Технологическая карта урока 1
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО учителя | Терехова Зинаида Сергеевна | ||||||
Предмет | Литература | ||||||
Класс | 5 | ||||||
Урочная/не- урочная форма | Комбинированный урок | ||||||
Тема | «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. | ||||||
Цель | Повторить сведения из начальной школы об особенностях сказки, учить вести беседу по сказке, ввести понятия «мораль» и «образ», учить анализировать и делать выводы, развивать умение пересказа. | ||||||
Задачи | Образовательные:
| Развивающие:
| Воспитательные:
| Социализации: приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками. | |||
Планируемые результаты | Предметные: (знания, умения, представления)
| Личностные: (личностные УУД)
| Метапредметные: (познавательные, в том числе основы проектной деятельности, основы работы с текстом, основы ИКТ-компетентности, регулятивные, коммуникативные УУД)
| ||||
Образовательная технология | Урок разработан с использованием технологии личностно-ориентированного, дифференцированного обучения, ИКТ. | ||||||
Ресурсы (оснащение) | компьютер с выходом в интернет, мультимедийный проектор, экран, учебник: Литература, 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015г;
|
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Орг. момент | Здравствуйте, ребята! Садитесь. | |
Актуализация знаний, постановка цели урока | Блиц-перекличка по результатам домашнего опроса. Разбор тестовых заданий. 1.Кого унесли гуси из сказки "Гуси лебеди"? а) сестричку б) братика в) ежа г) бабу-ягу 2.Кто разбил золотое яичко? а) мышка б) дед в) бабка г) кот 3.Какой герой встретился колобку на пути? а)лиса б) баран в) медведь г) заяц 4.Какая избушка была у зайца? а) деревянная б) ледяная в) лубяная г) водяная 5.Как звали маленького медведя из сказки "Три медведя"? а) Мишенька б) Мишутка в) Топтышка 6.Сколько персонажей в сказке «Теремок»? а) 3 б) 5 в) 6 г) 8 7.Что принесла бабушке Красная Шапочка? а) пирожки б) конфеты в) горшочек с маслом г) цветы 8.Кем стал Иванушка, испив водицы? а) поросёнком б) козлёнком в) оленёнком г) Сивкой Буркой | |
Формирование новых знаний, умений и навыков | Слово учителя с элементами беседы по теме «Русские народные сказки» (можно использовать материал статьи учебника). - Ребята, отгадав загадку, вы узнаете, как называется сказка, которую мы сегодня будем читать: Летела стрела и попала в болото, И в этом болоте поднял ее кто-то. Кто, распростившись с зеленою кожей, Сделался мигом красивой, пригожей? У: - Откройте тетради и запишите название сказки. «Царевна-лягушка». – Что называется сказкой? Сказка – это жанр эпоса фантастического характера, имеющий зачин, противопоставление добрых героев злым, счастливый конец. – Как доказать, что данное произведение является сказкой? Поскольку художественное повествование фантастического характера, имеющее зачин, деление героев на добрых и злых, счастливый конец, считается сказкой. А «Царевна-лягушка» – это художественное повествование, имеющее зачин, деление героев на добрых и злых, счастливый конец. - Каковы свойства и виды сказок? Свойства сказки: – особая композиция (зачин, счастливый конец), – добро всегда побеждает зло, – герою помогают волшебные помощники, – прием троекратного повтора, – особые речевые обороты. – По какому признаку можно поделить сказки? По характеру развития сюжета сказки делятся на волшебные, бытовые, сказки о животных. - Перечислите признаки волшебной сказки. Основные признаки волшебной сказки: волшебный сюжет, волшебные герои, волшебные помощники, волшебный конец. - Пользуясь текстом сказки, докажите, что «Царевна-лягушка» волшебная сказка. Волшебный сюжет, превращения Василисы Премудрой, выполнение заданий царя, волшебный конец (смерть Кощея от сломанной иглы), присутствие волшебного помощника (старый старик), волшебные герои – Баба-Яга, Кощей Бессмертный - По какому принципу делятся герои сказки? По характеру герои делятся на положительных и отрицательных (Иван-царевич – Кощей Бессмертный). – По обладанию волшебными способностями герои делятся на реальных и волшебных (царь, сыновья, жены – Царевна -лягушка, Кощей Бессмертный, Баба-Яга) - Чему учит сказка «Царевна-лягушка»? Честность Ивана-царевича в выборе невесты (Зная, что его невеста квакушка, Иван-царевич честно выполнил свой долг и женился на ней). – Честности, принципиальности. | |
