Конспект урока по теме: «ПОУЧЕНИЕ...» ВЛАДИМИРА МОНОМАХА. Поучительный характер древнерусской литературы
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Ведунова Екатерина Сергеевна

Во время данного урока происходит выявление учащимися художественной идеи «Поучения...», которая заключается ся в призыве  к милосердию и состраданию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ПОУЧЕНИЕ...» ВЛАДИМИРА МОНОМАХА. Поучительный характер древнерусской литературы

Цели

Воссоздание атмосферы эпохи царствования Владимира Мономаха, выявление художественной идеи «Поучения...», заключающейся в призывы  к милосердию и состраданию; качеств личности автора, художественных особенностей произведения.

Формирование навыка исследовательской работы с текстом, умение выделять главное в прослушанном сообщении, коммуникативных умений учащихся.

Воспитание нравственно-эстетических представлений в ходе выявлении художественной идеи произведения и лексического значения слов милосердие, покаяние, справедливость, самоуничижение.

ХОД УРОКА

I Предкоммуникативный этап

Объявление темы, формулирование целей (желательно самими учениками),формы проверки домашнего задания, формы контроля и оценивания.

  1. Сообщение «историка».

• «Историк» задает вопрос классу:

 Что является важнейшей заслугой Владимира Мономаха?

  1. Слайдовая презентация. Комментарии «искусствоведа».

Назовите имена художников, обращавшихся в творчестве к личности И. Мономаха. (Б.А. Чориков,(А.Д. Кившенко, В.М. Васнецов.) Какие изображения, на ваш взгляд, наиболее достоверно передают колорит эпохи?

Л. Сообщение «литературоведа».

■ «Литературовед» задает вопрос классу:  Какое значение имела фраза сидя на санех для уточнения даты написания «Поучения...»?

II Коммуникативный этап

Анализ «Поучения...».

Поучение Владимира Мономаха состоит из трех частей. Найдите в тексте части, соответствующие вступлению, центральной дидактической части, заключению.

Вступление от слов «Я, худой, дедом своим Ярославом...» до слов «...да и,| санех сидя, безлепицу молвил».

 Центральная часть от слов «Всего же более убогих не забывайте...» до

 «Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится».

Заключение от слов «Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к Церкви...» до слов «Спанье в полдень назначено Богом; по

этому установленью почивают ведь и зверь, и птица, и люди».

• Каково значение слова худой во вступлении?

 Во вступлении, обращенном к детям, с характерным для древнерусско-

писателя самоуничижением содержится просьба не посмеяться над его писанием, а принять в сердце свое и быть снисходительными.

Лексическая работа

  • ()бъяснить значение слова самоуничижение.

5. Обращение к домашнему заданию.

- Назовите ключевые тезисы, содержащие советы Мономаха.

 • Ни правого, ни виновного не убивайте».

-Гордости не имейте в сердце и в уме».

-«Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев».

-«В дому своем не ленитесь».

-«Лжи остерегайтеся, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело», -«Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите».

- «Страх Божий имейте превыше всего».

Какие нравственные качества Мономах ценит превыше всего?

  • Покаяние, милосердие, справедливость, упование на Бога.

Лексическая работа Объясните значение слов покаяние, милосердие, справедливость.

6. Исследовательская работа с текстом.

Группа 1

 Найдите предложения со словом сердце. В каком значении употребляется это слово?

«Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но ком (3 детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться».

  • «Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра»  
  • «Если же вам придется крест целовать братии или кому-либо, то, проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души своей».

«Паче же всего гордости не имейте в сердце и в уме, но скажем: смертны  мы, сегодня живы, а завтра в гробу; все это, что Ты нам дал, не наше, но Твое, поручил нам это на несколько дней».

 «Пусть примет ее в сердце свое».

 «Страх имейте Божий в сердце своем».

«Проверив сердце свое».

«Гордости не имейте в сердце и в уме».

 «Сердце — вместилище Божией благодати».

Группа 2

 Найдите предложения со словом страх. В каком значении употребляется это слово?

«А вот вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего».

 «Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем».

Страх Божий — начало мудрости, основа совести, понимание нравственной ответственности.

Слово учителя

Что Мономах считает основным пороком? Найдите в тексте ответ на

вопрос.

Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому  не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего  к Церкви: пусть не застанет вас солнце в постели».

Что является завершающим аккордом «Поучения...»?

Завершающим аккордом «Поучения...» служит вновь произнесенный с большим воодушевлением призыв воздать хвалу Богу поутру при восходе шлица, при решении государственных дел, или выезжая на охоту или отправляясь в походы, или ложась спать.

Какие качества личности автора нашили отражение в «Поучении...»?

Мономах — первый известный нам мирской писатель Древней Руси. Ни человек широкообразованный, хорошо знающий литературу своего времени, мудрый политик, заботящийся о единстве Руси, рачительный  хозяин, отважный воин, добрый отец, истинный христианин.

