Формирование читательской компетентности на уроках английского языка обучающихся в выпускных классах как средства повышения качества образования и результатов ГИА выпускников школы через обучение стратегиям чтения
статья на тему
Формирование читательской компетентности на уроках английского языка обучающихся в выпускных классах как средства повышения качества образования и результатов ГИА выпускников школы через обучение стратегиям чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_chitatelskoy_kompetentnosti_na_urokah_angliyskogo.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование читательской компетентности на уроках английского языка обучающихся в выпускных классах как средства повышения качества образования и результатов ГИА выпускников школы через обучение стратегиям чтения
Цель
Формирование у обучающихся в 9-11 классах читательской компетентности на уроках английского языка , используя стратегиальный подход к обучению чтению разных типов для дальнейшего повышения качества и результативности образования.
Задачи
1.Провести диагностику читательской компетентности в выпускных классах на разных типах текстов и с разной глубиной понимания.
2.Повысить качество и результативность ГИА 9 (с 85,3% в 2014 до 86,5% в 2015) в 9 и ГИА в форме ЕГЭ в 11 классе ( с 76,5 до 80%) посредством формирования читательской компетентности обучающихся на основе использования разных стратегий при чтении разных типов текстов с разной степенью глубины понимания прочитанного.
3.Обучить 100% обучающихся стратегиальному подходу к чтению текстов разных типов.
Анализ ситуации
Читательская грамотность рассматривается сегодня как одна из самых важных компетентностей, характеризующих готовность к жизни в современном обществе. Читательская компетентность подразумевает сформированность у учащихся навыков и умений оперирования письменной информацией: поиск нужных текстов, их отбор и организация в соответствии с определенной темой, их адекватное прочтение и интерпретация, устная и письменная репрезентации прочитанного. Требования к читательской грамотности изменились и в связи с информатизацией общества, со все расширяющимися сферами применения компьютеров и использованием интернета, где требуются совершенно другие умения в чтении. Чтение художественной литературы радикально отличается от интернет чтения самими стратегиями и глубиной понимания прочитанного.
«Компетенция» образована от латинского «добиваться» и означает некоторый набор усвоенных стратегий деятельности, обеспечивающих её успешное осуществление и достижение поставленной цели. «Компетенция» обычно распространяется на ту или иную область деятельности, где исполнитель может наглядно демонстрировать успех в форме объективно наблюдаемых результатов (показателей).Компетенции, в отличие от знаний, умений и навыков, всегда предполагают осуществление практической деятельности.
Стратегия-есть путь, программа действий для достижения результата. Стратегия не равна алгоритму. Если алгоритм является жестким планом, стратегию же можно менять, корректировать. Если сравнивать стратегии и умения, то стратегия – это процесс, а умения – результат. Стратегиальный подход учит анализировать, отбирать, выбирать, организовывать и интегрировать, то, что читается и воспитывает независимого, мыслящего читателя. В случае успеха ученик запоминает свои способы и переносит их в другие ситуации, что делает стратегию универсальной. Стратегиальный подход формирует читательскую компетентность, то есть когда ребенок творчески подходит к нестандартной ситуации, связанной с чтением и умеет ориентироваться в различных видах информации
Таким образом, читательская компетентность включает в себя понятия «грамотность» (навыки чтения, письма, счета и работы с документами), «минимальная грамотность» (способность читать и писать простые сообщения), а также «функциональная грамотность» (способность человека использовать навыки и умения чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом
Работа учителя по формированию читательской компетентности на иностранном языке строится на организации деятельности с разными типами аутентичных текстов: с текстами классической литературы, публицистическими текстами, а также прагматическими текстами) и интернет текстами.
В читательскую компетентность вкладываются и большинство основных компетенций:
- Ценностно-смысловая компетенция,
- Общекультурная компетенция,
-Учебно-познавательная компетенция,
- Учебно-познавательная компетенция.
