Проект программы «Формирование читательской компетентности обучающихся средствами русского языка»
методическая разработка по русскому языку (8 класс)

Иванова Раиса Викторовна

Проект программы «Формирование читательской компетентности обучающихся средствами русского языка» + урок русского языка в 8 классе по теме "Односоставные предложения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pasport_proekta.doc107.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_proekta_ivanova_r.v.ppt386.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект программы «Формирование читательской компетентности обучающихся средствами русского языка».

Учитель МБОУ СОШ №4, г. Сургут

Иванова Раиса Викторовна

Паспорт проекта

№ п/п

Данные паспорта

Содержание паспорта

1.

Название

Проект программы «Формирование читательской компетентности обучающихся средствами русского языка».

2.

Назначение

Методическое обеспечение реализации формирования читательской компетентности обучающихся.

3.

Цель проекта

Разработать программу формирования читательской компетентности обучающихся средствами русского языка при изучении темы «Односоставные предложения».

4.

Адресат проекта

г. Сургут, МБОУ СОШ №4

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема урока

Система ожидаемых умений и навыков

Педагогические приемы и техники

Познавательная

деятельность

Информационно-

коммуникативная

Рефлексивная деятельность

1.

Группы односоставных предложений

Уметь различать односоставные и двусоставные предложения

Уметь работать с параграфом учебника, использовать сплошное и комментированное чтение

Уметь соотносить свою работу с алгоритмом

Составление кластера

2.

Односоставные предложения с главным членом сказуемым

Уметь различать виды односоставных предложений

Уметь самостоятельно получать информацию по теме

Уметь обмениваться мнениями о новой информации, работая в группах

Чтение с пометками, метод активного чтения

3.

Определенно-личные предложения

Уметь вычленять определенно-личные предложения из текста

Уметь составлять текст на заданную тему

Уметь работать в парах, проводить взаимопроверку.

Практическое упражнение, наблюдение

4.

Неопределенно-личные предложения

Уметь заменять двусоставные предложения аналогичными односоставными

Уметь выделять односоставные предложения, выраженные неопределенно-личными предложениями среди пословиц и поговорок.

Уметь в совместном поиске отстаивать собственное мнение

Работа с текстом

5.

Обобщенно-личные предложения

Знать функцию обобщенно- личных предложений

Уметь употреблять обобщенно-личные предложения в собственных высказываниях

Умение работать с текстом

Использование техники «Придумай сам»

№ п/п

Тема урока

Система ожидаемых умений и навыков

Педагогические приемы и техники

Познавательная

деятельность

Познавательная

деятельность

Познавательная

деятельность

6.

Безличные предложения

Уметь находить безличные предложения в тексте

Уметь работать с параграфом учебника, используя сплошное чтение

Уметь работать с новой информацией

Использование техники «Умные совы»

7.

Безличные предложения

Уметь заменять двусоставные предложения безличными

Уметь включать безличные предложения в текст

Уметь работать самостоятельно

Синквейн

8.

Назывные предложения

Уметь вычленять из текста назывные предложения

Уметь работать с параграфом учебника, используя сплошное чтение

Уметь работать в парах, проводить взаимопроверку

Создание ремарки к басням И. А. Крылова

9.

Повторительно- обобщающий урок

Уметь проводить устный и письменный синтаксический разбор односоставных предложений

Уметь находить подобные предложения в текстах художественных произведений

Уметь делать самооценку проделанной работы

Создать текст из 6-8 предложений на предложенные темы («Осень», «Зимнее утро»)

10.

Р. Р. Сочинение- рассуждение на свободную тему

Уметь создавать собственное высказывание, соблюдая типологические особенности рассуждения

Уметь отбирать аргументы, соблюдать на письме нормы русского литературного языка

Уметь подбирать материалы к сочинению

Сочинение-рассуждение

Конспект урока по теме «Односоставные предложения»

Тип урока: урок объяснение нового материала.

Цель урока:

  1. Создать условия для формирования умения различать типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам.
  2. Развивать критическое мышление и читательскую компетентность.
  3. Повышать культурный уровень обучающихся через обращение к художественным текстам.

           

Основные этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Методические приёмы и педагогические техники

Результат

1.

Вызов

1. Актуализирует имеющиеся знания

2.Побуждает интерес к получению новой информации

Даны 5 предложений, напечатанных на полосках бумаги.   

Я умею читать книги.

Люблю классическую музыку.

По радио объявили о посадке самолета.

Мне не спиться.

Какая ночь!