III Посткоммуникативный этап

7. Итоги урока.

Слово учителя

Идеи, проповедуемые Владимиром Мономахом, были очень популярны в Древней Руси. А сам образ Владимира Мономаха, князя-воина и князя-мыслителя, постоянно присутствовал в древнерусской литературе.

8.Домашнее задание

  1. Написать сочинение-поучение, стилизованное под «Поучение Мономаха»
  2. Индивидуальное задание: подготовить сообщение о скульптурном портрете М.В.Ломоносова (автор Ф.И.Шубин)

Анализ произведения идет вслед за автором. Рассматриваются части произведения и их смысловое значение. Прослеживается стилистическая особенность данного жанра, ведется лексическая работа.

Универсальные учебные действия:

-выразительное чтение

-цитатный план

-исследовательская работа с текстом и иллюстрациями

Межпредметные связи:

- изобразительное искусство

-музыка

-история

Планируемые результаты:

-умение характеризовать отдельные эпизоды истории с помощью произведений древнерусской литературы

-характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений

-пользоваться иллюстративным рядом

-составлять цитатный план

-умение проводить исследование текста

-передавать личное восприятие прочитанного.

Материал для учителя

Словарная работа по тексту «Поучения»:

Я, худой… – о чём здесь идёт речь – об особенностях телосложения

(«стройный») или о нравственной самооценке? Можно ли это определить вне контекста  «Поучения»?

Слушал эту грамотку… – излишняя ли буква «к» в последнем слове? Отличается ли оно от слова «грамота» по смыслу?

Милостыню подавайте нескудную… – отличается ли определение «нескудную» от синонимичных ему  «щедрую», «богатую»? Каково происхождение старинного слова?

Безлепицу молвил… – что нужно заменить  - приставку или суффикс, - чтобы получилась современная форма первого слова?

Послы от братьев моих… – равнозначно ли современному слово «послы»  в этом контексте? Какое значение первично?

Волость – какое понятие прижилось в языке вместо первого?

Крестоцелование преступить… – о чём здесь идёт речь? Какой православный обряд лежит в основе этой метафоры?

Кроткие – состоит ли в родстве с «короткими»? Как это узнать?

Замысляет грешный против праведного… – как перевести это выражение на современный язык?

Убогого – в чём смысл этого понятия? Почему оно состоит в родстве со словом «Бог»? Связано ли генетически со словом «богатый»?

Заклать  правых сердцем …– состоят ли в родстве глаголы «заклать»  и «заколоть»?

Когда восстали люди… – можно ли отождествить  это выражение из «Поучения» с таким, например, выражением: «Декабристы восстали против самодержавия»? Определите первичный смысл этого понятия по составу слова.

От мужа крови… – можно ли определить смысл этого выражения по контексту? Кого так называли – убийцу или  «кровника» (родственную кровь)?

Не  свирепствовать ни словом,  не хулить в беседе…-  от каких слов образованы глаголы и какова их семантика?

Быть благочистию свершителем – из каких двух слов образовано слово «благочестие»?

От Бога на воздаяние пусть надеется… - что означало понятие «воздаяние»? Определите смысл слова по составу.

Вдовицу – чем отличается от «вдовы»? Какой смысл придаёт суффикс –ц-?

Царствия небесного не лишиться…- о чём здесь идёт речь? Отличается ли понятие «царствие» от слова «царство»?

Затворничеством – какому из слов  - творчество, творение, затворы – родственно это понятие?

Господи, твоим промыслом! – каков контекстуальный смысл последнего слова? С чем связан – с мыслью или добычей («охотничий промысел»)?

Блудницу – кого так называли? В чём значение корня?

Сторожей сами наряживайте…- что здесь имеется в виду – одеяние сторожей или нечто, к одежде относящееся?

Все добрые мужи совершенные… – в каком значении выступает слово «мужи» и в чём смысл его характеристики?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 7 классе Древнерусская литература. «Поучение Владимира Мономаха». «Повесть временных лет»

Презентация-сопровождение урока рассказывает о зарождении древнерусской литературы, её особенностях, жанрах...

конспект урока на тему "Рассказы о животных. Изображение животных в литературе. К.Г.Паустовский «Кот-ворюга».

Данный материал представляет собой конспект урока по литературе в 5 классе при изучении раздела "Писатели о животных"...

Презентация по теме "Поучение Владимира Мономаха" в 8 классе

Данная презентация поможет учителю  в объяснении учебного материала...

Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.

В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...

Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.

В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...

Конспект урока на тему: «Князь Владимир и Крещение Руси»

Конспект открытого урока в 6 классе по теме: "Князь Владимир и Крещение Руси".Цель урока: обобщить знания о  деятельности князя Владимира, расширить  знания о принятии христианства...

Открытый урок по теме «Нравственные проблемы и поучительный характер сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик».

Формирование коммуникативной, информационной, аналитической компетенций при изучении творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина....