Урок по теме: Нравственные проблемы современного общества
план-конспект урока по обществознанию (7 класс)
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
по обществознанию
в 7 классе МКОУ Сокурская СОШ №19
по теме «Нравственные проблемы современного общества»
Разработала: Лугинина Татьяна Николаевна
Технологическая карта урока
Тема урока: Нравственные проблемы современного общества
Дата проведения: 17.04.2017 г.
Тип урока: Урок изучения нового материала
Технология урока: Школа Понимания
Цель урока: Понимание нравственной идеи через композиционное строение текста
Задачи: Учебные:
- формировать коммуникативные умения, связанные с анализом произведения;
- находить ответы на вопросы проблемного характера, самостоятельно делать выводы;
- совершенствовать умение учащихся конструировать связный устный ответ;
- показать протест писателя против равнодушия, безразличного отношения к окружающему миру.
Развивающие:
- развитие умения наблюдать, образно мыслить;
- развитие умения целостно воспринимать произведение;
- формирование навыков самостоятельной работы;
- пополнение словарного запаса учащихся.
- умение самостоятельно делать выводы об авторской позиции;
- умение аргументировать свою точку зрения.
Воспитательные:
- воспитание ответственности за свои поступки;
- воспитание нравственных качеств личности;
- формирование понимания поступков, мотивов поведения людей.
Основные термины, понятия: нравственность, равнодушие, преступление.
Оборудование: клоуз-тест, текст рассказа, словари, оценочный лист.
План урока:
- Организационный момент - 1 минута;
- Мотивация к учебной деятельности (выполнение клоуз-теста) - 5 минут;
- Актуализация знаний (работа с заголовком) - 7 минут;
- Изучение нового материала - 15 минут;
- Первичное осмысление и закрепление изученного (составление кластера) - 6 минут;
- Итоги урока. Рефлексия (составление синквейна) - 8 минут;
- Домашнее задание - 3 минуты.
Ход урока
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
I. Этап. Организа-ционный момент | Организует самоконтроль готовности учащихся к уроку: «Здравствуйте, ребята! Проверьте, пожалуйста, у всех ли имеются на столе учебники, ручки и тетради». | - Приветствие учителя; - самоконтроль готовности к уроку | 1 мин. |
II. Этап. Мотивация к учебной деятельнос-ти | Создает условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Нравственность — понятие, которое относится к отдельному человеку и понимается субъективно. Нравственность — это жизненная установка определенного человека, включающая в себя индивидуальные формы поведения в тех или в иных ситуациях, ценности, цели, понятия о добре и зле и т.д. в понимании конкретного человека. Таким образом, нравственность — сугубо индивидуальное понятие. Субъективная точка зрения позволяет оценивать нравственность как высокую и низкую в зависимости от конкретного мнения. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися. | Выполняют клоуз-тест Отвечают на вопросы учителя. Слушают и обсуждают тему урока, цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать. | 5 мин. |
III. Этап. Актуали-зация знаний | Дома вы познакомились с рассказом Евгения Ивановича Носова. Организует диалог с учащимися по вопросам: - Какое бы название вы дали этому рассказу? - Этот рассказ сначала был назван «Акимыч», а потом «Кукла». Почему автор решил изменить название рассказа? Какие ассоциации возникают у вас со словом «кукла»? - Можно ли назвать личностью «куклу»? (найдите в тексте это подтверждение) - А о чем еще идет речь в этом произведении? | Отвечают - Брошенная, истерзанная кукла. - Подобие человека, личность. - В грязном придорожном кювете валялась кукла. Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах. Но светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой. Которые целиком прямо, в платье, с бантом в волосах, а бывает, - без головы или обеих ног… - О проблемах человеческого общества. | 7 мин. |
IV Этап. Изучение нового материала | - Какие еще проблемы современного человеческого общества затрагивает автор в своем произведении? - А что такое нравственность? - Почему именно на уроке обществознания мы затронули эту тему? - Что такое нравственность? Посмотрите еще раз на перечисленные качества, какое самое страшное? (равнодушие). - К чему может привести равнодушие? (к проявлению зла, жестокости, и, в конце, к преступлению). - Какое преступление произошло? - В тексте мы читаем: «Кукла валялась под школьным забором…». Наверное, были очевидцы этих действий. Какую ответственность несут те, кто видел, что произошло, и не остановил? - Почему люди остались безучастными к преступлению? Найди в тексте ответ на этот вопрос? (А люди идут мимо – каждый по своим делам…). - Почему такое стало возможным? - Найдите в словаре понятия («нравственность», «преступление», «равнодушие») и запишите их в словарик.
