Открытый урок по теме «Нравственные проблемы и поучительный характер сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик».
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Кузнецова Елена Валерьевна

Формирование коммуникативной, информационной, аналитической компетенций при изучении творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сахалинское государственное казенное специальное

учебно-воспитательное общеобразовательное учреждение

закрытого типа

Открытый урок по теме:

«Нравственные проблемы и поучительный характер сказки М.Е.  Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик».

Автор:

Кузнецова

 Елена Валерьевна,

учитель русского

языка и литературы

с. Костромское

Цель: Формирование коммуникативной, информационной, аналитической компетенций при изучении творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Задачи: 

  • Обобщить и углубить знания, полученные на уроках литературы, посвященных изучению сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.
  • Обратить внимание на проблематику сказок, их художественное своеобразие, используемые автором сатирические приемы.
  • Формировать критическое отношение к недостаткам человека и общества, стремление работать над собой, воспитывать лучшие человеческие качества.

Метод изложения материала: использование активных методов обучения, игровые технологии, работа в малых учебных группах.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: текст сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик», презентация.

Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Вступление

Слово учителя:

          Творчество Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно. Сказки – это итог многолетних жизненных наблюдений, итог всего творческого пути писателя. В них сплетается фантастическое и реальное, комическое и трагическое, широко используется гротеск, гипербола, эзопов язык.

           В сказках Салтыкова-Щедрина встречаем героев его эпохи: невежественные правители (“Дикий помещик”, “Медведь на воеводстве”), народ, покорный и талантливый (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Коняга”). Беспримерная сатира на русскую интеллигенцию развернута в сказках о рыбах и зайцах (“Самоотверженный заяц”, “Здравомысленный заяц”, “Премудрый пискарь”, “Карась-идеалист” и другие).

           Сказки Салтыкова-Щедрина писались для широких читательских кругов. Многозначителен подзаголовок “Сказки для детей изрядного возраста”; “Для детей от 7 до 70 лет”. Писатель хотел издать их в виде сборников-брошюр ценой по три копейки, чтобы любой мог их купить. Цензура запретила это издание, но все же сказки дошли до читателя. Сказки отличаются истинной народностью, в них писатель выступает как защитник народных интересов. Цель их – пробудить народ, чтобы “дети изрядного возраста” возмужали и перестали быть детьми.

Эпиграф: «Сатире, бесспорно, повезло, посчастливилось на Руси. Если мы припомним достославное изречение: «Земля наша велика и обильна, но порядка у ней нет», то кажется, что родоначальником сатиры был едва ли не Гостомысл». (М.Е.Салтыков-Щедрин)

(Гостомысл – новгородский праздник 11 века, которому приписываются эти слова).

Объявляется тема и цели урока учащимися. В классе разбирается эпиграф, записанный на доске.

Учитель: Идея автора, выраженная в эпиграфе: сатира на Руси востребована была во все времена. Это было продиктовано социальными условиями жизни общества. Наша цель: на примере сказки Салтыкова – Щедрина рассмотреть художественные приемы, позволяющие автору изобличать социальные и нравственные пороки, царившие в обществе.

Учитель: понятие гротеска.

Давайте вспомним термины: сатира, порок.

Гротеск — вид художественной о́бразности, комически или трагикомически обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры...

"Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно…" (М.Ю. Лермонтов)

2. Cловарная (лексическая) работа

В сказке много непонятных слов. Сейчас мы проведем словарную работу.

лучина светец циркуляр

Мякинный (вихрь) Грандпасьянс  повинность либералы прошение  посконные подать

Губернатор исправник временнообязанные Казначейство пахнет водворением без винной и соляной регалий

Учащиеся объясняют «трудные слова», пользуясь сносками к тексту и заранее подобранным к уроку материалом.

Циркуляр – распоряжения подведомственным учреждениям;

Прошение – письменное ходатайство;

лучина- тонкая длинная щепка от сухого полена;

посконные – из домотканого холста, полученного из конопли;

пульку сыграть – партию игры в преферанс ( карточная игра);

пОдать – в царской России II половины II XIX века – денежный налог, взимавшийся с мещан и крестьян;

губернатор – начальник какой-нибудь административной единицы)

