Повышение читательской компетентности средствами театрализации
статья по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Татаренкова Наталья Викторовна

Статья раскрывает роль театральной деятельности в повышении читательской грамотности обучающихся. Будет актуальна учителям русского языка и литературы для продвижения театра в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tatarenkova_n.v._oosh_n.bykovka.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение читательской компетентности средствами театрализации

Татаренкова Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы

 ГБОУ ООШ с. Нижняя Быковка м.р. Кошкинский (tatarenkova.natalja@yandex.ru)      

Современные дети мало читают. Школьники не интересуются даже произведениями учебной программы. У представителей цифрового поколения  преобладает экранный тип восприятия информации, и общение с гаджетами стоит на первом месте в проведении свободного чтения. Вместо книг они читают яркие посты в социальных сетях. Как привлечь внимание юного читателя к книге, приобщить к активному чтению, повысить уровень читательской компетентности обучающихся?

Эффективной формой в этом направлении считаю театральную деятельность. Обращение к театрализованной игре усиливает эмоциональную сторону анализа художественного произведения, позволяет глубоко проникнуться в замысел автора, «вжиться» в роль, почувствовать психологию героя, прививает интерес к восприятию художественной литературы, а в дальнейшем к самостоятельному чтению.

Театральный критик, искусствовед и педагог Галахова О.И. писала, что «…театр книги - это творческое прочтение произведения, прожитое через актерское мастерство читателя... Перевод литературного текста на особый сценический язык делается для того, чтобы из зрительного зала человек пришёл в зал читальный. Для спектакля достаточно протянуть руку к полке, взять книгу и из неё сделать представление: оживить текст через игру, движение, музыку...»

Организация театрализованных представлений в нашей школе проходит во внеурочное время: в рамках предметных недель, литературных вечеров, читательских конференций. Выступаем перед разной аудиторией: учениками школы, воспитанниками детского сада, в сельском доме культуры. Участвуем в районном конкурсе сказок. Путь к театру на школьной сцене у нас начинается с 5 класса.  Для ребят младшего школьного возраста весело и оживленно проходят инсценировки по сказкам А.С. Пушкина: «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и о работнике его Балде», басням И.А. Крылова: «Зеркало и Обезьяна», «Мартышка и очки», «Тришкин кафтан», «Демьянова уха». Дети легко перевоплощаются в роли и погружаются в игру. Участвуя в постановке, они знакомятся с новыми литературными произведениями вне школьной программы. Все это служит расширению читательского кругозора, вызывает потребность в общении с незнакомой книгой.

В 6 классе сценарий для спектакля создаем из цикла произведений А.С.Пушкина «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», рекомендованных для внеклассного чтения. Погружаясь в вальс метели вместе с героями одноименной поэтичной повести, зрители с волнением наблюдают неожиданные повороты в судьбах действующих лиц. Повесть не оставляет никого равнодушным, на примере истории жизни простых людей показывает читателю, как человек становится игрушкой в руках капризной судьбы. Театральная интерпретация повести  А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» помогает шестиклассникам проявить свой артистический талант и сформировать читательский интерес к русской классической литературе. Забавно драматизируются юмористические короткие, но поучительные рассказы-сценки А.П. Чехова: «Хамелеон», «Хирургия», «Злоумышленник». Они просты и доступны для понимания, в них нет большого количества персонажей. Это собирательные образы человеческих пороков. Ребята с интересом прочитывают рассказы и комично пропускают через театральную игру образы чеховских героев.

На литературном вечере, посвященном творчеству поэта-юбиляра М.Ю. Лермонтова, юные артисты из 7 класса представили  постановку по мотивам «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Литературно-музыкальная композиция, стилизованная под старинную народную песню, погружает в атмосферу исторической эпохи царя Ивана Грозного, передает быт и традиции русского народа. Перевоплощаясь в сценические образы героев, школьники «примеряют» поступки и характеры персонажей на себя, оценивают их внутренний духовный мир.

Искрометные пьесы Н.В. Гоголя всегда были любимы публикой. Не могут они пожаловаться на недостаток популярности и в наши дни. Учащиеся 8-9 классов разыграли своим зрителям сценическую версию пьесы «Ревизор». Невероятно интересно смотреть на гоголевских героев в исполнении самодеятельных артистов! Особенно учитывая, что «городничему» и его «чиновникам»  «только четырнадцать минуло». Ребята вошли в роль  настолько, что позволяли  править автора, добавляя к его словам свои ремарки. Зрители смеялись от души над шутками и комичными сценами.

По-настоящему ярким, сказочным и праздничным, полным веселья и шуток получился спектакль

по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», который в канун Нового года старшеклассники

подарили своим зрителям. Художественное оформление (волшебные декорации, колоритные костюмы), музыкальное сопровождение и самобытность языка героев помогали почувствовать силу искусства и литературы, передать неповторимый авторский стиль.

Станут ли литературные произведения, поставленные на сцене, любимыми для моих учеников или нет, я не знаю, но уверенно могу сказать, что книжная театрализация способна не только оживить книгу, привлечь к ней внимание, сделать ее более востребованной, но и пробудить и развить живой интерес у школьников к чтению.

Список литературы

  1. Ершова А.П. и др. Театрально-творческие методы работы на уроке литературы // Театр и образование. – М., 1992. – С. 37–50.
  2. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе. – М., 1992.
  3. Ершов П.М., Ершова А.П., Букатов В.М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. / М., 1998.
  4. Зепалова Т.С. Уроки литературы и театр: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1982. – С. 175.
  5. Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. / М., 1993.
  6. Леонов А.А. Театральные игры на уроке литературы // Театр и образование. – М., 1992. – С. 63–71.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение мотивации школьников при изучении художественного произведения средствами театрализации.

Низкая мотивация учения стала одной из главных проблем современной школы. В задачи каждого учителя входит  формирование и развитие мотивации учебной деятельности, познаватель...

"Организация внеурочной деятельности как средство повышения читательской активности"

Анализ опыта работы по организации конкурса чтецов послужил поводом к размышлению и написанию данной статьи....

Стендовый доклад: Тема: «Использование компетентностно - ориентированных заданий на уроках математики как средство формирования читательской компетентности учащихся».

В настоящее время актуальными становится требования к личным качествам современного школьника – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, ...

Формирование читательской компетентности на уроках английского языка обучающихся в выпускных классах как средства повышения качества образования и результатов ГИА выпускников школы через обучение стратегиям чтения

Формирование читательской компетентности на уроках английского языка обучающихся в выпускных  классах как средства повышения качества образования и результатов ГИА выпускников школы через обучени...

Анализ лирического произведения как средство развития читательской компетентности

Доклад-представление методической системы на муниципальном этапе конкурса "Учитель года 2016"...

Проект программы «Формирование читательской компетентности обучающихся средствами русского языка»

Проект программы «Формирование читательской компетентности обучающихся средствами русского языка» + урок русского языка в 8 классе по теме "Односоставные предложения"....