| Проблеме нравственности - Знакомятся с новой информацией, делают записи в тетрадь, задают уточняющие вопросы. Учащиеся могут по ходу беседы перечислять слова: Равнодушие, жестокость, безответственность, злость, зависть, трусость, легкомыслие, жадность, лицемерие, предательство. Описано преступление против личности, нанесение телесных повреждений, т.к. кукла олицетворяет человека, она его маленькое неживое подобие, циничное надругательство. Это бездействие. Уголовным кодексом предусмотрено наказание – лишение свободы. Но самое главное – это очень жестокие люди - Высказывают собственное мнение. Из-за безнаказанности. У тех, кто проходил, своя формула жизни: «Моя хата с краю». Это очень равнодушные люди к чужому горю. Работа со словарем (поиск слова «нравственность», «преступление», «равнодушие»). | 15 мин. |
V Этап. Первичное осмысление и закрепление изученного | - Попробуйте составить кластер из всех слов, которые объединяет тема нашего урока. Вы их уже сегодня называли. | Составляют кластер. (Равнодушие, жестокость, безответственность, злость, зависть, трусость, легкомыслие, жадность, лицемерие, предательство. Нравственность). | 6 мин. |
VI Этап. Итоги урока. Рефлексия | Организует беседу по вопросам: - Давайте поразмышляем. Сегодня истерзанная кукла, и все прошло безнаказанно, а завтра… - Чем заканчивается произведение? - Как вы понимаете слова Акимыча: «Всего не закопать». - Все, о чем мы сегодня проговорили на уроке, обобщите, составив синквейн. - Оцените свою работу на уроке, поставьте оценку в лист оценивания и передайте его мне, я выставлю вам свою оценку. - Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Отвечают на вопросы. (Акимыч хоронит куклу). Составляют синквейн.
Рисуют смайлик. | 8 мин. |
VII Этап. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание: - придумать продолжение рассказа; - написать сказку о нравственности; - нарисовать иллюстрацию к тексту. | Записывают домашнее задание | 3 мин. |
Список использованной литературы
1.http://bibliotechka.ucoz.com/publ/sovremennaja_literatura/nosov_e_i/kukla_akimych/147-1-0-1616
2. Обществознание. Школьный словарь. 10-11 классы: О-28 пособие для учащихся общеобразоват. Организаций / (Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.Ю.Басик и др.); Просвещение, 2013. – 158 с.
Приложение
Клоуз-тест
Нравственность — понятие, которое относится к отдельному человеку и понимается субъективно. Нравственность — это жизненная установка определенного человека, включающая в себя индивидуальные формы поведения в тех или в иных ситуациях, ценности, цели, понятия о добре и зле и т.д. в понимании конкретного человека. Таким образом, нравственность — сугубо индивидуальное понятие. Субъективная точка зрения позволяет оценивать нравственность как высокую и низкую в зависимости от конкретного мнения.
(Ученикам дан текст без названия и без автора)
Носов Евгений Иванович
Кукла (Акимыч)
Теперь уже редко бываю в тех местах: занесло, затянуло, заилило, забило песком последние сеймские омута.
Вот, говорят, раньше реки были глубже...
Зачем же далеко в историю забираться? В не так далекое время любил я наведываться под Липино, верстах в двадцати пяти от дома. В самый раз против древнего обезглавленного кургана, над которым в знойные дни завсегда парили коршуны, была одна заветная яма. В этом месте река, упершись в несокрушимую девонскую глину, делает поворот с таким норовом, что начинает крутить целиком весь омут, создавая обратнокруговое течение. Часами здесь кружат, никак не могут вырваться на вольную воду щепа, водоросли, торчащие горлышком вверх бутылки, обломки вездесущего пенопласта, и денно и нощно урчат, булькают и всхлипывают страшноватые воронки, которых избегают даже гуси. Ну а ночью у омута и вовсе не по себе, когда вдруг гулко, тяжко обрушится подмытый берег или полоснет по воде плоским хвостом, будто доской, поднявшийся из ямы матерый хозяин - сом.
Как-то застал я перевозчика Акимыча возле своего шалаша за тайным рыбацким делом. Приладив на носу очки, он сосредоточенно выдирал золотистый корд из обрезка приводного ремня — замышлял перемет. И все сокрушался: нет у него подходящих крючков.
