Программа кружка «Любитель русского слова» 68 часов (2 часа в неделю)
методическая разработка по литературе (7 класс)

Сергеева Светлана Николаевна

Программа кружка «Любитель русского слова» 68 часов (2 часа в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyubitel_russkogo_slova.docx70.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2» города Велижа Смоленской области

РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета

________________________

Протокол №1

от «30» августа   2022 г.

СОГЛАСОВАНО

заместителем директора по УР

________________________

Нахаева М.И.

Протокол №1

от «30» августа   2022 г.

УТВЕРЖДЕНО

директором школы

________________________

Кириллова Т.И.

Приказ №175-0

от «30» августа   2022 г.

Программа кружка

«Любитель русского слова»

Составитель: Сергеева Светлана Николаевна,

учитель русского языка и литературы

Велиж

2022

Пояснительная записка

Кружок «Любитель русского слова» по русскому языку и литературе в 7 и 8 классах - это самодеятельное объединение учащихся под руководством учителя русского языка и литературы, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.

Цель кружковых занятий - повышение уровня речевой культуры учащихся, развитие их коммуникативных компетентностей.

Актуальность программы заключается в том, чтобы ввести учащихся в сложный и увлекательный мир русской речи, показать слово как бы изнутри, вскрыть таящиеся в нѐм возможности, способствует развитию мотивации к обучению русскому языку и литературе. Потребность проникновения в глубину слов обусловлена всѐ чѐтче проявляющейся проблемой современной речевой культуры. Чтение и анализ лирических произведений имеют огромное значение в становлении личности учащегося, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полѐта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Важно не пропустить момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие способности учащихся, талантливость, создать условия для самовыражения, дать возможность проявить себя.

Мы всѐ дальше и дальше уходим от первоистоков значений слов родного языка, вовлекаясь в неумолимый информационный поток, приносящий нам целую лавину иноязычных слов. Всѐ большая часть нашего общества проявляет уже неспособность усваивать и обоснованно применять новые слова, поскольку просто не понимает их значения. Но что ещѐ печальнее, стараясь выглядеть «продвинутыми» и современными, многие употребляют слова, искажая их настоящий смысл, не утруждая себя проверить значение слова по словарю. В связи с чем всѐ чаще можно слышать и в жизни и по телевидению в речи уважаемых людей смешные и глупые смысловые нелепицы и ляпсусы, причѐм произносятся они в серьѐзном контексте. Выглядит это удручающе, так как происходит активное внедрение в массовое сознание слов с заведомо искажѐнным смыслом, а это, в свою очередь, вносит дисгармонию в речевую культуру общества.

Занятие языком – трудное дело. Здесь необходим не только кропотливый труд, но и неподдельный интерес к языку. На уроках мало времени, чтобы углубляться в тайны языка. На занятиях кружка легко вызвать интерес к языку различными занимательными заданиям. В данной программе учтены возраст и особенности учащихся. Программа составлена с целью углубления представлений   о  языке.  В  наше  время,  когда  учащиеся  больше  времени  проводит  за

компьютером, когда в общении детей господствует приниженный сленг, возникает серьѐзная необходимость вызвать желание к владению именно литературным языком.

Что же делать в данных условиях нашим детям, лишѐнным возможности слышать грамотную речь от окружающих людей и от такого мощного средства воздействия, как телевидение.

Данная программа является попыткой научить детей видеть и слышать слово, замечать много слов в одном и одно во многих, расширить словарный запас, строить свою речь так, чтобы слово содержало своѐ истинное значение или играло своими выразительными оттенками.

