Проект программы «Формирование читательской компетентности обучающихся средствами русского языка»
методическая разработка по русскому языку (8 класс)
Проект программы «Формирование читательской компетентности обучающихся средствами русского языка» + урок русского языка в 8 классе по теме "Односоставные предложения".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_proekta.doc | 107.5 КБ |
prezentatsiya_proekta_ivanova_r.v.ppt | 386.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект программы «Формирование читательской компетентности обучающихся средствами русского языка».
Учитель МБОУ СОШ №4, г. Сургут
Иванова Раиса Викторовна
Паспорт проекта
№ п/п | Данные паспорта | Содержание паспорта |
1. | Название | Проект программы «Формирование читательской компетентности обучающихся средствами русского языка». |
2. | Назначение | Методическое обеспечение реализации формирования читательской компетентности обучающихся. |
3. | Цель проекта | Разработать программу формирования читательской компетентности обучающихся средствами русского языка при изучении темы «Односоставные предложения». |
4. | Адресат проекта | г. Сургут, МБОУ СОШ №4 |
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема урока | Система ожидаемых умений и навыков | Педагогические приемы и техники | ||
Познавательная деятельность | Информационно- коммуникативная | Рефлексивная деятельность | |||
1. | Группы односоставных предложений | Уметь различать односоставные и двусоставные предложения | Уметь работать с параграфом учебника, использовать сплошное и комментированное чтение | Уметь соотносить свою работу с алгоритмом | Составление кластера |
2. | Односоставные предложения с главным членом сказуемым | Уметь различать виды односоставных предложений | Уметь самостоятельно получать информацию по теме | Уметь обмениваться мнениями о новой информации, работая в группах | Чтение с пометками, метод активного чтения |
3. | Определенно-личные предложения | Уметь вычленять определенно-личные предложения из текста | Уметь составлять текст на заданную тему | Уметь работать в парах, проводить взаимопроверку. | Практическое упражнение, наблюдение |
4. | Неопределенно-личные предложения | Уметь заменять двусоставные предложения аналогичными односоставными | Уметь выделять односоставные предложения, выраженные неопределенно-личными предложениями среди пословиц и поговорок. | Уметь в совместном поиске отстаивать собственное мнение | Работа с текстом |
5. | Обобщенно-личные предложения | Знать функцию обобщенно- личных предложений | Уметь употреблять обобщенно-личные предложения в собственных высказываниях | Умение работать с текстом | Использование техники «Придумай сам» |
№ п/п | Тема урока | Система ожидаемых умений и навыков | Педагогические приемы и техники | ||
Познавательная деятельность | Познавательная деятельность | Познавательная деятельность | |||
6. | Безличные предложения | Уметь находить безличные предложения в тексте | Уметь работать с параграфом учебника, используя сплошное чтение | Уметь работать с новой информацией | Использование техники «Умные совы» |
7. | Безличные предложения | Уметь заменять двусоставные предложения безличными | Уметь включать безличные предложения в текст | Уметь работать самостоятельно | Синквейн |
8. | Назывные предложения | Уметь вычленять из текста назывные предложения | Уметь работать с параграфом учебника, используя сплошное чтение | Уметь работать в парах, проводить взаимопроверку | Создание ремарки к басням И. А. Крылова |
9. | Повторительно- обобщающий урок | Уметь проводить устный и письменный синтаксический разбор односоставных предложений | Уметь находить подобные предложения в текстах художественных произведений | Уметь делать самооценку проделанной работы | Создать текст из 6-8 предложений на предложенные темы («Осень», «Зимнее утро») |
10. | Р. Р. Сочинение- рассуждение на свободную тему | Уметь создавать собственное высказывание, соблюдая типологические особенности рассуждения | Уметь отбирать аргументы, соблюдать на письме нормы русского литературного языка | Уметь подбирать материалы к сочинению | Сочинение-рассуждение |
Конспект урока по теме «Односоставные предложения»
Тип урока: урок объяснение нового материала.
Цель урока:
- Создать условия для формирования умения различать типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам.
