Технологическая карта урока
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Терехова Зинаида Сергеевна

«Судьба человека заранее определена или человек сам создаёт себе судьбу»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn._karta_uroka_2.docx47.63 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя

Терехова Зинаида Сергеевна

Предмет

Литература

Класс

9

Урочная/не- урочная форма

  Педагогическая мастерская

Тема

 «СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА ЗАРАНЕЕ ОПРЕДЕЛЕНА ИЛИ ЧЕЛОВЕК САМ СОЗДАЁТ СЕБЕ СУДЬБУ»

Цель

 Побудить учащихся задуматься о проблеме судьбы, выявлять свою точку зрения на проблему.

Задачи

 Образовательные:

  • ознакомление учащихся с философскими понятиями судьба – фатализм – рок - случайность;
  • выяснение на примере художественного произведения, есть ли судьба или нет, возможно ли человеку управлять, руководить своей жизнью.
  • помочь обучающимся осмыслить идейно-художественное своеобразие главы , её глубокую нравственную сущность;
  • создать условия для переосмысления прежних понятий на основе художественной литературы и жизненного опыта.

 Развивающие:

  • развитие устной речи учащихся посредством создания на уроке ситуаций, дающих школьникам возможность рассуждать, высказывать свое мнение, отношение к произведению, герою или ситуации.
  • развивать навыки смыслового чтения и работы с информацией;
  • развивать навыки с документами, Интернет-ресурсами, речевые умения;
  • создать условия для развития памяти, внимания, воображения;
  • содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность;
  • развивать интеллектуальные и познавательные способности, навыки самостоятельной работы с текстом, анализа отдельных эпизодов, рефлексии и самооценки, умение высказывать и аргументировать свое мнение;
  • развивать монологическую речь школьников, исследовательские учебные действия, проблемное и операционное мышление, сосредоточенное внимание.

 Воспитательные:

  • воспитание субъекта собственной жизни, способного самостоятельно находить способы решения стоящих перед ним задач, способного к самоизменению, саморазвитию и самоопределению, направленных на правильное отношение к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга;
  • способствовать овладению формами и методами самовоспитания: самокритика, самообязательство;
  • способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения;
  • способствовать развитию культуры взаимоотношений при диалоге;
  • содействовать развитию эстетического вкуса, культуры речи;
  • формирование чувства ответственности за результат коллективной работы.

 Социализации: приобретение опыта взаимодействия, совместной

деятельности и общения        со сверстниками.

Планируемые результаты

 Предметные: (знания, умения, представления)

Обучающийся

  • получит возможность углубленного знакомства с героями главы «Фаталист»; способствующего раскрытию загадочности, противоречивости образа Печорина и формулировке собственной точки зрения по данному вопросу.
  • раскрывает нравственно-духовную и философскую основу рассказа;
  • рассматривает особенности композиции произведения;
  • знает содержание главы, пересказывает и комментирует отрывки из него;
  • характеризует образы Печорина и Вулича, анализируя эпизоды;
  • дает собственную оценку героям, выявляет к нему авторское отношение;
  • определяет значение композиционных элементов; раскрывает идейный смысл главы.

 Личностные:        (личностные

 УУД)

обучающийся получит возможность формирования личностного самоопределения; нравственно-этической ориентации, оценивания усваиваемого содержания.

 Метапредметные:  (познавательные, в том числе основы   проектной    деятельности,    основы   работы  с  текстом,        основы ИКТ-компетентности,  регулятивные, коммуникативные УУД)

  • способность        сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
  • выработка        умений        работать с учебной информацией;
  • готовность к сотрудничеству с соучениками;
  • формирование умения определять цели своей работы
  • развитие речи, мышления, воображения, коммуникативности;
  • совершенствование культуры общения;
  • повышение общей культуры, расширение кругозора
  • развитие умения ставить для себя новые задачи в учёбе, выбирать эффективные способы решения учебных задач, работать в группе.

Образовательная технология

Урок разработан с использованием технологии личностно-ориентированного, дифференцированного обучения,  ИКТ.