Решение лингвистических задач, связанных с вопросами истории развития языка закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать с различными источниками информации, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки диалогического рассуждения, определения и аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в некоторые вопросы языкознания, как сопутствующие изучению русского языка, знакомство с основами стихосложения, с языковыми нормами. Программа кружка включает в себя углубленные вопросы по разделам фонетики, грамматики, лексики, синтаксиса, лингвистике. Но нельзя начинать работу без экскурса в историю. Поэтому включены в программу беседы по истории происхождения письменности, ведь именно появление письменности положило начало лингвистической науке. Несколько занятий посвящается различным вопросам лексики, что объясняется и обилием вызывающего интерес у учащихся материала, и необходимостью воспитать у учащихся внимание к слову, вызвать желание разгадывать тайны языка. Занятия по фразеологии вызваны необходимостью обогатить речь учащихся; по этимологии - стремлением воспитать у учащихся интерес к разгадыванию тайн языка. Особенностью занятий может стать интегрированная основа планирования на базе лучших образцов литературного творчества.

Перспективность данного курса заключается в том, что предполагает дальнейшее расширение темы от слова к словесности. Перспективной задачей является формирование умения, идя от слов к смыслу, понимать художественное произведение как явление искусства слова.

Новизна программы - в предоставлении большего количества разнообразных заданий, которые можно использовать выборочно. Отбор текстов осуществлен с точки зрения нравственного и этического воспитания. Акцентирование внимания на взаимопроверке, рецензировании, редактировании текстов.

Словесность, в широком смысле, - это словесное творчество, способность выражать мысли и чувства устно и письменно. В узком смысле, словесность – это искусство слова, совокупность произведений устной народной словесности и произведений, созданных писателями. При этом язык является материалом словесности, таким образом, курс направлен на рассмотрение богатейших фонетических, лексических, фразеологических, словообразовательных, грамматических ресурсов языка, различных форм словесного выражения содержания, специальных изобразительных средств языка.

Формируя коммуникативную компетенцию учащихся, программный курс развивает способность к собственному речетворчеству, учит применять логически точные и выразительные словообразы для выражения мысли и чувства в собственных письменных высказываниях, учит творческому употреблению родного языка. Творческие работы, проектная деятельность, коллективная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть ориентированы на то, чтобы ученик получил широкую практику работы с различными текстами.

Основные формы организации кружковых занятий – семинары и практические занятия. Формами контроля за достижениями учащихся служат самостоятельно подготовленные сообщения и письменные работы.

Программа составлена с таким расчѐтом, чтобы выбранный материал способствовал закреплению знаний по основным разделам грамматики и лексики русского языка, углублению знаний, обогащению словарного запаса учащихся, развитию смекалки, сообразительности, воспитанию языкового чутья.

В соответствии с этим конечной целью становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Цель:

  • пробудить у учащихся интерес к изучению русского языка,        расширить представление о русском языке, его возможностях;
  • воспитать любовь к русскому языку, научить бережно обращаться с ним;
  • выработать навыки исследовательской работы, проектной деятельности;
  • обучить речевому этикету;
  • помочь учащимся сделать свою речь грамотной, яркой и выразительной, обогатить словарный запас;
  • подготовить учащихся к олимпиадам и тестированию по русскому языку.

Задачи :

  • привитие интереса учащихся к русскому языку, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
  • формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме;
  • научить учащихся самостоятельно работать с книгами, словарями;
  • развитие языкового кругозора, мышления, исследовательских умений;
  • воспитание инициативы, целеустремленности;
  • повышение общей языковой культуры.

Организационно-педагогические основы обучения:

Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися

7 А и 7 Б классов. Занятия 2 раза в неделю:

Вторник – 14 -00

Четверг– 14-00

Педагогические условия реализации программы:

В основе кружковой работы лежит доброжелательный психологический климат на занятиях; личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса; оптимальное сочетание форм деятельности.

Основные принципы организации кружка:

  • принцип индивидуального подхода к учащимся;
  • принцип добровольности;
  • принцип систематичности;
  • принцип занимательности;
  • принцип укрепления связи обучения с жизнью.

Методы и формы работы:

  • беседы;
  • творческие задания;
  • тесты;

-исследования;

  • конкурсы;
  • семинары;
  • проекты;
  • практические работы;
  • игры.

