Технологическая карта урока по теме: «Хамелеонство как социальное явление» по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон».
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Смирнова Ксения Владимировна

Представленный урок проводится в 7 классе.

Виды организации учебной деятельности фронтальная, групповая. 

К технологической карте урока идет презентация, задания для групп, вопросы (цели) урока, лист самооценивания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta.docx27.73 КБ
PDF icon a.p.chehov_hameleon.pdf2.49 МБ
Файл 1_gruppa.docx24.56 КБ
Файл 2_gruppa.docx12.19 КБ
Файл 3_gruppa.docx13.13 КБ
Файл voprosy_na_dosku_issledovaniya.docx12.36 КБ
Файл list_samootsenivaniya.docx17.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Верхнекойская основная общеобразовательная школа №17

с. Верхняя Коя, Минусинский район

Технологическая карта урока литературы

Тема:  «Хамелеонство как социальное явление» по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон».

Класс: 7.

Тип урока: урока «открытия» нового знания.

Цели: формирование понятий «лицемерие», «хамелеонство», развитие умений работать и анализировать текст,  оценивать действия героев,  объяснить значение художественной детали в раскрытии характеров героев; воспитание интереса к литературе через организацию творческой работы.

Оборудование: учебник  В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин «Литература» 7 класс; ПК, карточки с заданиями.

Основные понятия: юмор, сатира, хамелеонство, лицемерие.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Организа-ционный момент.

Приветствие учащихся. Объяснение правил работы с листом самооценивания.

Приветствуют учителя. Анализируют лист самооценивания, правила работы с ним. Задают вопросы.

РУУД:  развитие мотивов учебной деятельности, принимать и сохранять учебную задачу.

ПУУД: анализ информации.

КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Мотивация учебной деятельности

3.Самоопределение темы и цели урока

Организует беседу:

2 сл. – Что видим? Зачем человек выбирает, меняет маски, хотя у него одно лицо. Назовите это явление одним существительным (двуличие, лицемерие) Это отрицательное качество или положительное? (Отрицательная, так как человек ищет выгоду только для себя, не думая о других)

3 сл. – Изображение какого животного добавилось? Какие особенности хамелеона знаем? (меняет цвет в зависимости от обстановки). Как связаны эти два изображения? (человек и хамелеон меняются в зависимости от обстоятельств).    Хамелеонство? (Лицемерие - несоответствие слов, поступков человека истинным намерениям – менять постоянно маски по обстоятельствам). Зачем менять своем мнение? (для собственной выгоды).

4 сл. – Назовите имя художника слова, чей портрет добавился? Почему мой выбор стал портрет А.П.Чехова? Какой у читателя возникает вопрос при чтении произведения?

5 сл. - Кто в произведении Чехова является Хамелеоном? (вопрос на доску распечаткой).

6 сл. – Тема: «Хамелеонство как социальное явление» по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон». Что такое социум? Социальное явление? Как связано хамелеонство и общество? ( Многие люди меняют свое мнение, приспосабливаться к обстоятельствам, маскируя свои истинные взгляды для собственной выгоды).

Цель? (проанализировать произведение, ответить на вопрос урока) Чему будем учиться? Что можем повторить?

Участвуют в беседе, рассуждают.

Участвуют в беседе, рассуждают, формулируют цель и задачи урока.

РУУД:  развитие мотивов учебной деятельности.

ПУУД: анализ и синтез информации, выдвижение гипотез и их обоснование.

КУУД: аргументация своего мнения с учетом разных мнений.

ЛУУД: нравственно-этическая ориентация.

РУУД:  постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

ПУУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, анализ и синтез информации, выдвижение гипотез и их обоснование.

КУУД: умение выражать свои мысли.

ЛУУД: нравственно-этическая ориентация.

4. Актуализация

ранее изученного материала

Организует литературную игру.

-Поиграем в литературную игру. На слайде буду высвечивать слово, связанное с биографией А.П.Чехова. Вам нужно составить вопрос, ответом на который будет слово на слайде. Балл получит тот, кто верно составит вопрос и первый ответить по поднятой руке. Если выкрикиваете, вопрос снимается.

Баллы фиксируются в лист оценивания.  

9 – 17 сл. Слова на слайдах: Таганрок, купец, МГУ врачебное отделение, «Стрекоза», Сахалин, Мелихово, Ольга Книппер, туберкулез, Германия.

Составляют вопросы, фиксируют баллы в лист самооценивания.

КУУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

ПУУД: выполнять анализ информации,  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

ЛУУД: нравственно-этическая ориентация.

5. Подготовка

к преодолению

затруднений

Организует диспут:

18 сл. –Где происходят действия рассказа? (городская площадь) Герои? (Очумелов, Хрюкин, Елдырин, Жигалов, собака, толпа людей) Сюжет? (полицейский надзиратель – это полицейский, следивший за порядком и городовой- низший чин полиции возвращаются с базарной площади. Куда денется крыжовник? (себе заберут)

19 сл. – Слышат ругань, видят как собака бежит, за ней Хрюкинь, который ругается и хочет наказать собаку за укушенный палец. Очумелову нужно разобраться в данной ситуации).

20 сл. Проблема? (Кто виноват и как поступить?) Как вы думаете, кто виновник случившейся ситуации?

Делит учащихся на две группы. Одна защищает собаку, другая защищает Хрюкина. Выводы?

Участвуют в беседе, анализируют сюжет рассказа, участвуют в диспуте, заполняют лист самооценивания.

КУУД: аргументация своего мнения с учетом разных мнений.

ПУУД: умение анализировать, осознанно строить речевое высказывание, полно и точно выражать свои мысли, умение находить ответ на вопрос, умение сопоставлять и делать выводы..

ЛУУД: следование моральным нормам и этическим требованиям в общении.

РУУД:  принимать и сохранять учебную задачу.

6.Конструирование решения проблемы

Организация групповой работы:

-Чтобы ответить на главный вопрос урока, проведем исследование. Вам нужно ответить на три вопроса:

  1. О чем говорят фамилии героев?
  2. Почему Очумелов «очумел»?
  3. Зачем современному школьнику читать рассказ?

Работать будуте в группах. На каждой станции вы проведете 5 минут. Будет работать видео таймер. По моему сигналу передвигаемся.

Слушают задание, задают вопросы.

ПУУД: умение анализировать.

ЛУУД:воспитание сознательной дисциплины в решении поисковых задач при сотрудничестве в коллективе со сверстниками. Формирование интереса к чтению.

РУУД:  принимать и сохранять учебную задачу.

7.Реализация групповой работы

Организует и контролирует групповую работу, отвечает на вопросы.

Выполняют групповую работу, задают вопросы.

РУУД: сохранение учебно-познавательной задачи до конца учебных действий, оценивание результата, решение поставленных задач.

ЛУУД: формирование интереса к чтению произведений Чехова.

ПУУД: умение анализировать, осознанно строить речевое высказывание, полно и точно выражать свои мысли, умение находить ответ на вопрос, умение сопоставлять и делать выводы ,работать со схемами и таблицами, представлять информацию в виде текста.

КУУД: аргументация своего мнения с учетом разных мнений.

8. Закрепление

учебного материала

Организует анализ и проверку выполнения задания в группах.

Анализ ответа на первый вопрос: О чем говорят фамилии героев?

Сл. 23. Прием? (говорящие фамилии. С какой целью? (яркая характеристика персонажа, его роли). О чем же говорят фамилии героев? О чем говорит речь героев? (ихний, ежели ,пущай и тд)

Анализ ответа  на второй вопрос: Почему Очумелов «очумел»?        

Меняется ли мнение Очумелова? Что является причиной? Почему Очумелов «очумел»? В чем проблема Очумлова и общества в целом? Хамелеонство – социальное явление, встречаем в жизни. Причина? (Деление людей на «высших» и «низших», богатых и бедных. Желание угодить «высшим» для собственной выгоды).

Сл.26 Какова роль шинели в рассказе? (как кожа хамелеона)  Кого можно назвать хамелеоном? (Очумелова, Хрюкина, толпу) В реальной жизни встречается? Актуально? В чем заключается сарказм Чехова?

Сл.27 Анализ ответа  на третий вопрос: Как заинтересовать читателя? 

Отвечают на вопросы, взаимопроверка по образцу ,заполнения листа самооценки.

Отвечают на вопросы, самопроверка по образцу ,заполнения листа самооценки.

Защищают задание, взаимооценивание по критериям.

РУУД: контрольной и коррекция учебной деятельности по образцу и критериям.

ЛУУД: формирование интереса к чтению произведений Чехова, следование моральным нормам и этическим требованиям в общении.

ПУУД: осознанно строить речевое высказывание, полно и точно выражать свои мысли, умение находить ответ на вопрос, умение сопоставлять и делать выводы ,работать со схемами и таблицами.