Источники информации

Ресурсы (оснащение)

  • презентация, компьютер с выходом в интернет, мультимедийный проектор, экран, интерактивная доска;
  • ноутбуки;
  • спиритическая доска;
  • карточки со словами;
  • тексты для анализа.

Ход урока

Этап урока

Форма организации деятельности учащихся

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Знания, умения, представления

Формируемые УУД

Формируемые основы:

- проектной/

исследовательской деятельности;

- работы с текстом;

- ИКТ-

компетентности

1.

Индуктор

Фронтальная

  Приветствие

 - Какую атмосферу навевает эта музыка?

 - Вы верите в мистику?

 - Кто знает, что это такое?

 - А кто знает, что такое спиритизм? Для чего он нужен?

Я предлагаю вам поучаствовать в мистическом спиритическом сеансе. Такие сеансы были популярны во все времена, и во времена Лермонтова тоже. (СЛАЙД) Давайте вызовем дух Лермонтова, который поможет ответить на важный вопрос.

Я приглашаю по одному из самых мистически настроенных представителей от каждой группы.  Следим за буквами, из которых будет складываться ответ.

Итак, вызываем дух Лермонтова. Михаил Юрьевич, вы здесь? ДА!

Михаил Юрьевич, что есть объявленная устами прорицателей воля богов? (ФАТУМ) (СЛАЙД: ФАТУМ)

Спасибо за ответ. Ребята, прошу садиться

 

 В течение многих веков пытались разгадать  загадку, состоящую из слов рок – судьба – предопределение – фатум. Людей всегда мучил вопрос: предопределена ли жизнь человека, или он сам, своими руками, строит собственную судьбу? Сегодня на уроке мы с вами попытаемся также ответить на вопрос.

Задания.

- Какие у вас ассоциации с понятием ФАТУМ (СУДЬБА). Если вы затрудняетесь с ответом, можете обратиться к листам, которые лежат на партах.

Давайте посмотрим, что предлагает нам словарь (на слайде):
Фатум – неотвратимая судьба, рок, неизбежное. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова).

Фатализм – вера в фатум

Фаталист – человек, верящий в фатум, склонный к фатализму. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова)

Прослушивание музыки

Построение речевого высказывания

формирование в сознании учащихся понятия «судьба»

ИКТ-компетентность

2.

Реконструкция и деконструкция

Групповая

  • Вам нужно в группе выбрать одно определение. (Неизбежность, возможность).
  • Задание. Перед вами текст. Попробуйте заменить выделенные слова понятием, которое вам досталось (неизбежность, возможность).  После того, как подставите слова, вам нужно обсудить в группах, что у вас получилось. На выполнение задания дается 4 минуты
  • 5 минут прошло. Изменился ли смысл? Изменилось ли восприятие текста?
  • Что рассогласовалось? Что рассыпалось? Что изменилось? При слове неизбежность ничего не меняется, так как это синоним. А со словом возможность смысл текста изменился на противоположный, потому что это антоним.
  • Из какого произведения этот отрывок?  («Герой нашего времени») 
  • Какая именно глава? (Фаталист)
  • Определим место этой главы в композиции этого романа. Для этого отсканируйте Q-код, который на табличках.
  • Какой главой завершается произведение? Почему?
  • Ответьте на вопрос: Почему же «Фаталист» - самая загадочная часть романа «Герой нашего времени? (потому что в этой главе раскрывается вопрос важного нравственного выбор, ко который стоит перед каждым человеком)
  • Назовите главных действующих лиц этой главы

Работа с текстом

Построение речевого высказывания; лексико-семантический анализ понятия

Развитие мышления, культуры умственного труда; потребности в самовыражении через слово; устойчивый познавательный интерес.

Основы проектно-исследовательской деятельности

Создание нового продукта

Групповая

  • Вернемся к понятиям, с которыми мы работали. Как вы думаете, какое слово ближе Печорину? А какое Вуличу? Кому из героев ближе неизбежность, а кому – слову возможность?
  • Давайте представим, что эти герои являются нашими современниками. Как вы думаете, как бы выглядели страницы их соцсетей, если бы соцсети в то время существовали? Какой бы у них был профиль? Какие НИКи бы они себе придумали, и под каким статусом мы бы их узнали? В

Задание: Вам нужно создать профиль на ноутбуке. Вы можете подобрать аватарку, статус и т.д.. Все материалы для работы в папке.

