Конспект урока в 6 классе «В.Г. Распутин. Слово о писателе. Герой и его сверстники в рассказе «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени».
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Тема: «В.Г. Распутин. Слово о писателе. Герой и его сверстники в рассказе «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени».

Класс: 6.     

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «В.Г. Распутин. Слово о писателе. Герой и его сверстники в рассказе «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени».

Класс: 6.        

Цели:

1) раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина;

2) развивать умение анализировать художественное произведение, коммуникативные навыки учащихся, продолжить работу по развитию культуры речи учащихся;

3) воспитывать у учащихся умение представить точку зрения писателя и собственные суждения, способствовать воспитанию этических норм взаимоотношений учащихся;

4) корректировать социальное поведение при работе в группах, память, внимание, логическое мышление.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Учащиеся читают свои размышления о поступке, который вы никогда больше не совершите, и пересказывают статью с. 113-114 статья «Уроки доброты» (пересказ).

3. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя.

15 марта 2013 года свой 76-летний юбилей отмечает Валентин Григорьевич Распутин. Критики полагают, что главное в творчестве В. Г. Распутина — «обнажение нравственных связей». Писателя интересуют те моменты человеческой жизни, когда возникает необходимость совершить поступок, значимый не столько для жизни другого человека, сколько для самого себя, для самого главного в себе – для души. Произведениям Распутина созвучны слова французского писателя 18 века Жозефа Жубера: «Разум может подсказать, чего следует избегать, и только сердце говорит, что следует делать». Это высказывание станет эпиграфом к уроку, посвящённому изучению рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского». - Открываем тетради, записываем в тетрадь эпиграф. А как вы понимаете слова французского писателя? (Ответы детей).

Наша задача на уроке – на примере рассказа «Уроки французского» выяснить, чего, по мнению Распутина, следует избегать в жизни и что нужно в ней делать.

Тему урока «Жизнь и творчество В.Г. Распутина» записываем в тетрадь.

Рассказ о детстве писателя. Родился В.Г. Распутин 15 марта 1937 года в Иркутской области в поселке Усть-Урда, расположенном на берегу Ангары. Детство совпало с войной: в первый класс будущий писатель пошел в 1944 году. И хотя здесь не гремели бои, жизнь была трудной, временами полуголодной. Научившись читать, Распутин навсегда полюбил книгу. Окончив 4 класса в Аталанке, Распутин хотел продолжить учебу. Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась в 50 км от родной деревни. Нужно было уезжать из дома, причем одному. Учиться было сложно: голод (мать с оказией передавала ему раз в неделю хлеб и картошку, но их всегда не хватало), бедность, одиночество. Однако учился он только на отлично. «Что мне оставалось? – затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было…. Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок », – вспоминал писатель.

Вопрос к классу: что помогло Распутину получить образование и выйти в люди?

Рассказ о жизни героя в райцентре по плану:

1. Почему мальчик, герой рассказа, оказался в райцентре?

2. Каковы были успехи героя в школе?

3. Каково было душевное состояние мальчика?

Вывод: Итак, ребята, из ваших ответов мы поняли, что прообразом главного героя рассказа является сам В.Г. Распутин. Все события, которые произошли с героем, были в жизни писателя. Одиннадцатилетний герой впервые волею обстоятельств оторван от семьи, он понимает, что на него возложены надежды родных и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению сельчан, призван быть «ученым человеком».

Герой прилагает все усилия, преодолевая голод и тоску по дому, чтобы не подвести земляков.

- Как складывались отношения героя с окружающими его ребятами? (ответы учеников)

Издавна общество рассматривает игры на деньги как безнравственное занятие. Как вы понимаете значение слова безнравственный? Как вы думаете, почему азартные игры – безнравственное занятие? Какие эмоции вызывает человек, проигравший в карты или рулетку? А вызывает ли такое чувство герой рассказа Распутина? Как называется чувство, противоположное безнравственности? (нравственность) - Что такое нравственность? Как вы понимаете смысл слова?

- Нравственный или безнравственный поступок совершает герой, играя в «чику»? (Распутин предлагает нам иной взгляд на азартные игры. Для мальчика игра - единственно возможный способ выжить. Голодный и постоянно тоскующий по дому деревенский мальчик лишь добывал себе рубль на молоко. В его поведении не было ничего безнравственного, плохого. Он никого не обижал и силой денег не забирал, да и разве богатство это – один рубль?) 

Кому посвящен рассказ «Уроки французского»?

Рассказ «Уроки французского» посвящен Анастасии Прокофьевне Копыловой, матери друга В. Г. Распутина и известного драматурга Александра Вампилова, которая всю жизнь проработала в школе. В основе рассказа – воспоминание детской жизни. Лидия Михайловна – учительница Валентина Григорьевича по французскому языку, его классный руководитель. Она названа в произведении своим именем. Это Молокова Л.М.. Несколько лет назад она жила в Саранске, преподавала в Мордовском университете. Когда в 1973 году вышел в свет этот рассказ, она сразу узнала себя в нем, отыскала Валентина Григорьевича, несколько раз встречалась с ним. Лидия Михайловна жива и сегодня, она живёт в Москве.

- Как вы думаете, почему автор посвятил рассказ своей учительнице? Какую роль сыграла Лидия Михайловна в жизни мальчика? Для ответа на этот вопрос обратимся к тексту произведения.