Внимательно рассмотрите предложения. Подумайте, как их можно разделить на 2 группы.

Исследовательская работа в группах

Концентрация внимания

Осознание учебной задачи

3. Организует обмен мнениями

Я умею читать

книги.

Люблю классическую музыку.

По радио объявили о посадке самолета.

Мне не спиться.

Какая ночь!

По какому принципу вы их поделили?

(принцип разделения- состав основы предложения. Предложения односоставные и двусоставные)

В таблицу записываем. Что мы уже знаем? (двусоставные предложения)

Чего мы еще не знаем, но хотим узнать? (односоставные предложения)

Какова же тема нашего урока?

Работа с маркировочной таблицей 

  • Умение анализировать, выделять главное, ставить цель

Знаю

Хочу

знать

Узнал

новое

Что

Удивило?

Работа с маркировочной таблицей

Основные этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Методические приёмы и педагогические техники

Результат

2. Осмысление содержания

1. Организует получение информации на основе чтения параграфа и дополнительной литературы

1. Читают параграф 30, обсуждают в парах,

 делают в тексте пометки:

+ - знаю

V – узнал новое

! -  что удивило

Заполняют колонку «Узнал новое» в маркировочной таблице. Обсуждают информацию в парах, заполняют колонку в таблице «Что удивило».

Работа с книгой.

Чтение с пометками.

Метод активного чтения

Маркировка с использованием значков

Заполнение таблицы

  • Умение задавать вопросы и аргументированно на них отвечать.
  • Умение наблюдать, анализировать, выявлять существенное, формулировать выводы.
  • Умение систематизировать информацию, предъявлять в табличном виде.

2. Обмен мнениями по проблеме

2.Обучающиеся рассуждают о том, в каких текстах чаще всего используются односоставные предложения.

Организация дискуссии, выработка собственной позиции

  • Умение устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать цепочку рассуждений.

3.Поддерживает познавательный интерес обучающихся к теме

  • Умение высказывать предположения, аргументировать свой ответ, отстаивать свою точку зрения.

4. Отслеживает степень активности обучающихся на различных этапах работы

Основные этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Методические приёмы и педагогические техники

Результат

3. Рефлексия

1. Организует осмысление полученной информации.

Чтение и анализ поэтических текстов.

Работа в парах.

  • Умение работать в парах

2. Организует обмен мнениями по изученной проблеме.

Исследовательская работа по определению типов односоставных предложений.

- Перед вами односоставные предложения. Они разные. Их тоже можно поделить на две группы. Какие?

Я умею читать книги.

Люблю классическую музыку.

По радио объявили о посадке самолета.

Мне не спиться.

Какая ночь!

Побуждение к поиску

  • Умение наблюдать, анализировать, выявлять существенное, формулировать выводы.

- По какому принципу вы разделили предложения?

- Чем выражены главные члены в данных предложениях?

- Посмотрите, в какое из этих предложений нельзя подставить подлежащее.

(Мне не спиться)

- Чем выражен главный член этого предложения?

Дискуссия

  • Умение адекватно оценивать свою деятельность, преодолевать трудности

Итак, обобщим:

В 1,2, 3 предложениях главный член выражен глаголом, а в 4- существительным.

Односоставные предложения в соответствии с морфологическим выражением      главного члена делятся на две большие группы:

  1. Глагольного типа
  2. Именного типа

  • Умение систематизировать информацию

3. Побуждает обучающихся к расширению, глубокому усвоению полученных знаний.

3. Даны напечатанные типы односоставных предложений.

-Как вы думаете, какое название подошло бы каждой группе? Докажите свою точку зрения.

Предложения глагольного типа:

определенно-личные

неопределенно-личные

безличные

Предложения именного типа

Назывные

Работа с текстом

  • Умение работать с текстом

4.Прочитайте отрывки из поэтических текстов. Выпишите простые односоставные предложения (в том числе в составе сложных). Попробуйте определить их тип.

5.Выполните тест с самопроверкой

1.Односоставные предложения делятся на сколько групп?

А)10; Б)2; В)3; Г)4

2.Какое из предложений не является односоставным? (см. приложение)

Тест

  • Умение работать с тестом

4. Организует самооценку усвоения знаний по теме.

6.Составьте синквейн об односоставных предложениях.

Предложения

Яркие, выразительные

Определять, применять, составлять

Люблю великий могучий язык

Наука.

Творческая работа

Синквейн

7. Работа с опорой

Сегодня на уроке я узнал…

В группе работать мне было…, потому что…

Больше всего мне понравилось…

Труднее всего было…

Дополни предложение.

