Конспект урока по литературе в 8 классе "Д.И. Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Проблема воспитания истинного гражданина. Классицизм"
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Конспект урока по литературе в 8 классе "Д.И. Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Проблема воспитания истинного гражданина. Классицизм"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fonvizin_nedorosl.docx | 27.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
ТЕМА УРОКА: «Д.И. Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Проблема воспитания истинного гражданина. Классицизм».
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: использование приемов инновационных образовательных технологий с целью развития языковой компетенции при анализе художественного произведения
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:
сформировать понятие «сатира»;
выявить уродующее влияние помещичье-крепостнической среды на формирование характера юноши;
сформировать представление о положительном авторском идеале в вопросе воспитания молодого поколения
РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ:
развивать самостоятельность мышления и совершенствовать учебно-интеллектуальные умения:
развивать навыки работы с текстом художественного произведения;
развивать умения сопоставлять, анализировать, выделять главную мысль;
развивать творческие способности обучающихся;
логически осмысливать и излагать информацию
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: воспитывать навыки общения, культуру речи, уважительное и бережное отношение к родному языку; воспитывать интерес к литературе, содействовать воспитанию нравственных и гражданских качеств у обучающихся.
ТИП УРОКА: урок формирования новых знаний.
ВИД УРОКА: комбинированный.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
1 «Недоросль» как сатирическое произведение литературы классицизма
2 Проблема воспитания истинного гражданина
Ход урока.
Организационный момент Мотивация (Самоопределение к учебной деятельности)
«Я рада, мои любезные друзья, видеть вас сегодня.
Вы служите примером, как усердием и трудами можете сделать себе образование. Ласкаюсь мыслью, что вы покажете мне достойные качества своего ума и плоды благородного воспитания». Возможно, так поприветствовал бы вас, молодое поколение, писатель Д.И.Фонвизин.
Д.И.Фонвизин – удивительный писатель XVIII века. Ещё А.С.Пушкин назвал его «сатиры смелым властелином»:
Этап постановки проблемного вопроса. Актуализация.
- Произведение «Недоросль» Фонвизина было написано в 18 столетии. С момента первого представления “Недоросля” прошло уже более двухсот лет, однако комедия Фонвизина с успехом идёт на сцене современного театра.
- В чем секрет неувядаемости комедии?
Проблемный вопрос:
Можно ли Митрофану и его матери, Скотинину доверить будущее России? (это вопрос, на который, я надеюсь, мы сможем ответить в конце урока)
Постановка цели урока.
на какие вопросы вы хотели бы сегодня получить ответ? Каковы цели нашего занятия?
- Поразмышляем над тем, что такое воспитание.
- Как нужно воспитывать человека, чтобы он стал настоящим гражданином
- Кто является настоящим гражданином?
Основной этап урока. Усвоение новых знаний
Начнем нашу работу, как говорит один из героев комедии, «с задов», то есть с повторения.
XVIII в. имел для России особое значение. Начало новой эпохи было положено преобразованиями Петра I.
Велики были достижения этого времени в области науки, просвещения, искусства, поставившие Россию вровень с европейскими государствами:
1) в 1721 г. учреждается Петербургская Академия наук;
2) в 1755 г. открывается Московский университет с двумя гимназиями.
3) в 1757 г. основана Академия художеств.
Это эпоха утверждения самодержавия, власти одного человека – монарха, монарха сильного и просвещенного, как Петр Великий и Екатерина Вторая. В это время в искусстве, и в том числе литературе, возникло новое направление – классицизм, пришедший в Россию из Франции.
Само понятие «классицизм» в переводе с латинского значит «образцовый». Образец деятели искусства классицизма нашли в искусстве Древней Греции и Рима.
Искусство классицизма проповедовало идеи гражданственности, идеи просвещения.
Принципы классицизма:
- Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно.
- Главная задача – укрепление абсолютной монархии, монарх – воплощение разумного.
- Высшее достоинство человека – исполнение долга, служение государству.
