Проблемы воспитания истинного гражданина.Комедия Д.И.Фонвизина "Недоросль"
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
Проблемы воспитания и образования гражданина своей страны до сих пор остаются актуальными. Злободневность и важность вопросов, поставленных в комедии "Недоросль" должна привлечь внимание не только педагогов, но и всей общественности.Главные герои комедии рассуждают на темы воспитания, образования. Молодое поколение сегодня нуждается в помощи выбора нравственных ориентиров.Нежелание учиться, безответственность- вот основные причины необразованности и невежества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nedor.docx | 26.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с.Поповка
Методическая разработка урока литературы в 9 классе
на тему:
«Проблема воспитания в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»
Учитель русского языка и литературы Рябова Т.А.
2011год
Урок литературы в 9 классе
Тема урока: «Проблема воспитания в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» (1781)
Цель – показать уродующее влияние помещичье-крепостнической среды на формирование характера юноши и положительный авторский идеал в вопросах воспитания молодого поколения; развивать читательские умения; прививать истинные жизненные ценности.
Задачи – формирование компетенций:
- ценностно-смысловой – установить взаимосвязь между рассмотренной на предыдущем уроке проблемой гражданственности и проблемой воспитания; показать важность семейного воспитания для становления личности; побудить к самовоспитанию;
- общепредметных – работать с книгой: опираясь на текст комедии, выявить авторскую позицию по проблеме воспитания; устанавливать причинно-следственные связи;
- предметных – сопоставлять художественные произведения, устанавливать внутрипредметные связи;
- коммуникативных – развивать речь, участвовать в диалоге и полилоге.
Ожидаемые результаты:
- освоение новой темы;
- понимание конкретно-исторического и общечеловеческого смысла комедии;
- понимание роли воспитания и самовоспитания в становлении личности;
- умение устанавливать внутрипредметные связи;
- умение аргументировать ответ текстом художественного произведения;
- закрепление литературоведческих понятий;
- развитие речи
Формы организации работы детей:
- работа с текстом комедии
- участие в викторине
- участие в беседе на заданную тему
- выразительное чтение
- выполнение тестового задания
Формы организации работы учителя:
- мотивация учащихся;
- вступительное слово;
- викторина;
- беседа;
- контроль;
- диагностика компетенций;
- заключительное слово;
- предъявление домашнего задания
Оборудование и оформление:
презентация «Д.И.Фонвизин комедия «Недоросль», текст комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина, портрет Фонвизина, иллюстрации учащихся
Ход урока:
1-й этап урока. Вступительное слово учителя:
– На прошлом уроке мы узнали о том, как решается в комедии Д.И.Фонвизина проблема гражданственности. Вспомним, какова позиция автора в решении этой проблемы: кто, по его мнению, является истинным гражданином Отечества?
– Настоящий гражданин – образованный, нравственно воспитанный человек (дворянин), все свои помыслы и дела направляющий на службу Отечеству. /«Невежда без души – зверь», «прямо любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам»/
2-й этап. Вопросы и задания по новой теме:
– Но гражданами не рождаются, ими становятся. Каким образом? (В результате соответствующего воспитания).
- Вот о воспитании мы сегодня и поговорим: посмотрим, как раскрывает тему воспитания Денис Иванович Фонвизин. Давайте прежде всего освежим в памяти текст, который нам понадобится для аргументации наших ответов.
3-йэтап урока. Вопросы викторины:
1.Фамилия Митрофана
- Скотинин
- Простаков
- Кутейкин
2.Какую науку госпожа называла дурацкой?
- «еоргафию »
- грамматику
- «арихметику»
3.»Гарнизонна крыса»- так Митрофан называл:
- Правдина
- Скотинина
- Цифиркина
4.»Без науки люди живут и жили»-чьи это слова?
- Скотинина
- Простакова-отца
- Простаковой
5.Кому принадлежат слова: «Да что за радость и выучиться?»
- Митрофану
- Простаковой
- Скотинину
6.Кого Правдин называет презлой фурией?
- Еремеевну
- Софью
- Простакову
7.Кому обращены слова Простаковой: «Один ты у меня остался, сердечный друг!..»
- Сыну
- Мужу
- Брату
8. Источник исторических познаний Митрофана:
- Учитель истории
- Учитель Вральман
- Скотница Хавронья
Слайд 2,3
4-й этап урока. Слова- ассоциации
– Теперь обратимся к теме нашего урока. Запишем на доске слова-ассоциации к слову «воспитание». (Учащиеся выходят к доске по одному и пишут слова-ассоциации: ребенок, родители, семья, школа, учителя, друзья…)
– Как нужно воспитывать человека, чтобы он стал настоящим гражданином? Можно ли воспитание свести только к умственному развитию? (Следует дать ему образование, привить нравственные нормы, приучить к общественно полезному труду).
– Кому принадлежат слова: «Просвещение возвышает одну лишь добродетельную душу» (Стародуму).
Слайд 4
– Правильно. А как вы понимаете эти слова? (Знания человека безнравственного могут принести людям зло, следовательно, не возвысят человека, а вызовут негодование людей порядочных. «Возвышается» только нравственный, «добродетельный», т.е. стремящийся «делать добро» человек).
– Фонвизин показал нам процесс воспитания дворянина. Кого именно и каким образом воспитывают в комедии? (Митрофана)
Слайд 5
Митрофан – недоросль. Недоросль – в 18 в. в России: молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на государственную службу.
5-й этап урока. Сравнительный анализ героев А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и Д.И.Фонвизина «Недоросль»
- Вспомните, с каким героем–недорослем мы встречались в прошлом году на уроках литературы? (С Петром Гриневым из повести Пушкина «Капитанская дочка»).
