РП (элективный курс в 11-м классе) "Анализ текста и написание рецензии"
элективный курс по литературе (11 класс)

Говор Христина Александровна

РП (элективный курс в 11-м классе) "Анализ текста и написание рецензии"

Скачать:


Предварительный просмотр:


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 11 КЛАССЕ

«АНАЛИЗ ТЕКСТА И НАПИСАНИЕ РЕЦЕНЗИИ»

Пояснительная записка

Рабочая  программа  элективного курса составлена  на основе методического пособия  Л. Г. Смирновой «Культура русской речи» «Нормы русского литературного языка»  .

      В настоящее время одной из актуальных становится проблема подготовки обучающихся к сдаче государственной итоговой аттестации.

      Русский язык – это важнейшая  часть национальной культуры русского народа, поэтому  имеет первостепенное значение, являясь не только предметом изучения системы знаний, на основе которых формируются практические важные умения и навыки, но и важнейшим средством познания других наук, средством развития мышления и воспитания учащихся.  

     

      Программа элективного курса «Нормы русского языка» составлена в связи с подготовкой учащихся к ЕГЭ по русскому языку, средним уровнем  орфографической  и пунктуационной грамотности учащихся, средним уровнем  подготовки учащихся по разделу «Культура речи. Нормы русского литературного языка»

   Наиболее острые проблемы, которые решает данная программа:

  • поддержка и развитие учащихся мотивации к изучению русского языка и учебному процессу и ранняя профессиональная ориентация в области изучения гуманитарных предметов

   Цели программы:

  • помочь учащимся подготовиться к поступлению в ВУЗ
  • Привить учащимся интерес к предмету русского языка

Программа опирается на учебные пособия Л. Г. Смирновой «Культура русской речи» и «Нормы русского литературного языка» (под ред. О. В. Загоровской)

На занятиях учащиеся будут получать углубленные теоретические знания по таким лингвистическим дисциплинам, как:

  • Современный русский язык
  • Культура речи
  • Орфография
  • Пунктуация

   На практических занятиях обучающиеся будут закреплять полученные знания и применять их на практике. Предполагается работа с разными типами лингвистических словарей,  выполнение тестовых заданий различной сложности.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Количество часов –33.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

(33 часа - 1 час в неделю)

                          Наименование раздела, темы

1

Национальный язык и его основные разновидности. Культура речи как научная дисциплина. Качества хорошей речи. Понятие нормы (1час).  Национальный язык и его основные разновидности. Культура речи как научная дисциплина. Качества хорошей речи. Понятие нормы

2

Орфоэпические нормы русского языка (6 часов)

 Типы орфоэпических норм. Акцентологические  нормы. Нормы произношения гласных и согласных звуков.

3

Лексические нормы в русском языке (6 часов)

Лексическое значение слов. Лексика русского языка с точки зрения происхождения(активная и пассивная лексика). Лексика русского языка с точки зрения употребления. Стилистическая окраска слов. Паронимы. Фразеологические обороты. Крылатые слова. Лексические ошибки.

4

Словообразовательные нормы (3ч.)

Словообразовательные нормы. Выразительные особенности словообразования.

5

Морфологические нормы (5 ч.)

Морфологические нормы. Особенности употребления имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимений, глаголов, наречий.

6

7

Орфографические нормы (8 ч.)

Орфографические нормы. Принципы русской орфографии. Орфограммы в приставках, корнях, суффиксах, окончаниях слов. Орфограммы на стыке приставки и корня. Правописание Н и НН в разных частях речи. Слитные-дефисные-раздельные написания слов. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Правописание НЕ и НИ.

Синтаксические нормы (6 ч.)

Порядок слов в предложении. Согласование подлежащего и сказуемого. Нормы согласования, управления. Употребление деепричастных оборотов. Связь частей в сложном предложении.

Тематический план (34 часа)

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Национальный язык и его основные разновидности. Культура речи как научная дисциплина. Качества хорошей речи. Понятие нормы

1

2

Орфоэпические нормы русского языка

6

3

Лексические нормы в русском языке

6

4

Словообразовательные нормы. Выразительные особенности словообразования

3

5

Морфологические нормы.

5

6

Орфографические нормы

8

6

Синтаксические нормы русского языка.

4

Итого

33

Календарно-тематическое планирование

(33 часа)

№п/п

Тема занятия

Виды письменных и творческих работ

Национальный язык и его основные разновидности. Культура речи как научная дисциплина. Качества хорошей речи. Понятие нормы (1 час)

1

Национальный язык и его основные разновидности. Культура речи как научная дисциплина. Качества хорошей речи. Понятие нормы

«Молодёжный жаргон. Какие мысли можно выразить средствами жаргона?»

Орфоэпические нормы русского языка (6 часов)

2

Типы орфоэпических норм

Анализ актёрской речи

3

Акцентологические нормы

«Размышления перед экраном телевизора»

4

Акцентологические нормы

Взаимопроверка работ

5

Нормы произношения гласных звуков.

Взаимопроверка работ

6

Нормы произношения гласных звуков.

Тренировочные упражнения «Найди ошибку в произношении»

7

Произношение согласных звуков

Тренировочные упражнения «Найди ошибку в произношении»

Лексические нормы в русском языке ( 6 часов)

8

Лексическое значение слова

Проектные работы «Ты и твоё имя»

9

Лексика русского языка с точки зрения происхождения

Сообщения

10

Лексика русского языка с точки зрения активного/пассивного запаса

Минипроекты

11

Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления

Диспут о чистоте русского языка

12

Стилистическая окраска слов

Экскурсия «Заповедные уголки малой моей родины»

13

Фразеологические обороты.

Крылатые слова

Паронимы

Составление текста на основе фразеологического оборота. Малые проекты «Библейские выражения»

Лексические ошибки

Словообразовательные нормы. Выразительные особенности словообразования (3 часа)

14

Словообразовательные нормы. Выразительные особенности словообразования

Анализ текста

15

Словообразовательные нормы. Выразительные особенности словообразования

Анализ текста

16

Словообразовательные нормы. Выразительные особенности словообразования

Анализ текста

Морфологические нормы. (5 часов)

17

Морфологические нормы

Составление алгоритмов

18

Особенности употребления имён существительных

Составление алгоритмов

19

Особенности употребления имён существительных

Редактирование текстов

20

Особенности употребления имён прилагательных

Редактирование текстов

21

Особенности употребления имён числительных

Редактирование текстов

Орфографические нормы (8 часов)

22

Орфографические нормы. Принципы русской орфографии

Работа на карточках

23

Орфограммы в корне

Работа на карточках

Орфограммы в корне

Составление алгоритмов

Составление алгоритмов

24

Орфограммы на стыке приставки и корня

Составление алгоритмов

25

Орфограммы в суффиксах (кроме Н-НН)

Составление алгоритмов

26

Н-НН в различных частях речи

Составление алгоритмов

Н-НН в различных частях речи

Работа на карточках

27

Орфограммы в окончаниях

Тестирование

Слитные-дефисные-раздельные написания

Минипроекты

28

Правописание омонимичных частей речи

Не и НИ с различными частями речи

Составление алгоритмов

Синтаксические нормы русского языка. (5 часов)

29

Порядок слов в предложении. Согласование подлежащего со сказуемым

30

Нормы согласования

Тестирование

Нормы управления

Редактирование

31

Употребление деепричастных оборотов

32

Употребление однородных членов предложения

Редактирование

32

Связь частей в сложных предложениях

Итого

33

Ожидаемые результаты

   В ходе изучения курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:

  • Знать основы науки о языке
  • Знать основные лингвистические термины
  • Уметь работать со словарями и справочной литературой
  • Уметь систематизировать полученные знания уметь применять на практике теоретические знания

       

Литература

  1. Головин Б. Н. Введение в языкознание. М., 2020
  2. Фолсом У. Книга о языке. М.,2021
  3. Шанский Н. М. В мире слов. М., 2020
  4. Шанский Н. м. Занимательный русский язык. М.,2019
  5. Рахимкулова  Г. Ф. «Пособие для подготовки к единому государственному экзамену» М., «Феникс».
  6. Л. И. Пучкова «Русский язык, ЕГЭ 2022. Типовые тестовые задания». М. «экзамен», 2022 г.



Предварительный просмотр:


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 11 КЛАССЕ

«АНАЛИЗ ТЕКСТА И НАПИСАНИЕ РЕЦЕНЗИИ»

Пояснительная записка

Рабочая  программа  элективного курса составлена  на основе методического пособия  Л. Г. Смирновой «Культура русской речи» «Нормы русского литературного языка»  .

      В настоящее время одной из актуальных становится проблема подготовки обучающихся к сдаче государственной итоговой аттестации.