- Наследование античности как образцу.
Комедия «Недоросль» является классицистической комедией:
– Герои делятся на положительных и отрицательных;
Фонвизин следует классической традиции в изображении положительных героев. Изображая отрицательных героев, от этой традиции отходит.
Докажите, что Простакова не только злонравна, найдите её положительные качества.
Простакова жестока и груба, но она безумно любит сына. В финале комедии перед нами страдающая мать, теряющая последнее утешение — утешение сына. Она вызывает уже не смех, а сочувствие.
– герои наделены «говорящими» фамилиями;
– положительные герои являются воплощением идеи гражданского служения государству;
Комедия «Недоросль» - блистательное сатирическое произведение для постановки на сцене. Ведь театр – это место, где исправляются человеческие пороки.
Что же такое сатира? Комедия?
Сатира (от лат. sature – смесь, мешанина) – вид комического; резкое осуждение и осмеяние человеческих пороков или несовершенства человеческой жизни.
ДРАМА (от греческого — действие, действо) — один из основных родов художественной литературы (наряду с эпосом и лирикой). Пишется в диалогической форме и, как правило, предназначается для постановки на сцене; основа драмы — действие. Воспроизводит прежде всего внешний по отношению к автору мир. Для драматических произведений характерны остроконфликтные ситуации, властно побуждающие персонажей к словесно-физическим действиям.
КОМЕДИЯ — драматический жанр, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех.
Комедия - это жанр драмы, в котором высмеиваются человеческие пороки.
Давайте и мы с вами перенесемся на 200 лет назад и вспомним героев комедии и увидит пороки отрицательных персонажей..
Беседа по вопросам. Первичное восприятие.
- Почему комедия так названа? «Недоросль»? Понравилась ли она?
- Почему Митрофана называют недорослем?
Недорослями тогда называли всех дворянских подростков до 15-16 лет .
Закон 1736 г. продлил право оставаться недорослями до 20 лет, чтобы за это время молодые дворяне прошли необходимый курс наук в домашних условиях для поступления в службу..
По установленному при Петре I и императрице Анне Иоанновне порядку каждый семилетний мальчик-дворянин был обязан явиться в Герольдмейстерскую школу-контору Сената, сказать, сколько ему лет, чему он учился, где служили его родители, предки, сколько крепостных душ у его родителей. Затем “недоросля”, как называли тогда мальчиков, отпускали домой. Через пять лет, на “втором смотре”, ребёнок должен был уже уметь читать и писать. После этого его отправляли на военную или гражданскую службу, разрешая оставаться дома только в том случае, если родители обязывались обучать сына иностранному языку, арифметике, Закону Божьему. В пятнадцать лет юноша являлся на новый смотр, и его либо определяли в учебное заведение, либо брали подписку, что он выучится географии, истории и военно-инженерному делу.
- - Какие качества героя сделали это нейтральное слово нарицательным?
Понаблюдаем за героями комедии и ответим на этот вопрос .
Инсценировка сцены из комедии (действие 4 явл.8).
– Почему мы смеемся?
Митрофан – характер комический. Полное незнание основ грамматики, истории, географии, но смышленость и сообразительность.
--- Как вы понимаете слово воспитание?
Воспитание - планомерное воздействие на умственное и физическое развитие детей, формирование их морального облика привитием им необходимых правил поведения.
-- Как героя воспитывала мать?
- Какое воздействие оказывала на Митрофана мать?
Давайте разберемся . Для этого группы получают задание на карточке и отвечают.
Групповая работа.
1 группа.
- Давайте посмотрим, в какой семье воспитывается Митрофан.
- Обращаясь к тексту, покажите на примерах, как Простакова ведет себя со своими б близкими: с мужем, братом, с учителями Митрофанушки, со слугами.
- Что это за женщина?