  • Умение адекватно оценивать свою деятельность, преодолевать трудности

8. Домашнее задание:

По выбору:

1Составить рассказ, используя односоставные предложения.

2.§ 30, упр.173

 

Приложение 1

1. Какое предложение не является односоставным?

А) На морозном воздухе было трудно дышать.

Б) На востоке синело.

Г) Дело словом не заменишь.

Г) Свод неба был тих и чист.

2. Укажите односоставные предложения.

А) Наступил вечер.

Б) Вечереет.

В) Вечером мы пойдем в кино.

Г) Как хороши в России летом вечера!

3. Найдите назывное предложение

А) Светало.

Б) Утро.

В) Наступило зимнее холодное утро.

Г) В дверь постучали.

4. Укажите определенно-личное предложение.

А) Утренний сон сладок.

Б) Не забуду этой встречи.

В) В тот вечер долго спорили и говорили буквально обо всем.

Г) Я люблю Балтийское море.

Проверь себя.

1. г)    

2. б)  

3. б)

4. б)

Приложение 2

1. Не спится, няня: здесь так душно! (А. С. Пушкин)

2. В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом…

Что же мне так больно и так грустно?

Жду ль чего? Жалею ли о чем? (М. Ю. Лермонтов)

3.Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья. (А. Фет)

4. Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу,

Только серые вороны

Расшумелись на лугу. (С. Есенин)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование читательской компетентности обучающихся средствами русского языка при изучении темы «Односоставные предложения» Составитель: Иванова Раиса Викторовна Учитель МБОУ СОШ №4, г. Сургут

Слайд 2

Цель проекта: Формирование читательской компетентности обучающихся средствами русского языка

Слайд 3

Задачи: Повысить мотивацию обучающихся к изучению предмета «Русский язык» Определить общеучебные умения и навыки, необходимые для формирования читательской компетентности Разработать систему развивающих заданий для формирования учебно-информационных умений и навыков Разработать инструментарий контроля уровня сформированности учебно-информационных умений и навыков Определить комплекс педагогических приёмов и техник, необходимых для реализации проекта

Слайд 4

основные понятия, связанные с односоставными предложениями; структурные особенности односоставных предложений; виды, типы текста. Знать:

Слайд 5

Уметь: пользоваться справочной литературой; работать в паре, группе; проводить самоанализ и самооценку своих знаний, умений и навыков создавать устные и письменные высказывания в соответствии с нормами русского языка.

Слайд 6

Применять: приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни

Слайд 7

Ожидаемый результат: Совершенствование читательской компетентности обучающихся Развитие познавательно- поисковой деятельности

Слайд 8

Урок русского языка в 8 классе на тему "Односоставные предложения"

Слайд 9

Цель урока: Создать условия для формирования умения различать типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам. Развивать критическое мышление и читательскую компетентность. Повышать культурный уровень обучающихся через обращение к художественным текстам.

Слайд 10

Какая ночь! Мне не спится. По радио объявили о посадке самолета. Люблю классическую музыку. Я умею читать книги.

Слайд 11

Определённо – личное Неопределённо – личное Безличное Назывное Люблю классическую музыку. По радио объявили о посадке самолета. Мне не спится. Какая ночь!

Слайд 12

Синквейн Предложения Яркие, выразительные Определять, применять, составлять Люблю великий могучий язык! Наука


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательской компетентности на уроках английского языка обучающихся в выпускных классах как средства повышения качества образования и результатов ГИА выпускников школы через обучение стратегиям чтения

Формирование читательской компетентности на уроках английского языка обучающихся в выпускных  классах как средства повышения качества образования и результатов ГИА выпускников школы через обучени...

Формирование читательской компетентности на уроках русского языка и литературы как основа успешного обучения

Выступление на районном семинаре для учителей русского языка и литературы «Формирование предметных компетенций на уроках русского языка и литературы средствами инновационных методов преподавания...

методический конкурс. номинация "Дидактические материалы для обучающихся" Формирование читательской грамотности на уроках русского языка

методический конкурс. номинация "Дидактические материалы для обучающихся" Формирование читательской грамотности на уроках русского языка...

Методическая разработка по теме «Формирование читательской грамотности на уроках русского языка» (дидактический материал для обучающихся)

Методическая разработка по теме «Формирование читательской грамотности на уроках русского языка» (дидактический материал для обучающихся)...

Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

       Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».          Цель мастер – класса: ...