      Русский язык – это важнейшая  часть национальной культуры русского народа, поэтому  имеет первостепенное значение, являясь не только предметом изучения системы знаний, на основе которых формируются практические важные умения и навыки, но и важнейшим средством познания других наук, средством развития мышления и воспитания учащихся.  

     

      Программа элективного курса «Нормы русского языка» составлена в связи с подготовкой учащихся к ЕГЭ по русскому языку, средним уровнем  орфографической  и пунктуационной грамотности учащихся, средним уровнем  подготовки учащихся по разделу «Культура речи. Нормы русского литературного языка»

   Наиболее острые проблемы, которые решает данная программа:

  • поддержка и развитие учащихся мотивации к изучению русского языка и учебному процессу и ранняя профессиональная ориентация в области изучения гуманитарных предметов

   Цели программы:

  • помочь учащимся подготовиться к поступлению в ВУЗ
  • Привить учащимся интерес к предмету русского языка

Программа опирается на учебные пособия Л. Г. Смирновой «Культура русской речи» и «Нормы русского литературного языка» (под ред. О. В. Загоровской)

На занятиях учащиеся будут получать углубленные теоретические знания по таким лингвистическим дисциплинам, как:

  • Современный русский язык
  • Культура речи
  • Орфография
  • Пунктуация

   На практических занятиях обучающиеся будут закреплять полученные знания и применять их на практике. Предполагается работа с разными типами лингвистических словарей,  выполнение тестовых заданий различной сложности.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Количество часов –33.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

(33 часа - 1 час в неделю)

                          Наименование раздела, темы

1

Национальный язык и его основные разновидности. Культура речи как научная дисциплина. Качества хорошей речи. Понятие нормы (1час).  Национальный язык и его основные разновидности. Культура речи как научная дисциплина. Качества хорошей речи. Понятие нормы

2

Орфоэпические нормы русского языка (6 часов)

 Типы орфоэпических норм. Акцентологические  нормы. Нормы произношения гласных и согласных звуков.

3

Лексические нормы в русском языке (6 часов)

Лексическое значение слов. Лексика русского языка с точки зрения происхождения(активная и пассивная лексика). Лексика русского языка с точки зрения употребления. Стилистическая окраска слов. Паронимы. Фразеологические обороты. Крылатые слова. Лексические ошибки.

4

Словообразовательные нормы (3ч.)

Словообразовательные нормы. Выразительные особенности словообразования.

5

Морфологические нормы (5 ч.)

Морфологические нормы. Особенности употребления имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимений, глаголов, наречий.

6

7

Орфографические нормы (8 ч.)

Орфографические нормы. Принципы русской орфографии. Орфограммы в приставках, корнях, суффиксах, окончаниях слов. Орфограммы на стыке приставки и корня. Правописание Н и НН в разных частях речи. Слитные-дефисные-раздельные написания слов. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Правописание НЕ и НИ.

Синтаксические нормы (6 ч.)

Порядок слов в предложении. Согласование подлежащего и сказуемого. Нормы согласования, управления. Употребление деепричастных оборотов. Связь частей в сложном предложении.

Тематический план (34 часа)

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Национальный язык и его основные разновидности. Культура речи как научная дисциплина. Качества хорошей речи. Понятие нормы

1

2

Орфоэпические нормы русского языка

6

3

Лексические нормы в русском языке

6

4

Словообразовательные нормы. Выразительные особенности словообразования

3

5

Морфологические нормы.

5

6

Орфографические нормы

8

6

Синтаксические нормы русского языка.

4

Итого

33

Календарно-тематическое планирование

(33 часа)

№п/п

Тема занятия

Виды письменных и творческих работ

Национальный язык и его основные разновидности. Культура речи как научная дисциплина. Качества хорошей речи. Понятие нормы (1 час)

1

Национальный язык и его основные разновидности. Культура речи как научная дисциплина. Качества хорошей речи. Понятие нормы

«Молодёжный жаргон. Какие мысли можно выразить средствами жаргона?»

Орфоэпические нормы русского языка (6 часов)

2

Типы орфоэпических норм

Анализ актёрской речи

3

Акцентологические нормы

«Размышления перед экраном телевизора»

4

Акцентологические нормы

Взаимопроверка работ

5

Нормы произношения гласных звуков.

Взаимопроверка работ

6

Нормы произношения гласных звуков.

