«Формирование читательской компетентности у обучающихся по программе VII вида средствами связной устной и письменной речи на уроках русского языка» (7 класс)
проект по русскому языку (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Проект программы
«Формирование читательской компетентности у обучающихся по программе VII вида средствами связной устной и письменной речи на уроках русского языка» (7 класс)
П. Пионерский,
2011год
.
Автор: Е.А. Зверева
учитель русского языка и литературы второй квалификационной категории
МОУ Пионерская средняя общеобразовательная школа
Содержание
- Паспорт проекта программы
- Пояснительная записка
- Учебно-тематический план
Приложение:
а) диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков
б) конспект урока с использованием элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо
- Список информационных источников
Паспорт проекта
Данные паспорта | Содержание |
Название | «Формирование читательской компетентности у обучающихся по программе VII вида средствами связной устной и письменной речи на уроках русского языка» (7 класс) |
Назначение | Методическое обеспечение реализации формирования читательской компетентности обучающихся по программе VII вида |
Цель | Разработать программу формирования читательской компетентности, мотивации к изучению предмета обучающихся по программе VII вида средствами связной устной и письменной речи. |
Адресат | Зверева Елена Александровна, учитель русского языка и литературы. МБОУ Пионерская средняя общеобразовательная школа. 628250 Тюменская область Советский район п. Пионерский, ул. Ленина, 13 |
Список литературы
- Государственный образовательный стандарт 2004 года
- Примерная программа компенсирующего обучения «Русский язык» (5-9 классы) под редакцией Т.А. Ладыженской
- Учебник «Русский язык» под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др. М., 2008
- О.Г. Шаврина «Формирование читательской компетентности обучающихся». Курган, 2010
- О.Г. Шаврина «Технология развития критического мышления через чтение и письмо». Курган, 2010
- Н.А. Криволапова «Компетентностный подход в реализации федерального компонента государственного образовательного стандарта». Курган, 2005
Пояснительная записка
Проблема формирования читательской компетентности сегодня как никогда актуальна: чтение связано с грамотностью и образованностью, формирует идеалы, обогащает внутренний мир человека.
Возрастающий дефицит знаний в обществе во многом обусловлен снижением интереса к чтению взрослого населения и детей. Поэтому одна из главных задач современной школы заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению, создать условия для воспитания компетентного читателя, способного отбирать, понимать, организовывать информацию и успешно ее использовать в личных и общественных целях.
Формированию читательской компетентности обучающихся, учебно-информационных умений и навыков способствуют уроки русского языка по развитию устной и письменной речи.
Проект учебной программы «Формирование читательской компетентности у обучающихся по программе VII вида средствами связной устной и письменной речи на уроках русского языка» (7 класс) составлен на основе Государственного образовательного стандарта 2004 года, примерной программы компенсирующего обучения «Русский язык» (5-9 классы) и учебника «Русский язык» под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др., а также на основе учебно-методических пособий для педагогов образовательных учреждений «Формирование читательской компетентности обучающихся» и «Технология развития критического мышления через чтение и письмо» автора-составителя О.Г. Шавриной, «Компетентностный подход в реализации федерального компонента государственного образовательного стандарта» автора Н.А. Криволаповой и предназначена для обучающихся по программе VII вида (7 класс).
Обучающиеся по программе VII вида – это дети с задержкой психического развития (ЗПР): они испытывают трудности при организации своей умственной деятельности, часто не могут сконцентрировать внимание на поставленной задаче, речь этих детей недостаточно развита, снижены навыки выразительного, беглого, безошибочного чтения. Детям с ЗПР трудно вникать в смысл текста, пересказывать текст. У них беден словарь, они не всегда воспринимают переносное значение слов, метафору, не всегда чувствуют подтекст. У них недостаточно высок уровень познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности. Низка мотивация к чтению. Они часто не уверены в своих знаниях и умениях. Поэтому нуждаются в постоянных повторениях, в неспешном разборе всех вопросов, в выполнении большого числа однотипных упражнений.
Для обучающихся по программе VII вида на развитие устной и письменной речи отведено 34 часа. По сравнению с общеобразовательной программой в программе компенсирующего обучения существенно сокращен объем теоретических сведений и по-иному организованы ее разделы. В программе для детей с ЗПР Т.А. Ладыженская развитие связной речи представляет не в особом разделе, а распределяет по основным темам курса. При этом содержание работ соотносит с особенностями изучаемой темы. Предлагает по усмотрению учителя изменять вид работ, тематику и количество изложений и сочинений, уменьшать или увеличивать учебное время, исходя из конкретных условий работы в данном классе.