В области сформированности коммуникативной компетенции ( т.е владение языком как средством общения): в чтении следует научить обучающихся:
-читать аутентичные тексты разных жанров и стилей с пониманием основного содержания;
-читать аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приемов смысловой переработки текстов
( языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов, уметь оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
-читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации • читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации;
Чтение как универсальное учебное действие
Чтение как ничто другое предполагает формирование метапредметных УУД .Чтение и понимание текстов с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от вида чтения: с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение), с полным пониманием (изучающее чтение), с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое чтение). Вновь возвращается даже на завершающей стадии обучения- выразительное чтение вслух как особый вид чтения и предмет контроля. Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного и/или одноязычного толкового словаря.
Чтение с пониманием основного содержания текста (ознакомительное чтение) осуществляется на аутентичных материалах с ориентацией на предметное содержание речи для IX-XI классов, отражающее особенности культуры стран изучаемого языка. Стратегии ознакомительного чтения включают формирование следующих умений:-
-зрительно воспринимать текст, узнавать знакомые слова и грамматические явления и понимать основное содержание аутентичных текстов разных жанров и стилей
-определять тему, основное содержание текста по заголовку, выборочному чтению фрагментов текста;
- выделять смысловые вехи, основную мысль текста;
-разбивать текст на относительно самостоятельные смысловые части;
-озаглавливать текст, его отдельные части;
- выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные;
- устанавливать логическую последовательность основных фактов текста;
- вычленять причинно-следственные связи в тексте;
- кратко и логично излагать содержание текста;
- оценивать прочитанное, сопоставлять факты в рамках различных культур.
-прогнозировать содержание текста на основе заголовка или начала текста;
-догадываться о значении незнакомых слов по сходству с русским языком, по словообразовательным элементам, по контексту;
-игнорировать незнакомые слова, не мешающие понять основное содержание текста.
Чтение с полным пониманием текста (изучающее чтение) осуществляется на аутентичных материалах, прагматических текстах, ориентированных на предметное содержание речи на каждом этапе.
Стратегии изучающего чтения предполагают формирование таких умений как
- полно и точно понимать содержание текста на основе языковой и контекстуальной догадки, словообразовательного анализа, использования главным образом англо-русского словаря и овладеть приёмами поиска слов в толковых словарях;
- кратко и/ или подробно излагать содержание прочитанного;
- интерпретировать прочитанное — выражать своё мнение, соотносить со своим опытом, полно и точно понимая текст на основе его информационной переработки.
-анализировать структуру и смысл отдельных частей текста с учётом различий в структурах родного и изучаемого языков. переводить отдельные фрагменты текста;
-устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий
-анализировать структуру и смысл отдельных частей текста с учётом различий в структурах родного и изучаемого языков. переводить отдельные фрагменты текста.
-устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий текста.
-оценивать полученную информацию.
-комментировать некоторые факты/события текста, выражая своё мнение о прочитанном..
-оценивать полученную информацию.
Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение) предполагает умение просмотреть текст или несколько коротких текстов и выбрать нужную, интересующую учащихся информацию для дальнейшего использования в процессе общения или расширения знаний по проблеме текста/текстов.
В процессе овладения данными видами чтения должны быть использованы стратегии,, формирующие умения:
— определять тему, основное содержание текста по заголовку, выборочному чтению фрагментов текста;
— выделять смысловые вехи, основную мысль текста;
— выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные;
— устанавливать логическую последовательность основных фактов текста;
— вычленять причинно-следственные связи в тексте;
— кратко, логично излагать содержание текста;
— оценивать прочитанное, сопоставлять факты в рамках различных культур;
— интерпретировать прочитанное — выражать своё мнение, соотносить со своим
опытом.
Выразительное чтение вслух достигается при тренировке
-соотношения графического образа слова с его звуковым образом.
- умения читать 4 типа слога гласных под ударением, гласные в безударном положении и все буквосочетания и исключения.
-соблюдения правильного ударения в словах и фразах,.
-правильного интонационного рисунка ,
-паузации,
Программируемые действия.