Работа с текстом | -Прочитайте зачин сказки. У: - Каким образом Иван-царевич нашел свою суженую? (Стрела указала) -Почему Иван-царевич лягушку в жены взял, ведь он не знал, что она царевной окажется!? У:- Ребята, а вы как думаете? - Конечно, ребята, ведь батюшка сказал: «Куда стрела упадет, там и ваша суженая». Иван-царевич ослушаться отца не смел. В этом выражалось послушание Ивана-царевича своему отцу. Чтение первой части. -Какое первое задание царя невесткам? Словарная работа: Невестка – жена сына У: - Ребята, как вы думаете, почему первое задание царя невесткам — испечь хлеб? (Ответы детей) - Недаром говорится: «Не красна изба углами, а красна пирогами» (запись пословицы в тетради). Чтение второй части. - Каково второе задание царя невесткам? — Сравните описания того, как ткали ковры жены старших царевичей, и описание работы Василисы Премудрой. — Как царь оценивает работу своих невесток? Что он одобряет, что порицает? - Легко ли своими руками соткать ковер? - Почему важно умение жены рукодельничать? Словарная работа: Рукодельничать – заниматься рукоделием От умения жены рукодельничать зависела не только утварь в доме, но и то, как и во что будет одета вся семья. Женщина должна была не только уметь сшить одежду, но и украсить ее. Словарная работа: -Что такое утварь? Утварь – предметы, принадлежности какого–нибудь обихода У:- В ваших тетрадях записана пословица «Красна пава перьем, а жена уменьем». Как вы ее понимаете? Словарная работа: - Кто такая пава? Пава –самка павлина - Как описана райская красота работы Василисы Премудрой? (зачитывают) Чтение третьей части. - У: - Каково третье задание царя невесткам? Почему танец? -Как вы понимаете слова: «А сама-то величава, выступает будто пава». - Догадались, почему третье испытание для невесток — танец? Вывод: В танце человек весь на виду: и красота, и ум, и величавость, и внутреннее достоинство, и... скромность. Пошли танцевать жены старших царевичей. Как махнули своими левыми рукавами – только всех гостей забрызгали; как махнули правыми – костями-огрызками осыпали, самому царю чуть глаз не выбили. Рассердился царь и приказал их выгнать вон из горницы. - О чем говорит такое поведение невесток? (Об их глупости и завистливости) - Что бы вы могли посоветовать людям, которые бездумно копируют поведение и поступки других? (Работа в группах). (Ответы детей) Выводы: во-первых, в каждом поступке человека должен быть смысл, который ему близок и понятен, а во-вторых, порой, чтобы как-то выделиться и удивить окружающих, человек совершает глупые и необдуманные поступки и его поведение становится смешным. - Сказки рассказывались не только для того, чтобы развлечь, но и чтобы научить, предостеречь от необдуманных поступков. В сказках собрана народная мудрость. - Давайте подумаем, от чего предостерегает народная мудрость этой сказки? С чего начались беды Ивана? (Сжег лягушечью кожу) - Как поступил Иван? (Необдуманно, своевольно) & Словарная работа: Необдуманный - опрометчивый неразумный – неумный -Какие это слова? (Слова близкие по значению. Это синонимы). -Какие мудрые слова сказал ему старичок? (Ах, Иван-царевич, зачем ты сжег лягушечью кожу! Не ты ее надел, не тебе ее и снимать было) - Какую мысль народ хотел донести до нас словами этого старичка? (Нельзя поступать своевольно, неразумно. Необдуманный поступок может привести к беде) - Почему Иванушка не тронул ни медведя, ни селезня, ни зайца, щуке помог? (Пожалел, сжалился) - А кто такая баба-яга? Старая, седая, беззубая, страшная старуха. Живет в избушке на курьих ножках. Ей служат лесные птицы и звери. Она может либо помочь герою, дав ему совет и помощников, либо его съесть... - Если в сказке есть баба-яга, то именно с ее разрешения герой туда и попадает. | |
Подведение итогов урока (рефлексия) | - Почему Ивану-царевичу все-таки удалось справиться с такой трудной задачей, как спасти Василису Премудрую и победить Кощея? (Работа в группе. Дети работают с карточкой-помощницей). (В ответах обязательно должно прозвучать, что Ивану было бы не справиться без зверей-помощников). - Почему звери помогали Ивану-царевичу? (Он их пожалел, и они его пожалели) - Вот видите, ребята, как важно быть добрым. Добро, сотворенное нами, к нам же и вернется. Иванушкино добро к нему же и вернулось: не пожалей он зверюшек, кто бы ему помог победить Кощея Бессмертного и вернуть Василису Премудрую? - Русский народ даже такую пословицу сложил: «За добро добром и платят» (запись в тетради пословицы). Рефлексия. Закончи предложения: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… | |
Домашнее задание | Подготовить ответы на вопросы учебника, найти и выписать выражения, свойственные волшебной сказке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока на тему "Географическая карта". 5 класс
Технологическая карта урока .ФГОС....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.
Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...