Анализ лирического произведения как средство развития читательской компетентности
статья по литературе на тему
Доклад-представление методической системы на муниципальном этапе конкурса "Учитель года 2016"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ лирического произведения как средство развития читательской компетентности
В настоящее время общепризнанным является факт, что снижение у молодого поколения интереса к чтению имеет масштаб общемировой тенденции. Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь. Каждая книга должна прийти к ребёнку в определённом возрасте, иначе дружба с ней может не состояться.
Федеральные государственные образовательные стандарты определяют компетентностный подход в обучении, воспитании и развитии обучающихся, и читательская компетентность является одной из ключевых.
Под читательской компетентностью подразумевается:
- способность понимать прочитанное;
- способность размышлять над содержанием;
- способность оценивать смысл и значение прочитанного;
- способность излагать суждения о прочитанном.
Данные способности могут быть сформированы разными формами и видами работы на уроках гуманитарного цикла. Одной из главных дисциплин, позволяющих воспитать грамотного читателя, является литература. Трудоёмким, но продуктивным способом формирования читательской компетентности я считаю анализ лирического произведения.
Лирическое произведение – это:
- текст (и это позволяет развивать умение работать с информацией);
- произведение искусства (это позволяет поднимать культурный уровень);
- чувственное начало (позволяет развивать эмоциональную сферу).
Любое художественное произведение представляет собой единство формы и содержания. Анализ направлен на постижение того и другого. Задача учителя при обучении анализу лирического текста показать, что форма стихотворения раскрывает содержание, смысл, выражает чувства.
А потому главными при анализе стихотворения являются вопросы:
- О чём пишет автор?
- С помощью каких средств?
- Для чего использует данные средства (образ, настроение, смысл)
Для формирования умения отвечать на эти вопросы предлагаю ученикам различные виды заданий.
1. О чём? Предмет стихотворения, тема.
Анализ ключевых слов.
- Подчеркните ключевые слова стихотворения (часто повторяющиеся, однокоренные).
Зима недаром злится,
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
- Восстановление деформированного текста.
Белый … пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро …
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
2. С помощью чего? Изобразительно-выразительные средства (тропы).
Анализ тропов.
- Составление схемы «Олицетворение» (выписать глаголы к ИС зима)
З злится
И хлопочет
М взбесилась
А захватила, пустила
В в окно стучится
Е гонит со двора
С хохочет
Н шумит
А умылась, румяней стала.
- Использование клише сочинений (на место пропусков впишите примеры тропов).
Когда работа над формальной стороной стихотворения завершена, необходимо понять, для чего автор использует тот или иной троп. Вижу разные назначения тропов в стихотворной речи.
- создание образа
- передача настроения
- выражение авторской оценки
на основе этих целей формируем сначала устное а потом письменное высказывание.
Итак. Складываем полученные результаты.
О чем пишет автор.
Ф.И. Тютчев пишет о зиме и весне, используя олицетворения: зима злится, хлопочет, ворчит, взбесилась, весна в окно стучится, хохочет, шумит, умылась, румяней стала. Олицетворения создают образы двух времён года. В них скрыта авторская оценка. Зима – отрицательный герой, весна – положительный. Глаголы передают борьбу.
Распространённой ошибкой школьных сочинений-анализов является то, что ученики не указывают назначение тропа. Привыкая отвечать на вопрос «зачем?», шаг за шагом они приходят к постижению смысла, идеи стихотворения.
Практическая значимость овладения читательской грамотностью очевидна. Во-первых, это личностный рост, духовное развитие; во-вторых, умение устанавливать причинно-следственные связи – компетентность, необходимая и на уроках истории, и математики, и биологии, да и в жизни; в-третьих, на экзамене по русскому языку в 9 и 11 классах проверяется умение выявлять авторскую позицию, определять тропы, понимая их назначение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века.С.А.Есенин. Обучение анализу лирического произведения.
Цели: показать народность поэзии С.А.Есенина, чувство родства с окружающим миром; продолжить обучение анализу лирического произведения, подготовить к написанию сочинения, учить чувствовать поэтическо...
С.А.Есенин. Обучение анализу лирического произведения. Презентация к уроку
Цели: показать народность поэзии С.А.Есенина, чувство родства с окружающим миром; продолжить обучение анализу лирического произведения, подготовить к написанию сочинения, учить чувствовать поэтическо...
Анализ лирического произведения
Материал для подготовки к ГИА по литературе...
Обучение анализу лирического произведения. Элегия А.С. Пушкина «К морю»:восприятие, истолкование, оценка. Методическая разработка урока.
Данный урок в 9 классе предполагает Проанализировать стихотворение А.С.Пушкина «К морю»Повторить понятия: романтизм, элегия.Раскрыть тему свободы в пушкинском стихотворении.Проследить композицию ...
Обобщение опыта работы по теме "Анализ текста как средство развития языковой компетентности учащихся"
В данной статье описан опыт работы по анализу текста на уроках русского языка....
Средства художественной выразительности как одно из составляющих анализа лирического произведения.
Заинтересовать школьников лирикой, помочь им постичь красоту и глубину смысла поэтических произведений встречает на уроках литературы определённые трудности. Как же их избежать?...
Конспект урока литературы. Развитие речи. Анализ лирического произведения. Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова.
Урок углубленной работы над текстом (по классификации Н. И. Кудрашёва) – анализ лирического произведения. Обзор-осмысление родины в ранней и поздней лирике М. Лермонтова...