Программа кружка "Любители русской фразеологии"
материал по русскому языку (7 класс) по теме
Программа кружка "Любители русской фразеологии" разработана для обучающихся 7-8 классов. Она способствует формированию творческой активности обучающихся, углубляет и развивает интерес обучающихся к изучению русского языка, расширяет запас знаний обучающихся в области лексики, фразеологии, способствует развитию творческих способностей обучающихся, формирует современную языковую личность, владеющую нормами литературного языка, повышает уровень коммуникативной компетенции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка "Любители русской фразеологии" для обучающихся 7-8 классов. | 26.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа кружка
для 7 – 8 классов
Любители русской фразеологии
Составитель:
Гончарова А. В., учитель русского
языка и литературы
Пояснительная записка
В системе учебных дисциплин, преподаваемых в основной школе, важное место занимает русский язык.
Борьба за активное овладение выразительными средствами литературного языка, за воспитание у учащихся прочных орфографических навыков является одной из самых основных задач преподавания русского языка в школе.
Кружок "Любители русской фразеологии" по русскому языку - это самодеятельное объединение учащихся под руководством учителя русского языка, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися в 7- 8 классах во внеурочное время.
Цель кружковых занятий - повышение уровня речевой культуры учащихся.
Цели и задачи кружка:
1) формировать творческую активность учащихся на занятиях кружка;
2) развивать и совершенствовать психологические качества личности школьников: любознательность, инициативность, трудолюбие, волю, настойчивость, самостоятельность в приобретении знаний;
3) углублять и развивать интерес учащихся к изучению русского языка;
4) расширять запас знаний учащихся в области лексики, фразеологии;
5) выявить одаренных в лингвистическом отношении учащихся, а также воспитывать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, в возможность преодоления отставания по русскому языку
Основные принципы организации кружка:
- принцип добровольности;
- принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие в любом внеклассном мероприятии по языку;
- принцип индивидуального подхода к учащимся;
- принцип систематичности;
- принцип занимательности;
- принцип укрепления связи обучения с жизнью.
Организация работы кружка
Основой работы кружка по русскому языка является принцип добровольности. Кружок могут посещать как хорошо успевающие учащиеся, так и все желающие.
На одном из первых уроков русского языка учащимся объявляется, что для желающих будет организован кружок культуры речи, рассказывается, чем будут заниматься учащиеся на кружке, что нового и интересного они узнают, в чем польза кружковых занятий, как они будут проходить. Оптимальное количество для занятий в кружке - от 5 до 15 учащихся.
Работа кружка начинается в середине сентября, а завершается в начале мая. В течение года кружковые занятия увязываются с другими формами внеклассной работы по русскому языку, в подготовке и проведении которых активное участие должны принимать члены кружка.
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятий кружка - 60 мин.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- передавать мысли правильно, точно и выразительно;
- самостоятельно работать с книгами, словарями справками, подбирать материал;
- выступать перед аудиторией, в стенной печати, организовывать вечера, конкурсы;
-создавать самостоятельные устные или письменные сообщения, использовать при этом изобразительные средства языка;
По данной программе в занимательной, доступной для учащихся форме повышается уровень речевой культуры учащихся. Творческие задания, игровые формы проведения занятий кружка, исследование, комментарии, стимулируют развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность учащихся.
Тематическое планирование
№ | Содержание | Кол-во часов |
1 | Введение. Организационное занятие. | 1 |
2-3 | Занимательно о русском языке. | 2 |
4 | Фразеология как раздел науки о языке | 1 |
5-6 | Отличие фразеологизмов от слов и свободных сочетаний слов. | 2 |
7-8 | Грамматическое строение фразеологизмов | 2 |
9-10 | Различие фразеологизмов по степени спаянности слов | 2 |
11-12 | Фразеологические словари и справочники | 2 |
13 | Повторение. | 1 |
14-15 | Синонимия фразеологизмов. | 2 |
16-17 | Антонимия фразеологизмов. | 2 |
18-19 | Системность фразеологизмов русского языка. | 2 |
20-21 | Образность фразеологизмов. | 2 |
22-23 | Выбор фразеологизма в речи. | 2 |
24 | Типичные ошибки при употреблении | 1 |
25-26 | Авторское изменение фразеологизмов. | 2 |
27 | Образование фразеологизмов. | 1 |
28-29 | Источники русских фразеологизмов. | 2 |
30-31 | Устаревшие и новые фразеологизмы | 2 |
32-33 | Обобщающее повторение по всему разделу. | 2 |
34 | Праздник фразеологизмов. | 1 |
Литература
- Архангельский В.Л. Устойчивые фразы в современном русском языке. Изд-во
Ростовского ун-та, 1964. -315с.