Я порылся в своих припасах, отобрал самых лихих, гнутых из вороненой двухмиллиметровой проволоки, которые когда-то приобрел просто так, для экзотики, и высыпал их в Акимычеву фуражку. Тот взял один непослушными, задубелыми пальцами, повертел перед очками и насмешливо посмотрел на меня, сощурив один глаз:
— А я думал и взаправду крюк. Придется в кузне заказывать. А эти убери со смеху.
Не знаю, заловил ли Акимыч хозяина Липиной ямы, потому что потом по разным причинам образовался у меня перерыв, не стал я ездить в те места. Лишь спустя несколько лет довелось наконец проведать старые свои сижи.
Поехал и не узнал реки.
Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов-быстрин, где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи. Бывало, готовишь снасть для проводки, а пальцы никак не могут попасть лесой в колечко — такой охватывает азартный озноб при виде крутых, беззвучно расходящихся кругов...
Ныне все это язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста, а всюду, где пока свободно от трав, прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей.
«Ну уж,— думаю,— с Липиной ямой ничего не случилось. Что может статься с такой пучиной!» Подхожу и не верю глазам: там, где когда-то страшно крутило и водоворотило, горбом выпер грязный серый меляк, похожий на большую околевшую рыбину, и на том меляке — старый гусак. Стоял он этак небрежно, на одной лапе, охорашиваясь, клювом изгонял блох из-под оттопыренного крыла. И невдомек глупому, что еще недавно под ним было шесть-семь метров черной кипучей глубины, которую он же сам, возглавляя выводок, боязливо оплывал сторонкой.
Глядя на зарастающую реку, едва сочившуюся присмиревшей водицей, Акимыч горестно отмахнулся:
— И даже удочек не разматывай! Не трави душу. Не стало делов, Иваныч, не стало!
Вскоре не стало на Сейме и самого Акимыча, избыл его стародавний речной перевоз...
На берегу, в тростниковом шалаше, мне не раз доводилось коротать летние ночи. Тогда же выяснилось, что мы с Акимычем, оказывается, воевали в одной и той же горбатовской третьей армии, участвовали в «Багратионе», вместе ликвидировали Бобруйский, а затем и Минский котлы, брали одни и те же белорусские и польские города. И даже выбыли из войны в одном и том же месяце. Правда, госпиталя нам выпали разные: я попал в Серпухов, а он — в Углич.
Ранило Акимыча бескровно, но тяжело: дальнобойным фугасом завалило в окопе и контузило так, что и теперь, спустя десятилетия, разволновавшись, он внезапно утрачивал дар речи, язык его будто намертво заклинивало, и Акимыч, побледнев, умолкал, мучительно, вытаращенно глядя на собеседника и беспомощно вытянув губы трубочкой.
Так длилось несколько минут, после чего он глубоко, шумно вздыхал, поднимая при этом острые худые плечи, и холодный пот осыпал его измученное немотой и окаменелостью лицо.
«Уж не помер ли?» — нехорошо сжалось во мне, когда я набрел на обгорелые останки Акимычева шалаша.
Ан нет! Прошлой осенью иду по селу, мимо новенькой белокирпичной школы, так ладно занявшей зеленый взгорок над Сеймом, гляжу, а навстречу — Акимыч! Торопко гукает кирзачами, картузик, телогреечка внапашку, на плече — лопата.
— Здорово, друг сердечный! — раскинул я руки, преграждая ему путь.
Акимыч, бледный, с мучительно одеревеневшими губами, казалось, не признал меня вовсе. Видно, его что-то вывело из себя и, как всегда в таких случаях, намертво заклинило.
— Ты куда пропал-то? Не видно на реке. Акимыч вытянул губы трубочкой, силясь что-то сказать.
— Гляжу, шалаш твой сожгли.
Вместо ответа он повертел указательным пальцем у виска, мол, на это большого ума не надо.
— Так ты где сейчас, не пойму?
Все еще не приходя в себя, Акимыч кивнул головой в сторону школы.
— Ясно теперь. Сторожишь, садовничаешь. А с лопатой куда?
— А-а! — вырвалось у него, и он досадливо сунул плечом, порываясь идти.
Мы пошли мимо школьной ограды по дороге, обсаженной старыми ивами, уже охваченными осенней позолотой. В природе было еще солнечно, тепло и даже празднично, как иногда бывает в начале погожего октября, когда доцветают последние звездочки цикория и еще шарят по запоздалым шапкам татарника черно-бархатные шмели. А воздух уже остер и крепок и дали ясны и открыты до беспредельности.