К Тришке: мошенник, вор, скот, воровская харя, болван. ( д.1, яв.2, 4 )
К Еремеевне: бестия, остолбенела, а ты не впилась братцу в харю, а ты не раздернула ему рыла по уши...
Ты еще, старая ведьма, разревелась...
Еремееевна о себе: Сорок лет служу, а милость вся та же. По пяти рублей за год, да по пяти пощечин в день ( д. 3,яв. 6 );
Мужу : Я холопам потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи ( д.1 яв.3)
Все сама управляюсь, батюшка: то дерусь, то бранюсь; на том дом и держится. ( д.2, яв.5)
.К брату: … Пусти! Пусти, батюшка! Дай мне до рожи, до рожи...( д.З, яв.З - дерется со Скотининым). Сердце взяло, дай додраться! (Милон их разнял). ...Плуты! Воры! Мошенники! Всех прибить велю до смерти! (д.5, яв.2)
К учителям ( д.3 явл. 7 урок Митрофана )
Простакова - полновластная хозяйка имения. Никто в доме не может ни слова сказать, ни шагу ступить без ее согласия. Властно, грубо она относится ко всем. Она особенно отвратительна со слугами. Обзывает их, ругает, оскорбляет, бьет.
Муж у нее под каблуком, она им помыкает. Брата норовит обхитрить, узнав о наследстве Софьи. К учителям относится неуважительно, кормит плохо.
2 группа.
- Но как эта «презлая фурия» относится к сыну – Митрофану? Любит она его? Найдите в тексте комедии ответы. Однако, какая это любовь? Требовательная? Или слепая, безрассудная, животная?
( Заступается за сына, ругает учителей, Еремеевну. («Ах, Господи Боже мой! Уж робенок не смей и избранить Пафнутьича! «Тебе жаль шестой /булочки/, бестия?»)
( То, как она им любуется… «Мы все делали, чтоб он стал у нас таков, как изволишь его видеть. Не угодно ль…посмотреть, как он у нас выучен»).
- В чем она видит благо, счастье для своего сына? Каков её идеал?
(Её идеал – батюшка, который «не умел грамоте, а умел достаточек нажить и - сохранить», для этого хочет женить на Софье Митрофана.
- Как Простакова относится к образованию? Для чего она нанимает учителей?
“Без наук люди живут и жили”- говорит помещица. Она присутствует на уроках и во всем поддерживает сына: “Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит...”- говорит она Цыфиркину.
При решении задачи о деньгах она советует сыну: “...Врет он, друг мой сердечный. Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. д.З, яв.7)
Простакова о географии: “...Да извозчики-то на что? Это их дело. Это-таки и наука-то не дворянская.. (д.4, яв.8)
- Почему же Митрофан ничему не научился? На кого похож?
Сама она невежественная, безграмотная женщина. Простакова вынуждена пригласить к сыну учителей, хотя не считает образование необходимостью, и смотрит на обучение, как на тяжелую повинность.
Выводы:
Простакова - невежественная, необразованная женщина, очень властная, деспотичная, жестокая по отношению к людям, беспощадная крепостница, слепо любящая своего сына.
Она уродует его характер, воспитывает в нем наглость, лень, подлость и жестокость. И он действительно становится похожим на мать.
3 группа.
Герои - антиподы Митрофана.
Кто они? Прочитайте высказывания Стародума и объясните их. Согласны ли вы с ними?
- Глупому сыну не в помощь богатство.
- Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.
- Невежда без души – зверь.
- Золотой болван – всё болван.
- Наличные деньги - не наличные достоинства.
- Чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается.
- Кто Милон по роду занятий? Какой он офицер? Что мы узнаем о нем?
- Какие качества он ценит в человеке? Можно ли его считать истинным гражданином своего Отечества ( дейст.4 явл. 6 ).
Милон любит Родину, он честен, справедлив, умен, думает о благе государства, он смелый и благородный офицер. Он образец настоящего гражданина Отечества.
Отработка темы «Речевые характеристики героев»
Цель: показать высокое драматическое мастерство в создании речевых характеристик.
