Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме "Уроки доброты" по рассказу В.Г. Распутина " Уроки французского"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме "Уроки доброты" по рассказу В.Г. Распутина " Уроки французского"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 03-03-2020_23-16-43.zip1.4 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Арылова Александра Сергеевна

Предмет: литература

Автор УМК: Вера Яновна Коровина, Виктор Петрович Журавлев, Валентин Иванович Коровин. «Литература» 6 класс Издательство «Просвещение» М., 2018 г

Тема урока: «Доброта- это…» по  рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»

Тип урока: закрепление и обобщение знаний.

Оборудование: презентация, карточки, пазлы……

Цель урока: воспитание доброты и чуткости через восприятие произведения.

Задачи урока:

  • сформировать в сознании обучающихся понятие «доброта»;
  • расширить знания обучающихся о доброте, о ее роли в жизни каждого человека;
  • воспитывать культуру общения, побудить к проявлению чуткости, помощи.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание и выработка собственной жизненной позиции в отношении мира и окружающих людей, соотнесение с окружающим миром себя и своего будущего

Метапредметные:

Регулятивные УУД: планирование и корректировка своих действий и знаний, осуществление самоконтроля усвоения новых знаний;

Познавательные УУД: анализ и наблюдение, поиск и выделение необходимой информации; построение речевого высказывания в устной форме;

Коммуникативные УУД: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в группе, с учетом конкретных учебных задач, навыки партнерского общения;

Предметные: знать содержание прочитанного произведения давать характеристику героям, формулировать свое отношение к прочитанному.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Задания, которые приведут к достижению планируемых результатов

I

Организационный момент

(1 мин)

Прием: «Психологическая минутка» (Приложение 1)

Приветствует обучающихся, представляется. Настраивает на восприятие нового материала урока

Приветствуют учителя, настраиваются на восприятие материала урока (фронтальная форма работы)

Коммуникативные: организация и осуществление сотрудничества

 Приложение 1.

 «Соприкоснитесь ладонями с соседом справа и слева,  пожелайте удачи»

II

Актуализация знаний

(3 мин)

Информационно-коммуникационная технология.

Методы обучения: м.демонстраций 

Демонстрация  видеоролика.

Вывод: Герои совершают добрые дела, помогая друг другу.

Технология проблемного диалога через подводящие вопросы

Прием: «Тонкие и толстые вопросы» или «сопоставления» (приложение. 2)

Эпиграф.

Просматривают видеоролик, устанавливают связь между персонажами, определяют связь между видеороликом и рассказом, формулируют тему урока

(фронтальная, групповая формы работы)

Используя словарь, зачитывают значение слова «доброта»

Коммуникативные: слушают учителя и мнения других обучающихся.

Регулятивные: самостоятельно формулируют тему. 

Познавательные: вести самостоятельный поиск информации.

общеучебные: извлекают информацию, представленную в разных формах.

 

Приложение 2. 

Видеоролик «Бумеранг добра»

  1. Что общего между эпизодами (героями) в этом видеоролике?
  2. Как связан этот видеоролик с рассказом, который вы прочитали?
  3. Какие поступки, дела совершают герои?
  4. Что означает слово «доброта»?
  5. Как вы считаете, о чем мы будем говорить?

Приложение 3

Толковый словарь Ожегова

Эпиграф:

«Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня»

III

Мотивационный этап (2 мин)

Метод обучения: словесный, наглядный

Прием «Описание портрета, действия» (фрагментарный, неполный)

Приложение 4 «Галерея портретов»

По прочитанному описанию портрета, действия  определяют имя героя рассказа.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; высказывают и обосновывают свою точку зрения; 

слушают и слышат других.

Познавательные: поиск и выделение информации..

Приложение 4 «Галерея портретов»

-… при ней я крепился, не жаловался и не плакал, но когда она стала уезжать, не выдержал и с ревом погнался за машиной … (мама)

- …она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая… (учительница)

-…поначалу он спокойно относился к моим выигрышам… иногда даже похваливал меня, но однажды остановил меня:

- Ты что это – загреб кассу и драть? Играй!... (Вадик)

-… крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками… (т.Надя)

- …шофер единственной в колхозе полуторки, выгрузил меня на улице Подкаменной, где мне предстояло жить… (д.Ваня)

-…я 20 лет работаю в школе, видывал всякое, но такое.. и он воздел над головою руки…директор (Василий Андреевич)

Прием «Простые (фактические) вопросы».

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Обучающиеся работают с текстом произведения, находят подтверждение.

«…голод в тот год еще не отпускал…»

Вспоминают и отвечают

Коммуникативные: умение слушать и слышать других.

Познавательные: поиск необходимой информации.