Нужно заполнить один слайд в презентации.

У кого слово неизбежность, вы заполняете профиль Вулича, кому попалось понятие возможность, заполняете профиль Печорина. На выполнение задания дается 3 минуты.

Создание творческого продукта

Построение речевого высказывания; лексико-семантический анализ понятия

Развитие мышления, культуры умственного труда; потребности в самовыражении через слово; устойчивый познавательный интерес.

Основы проектно-исследовательской деятельности

Афиширование

Индивидуальная

Предъявление продукта (защита своих работ)

Выберите одного представителя группы для защиты.

Афиширование

(выступление со своими работами, анализ работ одноклассников)

Построение речевого высказывания

Развитие умения осуществлять анализ и синтез

Социализация

Фронтальная

Чья позиция вам ближе? Вулича или Печорина? На чью страничку вы бы подписались и почему?

(Вулич, потому что он смелый…)

(Печорин, потому что он свободный, независимый)

Анализ

Построение речевого высказывания

Развитие умения осуществлять анализ и синтез

11.

Разрыв

Фронтальная

  • Почему образ Печорина вам нравится? Это положительный герой

(Да, Печорин не желает подчиняться предопределению. Он берет ситуацию в свои руки. Это и делает его героем времени в подлинном, а не в ироничном смысле.

  • А кто помнит слова Печорина: «Я люблю сомневаться во всём …»
  • А почему он такой умный, сильный, энергичный умирает на рассвете сил, не добившись ничего? В чём трагичность судьбы Печорина? 

(У Печорина не было цели).

Вывод: Отказавшись от веры, человек не испытает ни дружбы, ни любви, ни радости, ни разочарования. А все это является основными нравственными ценностями. Такова судьба Печорина.

Осознание возникших противоречий.

Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение;

оказывать        в сотрудничестве

необходимую взаимопомощь

Развитие умения работать по плану, прогнозировать,корректировать свою деятельность.

12.

Рефлексия

Фронтальная

  • Помните, с чего мы начали сегодняшний урок?
  • Какое понятие являлось ключевым на протяжении всего урока? Это слово нам подсказал Михаил Юрьевич Лермонтов. (Фатум)
  • Вспомните, какие два основных синонима мы привели свами в начале урока? (Рок и неизбежность, судьба и выбор)
  • То, что случилось с Вуличем – это рок или судьба? (предопределение? Неизбежность?) (Его смерть была неизбежной. Как высказался Максим Максимыч: «Значит, у него на роду это было написано».
  • А У Печорина? Был ли это рок (фатум)?

Вывод: Когда мы говорим о Печорине, мы говорим о судье, подразумевая нравственную программу, которую он в себе сформировал., которая может привести человека либо к успеху, либо к трагедии. То есть все в  наших руках!

  • Мы с вами не определили ТЕМУ урока. Обратите внимание на экран. Какая из этих цитат ближе к нашему уроку? Могло ли это высказывание стать темой урока?

Есть даже такая пословица:

«Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу».

Наше поведение влияет на наши чувства, чувства превращаются в привычки, в характер, а потом уже, в соответствии с характером, выстраивается наша судьба.

Желаю вам удачи на этом пути!

Осуществление рефлексии

Умение делать выводы

13.

Домашнее задание

Фронтальная

Приведите пример произведения искусства на тему «Фатализм»

Слушать учителя, записать в дневник, спросить, если что-то непонятно по домашнему заданию.

Коммуникативные (умение уточнять, если что-то непонятно)

ЛИСТ САМООЦЕНКИ Дата:          

На уроке я

выполнил(а) / не выполнил(а) все задания

соблюдал(а) / не соблюдал(а) правила поведения

Материал урока

мне был

понятен / не понятен

Моя        оценка себе

За поведение на уроке:

За работу на уроке:

На что я должен (должна) обратить внимание, делая домашнее задание:

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...