Задания для развития читательской грамотности по роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
методическая разработка по литературе (8 класс)

Изюмникова Галина Николаевна

Задания в формате ОГЭ для развития читательской грамотности по роману Пушкмна "Капитанская дочка", 8 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка заданий, направленных на развитие читательской грамотности обучающихся

Умение находить и извлекать информацию (3 задания)

1.Почему Гринев, придя в себя после дуэли, простил Швабрина?

а)Мария Ивановна умоляла его простить;

б)слишком был счастлив;

в)в клевете видел «досаду оскорбленного самолюбия» и извинял своего соперника;

г)не хотел портить отношений со Швабриным.

2. Какая мысль возникла у Гринева при известии о взятии Нижеозерной крепости?

а)страшно стало за свою жизнь;

б) предвкушал совершить подвиг и прослдавиться;

в)волновался об участи Марии Ивановны.

3.Соотнеси реплики поведение героев произведения и имена героев.

1. «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!

2. «Ты нам не государь! Ты, дядюшка, вор и самозванец!

3. Увидел я среди мятежных старшин … ,обстриженного в кружок и подошедшего в казацком кафтане.

4. «Отец родной! … Отпусти его; за него тебе выкуп дадут; а для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика!»

5. «Злодеи!...Что это вы с ним сделали?»

а) Василиса Егоровна
б)Гринев

в) комендант
г)Савельич

д)Иван Игнатьич

е) Швабрин.

1

2

3

4

5

 Умение интегрировать и интерпретировать информацию (2 задания)
1.Перечитай фрагмент романа «Капитанская дочка». 

Наконец однажды утром Савельич вошел ко мне, держа в руках письмо. Я схватил его с трепетом. Адрес был написан рукою батюшки. Это приуготовило меня к чему-то важному, ибо обыкновенно письма писала ко мне матушка, а он в конце приписывал несколько строк. Долго не распечатывал я пакета и перечитывал торжественную надпись: «Сыну моему Петру Андреевичу Гриневу, в Оренбургскую губернию, в Белогорскую крепость». Я старался по почерку угадать расположение духа, в котором писано было письмо; наконец решился его распечатать и с первых строк увидел, что все дело пошло к черту. Содержание письма было следующее:

«Сын мой Петр! Письмо твое, в котором просишь ты нас о родительском нашем благословении и согласии на брак с Марьей Ивановой дочерью Мироновой, мы получили 15-го сего месяца, и не только ни моего благословения, ни моего согласия дать я тебе не намерен, но еще и собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путем как мальчишку, несмотря на твой офицерской чин: ибо ты доказал, что шпагу носить еще недостоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуелей с такими же сорванцами, каков ты сам. Немедленно буду писать к Андрею Карловичу, прося его перевести тебя из Белогорской крепости куда-нибудь подальше, где бы дурь у тебя прошла. Матушка твоя, узнав о твоем поединке и о том, что ты ранен, с горести занемогла и теперь лежит. Что из тебя будет? Молю бога, чтоб ты исправился, хоть и не смею надеяться на его великую милость.

Отец твой А. Г.»

 
Чтение сего письма возбудило во мне разные чувствования. Жестокие выражения, на которые батюшка не поскупился, глубоко оскорбили меня. Пренебрежение, с каким он упоминал о Марье Ивановне, казалось мне столь же непристойным, как и несправедливым. Мысль о переведении моем из Белогорской крепости меня ужасала; но всего более огорчило меня известие о болезни матери. Я негодовал на Савельича, не сомневаясь, что поединок мой стал известен родителям через него. Шагая взад и вперед по тесной моей комнате, я остановился перед ним и сказал, взглянув на него грозно: «Видно тебе не довольно, что я, благодаря тебя, ранен и целый месяц был на краю гроба: ты и мать мою хочешь уморить». Савельич был поражен как громом. «Помилуй, сударь, — сказал он, чуть не зарыдав, — что это изволишь говорить? Я причина, что ты был ранен! Бог видит, бежал я заслонить тебя своею грудью от шпаги Алексея Иваныча! Старость проклятая помешала. Да что ж я сделал матушке-то твоей?» — «Что ты сделал? — отвечал я. — Кто просил тебя писать на меня доносы? разве ты приставлен ко мне в шпионы?» — «Я? писал на тебя доносы? — отвечал Савельич со слезами. — Господи царю небесный! Так изволь-ка прочитать, что пишет ко мне барин: увидишь, как я доносил на тебя». Тут он вынул из кармана письмо, и я прочел следующее:

