Литература. Конспект урока по теме "Нравственные проблемы в рассказе Л.Н. Андреева "Кусака".
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Литература. Конспект урока по теме "Нравственные проблемы в рассказе Л.Н. Андреева "Кусака".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leonid_nikolaevich_andreev.doc | 542 КБ |
Предварительный просмотр:
Леонид Николаевич Андреев
Нравственные проблемы в рассказе «Кусака».
Учитель русского языка и литературы
Костромина Людмила Ивановна,
МАОУ «СОШ №1» г. Сыктывкара
с углубленным изучением отдельных
предметов им. И.А. Куратова
Эпиграф к уроку : Внимательней вглядитесь, люди, в глаза покинутых собак! (О.Высотская)
Цели:
- Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Л.Н. Андреева;
- Используя текст, поразмышлять со школьниками над теми проблемами, которые автор обозначил в своём произведении.
Оборудование: доска, мел, проектор, компьютер, фотографии собак, портрет Л.Н. Андреева, стихи Д. Орлова «Бездомный пёс» и Э. Асадова «Дачники».
Ход урока:
-Здравствуйте, садитесь. Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Л.Н. Андреева «Кусака». Этот автор уже известен нам, давайте вспомним, какое его произведение мы уже читали? («Петька на даче» 6 класс)
-Но прежде, чем мы обратимся к рассказу, давайте познакомимся с его биографией подробнее. (Презентация «Жизнь и творчество Л.Н. Андреева», подготовленный заранее ученик.- См. Приложение №1).
- А сейчас послушайте стихотворение Эдуарда Асадова «Дачники» (чтение учителем стихотворения. -См. Приложение№2). Как вариант здесь можно показать небольшой репортаж о брошенных на зиму на дачах собаках.
-Как вы думаете, для чего я прочитала вам это стихотворение? \ Показала репортаж? (они повторяют сюжет рассказа, тем самым подтверждая, что этот случай не единичный, а скорее напротив, это частое явление, поэтому Л.Н. Андреев еще раз в произведении «Кусака» поднимает тему брошенных животных и безответственности людей ).
Анализ текста по вопросам:
- Какой мы видим Кусаку впервые, опишите её, используя текст (грязная, худая)
-Когда её обманули впервые? Какой она стала? (пьяный человек пнул её в обиде на всю свою жизнь, после этого она перестала доверять людям)
- Почему она обидела Лелю и в то же время ревниво охраняла её сон и сон её близких? (она не привыкла доверять людям, но теперь она понимала, что у неё появилось имя и хозяева, а значит она перестала быть бездомной и никому не нужной)
- Так ли уж добры дачники? Можно ли назвать их отношение к собаке настоящей любовью? (нет, они держат её как игрушку, о которой очень скоро забудут, они хотели даже застрелить её, если она не уберётся)
- Собака стала привыкать, нашла хозяев, расцвела всей душой, как себя ведёт при этом? (шерсть стала гладкой, она была счастлива)
- Любит ли Леля Кусаку? (нет, просто жалеет, а «добрая» мама так и вовсе предлагает заменить её породистой собакой)
- Как Леля с ней прощается? (никак, она совсем забывает с ней попрощаться)
- О чем говорит образ дурачка Илюши? Можно ли провести параллель между ним и собакой? (конечно, эти персонажи похожи, их обижают люди, на их примере отчётливо видна жестокость людей по отношению к близким, их бездушие)
- Назовите самый драматический момент в рассказе? (собака снова осталась одна)
- Обратимся к описанию природы? В начале: дождь, грязь, ночь. В середине, когда собака счастлива, солнце, красота природы, лето. В конце произведения снова дождь, ночь и грязная собака. Рассказ вернулся к тому, с чего начался. Как называется такая композиция (кольцевая). Мы уже знаем, что природа в произведениях часто отражает состояние героев. По словам самого Л.Н. Андреева, «… в рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями…». Поэтому, в данном рассказе природа отражает внутреннее состояние собаки.
- Вернёмся к эпиграфу урока. Прочитайте его ещё раз про себя. Посмотрите, у меня на доске фотографии собак( СМ. Приложение№3), посмотрите в их глаза, что они выражают? (боль, печаль, тревогу, безысходность, одиночество,…)
- Пока вы смотрите, я прочитаю ещё одно стихотворение.
Д. Орлов «Бездомный пёс»
Бездомный пёс, в глазах один вопрос:
«Зачем же я не нужен никому?»
Погладишь пса и отведёшь глаза…
А что ещё ответствовать ему?
Ничейный пёс удержится от слёз –
Он понимает правила игры.