Для развития связной письменной и устной речи детей с ЗПР в 7 классе Т.А. Ладыженская предлагает такие формы работы: выборочное изложение текста с целью составления описания внешности человека, изложение с изменением текста (замена одного из глаголов-сказуемых деепричастием), изложение повествовательного характера с элементами рассуждения, сочинения повествовательного характера с элементами описания и рассуждения, комплексную работу с текстами, имеющими помету «Р» (развитие устной и письменной речи).
Детям с ЗПР помогают понять содержание текста, авторский замысел, прийти к выводу такие педагогические приемы и техники как «Чтение с остановками», «Лови ошибку», стратегия ИНСЕРТ, «Двойной дневник» и другие. В процессе общения с автором художественного текста обучающиеся испытывают радость, если содержание и проблема текста им постепенно становятся понятны.
Проектом данной учебной программы 10 часов отведено на формирование читательской компетентности обучающихся.
Цель проекта: создание условий для формирования читательской компетентности средствами связной устной и письменной речи, формирование общеучебных умений, направленных на развитие познавательной деятельности обучающихся по программе VII вида.
Задачи проекта:
1. разработать входную диагностику для определения уровня сформированности учебно-информационных умений и навыков
2. определить общеучебные умения и навыки, необходимые для формирования читательской компетентности
3. разработать систему развивающих заданий для формирования учебно-информационных умений и навыков
4. разработать инструментарий контроля уровня сформированности учебно-информационных умений и навыков
5. определить комплекс педагогических приемов и техник, необходимый для реализации проекта
Объект: Образовательная область «Русский язык» по программе VII вида в 7 классе.
Предмет: Процесс формирования читательской компетентности у обучающихся по программе VII вида средствами связной устной и письменной речи на уроках русского языка.
Гипотеза: Если с обучающимися по программе VII вида в 7 классе использовать средства развития связной устной и письменной речи на уроках русского языка, у них сформируется читательская компетентность.
Методологическая основа
- научные взгляды на обучение детей:
Ю.К. Бабанский. Разработал теорию оптимизации обучения как научно-обоснованного выбора и осуществления варианта процесса обучения. «Избранные педагогические труды». М. «Педагогика», 1989г.
В.В. Краевский, И.Я. Лернер «Теоретические основы процесса обучения в современной школе». М., 1989г.
Ш.А. Амонашвили. Отказ от авторитарной педагогики, направление энергии ребенка на продуктивные занятия. «Размышления о гуманной педагогике». М., 1995г.
Давыдов В.В., Эльконин Д.Б. Образовательная система развивающего обучения: развитие рефлексии и воображения, возрастная специфика развития и др. «Проблемы развивающего обучения». М. «Педагогика», 1986г.
Шиянов Е.И., Котова И.Б. «Развитие личности в обучении». М., 1999г.
Поташник М.М. Теоретическая педагогика. «В поисках оптимального варианта». М. «Педагогика», 1988г.
- научные взгляды на обучение русскому языку:
Баранов А.Г. Разработал вопросы педагогического образования, школоведения и содержания образования. Автор учебных книг.
Шаталов В.Ф. Методика обучения с использованием опорных сигналов – ключевых слов, условных знаков, рисунков.
Ладыженская Т.А., педагог, методист по русскому языку, автор учебных книг.
Розенталь Д.Э. «Секреты хорошей речи». «А как лучше сказать?»
В.К. Дьяченко. «Организационная структура учебного процесса». М., 1989г. «Новая дидактика»
- научные взгляды на обучение детей с ЗПР
Гонеев А.Д. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Академия. 2002г.
Б.П. Пузанов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова. Обучение и воспитание учащихся с отклонениями в развитии. Дети с задержкой психического развития.
В.В. Лебединский. Нарушения психического развития в детском возрасте. М., 2003г.