Применяемые                технологии:                культуровоспитывающее        обучение,        проблемное, развивающее        обучение,        технология        исследовательской        деятельности        учащихся,        игровая, личностно-ориентированная,        интеграционная,        информационно-компьютерная                технологии.

Программа базируется на межпредметных связях с историей, экологией, мировой художественной культурой.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  • передавать мысли правильно, точно и выразительно;
  • самостоятельно работать с книгами, словарями, справочниками, подбирать материал;
  • умение логически связывать сведения из разных разделов курса русского языка.

Ожидаемые результаты :

  1. Расширятся знания обучающихся по некоторым проблемным вопросам языкознания;
  2. Учащиеся овладеют навыком работы с учебными пособиями, дополнительной

литературой; научатся правильно пользоваться различными лингвистическими словарями;

  1. Вести поисковую работу; ознакомятся с приѐмами исследовательской и проектной деятельности;
  2. Формирование у обучающихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
  3. Развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления;
  4. Повышение уровня обученности учащихся и качества знаний в области литературы, культурологи, эстетики.

Оценка результативности: в качестве форм подведения итогов организуются публичные чтения произведений собственного сочинения, выступление на концертах, участие в различных конкурсах.

Материально-техническое обеспечение

Для занятий литературного кружка необходимы соответствующие дидактические материалы и техническое оборудование. В их числе:

  1. Репродукции картин, фотографий поэтов и писателей.
  2. CD-диски, DVD-диски с изображение пейзажей, видеофрагменты из литературных произведений, аудиозаписи музыкальных произведений.
  3. Материалы для художественного творчества (гуашь, акварель, бумага и т. д.)
  4. Компьютер, мультимедийный проектор.
  5. Магнитофон.
  6. Столы, стулья.

Кабинет должен быть хорошо освещѐн, проветриваем, иметь средства для затемнения.

Содержание изучаемого курса

Содержание занятия

Кол-во

часов

1

«Застывшие письмена». Некоторые сведения о происхождении письменности.

3

2

Первые алфавиты и их роль в развитии культуры народов.

2

3

Изменение смысла слова с изменением звука.

1

4

Шарады, анаграммы, метаграммы, слова-перевѐртыши, кроссворды, ребусы,

чайнворды и др.

6

5

Как рождается слово. Типы переноса значения. Связь между значениями слова

Слова и вещи.

5

6

Словари омонимов. Идеографические синонимы. Контекстуальные синонимы.

4

7

Возникновение фразеологизма. Фразеологические цепочки. «Кто больше знает

фразеологизмов на указанную тему».

2

8

Этимология слова и «морфологическое чутьѐ». Этимологические родственники.

О том, как пашня превратилась в лес.

5

9

Полногласные и неполногласные сочетания.

3

10

Словообразовательные цепочки. Словообразовательное «древо».

3

11

«Странные» корни»

5

12

Слова с двумя-тремя приставками. Сложные слова.

2

13

В мире суффиксов

4

14

Кто больше знает существительных общего рода

1

15

Формы прилагательных. Переход прилагательных в существительные.

3

16

«Родственники» числительного. Слова разных частей речи, образованных от

4

числительных.

17

Сложные слова с составной частью САМО-

2

18

Роль наречий в тексте. Наречие в роли главных членов предложения.

5

19

Члены предложения, выраженные словосочетаниями. Синтаксическая разница

между парами словосочетаний

5

17

Стилистика. «Кто ярче»

3

18

Словесная живопись Долой однообразие! Заморские гости. Оружие смеха.

5

19

Обобщение.«Самый умный»

4

Всего:

79

Календарно-тематическое планирование

п/п

Название раздела

Всего часов

Теория

Практика

Виды деятельности

1.

Вводный урок.

«Застывшие письмена».

1

1

Создание небольших сообщений

2.

Из истории письменности

1

1

Исследование

3.

Древние письмена. Обнаружение ранних систем письма на территории Европы.

1

1

Разбор предложений.

4.

