Технологическая карта урока по теме: «Хамелеонство как социальное явление» по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон».
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Представленный урок проводится в 7 классе.
Виды организации учебной деятельности фронтальная, групповая.
К технологической карте урока идет презентация, задания для групп, вопросы (цели) урока, лист самооценивания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh_karta.docx | 27.73 КБ |
a.p.chehov_hameleon.pdf | 2.49 МБ |
1_gruppa.docx | 24.56 КБ |
2_gruppa.docx | 12.19 КБ |
3_gruppa.docx | 13.13 КБ |
voprosy_na_dosku_issledovaniya.docx | 12.36 КБ |
list_samootsenivaniya.docx | 17.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Верхнекойская основная общеобразовательная школа №17
с. Верхняя Коя, Минусинский район
Технологическая карта урока литературы
Тема: «Хамелеонство как социальное явление» по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон».
Класс: 7.
Тип урока: урока «открытия» нового знания.
Цели: формирование понятий «лицемерие», «хамелеонство», развитие умений работать и анализировать текст, оценивать действия героев, объяснить значение художественной детали в раскрытии характеров героев; воспитание интереса к литературе через организацию творческой работы.
Оборудование: учебник В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин «Литература» 7 класс; ПК, карточки с заданиями.
Основные понятия: юмор, сатира, хамелеонство, лицемерие.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1.Организа-ционный момент. | Приветствие учащихся. Объяснение правил работы с листом самооценивания. | Приветствуют учителя. Анализируют лист самооценивания, правила работы с ним. Задают вопросы. | РУУД: развитие мотивов учебной деятельности, принимать и сохранять учебную задачу. ПУУД: анализ информации. КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2.Мотивация учебной деятельности 3.Самоопределение темы и цели урока | Организует беседу: 2 сл. – Что видим? Зачем человек выбирает, меняет маски, хотя у него одно лицо. Назовите это явление одним существительным (двуличие, лицемерие) Это отрицательное качество или положительное? (Отрицательная, так как человек ищет выгоду только для себя, не думая о других) 3 сл. – Изображение какого животного добавилось? Какие особенности хамелеона знаем? (меняет цвет в зависимости от обстановки). Как связаны эти два изображения? (человек и хамелеон меняются в зависимости от обстоятельств). Хамелеонство? (Лицемерие - несоответствие слов, поступков человека истинным намерениям – менять постоянно маски по обстоятельствам). Зачем менять своем мнение? (для собственной выгоды). 4 сл. – Назовите имя художника слова, чей портрет добавился? Почему мой выбор стал портрет А.П.Чехова? Какой у читателя возникает вопрос при чтении произведения? 5 сл. - Кто в произведении Чехова является Хамелеоном? (вопрос на доску распечаткой). 6 сл. – Тема: «Хамелеонство как социальное явление» по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон». Что такое социум? Социальное явление? Как связано хамелеонство и общество? ( Многие люди меняют свое мнение, приспосабливаться к обстоятельствам, маскируя свои истинные взгляды для собственной выгоды). Цель? (проанализировать произведение, ответить на вопрос урока) Чему будем учиться? Что можем повторить? | Участвуют в беседе, рассуждают. Участвуют в беседе, рассуждают, формулируют цель и задачи урока. | РУУД: развитие мотивов учебной деятельности. ПУУД: анализ и синтез информации, выдвижение гипотез и их обоснование. КУУД: аргументация своего мнения с учетом разных мнений. ЛУУД: нравственно-этическая ориентация. РУУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. ПУУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, анализ и синтез информации, выдвижение гипотез и их обоснование. КУУД: умение выражать свои мысли. ЛУУД: нравственно-этическая ориентация. |
4. Актуализация ранее изученного материала | Организует литературную игру. -Поиграем в литературную игру. На слайде буду высвечивать слово, связанное с биографией А.П.Чехова. Вам нужно составить вопрос, ответом на который будет слово на слайде. Балл получит тот, кто верно составит вопрос и первый ответить по поднятой руке. Если выкрикиваете, вопрос снимается. Баллы фиксируются в лист оценивания. 9 – 17 сл. Слова на слайдах: Таганрок, купец, МГУ врачебное отделение, «Стрекоза», Сахалин, Мелихово, Ольга Книппер, туберкулез, Германия. | Составляют вопросы, фиксируют баллы в лист самооценивания. | КУУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. ПУУД: выполнять анализ информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. ЛУУД: нравственно-этическая ориентация. |