- Бабкин А.М. Русская фразеология, ее развитие и источники. Л.: Наука, 1970.-264с.
- Виноградов В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. М.: Наука, 1977.-
272 с.
- Вомперский В.П. Возвращение к истокам // Русская речь. - 1991.- №2.с. 42-44.
- Гаврин С.Г. Фразеология современного русского языка (в аспекте теории отражения).
Пермь: Пермск. гос.пед.ин-т, 1974. -146 с.
- Гвоздарев Ю.А. Основы русского фразообразования. Изд-во Ростовского ун-та, 1977.-
262 с.
7. Глухов В.М. Вопросы многозначности фразеологических единиц и их решение в
«Фразеологическом словаре русского языка» под ред. А.И.Молоткова //
Проблемы устойчивости и вариантности фразеологических единиц. Тула, 1968. - 282 с.
8. Грамматика современного русского литературного языка. М.: Наука, 1970. -З68.с.
9. Жуков В.П., Жуков А.В. Морфологическая характеристика фразеологизмов
русского языка. Л., 1980. - 277 с.
10. Жуков В.П. Русская фразеология. М.: Высшая школа, 1986. -158 с.
11.Жуков В.П. Семантика фразеологических оборотов. М.: Просвещение 1978.-160 с.
12.Копыленко М.Н., Попова З.Д. Очерки по общей фразеологии. - Воронеж: Изд-во ВГУ,
1972.-144 с.
- В.М. Мокиенко Загадки русской фразеологии. - Москва, Высшая школа, 1990.-192с.
- Молотков А.И. Основы фразеологии русского языка. Л.: Наука, 1977. - 284с.
- Хайитов Б.Т. Фразеологизмы в словаре // Русская речь. - 1987. - №1. - С.86-89
- Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка: 2-е изд. М.,1972.-188 с.
- Шанский Н.М. Фразеология современного русского языка. М.: Высшая школа, 1985.-
192с.
- Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь
русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. - М.: Дрофа, 1997.-196 с.
- Фразеологический словарь русского литературного языка в 2 тт. /Сост. А.И. Федоров.-
Новосибирск, 1995. -544 с.
20.Фразеологический словарь русского языка /Сост. Л.А. Воинова. - М., 1978-543 с.
21.Фразеологический словарь русского языка. Под ред. Молоткова А.И. - Русский язык,
1986 г. - 464 с.
22.Русский ЯЗЫК. Энциклопедия. - Гл. ред. Ф.П.Филин. - М.: Советская энциклопедия,
1979 г. – 432 с.
23. Словарь фразеологических синонимов русского языка. - Сост.: В.П.Жуков,
М.И.Сидоренко, В.Т.Шкляров / Под ред. В.П.Декова. - М.: Рус.яз., 1987.-448с.-(СФС)
24.Русский ЯЗЫК. Энциклопедия. - Гл. ред. Ф.П.Филин. - М.: Советская энциклопедия,
1979. - 432 с.
25.Словарь фразеологических синонимов русского языка. - Сост.: В.П.Жуков,
М.И.Сидоренко, В.Т.Шкляров / Под ред. В.П.Декова. - М.: Рус.
яз., 1987 г.- 448с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русская фразеология" 10 класс
На уроке идет обобщение и дальнейшая систематизация знаний. Осуществляется активно-деятельностный подход к организации работыучащихся, развиваются умения сравнивать, обобщать, классифицировать, анализ...
Программа элективного курса для учащихся 8 класса "Кладовые русской фразеологии"
Задача современной школы – подготовить человека думающего, чувствующего, умеющего жить в социуме, творчески мыслить, правильно выражат...
Презентация к уроку русского языка "Загадки русской фразеологии"
Презентация к уроку русского языка "Загадки русской фразеологии"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «Лексика и фразеология. Культура речи» ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 6 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗДЕЛА «Лексика. Фразеология»ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ВОСПРИЯТИЯ И ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА УЧАЩИМИСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗРАСТНЫМИ ОСОБЕНН...
Урок русского языка в 10 классе "Русская фразеология"
Разработка урока содержит толкование термина"Фразеология", особенности фразеологических оборотов, их признаки, истоки. Предлагаются различные варианты работы с фразеологизмами. Можно использоват...
Конспект урока по русскому языку для 10 класса по теме; "Русская фразеология"
Предложенный конспект урока по русскому яыку для 10 класса разработан по авторской программе А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой. Урок построен с учётом требований анализа урока Рособлнадзора. Исп...
Урок русского языка в 10 классе по теме "Русская фразеология"
Урок в 10 классе....