Первые алфавиты и

их роль в развитии культуры народов.

1

1

Работа с учителем.

5.

Первые алфавиты и их

роль в развитии культуры народов.

1

1

Работа с тестами.

6.

Изменение смысла слова с изменением

звука.

1

1

Анализ предложений

7.

Шарады

1

1

ПР и теоретические

сведения.

8.

Анаграммы

1

1

Защита игр со

словами, созданных самими

9.

Метаграммы

1

1

Разгадывание и создание своих

ребусов

10.

Слова-перевѐртыши

1

1

11.

Кроссворды, ребусы,

чайнворды и др.

1

1

12.

Кроссворды, ребусы,

чайнворды и др.

1

1

13.

Как рождается слово. Связь между

значениями слова

1

1

Небольшие сообщения уч-ся

14.

Типы переноса значения. Назначение языка

1

1

Редактирование

предложенных текстов

15.

Словесное произведение как

результат познания мира и утверждения нравственных устоев общества

1

1

Сочинение

16.

Слово-заповедь. Слова и вещи.

1

1

Работа со словарями

17.

Значение языка для жизни общества Творческая работа

1

1

Творческие работы

18.

Словари омонимов.

1

1

Исследование

19.

Идеографические синонимы.

Контекстуальные синонимы.

1

1

Тренировочные упражнения, тесты

20.

Сколько мы знаем слов

Активные и пассивные слова

1

1

Исследование

21.

Лингвистические словари

1

1

Исследование

22.

Возникновение

фразеологизма.

1

1

23.

Фразеологические цепочки. «Кто больше

знает фразеологизмов на указанную тему».

1

1

Защита своих проектов

24.

Этимология слова и

«морфологическое чутьѐ».

1

1

25.

Этимологические

родственники

1

1

26.

Речевая культура-

языковые нормы

1

1

Мини рассказы по

теме

27.

Речевая культура- языковые нормы:

орфоэпические нормы лексические нормы

1

1

Работа со словарями

28.

Речевая культура- языковые нормы:

грамматические нормы синтаксические нормы

1

1

Работа в группах, защита своих проектов

29.

Полногласные сочетания.

1

1

Определение

принадлежности слова к современному языку

30.

Активные и пассивные слов

Группы слов

1

1

защита мини – проектов

31.

Неполногласные

сочетания.

1

1

32.

Словообразовательные цепочки.

Словообразовательное

«древо».

1

1

Составление

словообразовательных цепочек

33.

Сферы и ситуации

речевого общения. Речевой этикет.

1

1

Защита собственного словообразовательного

«древа»

34.

Культура речи. Критерии культуры

речи.

1

1

Исследование

предложенных слов

35.

«Странные» корни»

1

1

Исследование слов

36.

Решение олимпиадных

заданий.

1

1

Морфемный разбор,

тесты

37.

Решение тестовых

заданий.

1

1

Участие в конкурсе

38.

Решение олимпиадных

заданий

1

1

исследование

39.

Основные виды

информационной переработки текста.

1

1

Создание небольших

текстов, определение частеречной

Языковые нормы и

варианты норм.

принадлежности

40.

«Странные» корни»

1

1

41.

Слова с двумя-тремя приставками. Сложные

слова.

1

1

Разбор предложений.

42.

Слова с двумя-тремя приставками. Сложные

слова.

1

1

Работа с учителем.

43.

В мире суффиксов

1

1

Работа с тестами.

44.

Речевое общение. Речевой этикет.

Культура речи. Критерии культуры речи.

1

1

Анализ предложений

45.

Работа с тестами

1

1

ПР и теоретические

сведения.

46.

Сферы и ситуации речевого общения.

Речевой этикет.

1

1

защита мини – проектов

47.

Культура речи. Критерии культуры

речи.

1

1

48.

Кто больше знает существительных

общего рода

1

1

Определение части речи, тесты

49.

Формы

прилагательных.

1

1

Защита проектов

50.

Переход

прилагательных в существительные.

