РП (элективный курс в 11-м классе) "Анализ текста и написание рецензии"
элективный курс по литературе (11 класс)
РП (элективный курс в 11-м классе) "Анализ текста и написание рецензии"
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 11 КЛАССЕ
«АНАЛИЗ ТЕКСТА И НАПИСАНИЕ РЕЦЕНЗИИ»
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса составлена на основе методического пособия Л. Г. Смирновой «Культура русской речи» «Нормы русского литературного языка» .
В настоящее время одной из актуальных становится проблема подготовки обучающихся к сдаче государственной итоговой аттестации.
Русский язык – это важнейшая часть национальной культуры русского народа, поэтому имеет первостепенное значение, являясь не только предметом изучения системы знаний, на основе которых формируются практические важные умения и навыки, но и важнейшим средством познания других наук, средством развития мышления и воспитания учащихся.
Программа элективного курса «Нормы русского языка» составлена в связи с подготовкой учащихся к ЕГЭ по русскому языку, средним уровнем орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, средним уровнем подготовки учащихся по разделу «Культура речи. Нормы русского литературного языка»
Наиболее острые проблемы, которые решает данная программа:
- поддержка и развитие учащихся мотивации к изучению русского языка и учебному процессу и ранняя профессиональная ориентация в области изучения гуманитарных предметов
Цели программы:
- помочь учащимся подготовиться к поступлению в ВУЗ
- Привить учащимся интерес к предмету русского языка
Программа опирается на учебные пособия Л. Г. Смирновой «Культура русской речи» и «Нормы русского литературного языка» (под ред. О. В. Загоровской)
На занятиях учащиеся будут получать углубленные теоретические знания по таким лингвистическим дисциплинам, как:
- Современный русский язык
- Культура речи
- Орфография
- Пунктуация
На практических занятиях обучающиеся будут закреплять полученные знания и применять их на практике. Предполагается работа с разными типами лингвистических словарей, выполнение тестовых заданий различной сложности.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Количество часов –33.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
(33 часа - 1 час в неделю)
№ | Наименование раздела, темы |
1 | Национальный язык и его основные разновидности. Культура речи как научная дисциплина. Качества хорошей речи. Понятие нормы (1час). Национальный язык и его основные разновидности. Культура речи как научная дисциплина. Качества хорошей речи. Понятие нормы |
2 | Орфоэпические нормы русского языка (6 часов) Типы орфоэпических норм. Акцентологические нормы. Нормы произношения гласных и согласных звуков. |
3 | Лексические нормы в русском языке (6 часов) Лексическое значение слов. Лексика русского языка с точки зрения происхождения(активная и пассивная лексика). Лексика русского языка с точки зрения употребления. Стилистическая окраска слов. Паронимы. Фразеологические обороты. Крылатые слова. Лексические ошибки. |
4 | Словообразовательные нормы (3ч.) Словообразовательные нормы. Выразительные особенности словообразования. |
5 | Морфологические нормы (5 ч.) Морфологические нормы. Особенности употребления имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимений, глаголов, наречий. |
6 7 | Орфографические нормы (8 ч.) Орфографические нормы. Принципы русской орфографии. Орфограммы в приставках, корнях, суффиксах, окончаниях слов. Орфограммы на стыке приставки и корня. Правописание Н и НН в разных частях речи. Слитные-дефисные-раздельные написания слов. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Правописание НЕ и НИ. Синтаксические нормы (6 ч.) Порядок слов в предложении. Согласование подлежащего и сказуемого. Нормы согласования, управления. Употребление деепричастных оборотов. Связь частей в сложном предложении. |
Тематический план (34 часа)
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Национальный язык и его основные разновидности. Культура речи как научная дисциплина. Качества хорошей речи. Понятие нормы | 1 |
2 | Орфоэпические нормы русского языка | 6 |
3 | Лексические нормы в русском языке | 6 |
4 | Словообразовательные нормы. Выразительные особенности словообразования | 3 |
5 | Морфологические нормы. | 5 |
6 | Орфографические нормы | 8 |
6 | Синтаксические нормы русского языка. | 4 |
Итого | 33 |
Календарно-тематическое планирование
(33 часа)
№п/п | Тема занятия | Виды письменных и творческих работ | |
Национальный язык и его основные разновидности. Культура речи как научная дисциплина. Качества хорошей речи. Понятие нормы (1 час) | |||