Тренировочные упражнения «Найди ошибку в произношении»

7

Произношение согласных звуков

Тренировочные упражнения «Найди ошибку в произношении»

Лексические нормы в русском языке ( 6 часов)

8

Лексическое значение слова

Проектные работы «Ты и твоё имя»

9

Лексика русского языка с точки зрения происхождения

Сообщения

10

Лексика русского языка с точки зрения активного/пассивного запаса

Минипроекты

11

Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления

Диспут о чистоте русского языка

12

Стилистическая окраска слов

Экскурсия «Заповедные уголки малой моей родины»

13

Фразеологические обороты.

Крылатые слова

Паронимы

Составление текста на основе фразеологического оборота. Малые проекты «Библейские выражения»

Лексические ошибки

Словообразовательные нормы. Выразительные особенности словообразования (3 часа)

14

Словообразовательные нормы. Выразительные особенности словообразования

Анализ текста

15

Словообразовательные нормы. Выразительные особенности словообразования

Анализ текста

16

Словообразовательные нормы. Выразительные особенности словообразования

Анализ текста

Морфологические нормы. (5 часов)

17

Морфологические нормы

Составление алгоритмов

18

Особенности употребления имён существительных

Составление алгоритмов

19

Особенности употребления имён существительных

Редактирование текстов

20

Особенности употребления имён прилагательных

Редактирование текстов

21

Особенности употребления имён числительных

Редактирование текстов

Орфографические нормы (8 часов)

22

Орфографические нормы. Принципы русской орфографии

Работа на карточках

23

Орфограммы в корне

Работа на карточках

Орфограммы в корне

Составление алгоритмов

Составление алгоритмов

24

Орфограммы на стыке приставки и корня

Составление алгоритмов

25

Орфограммы в суффиксах (кроме Н-НН)

Составление алгоритмов

26

Н-НН в различных частях речи

Составление алгоритмов

Н-НН в различных частях речи

Работа на карточках

27

Орфограммы в окончаниях

Тестирование

Слитные-дефисные-раздельные написания

Минипроекты

28

Правописание омонимичных частей речи

Не и НИ с различными частями речи

Составление алгоритмов

Синтаксические нормы русского языка. (5 часов)

29

Порядок слов в предложении. Согласование подлежащего со сказуемым

30

Нормы согласования

Тестирование

Нормы управления

Редактирование

31

Употребление деепричастных оборотов

32

Употребление однородных членов предложения

Редактирование

32

Связь частей в сложных предложениях

Итого

33

Ожидаемые результаты

   В ходе изучения курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:

  • Знать основы науки о языке
  • Знать основные лингвистические термины
  • Уметь работать со словарями и справочной литературой
  • Уметь систематизировать полученные знания уметь применять на практике теоретические знания

       

Литература

  1. Головин Б. Н. Введение в языкознание. М., 2020
  2. Фолсом У. Книга о языке. М.,2021
  3. Шанский Н. М. В мире слов. М., 2020
  4. Шанский Н. м. Занимательный русский язык. М.,2019
  5. Рахимкулова  Г. Ф. «Пособие для подготовки к единому государственному экзамену» М., «Феникс».
  6. Л. И. Пучкова «Русский язык, ЕГЭ 2022. Типовые тестовые задания». М. «экзамен», 2022 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по русскому языку : "Лингвостилистический анализ текстов разных стилей".

Элективный курс по русскому языку: " Лингвостилистический анализ текстов разных стилей"....

Элективный курс по русскому языку "Лингвостилистический анализ текста" для 9 класса

Курс рассчитан на 17 часов и знакомит девятиклассников с приёмами анализа текста....

Программа элективного курса " Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста" 11 класс

Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, средствах художественной выразительности, коммуникативных каче...

Рабочая программа элективного курса в 11 классе "Комплексный анализ текста"

Элективный курс предназначен для подготовки обучающихся к итоговой аттестации, расширяет умения работать с текстом....

Элективный курс по литературе для учащихся 10 класса.Практикум написания сочинений

Программа элективного курса по литературе для учащихся 10 класса. Практикум по написанию сочинений....

Элективный курс "Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста:теория и практика"

Написание сочинения по прочитанному тексту является заданием повышенной сложности, поэтому необходимо очень серьёзно отнестись к его подготовке. Элективный курс «Сочинение-рассуждение на основе прочит...

Рабочая программа элективного курса для 9 класса “Комплексный анализ текста".

Цель элективного курса: углубить и систематизировать знания о языке и речи, развивать у учащихся коммуникативную, лингвистическую и нравственную компетенции.Задачи элективного курса:углубить знания о ...