1

1

Исследование текстов

51.

Основные виды информационной переработки текста. Языковые нормы и

варианты норм.

1

1

Исследование текстов с точки зрения синтаксиса

52.

«Родственники» числительного. Слова разных частей речи,

образованных от числительных.

1

1

Исследование текстов

53.

Речевое общение. Речевой этикет.

Культура речи. Критерии культуры речи.

1

1

Исследование синтаксических пар

54.

Решение олимпиадных

заданий.

1

1

Защита проектов

55.

Решение тестовых

1

1

Защита своих текстов

заданий.

56.

Сложные слова с составной частью

САМО-

1

1

Редактирование текста

57.

Работа с тестами

1

1

Семинар

58.

Роль наречий в тексте.

1

1

Анализ ситуаций.

59.

Наречие в роли главных

членов предложения.

1

1

Работа с текстом.

60.

Члены предложения, выраженные

словосочетаниями.

1

1

Работа с тестами.

61.

Решение олимпиадных

заданий.

1

1

Работа с текстами.

62.

Решение тестовых

заданий.

1

1

Тренировочные

упражнения.

63.

Члены предложения, выраженные

словосочетаниями.

Синтаксическая

разница между парами словосочетаний

1

1

Работа с тестами.

64.

Решение олимпиадных

заданий.

1

1

Подведение итогов

года.

65.

Решение тестовых

заданий.

1

1

защита мини –

проектов

66.

Сферы и ситуации

речевого общения. Речевой этикет.

1

1

Анализ ситуаций.

67.

Культура речи.

Критерии культуры речи.

1

1

Работа с текстом.

68.

Стилистика.

1

1

Работа с тестами.

69.

Синтаксическая

разница между парами словосочетаний

1

1

Работа с текстами.

70.

Стилистика. «Кто

ярче»

1

1

Тренировочные

упражнения.

71.

Словесная живопись Долой однообразие! Заморские гости.

Оружие смеха.

1

1

Работа с тестами.

72.

О путях проникновения в нашу речь иноязычных слов,

о сфере их употребления.

1

1

Подведение итогов года.

73.

Работа с тестами

1

1

Анализ ситуаций.

74.

Речевое общение.

Речевой этикет.

1

1

Работа с текстом.

75.

Основные виды

информационной переработки текста.

1

1

Работа с тестами.

76.

Культура речи.

Критерии культуры речи.

1

1

Работа с текстами.

77.

Культура речи.

Критерии культуры речи.

1

1

Тренировочные упражнения.

78.

Итоговое занятие по курсу занятий.

Ярмарка талантов.

1

1

Работа с тестами.

79.

Обобщение.«Самый

умный»

1

1

Подведение итогов

года.

Литература для учителя

  1. В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. Занимательно о русском языке. Ленинград.

«Просвещение». Ленинградское отделение, 1990

  1. А. Т. Арсирий, Г. М. Дмитриева. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть первая. М. Учпедгиз. 1963.
  2. А. Т. Арсирий. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть 2.изд.

«Просвещение», М., 1967.

  1. Григорьян Л. Т. Язык мой – друг мой. (Материалы для внеклассной работы по русскому языку). Пособие для учителей. М. «Просвещение», 1976

Интернет-ресурсы

Литература для учащихся

  1. А. Т. Арсирий. Занимательные материалы по русскому языку. Книга для учащихся. М.,

«Просвещение», 1995.

  1. И. Я. Бурау. Загадки мира слов. Д., «Сталкер», 1997.
  2. Э. А. Вартаньян. Путешествие в слово. Книга для учащихся старших классов, издание второе исправленное, М., Просвещение, 1982.
  3. Ю. В. Откупщиков. К истокам слова. Рассказы о науке этимологии.
  4. Г. Александрова. Занимательный русский язык(серия «Нескучный учебник»). Санкт- Петербург, «Тригон», 1997.