5. Подготовка к преодолению затруднений | Организует диспут: 18 сл. –Где происходят действия рассказа? (городская площадь) Герои? (Очумелов, Хрюкин, Елдырин, Жигалов, собака, толпа людей) Сюжет? (полицейский надзиратель – это полицейский, следивший за порядком и городовой- низший чин полиции возвращаются с базарной площади. Куда денется крыжовник? (себе заберут) 19 сл. – Слышат ругань, видят как собака бежит, за ней Хрюкинь, который ругается и хочет наказать собаку за укушенный палец. Очумелову нужно разобраться в данной ситуации). 20 сл. Проблема? (Кто виноват и как поступить?) Как вы думаете, кто виновник случившейся ситуации? Делит учащихся на две группы. Одна защищает собаку, другая защищает Хрюкина. Выводы? | Участвуют в беседе, анализируют сюжет рассказа, участвуют в диспуте, заполняют лист самооценивания. | КУУД: аргументация своего мнения с учетом разных мнений. ПУУД: умение анализировать, осознанно строить речевое высказывание, полно и точно выражать свои мысли, умение находить ответ на вопрос, умение сопоставлять и делать выводы.. ЛУУД: следование моральным нормам и этическим требованиям в общении. РУУД: принимать и сохранять учебную задачу. |
6.Конструирование решения проблемы | Организация групповой работы: -Чтобы ответить на главный вопрос урока, проведем исследование. Вам нужно ответить на три вопроса:
Работать будуте в группах. На каждой станции вы проведете 5 минут. Будет работать видео таймер. По моему сигналу передвигаемся. | Слушают задание, задают вопросы. | ПУУД: умение анализировать. ЛУУД:воспитание сознательной дисциплины в решении поисковых задач при сотрудничестве в коллективе со сверстниками. Формирование интереса к чтению. РУУД: принимать и сохранять учебную задачу. |
7.Реализация групповой работы | Организует и контролирует групповую работу, отвечает на вопросы. | Выполняют групповую работу, задают вопросы. | РУУД: сохранение учебно-познавательной задачи до конца учебных действий, оценивание результата, решение поставленных задач. ЛУУД: формирование интереса к чтению произведений Чехова. ПУУД: умение анализировать, осознанно строить речевое высказывание, полно и точно выражать свои мысли, умение находить ответ на вопрос, умение сопоставлять и делать выводы ,работать со схемами и таблицами, представлять информацию в виде текста. КУУД: аргументация своего мнения с учетом разных мнений. |
8. Закрепление учебного материала | Организует анализ и проверку выполнения задания в группах. Анализ ответа на первый вопрос: О чем говорят фамилии героев? Сл. 23. Прием? (говорящие фамилии. С какой целью? (яркая характеристика персонажа, его роли). О чем же говорят фамилии героев? О чем говорит речь героев? (ихний, ежели ,пущай и тд) Анализ ответа на второй вопрос: Почему Очумелов «очумел»? Меняется ли мнение Очумелова? Что является причиной? Почему Очумелов «очумел»? В чем проблема Очумлова и общества в целом? Хамелеонство – социальное явление, встречаем в жизни. Причина? (Деление людей на «высших» и «низших», богатых и бедных. Желание угодить «высшим» для собственной выгоды). Сл.26 Какова роль шинели в рассказе? (как кожа хамелеона) Кого можно назвать хамелеоном? (Очумелова, Хрюкина, толпу) В реальной жизни встречается? Актуально? В чем заключается сарказм Чехова? Сл.27 Анализ ответа на третий вопрос: Как заинтересовать читателя? | Отвечают на вопросы, взаимопроверка по образцу ,заполнения листа самооценки. Отвечают на вопросы, самопроверка по образцу ,заполнения листа самооценки. Защищают задание, взаимооценивание по критериям. | РУУД: контрольной и коррекция учебной деятельности по образцу и критериям. ЛУУД: формирование интереса к чтению произведений Чехова, следование моральным нормам и этическим требованиям в общении. ПУУД: осознанно строить речевое высказывание, полно и точно выражать свои мысли, умение находить ответ на вопрос, умение сопоставлять и делать выводы ,работать со схемами и таблицами. КУУД: аргументация своего мнения с учетом разных мнений. |
