Программа кружка "Любители русской фразеологии"
материал по русскому языку (7 класс) по теме

Гончарова Алена Витальевна

Программа кружка "Любители русской фразеологии" разработана для обучающихся 7-8 классов. Она способствует формированию творческой активности обучающихся, углубляет и развивает интерес обучающихся к изучению русского языка, расширяет запас знаний обучающихся в области лексики, фразеологии, способствует развитию творческих способностей обучающихся, формирует современную языковую личность, владеющую нормами литературного языка, повышает уровень коммуникативной компетенции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

                          Рабочая программа кружка

для 7 – 8 классов

Любители русской фразеологии

                                                                     

                                                                       Составитель:

                                                                       Гончарова А. В., учитель русского

                                                                       языка и литературы  

 

Пояснительная записка

     В системе учебных дисциплин, преподаваемых в основной  школе, важное место занимает русский язык.

       Борьба за активное овладение выразительными средствами литературного языка, за воспитание у учащихся прочных орфографических навыков является одной из самых основных задач преподавания русского языка в школе.

       Кружок "Любители русской фразеологии" по русскому языку - это самодеятельное объединение учащихся под руководством учителя русского языка, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися в 7- 8  классах во внеурочное время.

Цель кружковых занятий - повышение уровня речевой культуры учащихся.

Цели и задачи кружка: 

1)     формировать творческую активность учащихся на занятиях кружка;

2)     развивать и совершенствовать психологические качества личности школьников: любознательность, инициативность, трудолюбие, волю, настойчивость, самостоятельность в приобретении знаний;

3)     углублять и развивать интерес учащихся к изучению русского языка;

4)     расширять запас знаний учащихся в области лексики, фразеологии;

5)     выявить одаренных в лингвистическом отношении учащихся, а также воспитывать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, в возможность преодоления отставания по русскому языку

Основные принципы организации кружка:

- принцип добровольности;

- принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие в любом внеклассном мероприятии по языку;

- принцип индивидуального подхода к учащимся;

- принцип систематичности;

- принцип занимательности;

- принцип укрепления связи обучения с жизнью.

Организация работы кружка

     Основой работы кружка по русскому языка является принцип добровольности. Кружок могут посещать как хорошо успевающие учащиеся, так и все желающие.

    На одном из первых уроков русского языка учащимся объявляется, что для желающих будет организован кружок культуры речи, рассказывается, чем будут заниматься учащиеся на кружке, что нового и интересного они узнают, в чем польза кружковых занятий, как они будут проходить. Оптимальное количество для занятий в кружке - от 5 до 15 учащихся.

      Работа кружка начинается в середине сентября, а завершается в начале мая. В течение года кружковые занятия увязываются с другими формами внеклассной работы по русскому языку, в подготовке и проведении которых активное участие должны принимать члены кружка.

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятий кружка - 60 мин.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

- передавать мысли правильно, точно и выразительно;

- самостоятельно работать с книгами, словарями справками, подбирать материал;

- выступать перед аудиторией, в стенной печати, организовывать вечера, конкурсы;

-создавать самостоятельные устные или письменные сообщения, использовать при этом изобразительные средства языка;

    По данной программе в занимательной, доступной для учащихся форме повышается уровень речевой культуры учащихся. Творческие задания, игровые формы проведения занятий кружка, исследование, комментарии, стимулируют развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность учащихся.

Тематическое  планирование

 

Содержание

Кол-во часов

1

Введение. Организационное занятие.                          

1

2-3

Занимательно о русском языке.    

2

4

Фразеология как раздел науки о языке

1

5-6

Отличие фразеологизмов от слов и свободных   сочетаний слов.

2

7-8

Грамматическое строение фразеологизмов               

2

9-10

Различие фразеологизмов по степени спаянности  слов

2

11-12

Фразеологические словари и справочники

2

13

Повторение.                                                                   

1

14-15

Синонимия фразеологизмов.                                       

2

16-17

 Антонимия фразеологизмов.                                     

2

18-19

Системность фразеологизмов русского языка.      

2

20-21

Образность фразеологизмов.                        

2

22-23

Выбор фразеологизма в речи.                                   

2

24

Типичные ошибки при употреблении                      

1

25-26

Авторское изменение фразеологизмов.                    

2

27

 Образование фразеологизмов.      

1

28-29

Источники русских фразеологизмов.                   

2

30-31

 Устаревшие и новые фразеологизмы

2

32-33

Обобщающее повторение по всему разделу.         

2

34

Праздник фразеологизмов.                             

1

Литература

  1. Архангельский В.Л. Устойчивые фразы в современном русском языке. Изд-во  

     Ростовского    ун-та, 1964. -315с.