Интернет-ресурсы

Использование ЦОРов:

  1. Грамота.ру http://www.gramota.ru/, на котором помимо словарей активно используются на уроках интерактивные диктанты; коллекция диктантов кроме того находится на Российском образовательном портале http://language.edu.ru/

  1. Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/.

  1. Полный свод правил вместе с алгоритмами этих правил можно найти на портале «Основные правила грамматики русского языка» http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm

Методическое обеспечение занятий

Для занятий кружка необходима большая степень детализации, широкий диапазон сопоставлений, знакомство с разнообразным кругом новых произведений и стилей. Они должны отличаться дискуссиями в ходе бесед-разборов поэтических текстов, приподнятостью настроения и внутренней раскованностью учащихся.

Дидактические игры:

  1. Подбери эпитет и обоснуй свой выбор:

И на душе не рассветает,

В ней тот же холод, что кругом, Лениво дума засыпает

Над … прудом

  1. Восстановите пропущенные эпитеты в стихотворении Ф.И. Тютчева или предложите собственные:

Где … серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всѐ – просто везде, – Лишь паутины … волос

Блестит на … борозде.

  1. Вставьте сравнения на месте точек. Проведите конкурс на лучшее сравнение. Пригрело землю весѐлое апрельское солнышко.

Зашевелилась на опушке прошлогодняя листва, Как будто …, и пробились сквозь неѐ,

Словно …, упругие стебельки.

На тонких веточках берѐзы, как …,

Заблестели на солнце молодые листочки:

Лес наполнился радостными голосами, как будто … .

  1. Сочините стихотворение по рифмам, которые взяты из стихотворения А.К. Толстого: тает – земли – улетает – журавли – одетый – ждѐт – согрето – поѐт.

  1. Продолжите строки с рифмами: Рак \ мак \ …;

Багаж \ гараж \ …;

Белка \ грелка \ …;

Карандаш \ пейзаж \ …

Викторины

Викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова

  1. Как называется первое стихотворение, которое Лермонтов решил выпустить в свет под своим именем? Где оно было напечатано?
  2. Какое стихотворение было передано царю с надписью «воззвание к революции»?
  3. Какие стихотворения М.Ю. Лермонтова были положены на музыку?
  4. На каких музыкальных инструментах играл М.Ю. Лермонтов?
  5. М.Ю. Лермонтов известен как живописец. Он создал цикл рисунков и картин на кавказские сюжеты. В них поэт-художник передал своѐ восхищение красотой и могуществом южной природы. Назовите известные вам картины поэта.
  6.         При жизни М.Ю. Лермонтова художниками было написано 15 его портретов. Какие портреты вам известны?
  7. Какие художники иллюстрировали произведения М. Лермонтова?

Литературные игры

Английские шарады

Водящий уходит, а остальные загадывают фразу из известного поэтического произведения. Слова из фразы распределяются так, чтобы на каждого играющего выпало по одному слову. Все выстраиваются в порядке фразы и отвечают на вопросы водящего, употребляя в ответе своѐ слово. Тот, чьѐ слово оказалось решающим для отгадки, водит следующим.

Прогулка со словами

Сочините сказку или стихотворение со словами: дом, домище, домина, домик, домино. (Слова можно подбирать на усмотрение педагога).

План анализа стихотворения.

  1. И.Ф.О. автора. Годы жизни и отвлеченные факты биографии не нужны.
  2. Год написания. Если есть, краткая история создания этого стихотворения.
  3. К какому периоду творчества относится (ранний, расцвет, поздний (последний)?
  4. Какое место занимает стихотворение в творчестве автора? ( Первое печатное, последние стихи, программные (что-то важное сказал читателю, определил свою систему мировоззрения, показал свои взгляды, определил будущее страны, искусства и т.д.)
  5. Тема. ( О чем: о природе, Родине, любви, жизни, молодости, смерти и т.д.) Если о жизненных противоречиях, то о философии жизни.
  6. Идея (зачем, с какой целью, что хотел сказать). Природой нужно любоваться, Родину нужно любить, любовь – это самое прекрасное чувство, и т.д.
  7. Жанр: баллада, послание, лирическое стихотворение, басня, элегия.
  8. Образная система. Вводим понятие лирического героя. Не отождествляем автора с лирическим героем. Но можем оговориться о том, что взгляды одного и другого близки, особенно в любовной лирике или в философской.
  9. Какими художественными средствами создаются образы в стихотворении?