9.Подведение итога. Рефлексия. | Организует беседу: - Вернемся к началу урока. Ответили на главный вопрос? Что отражает заголовок (основную мысль). Слово «хамелеон» не встречается в рассказе, но оно в заголовке. Оправдано? Почему? Как еще можно озаглавить рассказ? Как к этому относится автор? (С призрением, поэтому высмеивает) Двуличие или хамелеонство это отрицательная черта характера человека? В чем опасность этой черты для человека? (можно запутаться и потерять себя) Для социума? (разложение общества, падение нравственных ценностей) Какой главный урок,преподносимый Чеховым? (иметь свое мнение, не зависимое от обстоятельств) Почему смех сквозь слёзы? (Смешно, а ситуация страшная) 30 сл. Один из популярных афоризмов А.П.Чехова «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» Загляните в себя. Какое ваше качество самое лучшее, а над каким надо работать? | Участвуют в беседе, рассуждают, заполняют лист самооценвания, выставляют отметки. Выполняют рефлексию. | КУУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Участвовать в диалоге на уроке в ситуации оценивания совместной деятельности. ПУУД: умение анализировать, осознанно строить речевое высказывание, полно и точно выражать свои мысли, умение находить ответ на вопрос, умение сопоставлять и делать выводы. РУУД: , оценивание результата. ЛУУД: нравственно-этическая ориентация, рефлексия учебной деятельности. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
О чем говорят фамилии героев?
Группа №_______________________
Просмотреть видео и заполнить схему:
Записать ответ на вопрос:
О чем говорят фамилии героев? _________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Почему Очумелов «очумел»?
Группа №_______________________
Заполнить таблицу, используя текст рассказа А.П.Чехова «Хамелеон».
«Высказывания Очумелова о собаке»
Генеральская собака | Не генеральская собака |
Меняется ли мнение Очумелова? _____________________________________________________
Что является причиной? _____________________________________________________________
Почему Очумелов «очумел»? ________________________________________________________
В чем проблема Очумелова и общества? ________________________________________________
Предварительный просмотр:
Зачем современному школьнику читать рассказ?
Группа №_______________________
Придумать и записать идею буктрелера произведения «Хамелеон».
Задача у создателей буктрейлеров всегда одна — заинтересовать читателя той или иной книгой, а способы для этого могут быть выбраны самые разные. Буктрейлер может быть серьезным или ироничным, он может быть точной иллюстрацией произведения или его вольной интерпретацией, даже пародией на книгу и сознательным эпатажем, цель которого — привлечь внимание к произведению.
Критерии оценивания
Ответ принимается полностью:
1.Оригинальная идея буктрелера.
2. Логично построен текст.
Идея группы:________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
О чем говорят фамилии героев?
Почему Очумелов «очумел»?
Зачем современному школьнику читать рассказ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока по теме "Виды одежды" по предмету "Социально-бытовая ориентировка".
Предложенная технологическая карта урока по теме "Виды одежды" по предмету "Социально-бытовая ориентировка" предназначена для работы с учащимися начальных классов школы VIII вида....
Технологическая карта урока по теме «Вещества и явления в окружающем мире» по биологии в 5 классе
Цель урока: создание условий для усвоения новых устойчивых знаний о веществах и телах, активизация учебной и мыслительной деятельности при изучении нового материала.Задачи:Образовательные – сфор...
Конспект открытого урока по теме "Неудавшийся побег юных мечтателей" по рассказу А.П. Чехова "Мальчики".
данный урок составлен для учеников 6 классов. Обращаем внимание на тонкий юмор писателя....
Технологическая карта урока немецкого языка. 4 класс. Лицо может многое рассказать.
Урок «открытия» нового знания....
Технологическая карта урока на тему "О чём могут рассказать имена людей"
Урок русского родного языка...
Технологическая карта урока на тему "Явление электромагнитной индукции"
Тип урока: урок открытия нового знания.Вместе с технологической картой урока приложены готовые таблицы для выполнения лабораторной работы на уроке....