Учебно-тематический план
Система ожидаемых умений и навыков
№ | тема урока | познавательная деятельность | информационно-коммуникативная деятельность | рефлексивная деятельность | педагогические приемы и техники |
1 | Повторение изученного в 5-6 классах. Комплексная работа с текстом М.М. Пришвина. Упр. 22, с. 12. | 1. Умение аргументировать утверждение о том, что упражнение представляет собою текст. 2. Умение подобрать заголовок к тексту. | 1. Умение использовать повторное чтение. 2. Умение составлять план текста. 3. Умение определять лексическое значение слов тундра, Заполярье, морошка 4. Умение совершенствовать навыки безошибочного, беглого, выразительного чтения | 1. Формирование навыка оценки своей деятельности, деятельности товарища | 1. Чтение с остановками – осмысление содержания текста |
2 | Повторение изученного в 5-6 классах. Комплексная работа с текстом М.А. Шолохова. Упр. 45, с. 20. Урок в мультимедийном кабинете | 1. Умение аргументировать утверждение о том, что упражнение представляет собою текст. 2. Умение осознанно делить текст на абзацы. 3. Умение видеть местоимения как средство связи предложений в тексте. 4. Умение видеть слова, употребленные в переносном значении (метафору) осень прижилась, ягоды шиповника пылали и др. | 1. Умение использовать виды чтения (повторное чтение) 2. Умение работать с информационным источником – краткой биографической справкой о М.А. Шолохове в электронном источнике – Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия 3. Умение совершенствовать навыки безошибочного, беглого, выразительного чтения | 1. Формирование навыка оценки своей деятельности, деятельности товарища | «Лови ошибку» (в тексте не выделены абзацы). |
3 | Комплексная работа с текстом по Т. Афасижеву, упр. 63, с 28 (Тема «Причастие») | 1. Умение аргументировать утверждение о том, что упражнение представляет собою текст. 2. Умение определять и формулировать основную мысль текста 3. Умение видеть языковые средства публицистического стиля 4. Умение находить причастия в тексте | 1. Умение использовать выборочное чтение с «выхватыванием» ключевых слов для определения основной мысли текста 2. Умение совершенствовать навыки безошибочного, беглого, выразительного чтения | 1. Формирование навыка оценки своей деятельности, деятельности товарища 2. формирование навыка соблюдения норм поведения в окружающей среде 3. Умение применять опознавательные признаки причастия для нахождения его в тексте | Стратегия ИНСЕРТ (условные значки) Работа в парах |
4 | Подготовка к рассуждению на тему «Правильно ли поступают те, кто по внешности судит о внутренних качествах человека, о его характере» на основе текста упр. 80, с. 36 (по Ю. Яковлеву) | 1. Умение видеть метафору 2. Умение видеть простое предложение с однородными членами, сложное предложение | 1. Умение работать с толковым словарем. Определение лексического значения слов рыцарь, благородное (сердце рыцаря) 2. Умение совершенствовать навыки безошибочного, беглого, выразительного чтения | 1. Умение применять алгоритм рассуждения: тезис-доказательство-вывод 2. Умение по схемам читать простое предложение с однородными членами, сложное предложение 2. Умение оценивать свое поведение. | 1. Чтение с остановками – осмысление содержания текста |
5 | Подготовка к изложению текста Т.Л. Сухотиной. Упр. 100, с. 48 (тема «Причастие») | 1. Умение определять и формулировать основную мысль текста. 2. Умение находить в тексте причастия, которые являются ключевыми словами отрывка. | 1. Умение составлять вопросный план. 2. Умение работать с информационным источником – краткой биографической справкой о Л.Н. Толстом из электронного учебника «Библиотека школьника». Выпуск 2, издательство «АСУ-Импульс» | 1. Умение применять опознавательные признаки причастия для нахождения их в тексте (ключевые слова отрывка) 2. Формировать навыки оценки своей деятельности, деятельности товарища | Чтение с остановками -осмысление содержания текста |
6 | Подготовка к выборочному изложению текста-отрывка из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека». Упр. 130, с. 64 (Тема «Причастие») | 1. Умение выбрать материал на одну из тем: «Портрет мальчика и мужчины», «Отец», «Сын». 2. Умение находить причастия в тексте и отличать их от прилагательных. | 1. Умение совершенствовать навыки безошибочного, беглого, выразительного чтения 2. Владение монологической речью | 1. Умение выбрать материал на одну из тем 2. Умение применять опознавательные признаки причастия. 3. Формирование навыка оценки своей деятельности, деятельности товарища | Чтение с остановками – осмысление содержания текста |