Указать художественные приемы, привести примеры. Например: цветовые эпитеты черный ветер – белый снег создают контрастность восприятия окружающего мира. Основное настроение стихотворения: грустное (элегическое), радостное.

Меняется ли? Как? Почему?

  1. Сколько композиционных частей (в зависимости от образов, настроений, поднимаемых тем)? Объяснить, сколько и почему. Композиционная система построена на параллелизме, контрасте, сопоставлении, антитезе, композиция кольцевая, ректроспективная и т.д.
  2. Размер, рифма, рифмовка. Художественное направление (реализм, символизм, акмеизм, романтизм, имажинизм, футуризм). Признаки данного направления.
  3. Ваше восприятие, оценка, ассоциации. Какие обобщения звучат в стихотворении?
  4. Для ЕГЭ по литературе: в каких лирических произведениях каких авторов поднимаются схожие темы, проблемы, появляются такие же настроения, герои? Назвать не менее 2-х авторов (с их двумя произведениями) и не менее двух позиций сопоставления.

Примерный план лингвистического анализа стихотворного текста.

  1. Внимательно и с выражением прочитайте стихотворение.

  1. Проанализируйте синтаксическую структуру стихотворения:

  1. сколько предложений входит в него;
  2. каковы их микротемы, как они соотносятся между собой;
  3. каковы их синтаксические особенности (наличие инверсии, простые или сложные, союзные или бессоюзные, сложные или сложноподчиненные и пр.)?

  1. Как соотносится синтаксическая структура стихотворения с делением на строфы и строки?

  1. Обратите внимание на особенности пунктуации (употребление многоточий, тире, вопросительных и восклицательных конструкций), определите ее роль (как ритмико- интонационную, так и смысловую).

  1. Обратите внимание на повторы:
  • синтаксический параллелизм;
  • лексические и корневые повторы;
  • повторы союзов;
  • анафорические и эпифорические повторы.

Какую роль они играют: ритмико-мелодическую, эмоциональную, смысловую?

  1. Проанализируйте рифмующиеся слова, создающие смысловые и эмоциональные акценты в стихотворении:

  1. в каких отношениях они находятся (сопоставление, противопоставление, усиление мысли или чувства, параллелизм и пр.);
  2. к какому разряду лексики они принадлежат:

  • по своему происхождению (устаревшие слова – архаизмы или историзмы, неологизмы, заимствованная лексика, старославянизмы, галлицизмы и пр.);
  • по эмоциональной окраске (окрашенная или неокрашенная лексика, экспрессивные и оценочные слова и пр.);
  • по сфере употребления (общеупотребительные, диалектизмы, просторечные слова);

  1. какова их экспрессивная, эмоциональная и логическая роль в стихотворении?
  1. Проведите подобную лексическую работу во всем стихотворном тексте:

  1. выявите устаревшие слова или неологизмы, заимствованные слова, определите их роль в данном тексте;

  1. найдите слова, употребляющиеся в переносном смысле. Какова смысловая роль этих тропов?;
  2. какое чувство или настроение передают эмоционально окрашенные слова, повторяющиеся слова;
  3. определите морфологическую принадлежность повторяющихся слов, какая часть речи наиболее употребительна в стихотворении в той или иной его части, почему?;
  4. найдите в стихотворении синонимы, антонимы, омонимы, перифразы, объясните их роль.