Полкан иль Бим, он хочет быть твоим
Не ради миски или конуры.
Ничейный пёс меж туфель и колёс
Бредёт куда-то в изморось и ночь.
Опять ни с чем. Он не поймёт, зачем
Зовут, ласкают и уходят прочь.
- Сегодня мы говорили о рассказе «Кусака». Так какие же проблемы в нем обозначены, давайте подведём итог (безответственность, бездушие, жестокость людей, нежелание отвечать за тех, кто ими приручен, проблема бездомных животных, ведь многие из них когда-то кому-то принадлежали).
-Запишите домашнее задание- написать отзыв на рассказ, какие чувства вызвал он у вас. Спасибо за работу, до свидания.
Приложение №2
ДАЧНИКИ
Брызгая лужами у ворот,
Ветер мчит босиком по улице.
Пригорок, как выгнувший спину кот,
Под солнцем в сонной дремоте щурится.
Радость взрослых и детворы!
Долой все задачи и все задачники!
Да здравствуют лодки, грибы, костры!
И вот из города, из жары
С шумом и грохотом едут дачники.
Родители любят своих ребят,
И, чтобы глаза малышей блестели,
Дарят им кошек, птенцов, щенят,
Пускай заботятся и растят.
Хорошему учатся с колыбели!
И тащат щенята с ранней зари
С хозяев маленьких одеяла.
Весь день раздается: - Служи! Замри! -
Нет, право же, что там ни говори,
А добрых людей на земле немало!
Ветер колючий листву сечет
И, по-разбойничьи воя, кружит,
Хлопья седые швыряет в лужи
И превращает их в ломкий лед.
Сады, нахохлившись, засыпают,
В тучи закутался небосклон.
С грохотом дачники уезжают,
Машины, простудно сопя, чихают
И рвутся выбраться на бетон.
И слышат только седые тучи
Да с крыш галдящее воронье,
Как жалобно воет, скулит, мяучит
На дачах брошенное зверье.
Откуда им, кинутым, нынче знать,
Что в час, когда месяц блеснет в окошке
(Должны же ведь дети спокойно спать!),
Родители будут бесстыдно лгать
О славной судьбе их щенка иль кошки.
Что ж, поиграли - и с глаз долой!
Кончилось лето, и кончились чувства.
Бездумно меняться вот так душой -
Непостижимейшее искусство!
А впрочем, "звери" и не поймут,
Сердца их все с тою же верой бьются,
Они на крылечках сидят и ждут,
И верят, глупые, что дождутся...
И падает, падает до зари,
Как саван, снежное покрывало...
Конечно же, что там ни говори,
А "добрых" людей на земле немало!
Автор Эдуард Асадов
Приложение № 3:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 7 классе "Нравственные проблемы в рассказе Е.И. Носова "Кукла"
На уроке учащиеся с помощью учителя формулируют и обсуждают нравственные проблемы, поднятые автором в произведении, учатся работать над текстом с карандашом в руках, расширяют свой словарный запас, со...
Конспект урока в 11 классе по рассказу А.М. Горького "Старуха Изергиль" по теме "Проблема идеала в рассказе А.М.Горького "Старуха Изергиль".
Данный урок рассчитан на два часа (для класса с хорошей подготовкой). Он позволяет учащимся самостоятельно "добыть" ответы на поставленные вопросы. Предполагается как индивидуальная работа, так и анал...
Урок литературы в 8 классе "Нравственные проблемы в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени»".
Разработка урока по рассказу А.И.Куприна в 8 классе. Урок построен на основе деятельностного подхода, с использованием опережающих творческих заданий, музыки, репродукции картин. Реком...
Урок-мастерская "Экологические проблемы в рассказе Е.Носова "Кукла"
Урок, на котором дети учатся думать над насущными вопросами отношения к природе, к собственной жизни, беречь окружающую среду, быть человеком. ...
Урок литературы в 7 классе "Нравственные проблемы в рассказе Е. Носова "Кукла"
Урок нацелен познакомить учащихся с основными фактами биографии и творчеством писателя, развивать навык работы с текстом, эмоциональную отзывчивость на содержание прочитанного произведения....
Литература Конспект урока по литературе "Живая картина нравов" (по рассказу А.П.Чехова)
quot;Не знаю, как для англичан и чехов,Но он отнюдь для русских ...
Конспект урока литературы в 8 классе. "Нравственные проблемы в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени»"
Цели: познакомиться с рассказом А.И. Куприна; развивать навыки анализа, обобщения, грамотной устной речи...