7 | Устное рассуждение на тему «Прозвища опасны или неопасны? Согласен ли я с размышлениями мальчика?» на основе текста упр. 216, с.103 (Тема «Наречие») | 1. Умение видеть наречия в тексте и отличать их от существительных в косвенных падежах | 1. Умение использовать виды чтения (повторное чтение) 2. Умение работать с толковым словарем. Определение лексического значения слова эпидемия | 1. Умение применять алгоритм рассуждения: тезис-доказательство-вывод 2. Формирование навыка оценки своей деятельности, деятельности товарища | Чтение с остановками – осмысления содержания текста |
8 | Подготовка к подробному изложению текста В. Осеевой. Упр. 248, с. 116 (тема «Наречие») | 1. Умение находить слова, с помощью которых в маленьком рассказе выражается отношение к персонажам и их действиям. | 1. Умение составлять план текста. 2. Умение определять и формулировать главную мысль 3. Умение совершенствовать навыки безошибочного, беглого, выразительного чтения | 1.Формирование навыка выполнения своих обязанностей как гражданина, члена общества 2.Формирование навыка оценки своей деятельности, деятельности товарища | Обучение приему «Двойной дневник». По ходу чтения заполняем таблицы из двух граф: 1) выписываем фразы, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали согласие с поведением героя или протест. 2) объясняем, что заставило выписать эти фразы, о чем подумали, когда выписывали |
9 | Комплексная работа с текстом «Байкал». Упр. 269, с 124 (тема «Наречие») | 1. Умение находить наречия, определять их синтаксическую функцию 2. Умение определять и формулировать основную мысль текста. | 1. Умение иначе озаглавить текст 2. Умение использовать виды чтения – повторное чтение 3. Умение работать с толковым словарем: лексическое значение слова хребты 4. Умение совершенствовать навыки безошибочного, беглого, выразительного чтения | 1. Формирование навыка соблюдения норм поведения в окружающей среде 2. Формирование навыка оценки своей деятельности, деятельности товарища | Чтение с остановками – осмысления содержания текста |
10 | Урок контроля умений и навыков Комплексная работа с текстом упр. 458, с. 206 | 1. Умение находить наречия и причастия, грамматическую основу, однородные члены в первом предложении 2. Умение определять и формулировать основную мысль текста 3. Умение подобрать заголовок к тексту | 1. Умение работать с толковым словарем: лексическое значение слова священный 2. Умение совершенствовать навыки безошибочного, беглого, выразительного чтения | 1.Формирование навыка соблюдения норм поведения |
Приложение №1
Конспект урока по теме «Подготовка к изложению текста Т.Л. Сухотиной». Упражнение 100, с. 48 (тема «Причастие»)
Тип урока: урок обобщения
Цель урока: подготовка обучающихся к изложению текста Т.А. Сухотиной с использованием элементов технологии критического мышления через чтение и письмо. Закрепление знания по теме «Причастие»
Задачи урока:
1) Учебно-интеллектуальные
- формировать умение определять и формулировать главную мысль текста
- формировать умение находить в тексте причастия, которые являются ключевыми словами
2) Учебно-информационные:
- формировать умение читать, используя прием чтения с остановками и составлять вопросный план
- формировать потребность работать с информационным источником – краткой биографической справкой о Л.Н. Толстом из электронного учебника «Библиотека школьника». Выпуск 2, издательство «АСУ-Импульс»
3) Учебно-коммуникативные:
- формировать умение читать и пересказывать от 3 лица
4) Воспитательная.
- Формировать навыки оценки своей деятельности, деятельности товарища
Основные этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Методические приемы и педагогические техники | Умения, формируемые у обучающихся |
1. Вызов | 1. Актуализирует имеющиеся знания - Что Вам известно о Л.Н. Толстом? 2. Пробуждает интерес к получению новой информации 3. Вызывает на диалог | Дети вспоминают все, что им известно о великом русском писателе Л.Н. Толстом. На экране – информационный текст "Радостный период детства". (Читает учитель) Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе "ее духовный облик: блестящее образование, чуткость к искусству. Отец Толстого, участник Отечественной войны 1812года, запомнился писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте. Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: "она научила меня духовному наслаждению любви". Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести "Детство". Дети делятся впечатлениями о прослушанной информации, с помощью учителя делают вывод о дружной семье Толстых.