 3. Разбор сказки

  1. Какие чувства вызвала у вас сказка?
  2. Что невероятно и вполне реалистично в сказке «Дикий помещик»?
  3. В чем отличие этой сказки от народной?
  4. С какой целью автор обращается к жанру сказки?
  5. Какие выразительные средства помогают М.Е. Салтыкову-Щедрину вызвать у читателей «смех сквозь слезы»?
  6. На какие стилевые и тематические пласты вы бы разделили лексику сказки? (канцеляризмы, бытовая лексика- крестьянского быта, помещичьего быта, просторечие)
  7. Какой период истории России изображает писатель в сказке «Дикий помещик» - дорефоменный или послереформенный? (1861г).
  8. Как жилось помещику после реформы? (у них все было хорошо)
  9. Что послужило причиной недовольства помещиков своими крестьянами? (очень много развелось в царстве мужика)
  10. К чему призывало содержание газеты «Весть? (Сохранять свои привилегии, не уступать крестьянам)
  11. Охарактеризуйте помещика. Каким именем наделяет его автор, нет ли в этом чего-либо необычного? («русский помещик» Урус-Кучум Кильдибаев - эта тюркская фамилия намекает на ордынское иго, только его можно сравнить с игом крепостничества)
  12. С помощью какого художественного приема характеризует автор помещика, описывая его тело? (тело мягкое, белое, рассыпчатое – эпитеты)
  13. Как исчез из поместья мужик? (унес мякинный вихрь, бог услышал мольбы мужиков).
  14. Сколько раз помещика назвали групым?
  15. Кто первым и почему объявил помещика глупым? (актер Садовский)
  16. От кого во второй раз он услышал то же самое? (от двух генералов-соседей
  17. Кто посещал помещика в его имении (капитан-исправник)?
  18. Почему власти так обеспокоились поведением «дикого помещика»?
  19. Чем исчезновение мужика навредило государству? (нет пОдатей- казна опустела, нет доходов, вино никто не пьет, распространились грабежи, убийства, разбой)
  1. Зачитайте эпизод « одичания помещика» - во внешности, поведении. (бессилие, полная зависимость дворян от крестьянского сословия приводит к деградации)
  2. Как изменился сад помещика? (пришел в запустение….и т.д.)
  3. Что хотел сказать автор читателю? (не может помещик жить без мужика; народ не только источник материальных, но и духовных благ)
  4. Что изменилось в уезде с возвращением мужика? (запахло мякиной, появилась мука, мясо, живность, подати)

  1. Проблемная ситуация (сл. 23)

 Вывод:

Несмотря на небольшой объем сказки, автор охватывает самые злободневные проблемы в России того времени. И с помощью сатирических приемов раскрыл и донес до нас его политическое содержание, повествуя об уезде, городе – всей России.

В свое время писатель М. Горький писал: «Невозможно понять историю России во II половине XIX века без Салтыкова-Щедрина». Роль сатирика- обнажать пороки обществе, существующие во все времена.

Поучительный характер сказки?

А какое место сатира занимает в наши дни?

  1. Рефлексия (сл.25)

Дом. Задание: подготовиться к контрольной работе

Кузнецова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы, СГКСУВОУ закрытого типа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 10 классе по теме "Сатирическое изображение "хозяев жизни" в сказках М.Е. Салтыкова - Щедрина "Медведь на воеводстве" и "Орел - меценат"

Презентация с применением интерактивной доски к уроку литературы в 10 классе  по теме "Сатирическое изображение "хозяев жизни в сказках М.Е. Салтыкова - Щедрина "Медведь на воеводстве" и "Орел - ...

Литература. Конспект урока по теме "Нравственные проблемы в рассказе Л.Н. Андреева "Кусака".

Литература. Конспект урока по теме "Нравственные проблемы в рассказе Л.Н. Андреева "Кусака"....

Конспект урока по теме: «ПОУЧЕНИЕ...» ВЛАДИМИРА МОНОМАХА. Поучительный характер древнерусской литературы

Во время данного урока происходит выявление учащимися художественной идеи «Поучения...», которая заключается ся в призыве  к милосердию и состраданию....

Нетрадиционный урок по теме «Нравственные проблемы по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».

Обобщающий урок литературы в 6 классе на тему "Нетрадиционный урок по теме «Нравственные проблемы по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Урок включает в себя викторину-игру и часть урока в ...

План открытого урока по теме: "Действия в ситуациях криминогенного характера при угрозе террористического акта."

В ЭТОМ МАТЕРИАЛЕ МОЖНО ПРОСМОТРЕТЬ ВСЕ ЭАПЫ ОТКРЫТОГО УРОКА. ОСОБЕННОСТЬ УРОКА-СВЯЗЬ ТЕОРИИ С ПРАКТИКОЙ. В ПЛАНЕ ОТКРЫТОГО УРОКА ЕСТЬ ПРИМЕРЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ, РЕШАЕМЫХ НА УРОКЕ....

Открытый урок по теме «Нравственные уроки повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»

Деятельностная цель:  формирование у учащихся умений реализации новых способов действия (участие в сценке эпизода, обобщение, умозаключение) Содержательная цель:  расширение понятийной...