«Стыдно тебе, старый пес, что ты, невзирая на мои строгие приказания, мне не донес о сыне моем Петре Андреевиче и что посторонние принуждены уведомлять меня о его проказах. Так ли исполняешь ты свою должность и господскую волю? Я тебя, старого пса! пошлю свиней пасти за утайку правды и потворство к молодому человеку. С получением сего приказываю тебе немедленно отписать ко мне, каково теперь его здоровье, о котором пишут мне, что поправилось; да в какое именно место он ранен и хорошо ли его залечили».

Вопросы:

1. Почему Гринев почти сразу понял, что полученное письмо не сулит ему  ничего хорошего?

2.Чем различаются эти два письма , как раскрывается характер отца  и его отношение к сыну в письмах Петру и Савельичу?

Комментарий учителя.

Обычно письма Петру Андреевичу писала только матушка, батюшка же мог только приписать несколько строк. Здесь же письмо было написано отцом. То есть тот посчитал нобходимым  выразить свое мнение относительно поведения Петра. И, конечно же, если бы повод был радостным, матушка тоже написала бы. 

 В письме Петру отец выражал свое им недовольство и угрожал перевести сына служить еще дальше. Андрей Петрович не только укорял Петра в неподобающих поступках, но и показал степень огорчения родителей. 

В письме, адресованном Савельичу, Петр Андреевич ругает своего слугу за то, что тот недоглядел за молодым барином и не уведомил о произошедшем. Видно, как отец переживает не только за то, чтобы сын не сбился с истинного пути, но и за его здоровье.  

Оба эти письма говорят о том, как отец заботится о своем сыне и  любит его. Он боится избаловать Петра, но, с другой стороны, боится и за его здоровье и жизнь, недаром повсюду молодого человека сопровождает преданный Савельич. Мы можем сделать вывод, что все поступки отца продиктованы любовью  к сыну и желанием, чтобы тот стал хорошим человеком.

2. Перечитай фрагмент романа «Капитанская дочка».
Башкирец с трудом шагнул через порог (он был в колодке) и, сняв высокую свою шапку, остановился у дверей. Я взглянул на него и содрогнулся. Никогда не забуду этого человека. Ему казалось лет за семьдесят. У него не было ни носа, ни ушей. Голова его была выбрита; вместо бороды торчало несколько седых волос; он был малого росту, тощ и сгорблен; но узенькие глаза его сверкали еще огнем. «Эхе! — сказал комендант, узнав, по страшным его приметам, одного из бунтовщиков, наказанных в 1741 году. — Да ты, видно, старый волк, побывал в наших капканах. Ты, знать, не впервой уже бунтуешь, коли у тебя так гладко выстрогана башка. Подойди-ка поближе; говори, кто тебя подослал?»

Старый башкирец молчал и глядел на коменданта с видом совершенного бессмыслия. «Что же ты молчишь? — продолжал Иван Кузмич, — али бельмес по-русски не разумеешь? Юлай, спроси-ка у него по-вашему, кто его подослал в нашу крепость?»

Юлай повторил на татарском языке вопрос Ивана Кузмича. Но башкирец глядел на него с тем же выражением и не отвечал ни слова.

— Якши, — сказал комендант, — ты у меня заговоришь. Ребята! сымите-ка с него дурацкий полосатый халат да выстрочите ему спину. Смотри ж, Юлай: хорошенько его!

Два инвалида стали башкирца раздевать. Лицо несчастного изобразило беспокойство. Он оглядывался на все стороны, как зверок, пойманный детьми. Когда ж один из инвалидов взял его руки и, положив их себе около шеи, поднял старика на свои плечи, а Юлай взял плеть и замахнулся, — тогда башкирец застонал слабым, умоляющим голосом и, кивая головою, открыл рот, в котором вместо языка шевелился короткий обрубок.

Когда вспомню, что это случилось на моем веку и что ныне дожил я до кроткого царствования императора Александра, не могу не дивиться быстрым успехам просвещения и распространению правил человеколюбия. Молодой человек! если записки мои попадутся в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений.