| Вопросы учителя Информационный текст используется в качестве иллюстрации на уроке | Умение передавать информацию через связный рассказ о Л.Н. Толстом. Развитие памяти Концентрация внимания Умение формулировать полный ответ на вопрос учителя Формирование потребности (умения) работать с электронным учебником |
2. Осмысление содержания | 1. Сообщает о возможности получения информации на основе чтения текста упражнения 100, с.48 2. Организует диалог, помогает формулировать ответы 3. Поддерживает познавательный интерес к теме урока | Узнают от учителя о том, что Л.Н. Толстой тоже был прекрасным отцом. Подробнее об этом узнают из текста учебника: читают воспоминания дочери, Т.Л. Сухотиной. После прочтения предложения «Трем людям я особенно благодарна за свое детство» останавливаются: делают предположения о том, кто эти люди? Почему каждому из этих людей можно быть благодарным за свое детство? Читают текст до конца и рассказывают, что подтвердилось из предположений, а что – нет. Объясняют свои ответы. Последний вопрос: «Какие предположения можно сделать о дальнейшей жизни Т.Л. Сухотиной? Почему?» Определяют главную мысль текста, для этого с помощью учителя находят ключевые причастия любящих, руководившему, украсившей. С помощью учителя преобразуют текст в повествование от лица Т.Л. Сухотиной, в целях предупреждения речевых ошибок используют записанные на доску слова дочь Л.Н. Толстого, она, ее, они, Т.Л. Сухотина; глаголы вспоминает, думает, учатся. Делают карандашом пометы в учебнике. Составляют вопросный план текста. С помощью плана и учителя рассказывают содержание текста от 3 лица. | Работа с учебником Чтение с остановками Поисковый | Умение осознанно читать текст Умение формулировать полный ответ на вопрос учителя Умение определять и формулировать главную мысль текста, читать и находить в тексте причастия, которые являются ключевыми словами Умение читать и составлять вопросный план |
3. Рефлексия | 1.Организует обмен мнениями о новом на уроке 2. Побуждает к дальнейшему расширению знаний 3. Организует самооценку деятельности | 1. Рассказывают о том, что нового узнали на уроке, чему научились. 2. Дома с помощью вопросного плана пытаются передать содержание текста на черновике, оценить свою работу | Работа в парах Самооценка | Умение правильно построить предложения, рассказывая о новом на уроке: Я узнал, что… Умение самостоятельно изложить содержание текста по заданным вопросам |
Приложение №2
Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков у детей, занимающихся по программе 7 вида
Ребята, оцените уровень овладения общеучебными умениями и навыками.
Каждое из перечисленных умений оценивается в баллах: 1- очень плохо владею; 2 – немного владею; 3- хорошо владею
№ | Умения | Уровень
| ||
1 | 2 | 3 | ||
1 | Составлять план ответа | |||
2 | Готовить пересказ текста | |||
3 | Выделять главную мысль прочитанного | |||
4 | Составлять вопросы к прочитанному | |||
5 | Воспроизводить услышанное | |||
6 | Запоминать услышанное | |||
7 | Давать оценку своей деятельности | |||
8 | Находить ответы на вопросы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная работа по развитию устной и письменной речи на уроках русского языка в 5 классе
Данный материал помогает выбрать эффективные методы коррекции по развитию устной и письменной речи в 5классе...
РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Работа по развитию речи...
Пути совершенствования устной и письменной речи на уроках русского языка и литературы в средней школе.
Методическая разработка включает материал по теме "Пути совершенствования устной и письменной речи на уроках русского языка и литературы в средней школе" и презентации....
Развитие устной и письменной речи на уроках русского языка
В концепции модернизации образования записано: «Первейшая задача образовательной политики на современном этапе – достижение современного качества образования, его соответствия актуа...
Чат, как средство формирования устной и письменной речи на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности классного руководителя.
В статье рассматривается использование Интернет-ресурса как одного из средств формирования иноязычной компетентности учащегося, а так же как средство организации работы с классом....
Развитие устной и письменной речи на уроках русского языка
Работа по развитию речи...
Формирование компетенции связного изложения мыслей в устной и письменной речи на уроках русского языка и литературы (обобщение опыта)
Данный педагогический опыт возник и сформировался в условиях МБОУ СОШ №9 г. Холмска в период с 2012 по 2015 учебный год и является актуальным в настоящее время в связи с введением ФГОС основного общег...