1 | Национальный язык и его основные разновидности. Культура речи как научная дисциплина. Качества хорошей речи. Понятие нормы | «Молодёжный жаргон. Какие мысли можно выразить средствами жаргона?» | |
Орфоэпические нормы русского языка (6 часов) | |||
2 | Типы орфоэпических норм | Анализ актёрской речи | |
3 | Акцентологические нормы | «Размышления перед экраном телевизора» | |
4 | Акцентологические нормы | Взаимопроверка работ | |
5 | Нормы произношения гласных звуков. | Взаимопроверка работ | |
6 | Нормы произношения гласных звуков. | Тренировочные упражнения «Найди ошибку в произношении» | |
7 | Произношение согласных звуков | Тренировочные упражнения «Найди ошибку в произношении» | |
Лексические нормы в русском языке ( 6 часов) | |||
8 | Лексическое значение слова | Проектные работы «Ты и твоё имя» | |
9 | Лексика русского языка с точки зрения происхождения | Сообщения | |
10 | Лексика русского языка с точки зрения активного/пассивного запаса | Минипроекты | |
11 | Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления | Диспут о чистоте русского языка | |
12 | Стилистическая окраска слов | Экскурсия «Заповедные уголки малой моей родины» | |
13 | Фразеологические обороты. Крылатые слова Паронимы | Составление текста на основе фразеологического оборота. Малые проекты «Библейские выражения» | |
Лексические ошибки | |||
Словообразовательные нормы. Выразительные особенности словообразования (3 часа) | |||
14 | Словообразовательные нормы. Выразительные особенности словообразования | Анализ текста | |
15 | Словообразовательные нормы. Выразительные особенности словообразования | Анализ текста | |
16 | Словообразовательные нормы. Выразительные особенности словообразования | Анализ текста | |
Морфологические нормы. (5 часов) | |||
17 | Морфологические нормы | Составление алгоритмов | |
18 | Особенности употребления имён существительных | Составление алгоритмов | |
19 | Особенности употребления имён существительных | Редактирование текстов | |
20 | Особенности употребления имён прилагательных | Редактирование текстов | |
21 | Особенности употребления имён числительных | Редактирование текстов | |
Орфографические нормы (8 часов) | |||
22 | Орфографические нормы. Принципы русской орфографии | Работа на карточках | |
23 | Орфограммы в корне | Работа на карточках | |
Орфограммы в корне | Составление алгоритмов Составление алгоритмов | ||
24 | Орфограммы на стыке приставки и корня | Составление алгоритмов | |
25 | Орфограммы в суффиксах (кроме Н-НН) | Составление алгоритмов | |
26 | Н-НН в различных частях речи | Составление алгоритмов | |
Н-НН в различных частях речи | Работа на карточках | ||
27 | Орфограммы в окончаниях | Тестирование | |
Слитные-дефисные-раздельные написания | Минипроекты | ||
28 | Правописание омонимичных частей речи | ||
Не и НИ с различными частями речи | Составление алгоритмов | ||
Синтаксические нормы русского языка. (5 часов) | |||
29 | Порядок слов в предложении. Согласование подлежащего со сказуемым | ||
30 | Нормы согласования | Тестирование | |
Нормы управления | Редактирование | ||
31 | Употребление деепричастных оборотов | ||
32 | Употребление однородных членов предложения | Редактирование | |
32 | Связь частей в сложных предложениях | ||
Итого | 33 |
Ожидаемые результаты
В ходе изучения курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
- Знать основы науки о языке
- Знать основные лингвистические термины
- Уметь работать со словарями и справочной литературой
- Уметь систематизировать полученные знания уметь применять на практике теоретические знания
Литература
- Головин Б. Н. Введение в языкознание. М., 2020
- Фолсом У. Книга о языке. М.,2021
- Шанский Н. М. В мире слов. М., 2020
- Шанский Н. м. Занимательный русский язык. М.,2019
- Рахимкулова Г. Ф. «Пособие для подготовки к единому государственному экзамену» М., «Феникс».
- Л. И. Пучкова «Русский язык, ЕГЭ 2022. Типовые тестовые задания». М. «экзамен», 2022 г.
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 11 КЛАССЕ
«АНАЛИЗ ТЕКСТА И НАПИСАНИЕ РЕЦЕНЗИИ»
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса составлена на основе методического пособия Л. Г. Смирновой «Культура русской речи» «Нормы русского литературного языка» .
В настоящее время одной из актуальных становится проблема подготовки обучающихся к сдаче государственной итоговой аттестации.
Русский язык – это важнейшая часть национальной культуры русского народа, поэтому имеет первостепенное значение, являясь не только предметом изучения системы знаний, на основе которых формируются практические важные умения и навыки, но и важнейшим средством познания других наук, средством развития мышления и воспитания учащихся.