Задача | Программируемые действия | Сроки | Программируемый результат |
Задача11.Провести диагностику читательской компетентности в выпускных классах на разных типах текстов и с разной глубиной понимания. | 1.С сайта ФИПИ из КИМ ГИА выбрать задания на контроль чтения разных типов и провести входную диагностику. 2.Анализ заданий на чтение УМК, определение стратегий для оптимизации выполнения каждого и обучение обучающихся стратегиям. 3.Проводить мониторинг формирования стратегиального подхода у обучающихся | 1.Сентябрь 2014. 2.1 триместр. 3.Весь учебный год. | Определение стартового уровня сформированнности ЧК. Освоение обучающимися стратегий выполнения заданий на разные типы чтения. Матрица личностного роста обучающихся Банк тестовых заданий на каждый тип |
Задача2.Повысить качество и результативность ГИА 9 (с 85,3% в 2014 до 86,5% в 2015) в 9 и ГИА в форме ЕГЭ в 11 классе ( с 76,5 до 80%) | 1.Регулярно и системно проводить тренинги по совершенствованию ЧК с мониторированием результатаов | 1.Весь учебный год. | Рост результатов как по КИМам УМК так и независимых тестов по КИМам ГИА у всех обучающихся Достижение запланированных 86,5% в 9 классе и 80 в 11 за счет повышения балла по разделу чтение ( 25% от всех заданий ГИА |
Задача3.Обучить 100% обучающихся стратегиальному подходу к чтению текстов разных типов. | 1.Ознакомить обучающихся со стратегиями работы с разными текстами в зависимости от степени глубины понимания прочитанного и разных типов тестов на понимание. | 1.Весь учебный год. | 100% овладение стратегиями чтения 100% обучающихся. |
Программируемый результат.
1.У 100% выпускников в той или иной степени сформированы метапредметные УУД при оперировании письменной информацией: поиск нужных текстов, их отбор и организация в соответствии с определенной темой, их адекватное прочтение и интерпретация, устная и письменная репрезентация прочитанного, с анализом и собственным аргуменированным мнением..
2. 100% обучающихся в выпускных классах владеют ЧК на уровне функциональной грамотности , что соответствует уровню А2 ( предпороговый) по Европейской шкале владения языком.
В 9 классе в чтении это определено следующими умениями.
-Я понимаю очень короткие простые тексты. Я могу найти конкретную, легко предсказуемую информацию в простых текстах повседневного общения: в рекламах, проспектах, меню, расписаниях. Я понимаю простые письма личного характера и
В1 ( пороговый) в 11 классе.
-Я понимаю тексты, построенные на частотном языковом материале повседневного и профессионального общения. Я понимаю описания событий, чувств, намерений в письмах личного характера
3.Выпускники в состоянии самостоятельно определить типа теста, степень проникновения в содержание и набор стратегий для успешного результата и как следствие получить высокие конкурентно способные баллы на ГИА в 9 и 11( ЕГЭ) классах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативной компетентности на уроках английского языка через страноведение
В данной статье раскрываются приёмы работы по формированию коммуникативной компетентности на уроках английского языка через страноведение....
Формирование читательской компетентности на уроках русского языка и литературы как основа успешного обучения
Выступление на районном семинаре для учителей русского языка и литературы «Формирование предметных компетенций на уроках русского языка и литературы средствами инновационных методов преподавания...
Формирование ИКТ - компетентности на уроках английского языка через проектное обучение
Метод проектов на уроках иностранного языка не является новым. Современный учебный проект предполагает метапредметность и ИКТ - компетентность учителя и ученика. Как сформировать ИКТ - компетентность ...
Использование информационных технологий на уроках английского языка и внеурочной деятельности как средство повышения учебной мотивации и качества обучения.
В статье сделан обзор условий для формирования у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с...
Использование информационных технологий на уроках английского языка и внеурочной деятельности как средство повышения учебной мотивации и качества обучения
Из опыта работы...
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на про...
Формирование читательской грамотности на уроках английского языка в средней школе
Данная работа посвящена тому, как можно на уроках английского языка в средней школе развивать и формировать читательскую грамотность учащихся. Будут рассмотрены основные термины для понимания темы, а ...