- Какой запомнилась учительница главному герою? Найдите в тексте описание портрета Лидии Михайловны; что особенного отмечено в нем? (чтение описания «Лидии Михайловны тогда было….»; «В лице ее не было жестокости…»)

- Какие чувства вызывал у Лидии Михайловны мальчик? (Она относилась к нему с пониманием и сочувствием, ценила его целеустремленность. В связи с этим учительница начала заниматься с героем дополнительно, рассчитывая его дома покормить) 

- Почему Лидия Михайловна решила послать посылку мальчику и почему эта затея не удалась? (Она хотела помочь ему, но наполнила посылку «городскими» продуктами и выдала себя. Гордость не позволила мальчику принять подарок)

- Удалось ли учительнице найти способ помочь мальчику, не ущемляя его гордости? (Она предложила играть на деньги в «пристенок»). 

- Почему главный герой считал крайне неприличным и безнравственным принимать деньги от Лидии Михайловны в виде «подачки», но спокойно относился к «чике» и игре в «замеряшки» с ней? (Главный герой считал выигранные деньги честно заработанными, а деньги, доставшиеся без каких-либо усилий с его стороны, ранили самолюбие. Лидия Михайловна без труда раскрыла причину отказа от подарка. И выбрала иной способ помощи).

- Как вы относитесь к этому поступку учительницы? Оцените поступок Лидии Михайловны с точки зрения нравственности.

- Нравственно ли её решение играть на деньги с собственным учеником?(Помочь главному герою иначе не было никакой возможности – ужинать он не садился, подарков или денег не принимал, а дать ему работу по тем временам было бы ещё более безнравственно).

- А нравственно ли было бы закрыть глаза на его голод? Нравственной ли была бы профессиональная позиция нейтралитета? (Нет, потому что в первую очередь это было бы бесчеловечным. Пусть она не 3 воспитывала в нём высокой морали, не заботилась о его нравственном воспитании. Прежде всего, Лидия Михайловна заботилась о его физическом состоянии, о том, чтобы он хотя бы мог нормально учиться, не думая постоянно о голоде). 

Вывод. Играя на деньги со своим учеником, Лидия Михайловна, с точки зрения педагогики, совершила поступок безнравственный. «Но что стоит за этим поступком?» – спрашивает автор. Видя, что её ученик в голодные, послевоенные годы недоедает, она старалась ему помочь: под видом дополнительных занятий приглашала домой, чтобы подкормить, присылала посылку, будто от матери. Но мальчик от всего отказался. И учительница решается играть с учеником на деньги, подыгрывая ему. Она идет на обман, но счастлива, потому что ей это удается. Это лучше, чем нравственное бездушие и профессиональный нейтралитет.

- А как отнёсся к игре с учеником директор школы? В чём он обвинил Лидию Михайловну? (Формально он прав. Но за этим скрывается безнравственность и отсутствие человеколюбия, понимания трудностей жизни ребёнка, оторванного от родного дома). 

- «Разум может подсказать, чего следует избегать, и только сердце говорит, что следует делать». Как соотносится это высказывание с произведением В. Г. Распутина «Уроки французского»?

4. Подведение итогов.

Самый грозный судья человека – он сам. Руководствуясь своими жизненными принципами, этическими нормами, мы все свои поступки в основном неосознанно подвергаем подробному анализу и строгой оценке, коря и виня себя за неверный шаг. И именно этот укор совести гораздо больнее осуждения общества, именно тихий мерзкий голосок, нашёптывающий: «Ах, как плохо ты поступил… не следовало бы…» выдвигает обвинения гораздо более страшные, чем самый жестокий приговор окружающих людей. И перед ним не оправдаешься. Потому что нравственность во все времена оценивают по одному и тому же критерию: насколько человечен был поступок. И Лидии Михайловне не в чем оправдываться. Она поступила по совести, так, как хотело её сердце.

Рефлексия. 

- Чему научил меня сегодняшний урок?

- Что я понял на уроке?

- Что заставило меня задуматься во время урока?

5. Домашнее задание с комментированием к нему.

Д.З.: с. 115-155 (пересказ); биография В.Г. Распутина (пересказ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока по литературе "Н.С. Лесков. Слово о писателе. Рассказ "Старый гений"

План-конспект предназначен для проведения урока в 8 классе. К нему прилагается презентация с иллюстрациями к известным произведениям Н.Лескова и его портретом....

В.Г. Распутин. Слово о писателе. Герой и его сверстники в рассказе «Уроки французского».

Отражение в повести трудностей военного времени ».Цели:  раскрыть  духовные  ценности,  нравственные  законы,  по  которым  живут  герои В.Распу...

Урок литературы в 5 классе "И.С. Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа "Муму"

Урок-знакомство с И.С. Тургеневым и его рассказом "Муму" с использованием технологии развития критического мышления и элементами сингапурской системы....

Конспект урока по литературе в 5 классе К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказе «Теплый хлеб»

Конспект урока по литературе в 5 классеК.Г.Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказе «Теплый хлеб»...

Урок в 5 классе с использованием ЦОР для развития функциональной грамотности обучающихся на тему:" А. П. Платонов. Слово о писателе. Душевный мир главного героя в рассказе «Никита»"

Автор материалаПавлова Светлана ВладимировнаМесто работы, должностьУчитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №50»ПредметЛитератураКласс5 классНазвание материалаА. П. Платонов. Слово о п...

Конспект урока по литературе в 8 классе "Д.И. Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Проблема воспитания истинного гражданина. Классицизм"

Конспект урока по литературе в 8 классе "Д.И. Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Проблема воспитания истинного гражданина. Классицизм"...