КУУД: аргументация своего мнения с учетом разных мнений.

9.Подведение итога. Рефлексия.

Организует беседу:

- Вернемся к началу урока. Ответили на главный вопрос?

Что отражает заголовок (основную мысль). Слово «хамелеон» не встречается в рассказе, но оно в заголовке. Оправдано? Почему? Как еще можно озаглавить рассказ? Как к этому относится автор? (С призрением, поэтому высмеивает)

 Двуличие или хамелеонство это отрицательная черта характера человека? В чем опасность этой черты для человека? (можно запутаться и потерять себя) Для социума? (разложение общества, падение нравственных ценностей) Какой главный урок,преподносимый Чеховым? (иметь свое мнение, не зависимое от обстоятельств) Почему смех сквозь слёзы? (Смешно, а ситуация страшная) 

30 сл. Один из популярных афоризмов А.П.Чехова «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» Загляните в себя. Какое ваше качество самое лучшее, а над каким надо работать?

Участвуют в беседе, рассуждают, заполняют лист самооценвания, выставляют отметки.

Выполняют рефлексию.

КУУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Участвовать в диалоге на уроке в ситуации оценивания совместной деятельности.

ПУУД: умение анализировать, осознанно строить речевое высказывание, полно и точно выражать свои мысли, умение находить ответ на вопрос, умение сопоставлять и делать выводы. 

РУУД: , оценивание результата.

ЛУУД: нравственно-этическая ориентация, рефлексия учебной деятельности.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

О чем говорят фамилии героев?

Группа №_______________________

Просмотреть видео и заполнить схему:

Записать ответ на вопрос:

О чем говорят фамилии героев? _________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Почему Очумелов «очумел»?

Группа №_______________________

Заполнить таблицу, используя текст рассказа А.П.Чехова «Хамелеон».  

«Высказывания Очумелова о собаке»

Генеральская собака

Не генеральская собака

Меняется ли мнение Очумелова? _____________________________________________________

Что является причиной? _____________________________________________________________

Почему Очумелов «очумел»? ________________________________________________________

В чем проблема Очумелова и общества? ________________________________________________



Предварительный просмотр:

Зачем современному школьнику читать рассказ?

Группа №_______________________

Придумать и записать идею буктрелера произведения «Хамелеон».

Задача у создателей буктрейлеров всегда одна — заинтересовать читателя той или иной книгой, а способы для этого могут быть выбраны самые разные. Буктрейлер может быть серьезным или ироничным, он может быть точной иллюстрацией произведения или его вольной интерпретацией, даже пародией на книгу и сознательным эпатажем, цель которого — привлечь внимание к произведению.

Критерии оценивания

Ответ принимается полностью:

1.Оригинальная идея буктрелера.

2. Логично построен  текст.

Идея группы:________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

О чем говорят фамилии героев?

Почему Очумелов «очумел»?

Зачем современному школьнику читать рассказ?



Предварительный просмотр:

Лист самооценивания _____________________________________________

Задание

Оценка

Итог

Литературная игра

«Кто виноват?»

https://urok.1sept.ru/articles/564209/img6.JPG

О чем говорят фамилии героев?

Почему Очумелов «очумел»?

Зачем современному школьнику читать рассказ?

Мой урок?

https://urok.1sept.ru/articles/564209/img6.JPG

«Записка себе»

             Общее количество баллов:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Технологическая карта урока по теме "Виды одежды" по предмету "Социально-бытовая ориентировка".

Предложенная технологическая карта урока по теме "Виды одежды" по предмету "Социально-бытовая ориентировка" предназначена для работы с учащимися начальных классов школы VIII вида....

Технологическая карта урока по теме «Вещества и явления в окружающем мире» по биологии в 5 классе

Цель урока: создание условий  для усвоения новых устойчивых знаний о веществах и телах, активизация учебной и мыслительной деятельности при изучении нового материала.Задачи:Образовательные – сфор...

Конспект открытого урока по теме "Неудавшийся побег юных мечтателей" по рассказу А.П. Чехова "Мальчики".

данный урок составлен для учеников 6 классов. Обращаем внимание на тонкий юмор писателя....

Технологическая карта урока на тему "Явление электромагнитной индукции"

Тип урока: урок открытия нового знания.Вместе с технологической картой урока приложены готовые таблицы для выполнения лабораторной работы на уроке....