  1. Бабкин А.М. Русская фразеология, ее развитие и источники. Л.: Наука, 1970.-264с.
  2. Виноградов В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. М.: Наука, 1977.-

      272 с.

  1. Вомперский В.П. Возвращение к истокам // Русская речь. - 1991.- №2.с. 42-44.
  2. Гаврин С.Г. Фразеология современного русского языка (в аспекте теории отражения).

     Пермь: Пермск. гос.пед.ин-т, 1974. -146 с.

  1. Гвоздарев Ю.А. Основы русского фразообразования. Изд-во Ростовского ун-та, 1977.-

     262 с.

7. Глухов В.М. Вопросы многозначности фразеологических единиц и их решение    в     

    «Фразеологическом    словаре    русского    языка»    под    ред. А.И.Молоткова //  

     Проблемы   устойчивости и вариантности фразеологических единиц. Тула, 1968. - 282 с.

8.        Грамматика современного русского литературного языка. М.: Наука, 1970. -З68.с.

9. Жуков     В.П.,     Жуков     А.В.     Морфологическая     характеристика фразеологизмов  

     русского языка. Л., 1980. - 277 с.

10.        Жуков В.П. Русская фразеология. М.: Высшая школа, 1986. -158 с.

11.Жуков В.П. Семантика фразеологических оборотов. М.: Просвещение 1978.-160 с.

12.Копыленко М.Н., Попова З.Д. Очерки по общей фразеологии. - Воронеж: Изд-во ВГУ,

      1972.-144 с.

  1. В.М. Мокиенко Загадки русской фразеологии. - Москва, Высшая школа, 1990.-192с.
  2. Молотков А.И. Основы фразеологии русского языка. Л.: Наука, 1977. - 284с.
  3. Хайитов Б.Т. Фразеологизмы в словаре // Русская речь. - 1987. - №1. - С.86-89
  4. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка: 2-е изд. М.,1972.-188 с.
  5. Шанский Н.М. Фразеология современного русского языка. М.: Высшая школа, 1985.-

       192с.

  1. Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь  

       русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. - М.: Дрофа, 1997.-196 с.

  1. Фразеологический словарь русского литературного языка в 2 тт. /Сост. А.И. Федоров.-

       Новосибирск, 1995. -544 с.

20.Фразеологический словарь русского языка /Сост. Л.А. Воинова. - М., 1978-543 с.

21.Фразеологический словарь русского языка. Под ред. Молоткова А.И. - Русский язык,  

      1986 г.  - 464 с.

22.Русский ЯЗЫК. Энциклопедия. - Гл. ред. Ф.П.Филин. - М.: Советская энциклопедия,  

      1979 г.   – 432 с.

23. Словарь   фразеологических   синонимов   русского   языка.   -   Сост.: В.П.Жуков,

      М.И.Сидоренко, В.Т.Шкляров / Под ред. В.П.Декова. - М.: Рус.яз., 1987.-448с.-(СФС)

24.Русский ЯЗЫК. Энциклопедия. - Гл. ред. Ф.П.Филин. - М.: Советская  энциклопедия,

     1979. - 432 с.

25.Словарь   фразеологических   синонимов   русского   языка.   -   Сост.: В.П.Жуков,

       М.И.Сидоренко, В.Т.Шкляров / Под ред. В.П.Декова. - М.: Рус.
       яз., 1987 г.- 448с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русская фразеология" 10 класс

На уроке идет обобщение и дальнейшая систематизация знаний. Осуществляется активно-деятельностный подход к организации работыучащихся, развиваются умения сравнивать, обобщать, классифицировать, анализ...

Программа элективного курса для учащихся 8 класса "Кладовые русской фразеологии"

Задача  современной  школы – подготовить  человека  думающего, чувствующего, умеющего  жить  в  социуме, творчески  мыслить,  правильно  выражат...

Презентация к уроку русского языка "Загадки русской фразеологии"

Презентация к уроку русского языка "Загадки русской фразеологии"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «Лексика и фразеология. Культура речи» ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 6 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗДЕЛА «Лексика. Фразеология»ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ВОСПРИЯТИЯ И ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА УЧАЩИМИСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗРАСТНЫМИ ОСОБЕНН...

Урок русского языка в 10 классе "Русская фразеология"

Разработка урока  содержит толкование термина"Фразеология", особенности фразеологических оборотов, их признаки, истоки. Предлагаются различные варианты работы с фразеологизмами. Можно использоват...

Конспект урока по русскому языку для 10 класса по теме; "Русская фразеология"

Предложенный конспект урока по русскому яыку для 10 класса разработан по авторской программе А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой. Урок построен с учётом требований анализа урока Рособлнадзора. Исп...