Петербург на восьмом году своего возраста — со всем тем он романтически был к нему привязан и тем более любил семейственную жизнь...»)

  • Похожи ли эти семьи? (Оговорка автора — «в некотором отношении» — верна, судьбы отчасти похожи, но семьи разные. Дубровских в полном смысле этого слова можно назвать семьей, они понимают друг друга, любят, у них есть святыни, которые они берегут.)

6.Групповая работа  по теме «Взаимоотношения помещиков и слуг»

Работа 1-й группы

  • Как автор характеризует дворовых Троекурова? (гл. 1) («...они были ему преданы: они тщеславились богатством и славою своего господина и в свою очередь позволяли себе многое в отношении к их соседям, надеясь на его сильное покровительство».)
  • Как ведут себя люди Кирила Петровича после ссоры хозяина с Дубровским? (Покровские мужики воруют лес Андрея Гавриловича.)

Вывод: хозяин и его холопы очень похожи: тщеславны, грубы, своенравны.

Работа 2-й группы.

  • Что узнали об отношениях Дубровских и их слуг из разговора Владимира с Антоном? (гл. 3) («...у него (Троекурова)

и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкурку, да и мясо-то отдерет. Нет, дай Бог долго здравствовать Андрею Гавриловичу, а коли уж Бог его приберет, так не надо нам никого, кроме тебя, наш кормилец. Не выдавай ты нас, а мы уж за тебя станем».)

В этой же главе, при встрече старика Дубровского с сыном, Орина Егоровна журит барина. Обратите внимание, как она, крепостная, к нему обращается:«За-чем ты встал с постели, — говорила ему Егоровна, — на ногах не стоишь, а туда же норовишь, куда и люди».

  • Если опустить слова автора и оставить только прямую речь, как вы думаете, кто мог бы сказать эти слова? (Только близкий человек, человек любящий, относящийся к Андрею Гавриловичу по-матерински.)

Вывод: между хозяевами и слугами царят добрые, человеческие, семейственные отношения.

Работа 3-й группы.

-  Что побудило Владимира Дубровского  сжечь родовую усадьбу? (гл. 6) (Портрет матери, ее письма — все это свято и дорого Владимиру, как и его отцу; он не мог позволить, чтобы «враг его семейства» надругался над этим.)

  • Почему Владимир Дубровский отказался от мести? (гл. 12) («Я ему простил... Я понял, что дом, где обитаете вы, священен, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию».)

Вывод.Пушкин показывает,что лучшие в жизни поступки человек совершает, когда им движет любовь.

Итак, о любви. Умеют ли наши герои любить?

7.Создание проблемной ситуации.

  • Любила ли Маша Дубровского? (гл. 8, 12, 14) (гл. 8: «Маша в него влюбилась»; гл. 12: «Может быть, она еще не была влюблена, но при первом случайном препятствии или внезапном гонении судьбы пламя страсти должно было вспыхнуть в ее сердце»;  гл. 14: «Она побежала в свою комнату, заперлась и дала волю своим слезам, воображая себя женою старого князя; он вдруг показался ей отвратительным и ненавистным... брак пугал ее как плаха, как могила... "Нет, нет, — повторяла она в отчаянии, — лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского"».)

Обращаем внимание на этот ряд: умереть - монастырь - за Дубровского. Разве так думают о любимом?

И еще одна цитата из 16-й главы: «Главное для нее: избавиться от ненавистного брака; участь супруги разбойника казалась для нее раем в сравнении со жребием, ей уготованным».

Брак с Верейским для Маши равнозначен плахе, могиле; в безысходной ситуации она из двух зол выбирает меньшее — решается обратиться за помощью к Дубровскому.

  • Почему Маша после венчания отказывается от предложения Владимира? Только ли потому, что (как мы поняли) не испытывает к нему таких же чувств? (гл. 18) («Я дала клятву». Чувство долга, чести берет верх.)

  • Прежде чем мы ответим на последний вопрос, найдите в тексте главы 18 начало эпизода, когда Владимир появляется перед Верейским и Машей. (Чтение со слов: «Вдруг раздались крики погони...»)
  • Почему Пушкин называет Владимира «маскированным разбойником»? (Он появляется перед Машей в полумаске, это  его роль, роль благородного спасителя.) Почему Дубровский расстается со своими «сообщниками» и советует им сменить ремесло? (Пушкинский герой мог выступать  в роли атамана разбойников, пока в этом был смысл: сначала — месть за оскорбление и гибель отца, затем — благородное служение всем, несправедливо обиженным и обманутым (Глобова), и конечно же — спасение любимой девушки от ненавистного брака.)

        На протяжении всего романа, в какой бы роли Владимир Дубровский ни выступал, он всегда великодушен, благороден, отважен, верен принципам чести. Все эти качества он унаследовал от отца, вынес из Дома.

8.Заключительное слово учителя.

Работа над романом не была завершена Пушкиным. Если I том был написан за две недели, то остальные главы писались с интервалами в 7—10 дней.15 января 1833 года Александр Сергеевич прерывает работу над романом.  Жаль…В черновиках писателя сохранился план III тома: «Жизнь Марьи Кириловны. Смерть князя Верейского. Вдова. Англичанин. Свидание...»

Получается,  если бы роман был закончен, то мы, читатели. увидели бы с вами ещё одну семью: Марьи Кирилловны и Владимира Андреевича. Как вы думаете ,это была бы счастливая семья? Почему? Что значит «счастливая семья»?

9.Рефлексия

-Подведём итоги нашего разговора, составив синквейн

Синквейн

Роман

Интересный, мудрый.

Волнует, помогает понять главное:

Что дороже дома и семьи?

Это  - счастье.

10. Домашнее задание (по выбору)

1.Подготовить подробный пересказ понравившегося эпизода.

2.Дописать свой вариант финала к незаконченному роману А.С.Пушкина.

3. Ответить на вопросы к главам XIII - XIX на стр.148 учебника. Выучить определения: роман, сюжет.

Использованная литература:

  1. Данилина Т.М. Роман А.С.Пушкина «Дубровский» // Литература в школе. – 1998. - №7. – С. 91-99 

  2. Литература. 6 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1/ авт.-сост. В.П.Полухина. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2005 

3 Лахостский К.П., Фролова В.Ф. Пушкин в школе. Учпедгиз, Ленинград, 1966г.

4. Шадрина В.П. Поурочные планы по литературе 6 класс по учебнику В.П. Полухиной, Волгоград, 2006г.

5. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. 
Часть 5: научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый практикум по роману А.С.Пушкина «Дубровский». 6 класс

Практикум выполняется на итоговом занятии по роману А.С.Пушкина "Дубровский". Этот вид работы готовит детей к домашнему сочинению по роману....

тема добра и зла в романе А.С.Пушкина "Дубровский"

Данная презентация является дополнительным материалом к уроку "Тема добра и зла в романе Дубровский". Наглядно представлены образы главных героев, образы-символы добра и зла. Учащимися подготовлены пр...

Конспект урока по русской литературе на тему «Добро и зло» в романе А.С. Пушкина «Дубровский» 6 класс

Тип урока: педагогическая мастерская с применением ИКТ.Методы: проблемный, исследовательский.Цели урока:Обучающие: формирование умения анализировать литературный текст, давать характеристику героям, и...


 

Комментарии

Ушанфа Ольга Тимофеевна

Спасибо большое! Интересный урок! Взяла в копилочку.