- Развивать критическое мышление и читательскую компетентность.
- Повышать культурный уровень обучающихся через обращение к художественным текстам.
Приложение 1
1. Какое предложение не является односоставным?
А) На морозном воздухе было трудно дышать.
Б) На востоке синело.
Г) Дело словом не заменишь.
Г) Свод неба был тих и чист.
2. Укажите односоставные предложения.
А) Наступил вечер.
Б) Вечереет.
В) Вечером мы пойдем в кино.
Г) Как хороши в России летом вечера!
3. Найдите назывное предложение
А) Светало.
Б) Утро.
В) Наступило зимнее холодное утро.
Г) В дверь постучали.
4. Укажите определенно-личное предложение.
А) Утренний сон сладок.
Б) Не забуду этой встречи.
В) В тот вечер долго спорили и говорили буквально обо всем.
Г) Я люблю Балтийское море.
Проверь себя.
1. г)
2. б)
3. б)
4. б)
Приложение 2
1. Не спится, няня: здесь так душно! (А. С. Пушкин)
2. В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так грустно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем? (М. Ю. Лермонтов)
3.Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья. (А. Фет)
4. Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу. (С. Есенин)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель проекта: Формирование читательской компетентности обучающихся средствами русского языка
Задачи: Повысить мотивацию обучающихся к изучению предмета «Русский язык» Определить общеучебные умения и навыки, необходимые для формирования читательской компетентности Разработать систему развивающих заданий для формирования учебно-информационных умений и навыков Разработать инструментарий контроля уровня сформированности учебно-информационных умений и навыков Определить комплекс педагогических приёмов и техник, необходимых для реализации проекта
основные понятия, связанные с односоставными предложениями; структурные особенности односоставных предложений; виды, типы текста. Знать:
Уметь: пользоваться справочной литературой; работать в паре, группе; проводить самоанализ и самооценку своих знаний, умений и навыков создавать устные и письменные высказывания в соответствии с нормами русского языка.
Применять: приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни
Ожидаемый результат: Совершенствование читательской компетентности обучающихся Развитие познавательно- поисковой деятельности
Урок русского языка в 8 классе на тему "Односоставные предложения"
Цель урока: Создать условия для формирования умения различать типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам. Развивать критическое мышление и читательскую компетентность. Повышать культурный уровень обучающихся через обращение к художественным текстам.
Какая ночь! Мне не спится. По радио объявили о посадке самолета. Люблю классическую музыку. Я умею читать книги.
Определённо – личное Неопределённо – личное Безличное Назывное Люблю классическую музыку. По радио объявили о посадке самолета. Мне не спится. Какая ночь!
Синквейн Предложения Яркие, выразительные Определять, применять, составлять Люблю великий могучий язык! Наука
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ».
Статья для учителей русского языка и литературы...
Формирование читательской компетентности на уроках английского языка обучающихся в выпускных классах как средства повышения качества образования и результатов ГИА выпускников школы через обучение стратегиям чтения
Формирование читательской компетентности на уроках английского языка обучающихся в выпускных классах как средства повышения качества образования и результатов ГИА выпускников школы через обучени...
Формирование читательской компетентности на уроках русского языка и литературы как основа успешного обучения
Выступление на районном семинаре для учителей русского языка и литературы «Формирование предметных компетенций на уроках русского языка и литературы средствами инновационных методов преподавания...
методический конкурс. номинация "Дидактические материалы для обучающихся" Формирование читательской грамотности на уроках русского языка
методический конкурс. номинация "Дидактические материалы для обучающихся" Формирование читательской грамотности на уроках русского языка...
Программа по самообразованию учителя русского языка и литературы «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» Сроки реализ
Программа по самообразованию учителя русского языка и литературы ...
Методическая разработка по теме «Формирование читательской грамотности на уроках русского языка» (дидактический материал для обучающихся)
Методическая разработка по теме «Формирование читательской грамотности на уроках русского языка» (дидактический материал для обучающихся)...
Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы». Цель мастер – класса: ...