  1. Проанализируйте использование других средств точности и выразительности речи: сравнительных оборотов, двойного отрицания, обращения, морфологических средств (повелительного или условного наклонения глагола, уменьшительных суффиксов существительного, кратких прилагательных и пр.), определите их роль в стихотворении.
  2. Сопоставьте начало и конец стихотворения: часто они представляют собой лексико- грамматическую и смысловую соотнесенность.
  3. Сделайте вывод об эмоционально-содержательном смысле стихотворения (интерпретируйте стихотворение). Кратко запишите свое понимание основного содержания стихотворения.

Практическая работа.

Лингвистический анализ стихотворения. А.Пушкин. «На холмах Грузии...»

Домашнее задание (предварительное)

  1. Прочитайте стихотворение несколько раз. Подготовьтесь к выразительному чтению.

  1. Выпишите, когда, при каких обстоятельствах написано это стихотворение, кому оно посвящено. Что вы можете сказать об адресате этого стихотворения?

Задания по тексту

  1. Сколько предложений в этом стихотворном тексте? Определите, о чем они. Как соотносятся их микротемы?
  2. Выпишите эти предложения. Определите их грамматические основы, отметьте скобками части предложений, отметьте средства связи между частями. Составьте схему 3-го предложения.
  3. Почему сначала поэт использует бессоюзные сложные предложения, а затем – сложносочиненное с подчинением? Обратите внимание на распространенность – нераспространенность частей бессоюзных предложений.
  4. Обратите внимание на знаки препинания. Какую эмоциональную и смысловую роль они играют?
  5. Найдите в стихотворении повторы:
  • синтаксический параллелизм (повторение синтаксических структур);
  • лексические повторы.

Какую роль они играют?

  1. Обратите внимание на рифмующиеся слова в первом четверостишии. Каково их смысловое соотношение?
  2. В третьей строке Пушкин употребляет слова с противоположной эмоциональной окраской: грустно – легко, печаль – светла. Как называется такой приѐм? Какую роль он здесь играет?
  3. С какой целью в стихотворении используются синонимы? Выпишите их. Определите их характер (лексические, контекстуальные).
  4. Есть ли в последнем предложении слова в переносном значении? Если есть, то определите, с какой целью они употреблены.
  5. Найдите в стихотворении двойное отрицание. Каково его значение? С какой целью оно употреблено здесь?
  6. Обратите        внимание        на        правописание        отрицательного        местоимения.        Расскажите        о правописании отрицательных и неопределенных местоимений.
  7. Произведите фонетический разбор слов тревожит и может. Докажите, что поэт употребил здесь полную фонетическую рифму, несмотря на разницу в написании.
  8. Как вы понимаете смысл этого стихотворения( письменный ответ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Любители русской фразеологии"

Программа кружка "Любители русской фразеологии" разработана для обучающихся 7-8 классов. Она способствует формированию творческой активности обучающихся, углубляет и развивает интерес обучающихся к из...

Рабочая программа учебного предмета «Математика » 9 класс,204 часа, 6 часов в неделю, тематическое по часовое планирование, контрольные работы по алгебре и геометрии

 Преподавание предмета «Математика» в соответствии с требованиями ФК ГОС в школе в 2014-2015 учебном году осуществляется на основании нормативных и инструктивно-методических документов Мин...

Рабочая программа по физике для 9 класса, 102 часа (3 часа в неделю)

Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе программы  Е.М. Гутник,   А.П. Перышкин (Сборник рабочих программ для   общеобразовательных учреждений: Физика 7-...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По биологии Уровень образования (класс): основное общее ( 6 класс) Количество часов: 34 часа 1 раз в неделю Учитель: Савинкова О.В.

  Рабочая программа  составлена на основе «Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический курс», авторской программы «Биология. Живой ...

Рабочая программа учебного курса по математике для 7 класса (общее количество часов 175 часов, 3 часа модуль «алгебра», 2 часа модуль «геометрия» всего 5 часов в неделю)

Рабочая программа (Тематическое планирование)учебного курсапо математикедля 7  класса(общее количество часов 175 часов,3 часа модуль «алгебра», 2 часа модуль «геометрия»вс...