- Можно сказать, что Петр Гринев стал настоящим гражданином? Почему? (Через всю жизнь он пронес наказ отца: «береги платье снову, а честь смолоду»)
- Где начинается воспитание человека? (В семье).
- Давайте посмотрим, в какой семье воспитывается Митрофан. (Слайд 6,8)
6-й этап урока. Речевая характеристика героев
- Найдите в тексте слова, которыми Правдин характеризует отца и мать Митрофана. (Фонвизин показал нам семью помещиков Простаковых, в которой отец, по выражению Правдина, «дурак бессчетный», а мать – «презлая фурия»).
- Но как эта «презлая фурия» относится к сыну – Митрофану? Любит она его? Найдите в тексте комедии
- её упрек Еремеевне («Тебе жаль шестой /булочки/, бестия?»);
- подтвердим словами текста её заступничество за сына («Ах, Господи Боже мой! Уж робенок не смей и избранить Пафнутьича!»)
- то, как она им любуется… («Мы все делали, чтоб он стал у нас таков, как изволишь его видеть. Не угодно ль…посмотреть, как он у нас выучен»).
- оправдывает его … («…конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка»).
- Однако, какая это любовь? Требовательная? Или слепая, безрассудная, животная?
- Все-таки, как любая мать, Простакова желает сыну добра. В чем она видит благо, счастье для своего сына? Каков её идеал? (Её идеал – батюшка, который «не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить»).
- Почему хочет женить сына на Софье? Чтобы скорей повзрослел? Стал ответственнее? (Софья – богатая наследница)
- Нужно ли человеку учиться? Для чего? Что об этом думает г-жа Простакова?
Слайд 5
- Для чего же она нанимает учителей для Митрофана? (Иначе не удастся женить его на Софье).
7-й этап урока. Выразительное чтение по ролям «Сцена экзамена» Митрофана.
- Научился ли Митрофан чему-нибудь? Почему? Можно ли сказать, что он глуп? (Митрофан не глуп, но ничему не научился).
- Почему же он ничему не научился?
Слайд 7
Учащиеся получают задание распределить цитаты по столбцам, установив между ними причинно-следственные связи.
8-й этап урока. Выявление авторской позиции по проблеме воспитания:
Слайд 8,9,10 Конкретно-исторический смысл комедии.
- А каков общечеловеческий смысл комедии, её актуальность для нашего сегодняшнего общества?
-Может ли безнравственный человек воспитать человека порядочного? Можно ли воспитать хорошего человека без собственного положительного примера?
Слайд 11
-Является ли проблема воспитания актуальной для нашего времени? Встречаются ли сейчас митрофаны? Как можно распознать их? (По интересам, жизненным устремлениям, нравственным качествам, отношению к учебному труду и к труду вообще)
- Митрофан – мужское имя. А есть ли девушки – митрофаны? Каков их современный облик?
9-й этап урока. Вывод учителя:
Крылатое слово «недоросль». Современное значение – глуповатый юноша-недоучка (Словарь С.И.Ожегова) Я бы добавила: …и девушка, не желающие учиться, не доросшие до интеллектуальных потребностей, прожигающие жизнь, стремящиеся лишь к развлечениям.
Ваш живой интерес к проблеме, поднятой Фонвизиным, в очередной раз показал, что его комедия бессмертна. Не случайно она до сих пор не сходит со сцен театров и пользуется огромной популярностью у зрителей. Наверное, многих она вдохновит на создание собственных творческих работ.
10-й этап урока. Итоги урока. Домашнее задание( на выбор):
- Сочинение «Современные Митрофаны»
- 3 любых вопроса учебника ко всему тексту комедии.
11-й этап урока. Рефлексия .
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- Чему научились?
- Изменится ли что-нибудь в вашей жизни после этого урока? Что именно?
Используемая литература
1.В мире литературы. 9 класс. А.Г.Кутузов
2. Д.Д.Благой Д.И.Фонвизин
3.Г.П.Макогоненко Денис Фонвизин
4. О.Б. Рассадин «Сатиры смелый властелин»
5.Презентация «Недоросль в театре»
6. Фотографии Д.И.Фонвизин «Недоросль»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "В чём состоит главная ценность в человека? Почему мы можем говорить об актуальности проблемы, заключённой в произведении И.С.Тургенева "Отцы и дети", как о проблеме 21 века?"
Извечная тема - отцы и дети. Перед обучающимися стоит проблема, которую нужно разрешить, опираясь на жизненый опыт героев произведения. Понять на чём строится счастье и несчастливая судьба героя...
Глобальные проблемы человечества. Проблемы мира и разоружения
Причины войн, жертвы, проблема контроля вооружений....
Разработка открытого внеклассного интегрированного мероприятия конференция учеников на тему: « Проблема века. Демографическая проблема».
К сожалению, школьники часто не видят взаимосвязи отдельных школьных предметов, а без этого нельзя понять и полноценно изучить суть многих проблем. Учащиеся, как правило, не умеют применять знан...
Проблема цели и проблема смысла
Рассуждения о причинах нигилизма подростков, поисках смысла жизни....
Тема: Глобальные проблемы человечества. Проблема здоровья и долголетия. Проблема суицида.
Урок географии по теме “Глобальные проблемы человечества” проводился в 11 классе естественно-математического профиляВ соответствии с учебным планом изучение географии в профильном классе, ...
Родительское собрание: Проблемы молодежи. Проблемы подростка. 8 класс
Цель родительского собрания: привлечь внимание родителей к проблемам старших подростков, научить способам повышения уровня самооценки подростка...
Проблема малой реки моего села-наша общая проблема.
Работа направлена на экологическое воспитание детей . ...