Программа элективного курса «Нормы русского языка» составлена в связи с подготовкой учащихся к ЕГЭ по русскому языку, средним уровнем орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, средним уровнем подготовки учащихся по разделу «Культура речи. Нормы русского литературного языка»
Наиболее острые проблемы, которые решает данная программа:
- поддержка и развитие учащихся мотивации к изучению русского языка и учебному процессу и ранняя профессиональная ориентация в области изучения гуманитарных предметов
Цели программы:
- помочь учащимся подготовиться к поступлению в ВУЗ
- Привить учащимся интерес к предмету русского языка
Программа опирается на учебные пособия Л. Г. Смирновой «Культура русской речи» и «Нормы русского литературного языка» (под ред. О. В. Загоровской)
На занятиях учащиеся будут получать углубленные теоретические знания по таким лингвистическим дисциплинам, как:
- Современный русский язык
- Культура речи
- Орфография
- Пунктуация
На практических занятиях обучающиеся будут закреплять полученные знания и применять их на практике. Предполагается работа с разными типами лингвистических словарей, выполнение тестовых заданий различной сложности.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Количество часов –33.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
(33 часа - 1 час в неделю)
№ | Наименование раздела, темы |
1 | Национальный язык и его основные разновидности. Культура речи как научная дисциплина. Качества хорошей речи. Понятие нормы (1час). Национальный язык и его основные разновидности. Культура речи как научная дисциплина. Качества хорошей речи. Понятие нормы |
2 | Орфоэпические нормы русского языка (6 часов) Типы орфоэпических норм. Акцентологические нормы. Нормы произношения гласных и согласных звуков. |
3 | Лексические нормы в русском языке (6 часов) Лексическое значение слов. Лексика русского языка с точки зрения происхождения(активная и пассивная лексика). Лексика русского языка с точки зрения употребления. Стилистическая окраска слов. Паронимы. Фразеологические обороты. Крылатые слова. Лексические ошибки. |
4 | Словообразовательные нормы (3ч.) Словообразовательные нормы. Выразительные особенности словообразования. |
5 | Морфологические нормы (5 ч.) Морфологические нормы. Особенности употребления имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимений, глаголов, наречий. |
6 7 | Орфографические нормы (8 ч.) Орфографические нормы. Принципы русской орфографии. Орфограммы в приставках, корнях, суффиксах, окончаниях слов. Орфограммы на стыке приставки и корня. Правописание Н и НН в разных частях речи. Слитные-дефисные-раздельные написания слов. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Правописание НЕ и НИ. Синтаксические нормы (6 ч.) Порядок слов в предложении. Согласование подлежащего и сказуемого. Нормы согласования, управления. Употребление деепричастных оборотов. Связь частей в сложном предложении. |
Тематический план (34 часа)
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Национальный язык и его основные разновидности. Культура речи как научная дисциплина. Качества хорошей речи. Понятие нормы | 1 |
2 | Орфоэпические нормы русского языка | 6 |
3 | Лексические нормы в русском языке | 6 |
4 | Словообразовательные нормы. Выразительные особенности словообразования | 3 |
5 | Морфологические нормы. | 5 |
6 | Орфографические нормы | 8 |
6 | Синтаксические нормы русского языка. | 4 |
Итого | 33 |
Календарно-тематическое планирование
(33 часа)
№п/п | Тема занятия | Виды письменных и творческих работ | |
Национальный язык и его основные разновидности. Культура речи как научная дисциплина. Качества хорошей речи. Понятие нормы (1 час) | |||
1 | Национальный язык и его основные разновидности. Культура речи как научная дисциплина. Качества хорошей речи. Понятие нормы | «Молодёжный жаргон. Какие мысли можно выразить средствами жаргона?» | |
Орфоэпические нормы русского языка (6 часов) | |||
2 | Типы орфоэпических норм | Анализ актёрской речи | |
3 | Акцентологические нормы | «Размышления перед экраном телевизора» | |
4 | Акцентологические нормы | Взаимопроверка работ | |
5 | Нормы произношения гласных звуков. | Взаимопроверка работ | |
6 | Нормы произношения гласных звуков. | Тренировочные упражнения «Найди ошибку в произношении» | |
7 | Произношение согласных звуков | Тренировочные упражнения «Найди ошибку в произношении» | |
Лексические нормы в русском языке ( 6 часов) | |||
8 | Лексическое значение слова | Проектные работы «Ты и твоё имя» | |
9 | Лексика русского языка с точки зрения происхождения | Сообщения | |
