"Организация внеурочной деятельности как средство повышения читательской активности"
статья по литературе по теме

Михайлова Светлана Юрьевна

Анализ опыта работы по организации конкурса чтецов послужил поводом к размышлению и написанию данной статьи.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

В последние годы  каждый работник образовательной сферы с сожалением вынужден констатировать стремительное падение интереса к чтению, к художественному слову среди школьников. Причин тому немало: многообразие альтернативных источников информации, яркость и доступность современных внешних раздражителей, смещение ценностных ориентиров в обществе от деятельности, созидания и творчества к потреблению и целый ряд других.

Что можно этому противопоставить? Какая мотивация возможна для современного подростка?

Одной из форм работы учителя-словесника в этом направлении может стать конкурс юных чтецов. Соревнование было ведущим инструментом мотивации педагогики советского периода, и практика показывает, что сегодня оно не утратило своих позиций как одна из возможных форм реализации деятельностного подхода.

Примером может служить Всероссийский конкурс чтецов «Живая классика» для обучающихся 6 классов, который проводится под патронатом Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, Федерального агенства по печати и массовым коммуникациям, Правительства Москвы.

Участие в конкурсе добровольное. На денном этапе мотивация преимущественно внешней:

– Я хочу быть артисткой. Мне нравится, когда я на сцене, а все смотрят и восхищаются.

– Мне нравится, когда меня хвалят.

– Учительница по литературе хорошо ко мне относится, и я не хочу ее огорчать.

Когда круг участников определен, приходит время выбора литературного материала. По условиям конкурса это отрывок из прозаического произведения, не входящего в школьную программу. С одной стороны, выбрать достаточно сложно, но с другой, это открывает широкие возможности для проявления читательских пристрастий школьников. Их радует, что можно читать зарубежных и современных авторов. Наряду с А.Дюма, М.Твеном, Д.Толкиеном, О‘Генри, М.Ридом школьники предлагают А.Маринину, Ника Перумова, С.Лукьяненко, А.Белянина, ну и, конечно, Д.Роулинг с ее сагой о Гарри Поттере. В ходе обсуждения каждого текста участники должны аргументировать свой выбор, фактически провести идейно-художественный анализ произведения, в результате которого книги невысокого уровня должны отсеяться. В итоге финалисты школьного тура читали отрывки из романа В.Гюго «Отверженные», А.Некрасова «Путешествие капитана Врунгеля», Дж.Родари «Джельсомино в стране лжецов», А.Дюма «Граф Монте-Кристо», М.Рида «Всадник без головы», а также рассказы Киплинга, А.Чехова, Саши Черного.

В ходе репетиций школьники приобретают опыт «внимательного чтения», вслушиваются в каждое слово писателя, что исподволь формирует читательские интересы и хороший вкус. В идеале именно на данном этапе внешняя мотивация должна превратиться во внутреннюю: «Читать интересно». Ученики глубже осмысливают события, изложенные в книге, переживания и опыт автора текста обогащают их личный опыт. После работы над текстом школникам предлагается продумать внешнее оформление выступления, элементы костюмов и декораций, музыкального сопровождения, реквизита, что, безусловно, сделает более ярким впечатление от литературного первоисточника.

Тем не менее, при организации самого конкурса не следует забывать и о внешних мотивах. Все атрибуты успеха, столь близкие и понятные современному подростку, должны присутствовать: красочные афиши, неравнодушные зрители, аплодисменты, вспышки фотоаппаратов, видеосъемка, информация в Интернете. Участники конкурса должны чувствовать себя в школе героями дня. Потому что много читают.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»

Тема   «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»Цель мастер - клас...

Исследовательская деятельность как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках технологии

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается резу...

Семинар- практикум «Игровая деятельность как средство повышения речевой активности у детей раннего возраста»

Семинар- практикум  «Игровая деятельность как средство повышения речевой активности у детей раннего  возраста»...

Педагогический проект "Технология организации исследовательской деятельности как средство развития познавательной активности учащихся на уроках литературы"

Данную технологию можно использовать на уроках литературы и русского языка как средство формирования творческой активности, развития самостоятельности, приёмам обучения исследовательской деятельности....

Технология организации исследовательской деятельности как средство развития познавательной активности учащихся на уроках литературы

Данную технологию можно использовать на уроках литературы и русского языка как средство формирования творческой активности, развития самостоятельности, приемам обучения исследовательской деятельности....

Статья "Использование художественной литературы на английском языке как средства повышения читательской активности обучающихся"

Статья "Использование художественной литературы на английском языке как средства повышения читательской активности обучающихся"...