1. Индивидуальные задания:
1) жизнь Кутейкина; биография Цыфиркина; жизнь Вральмана;
2) лексика, присущая только Кутейкину; Цыфиркину; Вральману.
2. Работа с классом. В чём своеобразие речи Кутейкина?
Речь недоучившегося семинариста. Построена на церковнославянской лексике и фразеологии, насыщена формами церковнославянского языка: тьма кромешная, притча во языцех; горе мне, грешному; здешняя епархия, взалкал, зван бых и придох; богу изволившу, кабы не умудрил и меня владыко и так далее.
В чём своеобразие речи Цыфиркина?
Речь основана на том, что он в прошлом был солдатом, а сейчас преподаёт арифметику. Отсюда в его речи постоянные подсчёты, а также военные термины и фразеологические обороты. Приведите примеры, доказывающие это.
Подведение итогов. Рефлексия.
Фонвизин обращается к вам, молодому поколению страны: вам надо обязательно учиться, получить образование, верой и правдой служить своему Отечеству, быть полноправными членами общества.
- На какие вопросы вы получили ответы на нашем занятии?
- Кого можно назвать настоящим гражданином своего Отечества?
- Продолжите строчку: «Сегодня на уроке я задумался…»
- Можно ли Митрофану доверить будущее России? Почему?
Выводы:
Митрофан, воспитанный своей матушкой, становится «злонравия достойным плодом».
Не уважающий и не любящий свою мать, он не может уважать и любить свою Отчизну, следовательно, ничего полезно сделать для неё не может, а значит и не может быть истинным гражданином.
Образы носителей добродетели — Стародум и Правдин. Положительные образы влюблённых — Софьи и Милона. Им доверены мысли и чувства самого драматурга и близких ему людей. Они говорят о том, что дорого автору: о необходимости привить человеку с детства сознание долга, любовь к Отчизне. Непогрешимую честность, правдивость, чувство собственного достоинства, уважение к людям, презрение к низости, лести, бесчестности. Они выдвигают прямо противоположные простаковым всех рангов понятия о чести, знатности и богатстве.
Домашнее задание: написать характеристики 2 героев комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (на выбор)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе в 9 классе "Проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»
В классе преобладают учащиеся со зрительным восприятием, поэтому использование медиапродукта должно было настроить их на работу, пробудить интерес и помочь зрительно представить образы героев, о...
Проблемы воспитания истинного гражданина.Комедия Д.И.Фонвизина "Недоросль"
Проблемы воспитания и образования гражданина своей страны до сих пор остаются актуальными. Злободневность и важность вопросов, поставленных в комедии "Недоросль" должна привлечь внимание не толь...
Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"
На уроке учащиеся получат обзорную характеристику древнерусской литературы на примере "Слова о полку Игореве". Познакомятся с исслелованиями "Слова", вариантами переводов. На примере этого произведкен...
Конспект урока по литературе в 6 классе по теме: М.М. Пришвин. Слово о писателе. Сказка-быль "Кладовая солнца". Образы главных героев.
Конспект урока по литературе в 6 классе по теме: М.М. Пришвин. Слово о писателе. Сказка-быль "Кладовая солнца". Образы главных героев....
Презентация к Конспекту урока литературы. Тема: « М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины»
Презентация к Конспекту урока литературы. Тема: « М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины»...
Конспект урока по литературе на тему "Недоросль" Д.И.Фонвизина в 8 классе
Тип урока:Урок-семинар. Оборудование:Комедия "Недоросль" Д.И.Фонвизина Цели урока: Обучающая. Научиться видеть в произведении взгляд автора на исторические и общественные соб...
Конспект урока в 6 классе «В.Г. Распутин. Слово о писателе. Герой и его сверстники в рассказе «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени».
Тема: «В.Г. Распутин. Слово о писателе. Герой и его сверстники в рассказе «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени». Класс: 6....