10 | Лексика русского языка с точки зрения активного/пассивного запаса | Минипроекты | |
11 | Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления | Диспут о чистоте русского языка | |
12 | Стилистическая окраска слов | Экскурсия «Заповедные уголки малой моей родины» | |
13 | Фразеологические обороты. Крылатые слова Паронимы | Составление текста на основе фразеологического оборота. Малые проекты «Библейские выражения» | |
Лексические ошибки | |||
Словообразовательные нормы. Выразительные особенности словообразования (3 часа) | |||
14 | Словообразовательные нормы. Выразительные особенности словообразования | Анализ текста | |
15 | Словообразовательные нормы. Выразительные особенности словообразования | Анализ текста | |
16 | Словообразовательные нормы. Выразительные особенности словообразования | Анализ текста | |
Морфологические нормы. (5 часов) | |||
17 | Морфологические нормы | Составление алгоритмов | |
18 | Особенности употребления имён существительных | Составление алгоритмов | |
19 | Особенности употребления имён существительных | Редактирование текстов | |
20 | Особенности употребления имён прилагательных | Редактирование текстов | |
21 | Особенности употребления имён числительных | Редактирование текстов | |
Орфографические нормы (8 часов) | |||
22 | Орфографические нормы. Принципы русской орфографии | Работа на карточках | |
23 | Орфограммы в корне | Работа на карточках | |
Орфограммы в корне | Составление алгоритмов Составление алгоритмов | ||
24 | Орфограммы на стыке приставки и корня | Составление алгоритмов | |
25 | Орфограммы в суффиксах (кроме Н-НН) | Составление алгоритмов | |
26 | Н-НН в различных частях речи | Составление алгоритмов | |
Н-НН в различных частях речи | Работа на карточках | ||
27 | Орфограммы в окончаниях | Тестирование | |
Слитные-дефисные-раздельные написания | Минипроекты | ||
28 | Правописание омонимичных частей речи | ||
Не и НИ с различными частями речи | Составление алгоритмов | ||
Синтаксические нормы русского языка. (5 часов) | |||
29 | Порядок слов в предложении. Согласование подлежащего со сказуемым | ||
30 | Нормы согласования | Тестирование | |
Нормы управления | Редактирование | ||
31 | Употребление деепричастных оборотов | ||
32 | Употребление однородных членов предложения | Редактирование | |
32 | Связь частей в сложных предложениях | ||
Итого | 33 |
Ожидаемые результаты
В ходе изучения курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
- Знать основы науки о языке
- Знать основные лингвистические термины
- Уметь работать со словарями и справочной литературой
- Уметь систематизировать полученные знания уметь применять на практике теоретические знания
Литература
- Головин Б. Н. Введение в языкознание. М., 2020
- Фолсом У. Книга о языке. М.,2021
- Шанский Н. М. В мире слов. М., 2020
- Шанский Н. м. Занимательный русский язык. М.,2019
- Рахимкулова Г. Ф. «Пособие для подготовки к единому государственному экзамену» М., «Феникс».
- Л. И. Пучкова «Русский язык, ЕГЭ 2022. Типовые тестовые задания». М. «экзамен», 2022 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по русскому языку : "Лингвостилистический анализ текстов разных стилей".
Элективный курс по русскому языку: " Лингвостилистический анализ текстов разных стилей"....
Элективный курс по русскому языку "Лингвостилистический анализ текста" для 9 класса
Курс рассчитан на 17 часов и знакомит девятиклассников с приёмами анализа текста....
Программа элективного курса " Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста" 11 класс
Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, средствах художественной выразительности, коммуникативных каче...
Рабочая программа элективного курса в 11 классе "Комплексный анализ текста"
Элективный курс предназначен для подготовки обучающихся к итоговой аттестации, расширяет умения работать с текстом....
Элективный курс по литературе для учащихся 10 класса.Практикум написания сочинений
Программа элективного курса по литературе для учащихся 10 класса. Практикум по написанию сочинений....
Элективный курс "Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста:теория и практика"
Написание сочинения по прочитанному тексту является заданием повышенной сложности, поэтому необходимо очень серьёзно отнестись к его подготовке. Элективный курс «Сочинение-рассуждение на основе прочит...
Рабочая программа элективного курса для 9 класса “Комплексный анализ текста".
Цель элективного курса: углубить и систематизировать знания о языке и речи, развивать у учащихся коммуникативную, лингвистическую и нравственную компетенции.Задачи элективного курса:углубить знания о ...