Приложение 5   Изображение символа Победы

Слайд 2. Фото послевоенных лет.

Прием «Простые (фактические) вопросы».

Когда происходят события рассказа?

Как жили люди в то время?Найдите подтверждение в тексте.

В этом 2020 году сколько лет исполняется победе в ВОВ?

Стр.87 учебника

IV

Изучение новой темы (15 мин.)

Метод обучения: демонстрационный.

Прием «Коммуникативная атака» (приложение 6)

Учитель предлагает посетить импровизированный музей одной вещи , демонстрирует «экспонаты» : монеты, гематоген, учебник французского языка, яблоко.

Вывод 1: Может ли монета быть музейным экспонатом? В чём её ценность, то есть о чём она напоминает автору? Какие качества или черты характера сформировались у героя?

Вывод 2: Может ли гематоген быть музейным экспонатом? Как вы считаете, какой поступок совершила Лидия Михайловна, отправив посылку мальчику.

Вывод 3: Может ли учебник французского языка быть музейным экспонатом? Почему учительница решилась на этот рискованный шаг, играть с учеником на деньги?

1)Работа в группах

Обучающиеся выбирают один предмет и выполняют групповые задания. Дети собирают пазл, дают название, отвечая на вопросы, описывают действия иллюстрации. Делают выводы.

Личностные: формирование умения ставить цели и определять мотивы для их достижения.

Познавательные: поиск и выделение информации, высказывают свою точку зрения.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивные: коррекция (внесение необходимых дополнений), оценка(выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению).

Предметные: знать содержание прочитанного произведения, формулировать свое отношение к прочитанному.

Слайд № ---«Музей»

Приложение 6: музейные «экспонаты»: монеты, гематоген,  учебник французского языка, яблоко, конверт с пазлами и вопросами.

Собирают пазл и отвечают на  вопросы.

Вопросы: для группы 1.

1. Почему герой рассказа играл на деньги, хотя это было строжайше запрещено?

2. Почему герой нарушает слово «не играть на деньги»?

 3. Как ведут себя во время игры ребята? Вадик, Птаха и Федя и герой?

4. Какие жизненные уроки получил мальчик от Птахи и Вадика? Почему они его избили?

Собрать пазл и ответить на вопросы.

Вопросы для 2 группы:

1. Какой представлялась мальчику учительница?

 2. Как Лидия Михайловна ведет беседу, выясняя причины синяков на лице героя?

3. Как герой реагирует на попытки Лидии Михайловны накормить или напоить его чаем?

4. Почему мальчик не взял посылку с продуктами? Как догадался, от кого посылка?

Сделайте вывод.

Собрать пазл и ответить на вопросы.

Вопросы для 3-ей группы:

1.Почему Лидия Михайловна решилась на игру со своим учеником?

2. Как  вы расцениваете этот поступок? Что выдавало ее во время игры?

3. Кто вошел в комнату и увидел играющих? Какова была его реакция?

4. Почему Лидия Михайловна не раскрыла директору истинную причину игры на деньги со своим учеником?

Сделайте вывод.

V.  Физкультурная

пауза (1 мин)

Здоровьесберегающая технология.

Метод активного обучения: игровой.

Прием «Повтори и покажи» (приложение 7 )

Выполняют команды учителя

Регулятивные: Умение слушать в соответствии с целевой установкой

Приложение 7: «Повтори и покажи»

Оньс – руки в замок,

Җилң – стрела, руки вверх,

Оньс – руки в замок,

Аврh моhа – удав, руки вперед,

Бичкн атхр зара- съежиться,

Омгта hǝрд- руки назад, выгнуть спину.

VI.

 Закрепление

Наглядный метод обучения.

Прием: «Теория литературы»

Учитель предлагает соотнести  иллюстрации, собранные из пазлов, и элементы композиционного плана произведения (завязка, кульминация, развязка)

Цель: повторение теории литературы.

Работа в группах. Слушают учителя, обсуждают и соотносят иллюстрации с элементами композиционного плана, размещают на доску.

Обучающиеся делают вывод,  поясняют свои действия.

Познавательные: умение структурировать знания; строить речевое высказывание.

Приложение 8:

карточки  «Элементы композиционного плана» (завязка, кульминация, развязка).

Метод обучения: наглядный, словесный.

Знакомит со стихотворением калмыцкого писателя

  Д.Н. Кугультинова «Кусок хлеба»

Форма: аналитическая беседа.

Анализируют, отвечают на вопрос. Делают вывод.

Познавательные: извлекают информацию, строят монологическое высказывание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Слайд №___

Приложение 9

Фото Д.Н.Кугультинова и текст стихотворения «Кусок хлеба»

Я помню прошлое. Я помню

Свой голод. Больше я не мог.

И русская старушка,

Помню,

Мне хлеба сунула кусок.

Затем тайком перекрестила

В моем кармане свой ломоть.

И быстро прочь засеменила,

Шепнув: «Спаси тебя господь!»

Хотелось мне, ее не зная,

Воскликнуть: «Бабушка, родная!»

Хотелось петь, кричать «ура!»,

Рукой в кармане ощущая

Существование добра.

Вопросы:

- Какие слова, по вашему мнению,  являются главными?

- Как вы думаете, почему поэт написал это стихотворение?

- Чем схожи эти два произведения?

Метод обучения: словесный, демонстрации.

Демонстрирует книгу А.П.Гайдара «Тимур и его команда».

Рассказывает о тимуровцах, волонтерском движении

Коммуникативные: слушают учителя, определяют степень овладения материалом.

Личностные: способность оценивать свое поведение и поступки.

Приложение 10. Слайд №__

«Тимуровское движение»

Слайд №___

«Волонтерское движение»

Метод практического обучения (творческая работа). Инсценировка.

Прием «Символ «Доброта. Цаhан седкл»

Предлагает обучающимся изобразить символ Доброты.

Предлагает составить кластер «Доброта. Цаhан седкл»

Инсценировка: интервью с учителем.

Действующие лица: ведущий передачи, учитель.

Дети изображают символ.

Индивидуальная форма работы.

Групповая форма работы,

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группе.

Приложение 11.Инсценировка. Звучит фоновая музыка к передаче «Судьба человека.

Приложение 12.

«Кластер «Доброта. Цаhан седкл»

Непонимание          Грубость

Хитрость                 Любовь

Сочувствие             Милосердие

Жадность                Бессердечность

Равнодушие            Помощь

Щедрость                Отзывчивость

Бескорыстие          Зависть

Понимание                Злость

Прием «Мое доброе дело»

Учитель спрашивает обучающихся о том, какие добрые дела они совершили сегодня, вчера, ранее.

Дети передают «сердце» и говорят о своих добрых делах.

Познавательные: умение строить речевое высказывание.

Слайд № __ «Поделись добротой»

Приложение 13 (мягкая игрушка «Сердце»)

Метод контроля: тестирование

Прием «Скретчинг».

Метод практического обучения.

Выполнение теста.

Взаимопроверка.

(индивидуальная форма работы)

Познавательные: поиск и выделение информации, проверка и закрепление полученных знаний.

Приложение 14

Форма теста «Множественный выбор», необходимо  выбрать правильный ответ из приведенного списка.

Самопроверка путем снятия слоя с карточки с ответами.

VIII.

Рефлексия деятельности на уроке (3 мин.)

Рефлексия по уроку:

Высказывают свое мнение:

Познавательные : делают выводы.

Коммуникативные: учатся формулировать собственное мнение.

Регулятивные: осуществляют самоконтроль усвоения новых знаний.

Приложение 15«Дерево успеха» (красные, , зеленые яблоки)

Звучит фоновая музыка «Твори добро»

Красное яблоко- я молодец, отлично работал, все понял.

Зеленое яблоко – я молодец, но остались вопросы.

 IX. Оценивание. Домашнее задание

(2 мин.)

Прием «qr - кодирование»

Обучающиеся сканируют карточки с qr-кодом, читают рассказы по выбору.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Личностные: осознание и выработка собственной жизненной позиции в отношении мира и окружающих людей.

Прием «qr - кодирование»

Через мобильное приложение «Сканер qr» обучающиеся выполняют домашнее задание (читают рассказы о доброте)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы 7 класс "Авторская позиция в рассказе Леонида Андреева «Кусака»

Формирование  в ходе урока навыков анализа художественного текста, понятия об авторской позиции и способах её выражения.....

Урок литературы. 6 класс. Законы доброты По рассказу В. Распутина «Уроки французского

В методической разработке приводится попытка раскрыть на примере героини рассказа Лидии Михайловны понятия, «духовные ценности», «духовная память»; вдуматься и попытаться раскрыть смысл названия расск...

Технологическая карта №1. Литература. 5 класс

Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Устное народное творчество"Цель урока сформировать представление о жанрах УНТ . Научить приобретать и использовать знания и умения в практической дея...

Проект по рассказам А.П. Чехова, урок литературы, 6 класс

В данной публикации содержится паспорт проекта по рассказам А.П. Чехова, содержащий цель, задачи, этапы работы над проектом, перечень ууд, формируемых при работе над поектом,а также готовый  прод...

Презентация к уроку литературы 6 класс "Роль пейзажа в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг"

Презентация к уроку по литературе в 6 классе «Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»...

Технологическая карта по литературе 5 класс

Тема: «Наедине с тайгой» (по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро»)...