Все были поражены. «Ну, — сказал комендант, — видно, нам от него толку не добиться. Юлай, отведи башкирца в анбар. А мы, господа, кой о чем еще потолкуем».

Ответь на вопросы:

1.Чем поразил Гринева образ изуродованного  башкирца?

2.Где и когда мы еще встречаем в произведении образ изуродованного башкирца?

3. Какой совет дает рассказчик своим читателям? Как ты это понимаешь?

Комментарии учителя.

Башкирец был очень изуродован. Понимание того, что его жестоко пытали, оставляло  гнетущее впечатление. Несмотря на вид башкирца (  «он был малого росту, тощ и сгорблен», выглядел лет на 70), «глазки его сверкали огнем. То есть жестокость, которую люди проявили к нему (а могут ли такое совершать люди?) породило тоже жестокость и желание  сеять зло. Недаром именно этот башкирец появляется в романе второй раз «верхом на перекладине». Как только появляется возможность присоединиться к  кровавому  бунту, он, обиженный, изуродованный, в одиночку беспомощный, сразу делает это, и он готов совершать жестокие поступки, ни о чем не задумываясь.

Рассказчик советует будущим поколениям не пытаться добиться каких-то изменений насильно, ибо насилие порождает насилие. 

Умение осмыслять и оценивать содержание и форму текста (3 задания)

1.Почему «Капитанская дочка» написана в форме мемуаров?

2.Почему Пушкин именно Гринева делает повествователем?

3.Каким видит Пугачева рассказчик?

1.Конечно, известную роль в решении писателя сыграли цензурные соображения: укрывшись за личностью рассказчика, автор избавлял себя от излишней ответственности за нарисованные картины. Семейные мемуары требовали рассказа лишь о том, что видел и знал повествователь; это в известной мере ограничивало возможности писателя, но, с другой стороны, позволяло не воспроизводить сложной картины восстания, не давать прямую оценку борющимся социальным силам. Главная же причина обращения Пушкина к форме мемуаров коренится в его взглядах на художественные произведения исторического жанра. Он считал, что, в отличие от ученого, писатель должен рисовать историю «домашним образом», показывать героев в буднях жизни и тем самым делать их близкими, доступными и понятными читателям.

2. Стремясь к достоверности и объективности повествования, поэт в конце концов остановился на фигуре среднего дворянина, у которого под влиянием исторических событий понятие чести расширяется до границ двух прекрасных качеств;—доброты и благородства. Передать повествование явному реакционеру значило исказить истинный смысл событий; сделать рассказчиком человека, чьи взгляды адекватны взглядам писателя, значило опять-таки погрешить против исторической правды, модернизировать прошлое и вызвать недоверие читателя, не говоря уже о трудностях, обусловленных цензурой.
Мемуарист Петр Гринев – истинный дворянин, убежденный противник насильственных потрясений – в то же время чувствовал себя обязанным рассказать правду о восстании и о его руководителе Пугачеве. Таким образом, выбор рассказчика продиктован стремлением Пушкина объективно показать развитие исторических событий


3.Простым,  человечным, хотя и не лишенным сложности и даже таинственности, встает Пугачев со страниц книги мемуариста, связанного с ним когда-то своеобразной дружбой.
Рассказчик
подметил удаль, широту души, человечность, ум, практическую сметку, народную основу характера Пугачева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примеры заданий по развитию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 8-9 классах

1) Разработанное задание направлено на формирование читательской грамотности, а именно на формирование читательской стратегии изучающего, аналитического чтения;2) Задание составлено на основе текстов ...

Задания на развитие читательской грамотности

Типы заданий: - выбор всех правильных ответов; - задания на сопоставления; - задания с развернутым ответом; - задания на исключение неправильных утверждений....

Задания для развития читательской грамотности. 8 класс.

Примеры творческих заданий на основе текста для развития читательской грамотности. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и з...

Задания для развития читательской грамотности. 8 класс

Задания для развития читательской грамотности. 8 класс....

Задания на развитие читательской грамотности

Задания на развитие читательской грамотности...

Задания на развитие читательской грамотности

Задания на развитие читательской грамотности  для 8 класса содержат два задания на работу со сплошным текстом и одно задание на работу с неспошным тектом....