Прямо от школьной ограды, вернее, от проходящей мимо нее дороги, начиналась речная луговина, еще по-летнему зеленая, с белыми вкраплениями тысячелистника, гусиных перьев и каких-то луговых грибов. И только вблизи придорожных ив луг был усыпан палым листом, узким и длинным, похожим на нашу сеймскую рыбку-верховку. А из-за ограды тянуло влажной перекопанной землей и хмельной яблочной прелью. Где-то там, за молодыми яблонями, должно быть, на спортивной площадке, раздавались хлесткие шлепки по волейбольному мячу, иногда сопровождаемые всплесками торжествующих, одобрительных ребячьих вскриков, и эти молодые голоса под безоблачным сельским полднем тоже создавали ощущение праздничности и радости бытия.
Все это время Акимыч шел впереди меня молча и споро, лишь когда минули угол ограды, он остановился и сдавленно обронил:
— Вот, гляди...
В грязном придорожном кювете валялась кукла. Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах. Но светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось ими, тоже было истыкано сигаретой.
— Это чья же работа?
— Кто ж их знает...— не сразу ответил Акимыч, все еще сокрушенно глядя на куклу, над которой кто-то так цинично и жестоко глумился.— Нынче трудно на кого думать. Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят. А от них дети того набираются. С куклой это не первый случай. Езжу я и в район, и в область и вижу: то тут, то там — под забором ли, в мусорной куче — выброшенные куклы валяются. Которые целиком прямо, в платье, с бантом в волосах, а бывает — без головы или без обоих ног... Так мне нехорошо видеть это!.. Аж сердце комом сожмется... Может, со мной с войны такое. На всю жизнь нагляделся я человечины... Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий. Иную так сделают, что и от живого дите не отличишь. И плачет по-людски. И когда это подобие валяется растерзанным у дороги — не могу видеть. Колотит меня всего. А люди идут мимо — каждый по своим делам,— и ничего. Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. Везут малышей в колясках — бровью не поведут. Детишки бегают — привыкают к такому святотатству. Вот и тут: сколько мимо прошло учеников! Утром — в школу, вечером — из школы. А главное — учителя: они ведь тоже мимо проходят. Вот чего не понимаю! Как же так?! Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!.. Эх!
Акимыч вдруг побледнел, лицо напряглось той страшной его окаменелостью, а губы сами собой вытянулись трубочкой, будто в них застряло и застыло что-то невысказанное.
Я уже знал, что Акимыча опять «заклинило» и заговорит он теперь нескоро.
Он сутуло, согбенно перешагнул кювет и там, на пустыре, за поворотом школьной ограды, возле большого лопуха с листьями, похожими на слоновые уши, принялся копать яму, предварительно наметив лопатой ее продолговатые контуры. Ростом кукла была не более метра, но Акимыч рыл старательно и глубоко, как настоящую могилку, зарывшись по самый пояс. Обровняв стенку, он все так же молча и отрешенно сходил к стожку на выгоне, принес охапку сена и выстлал им днище ямы. Потом поправил на кукле трусишки, сложил ее руки вдоль туловища и так опустил в сырую глубину ямы. Сверху прикрыл ее остатками сена и лишь после этого снова взялся за лопату.
И вдруг он шумно вздохнул, будто вынырнул из какой-то глубины, и проговорил с болью:
— Всего не закопать...
Оценочный лист
ученика (цы) 7Б класса_______________________________________________
Самооценка | Оценка, поставленная учителем | Оценка за урок | Мое эмоциональное состояние |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литература. Конспект урока по теме "Нравственные проблемы в рассказе Л.Н. Андреева "Кусака".
Литература. Конспект урока по теме "Нравственные проблемы в рассказе Л.Н. Андреева "Кусака"....
Нетрадиционный урок по теме «Нравственные проблемы по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
Обобщающий урок литературы в 6 классе на тему "Нетрадиционный урок по теме «Нравственные проблемы по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Урок включает в себя викторину-игру и часть урока в ...
Урок по теме "Семья в современном обществе"
данный урок был представлен на муниципальном этапе конкурса "Учитель года 2012"...
Урок по теме "Приключения в современном обществе"
Данная разработка урока использовалась на уроке английского языка в 10 классе по программе «FORWARD» Вербицкая В. М.Тема урока «Развитие навыков чтения, аудирования и говорения по те...
Конспект и технологическая карта урока на тему: "Семья в современном обществе".
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий...
Конспект урока по теме "Нравственные проблемы в новелле О.Генри "Дары волхвов"
Тип урока:изучение новых знаний....
Открытый урок по теме «Нравственные проблемы и поучительный характер сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик».
Формирование коммуникативной, информационной, аналитической компетенций при изучении творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина....