Технологическая карта урока на тему "Явление электромагнитной индукции"
опыты и эксперименты по физике (9 класс)
Тип урока: урок открытия нового знания.
Вместе с технологической картой урока приложены готовые таблицы для выполнения лабораторной работы на уроке.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учитель: Самбуу Шончалай Мерген кызы
Предмет: физика
Уровень образования: 9 класс
Тема: Явление электромагнитной индукции
Тип урока: урок изучения нового материала
Время проведения: 35 минут
Учебная цель: формирование представлений о физическом явлении «Электромагнитная индукция»
Цель будет считаться достигнутой, если ученики:
- правильно воспроизведут определение физического явления «Электромагнитная индукция»
- научаться демонстрировать опыты Фарадея
- научаться объяснять возникновение индукционного тока в замкнутом контуре
Педагогическая цель:
организовать учебную деятельность учащихся по освоению ими предметных и универсальных компетенций, связанных с умением самостоятельно добывать знания в ходе эксперимента
Задачи урока:
Образовательные:
познакомить учащихся с историей открытия явления электромагнитной индукции; предоставить возможность учащимся самостоятельного воспроизведения опытов Фарадея;
содействовать в формировании понятия электромагнитной индукции
подвести учащихся к самостоятельному выводу, что изменяющееся магнитное поле порождает в замкнутом проводнике электрический ток.
познакомить учащихся со значением открытия явления электромагнитной индукции
Развивающие:
продолжить развитие экспериментальных и исследовательских навыков; умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, результатами наблюдений и опытов; развивать умения производить наблюдения и выполнять лабораторные опыты с целью получения новых знаний посредством проведения фронтального эксперимента;
развивать умения определять цели и задачи своей деятельности, умений продуктивно общаться через организацию групповой работы;
способствовать развитию познавательного интереса к физике через привлечение исторического материала.
Воспитательные:
воспитание ответственного отношения к учению на основе готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;
формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками;
на примерах из истории физики воспитывать думающую личность, умеющую давать нравственную оценку, ценить и понимать важность неустанного труда, целеустремленности.
Оборудование к уроку: Компьютер с мультимедийным проектором, , катушки индуктивности, полосовой магнит, миллиамперметр, ключ, провода соединительные, гальванометр
Технологическая карта урока
Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся, ФОУД | Формирование УУД |
Определение потребностей и мотивов | Знакомит с высказыванием А.С. Пушкина: О сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух, И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг, И случай, бог изобретатель! Готовит учащихся к работе на уроке. Формулирует вопросы, актуализирующие опорные знания и умения учащихся по теме урока. Проблемный вопрос Но если эл. ток способен создать магнитное поле, то может быть возможно….наоборот… Демонстрация учащимся опыт Фарадея с катушкой и постоянным магнитом Ставит проблему: Откуда появился ток в замкнутом контуре? | Отвечают на вопросы, включаются в мыслительный процесс по изучению явления электромагнитной индукции (Ф) Формулируют проблемный вопрос Делают вывод: в катушке появился эл. ток Фиксируют проблему в тетради. | Личностные: смыслообразование Регулятивные: целеполагание Познавательные: формулирование проблемы Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов |
Принятие учебных целей и условий их достижения | Учитель побуждает учащихся к выдвижению гипотез. А вы знаете название явления, которое только что наблюдали? Это явление было названо явлением электромагнитной индукции. Запишем тему нашего сегодняшнего урока – «Явление электромагнитной индукции» Ответы на какие вопросы вы хотели бы получить на уроке? Достаточно ли вам будет получить на уроке только знания? Итак, у вас есть цель, вы поставили перед собой задачи. А как вы будете их реализовывать? | Пытаются разрешить проблемную ситуацию, высказывают предположения, выдвигают гипотезу: Электрический ток можно получить с помощью магнитного поля. Фиксируют гипотезу в тетради. Фиксируют тему в тетради. Учащиеся определяют что они хотели бы узнать. (Ф)
Нет, только знаний недостаточно, нужны умения
физического явления. Проводить эксперименты и выполнять упражнения | Регулятивные: планирование Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выдвижение гипотез и их обоснование Коммуникативные: разрешение конфликтов |
Проверка принятой гипотезы, сбор данных, их анализ, формулирование выводов | Для проверки выдвинутой гипотезы класс разбивается на 4 группы, каждая из которых выполняет экспериментальное задание. Итак, возвращаясь к теме нашего урока, мы теперь можем сформулировать определение и сказать, в чем же заключается явление электромагнитной индукции. При всяком изменении магнитного потока, пронизывающего контур замкнутого проводника, в этом проводнике возникает электрический ток, существующий в течение всего процесса изменения магнитного потока. В этом и заключается явление электромагнитной индукции. Ток возникающий в проводнике вследствие явления ЭМИ имеет особое название. Пожалуйста, предположите как он может называться. Электрический ток, возникающий при явлении электромагнитной индукции, называется индукционным. | Учащиеся выполняют экспериментальное задание по группам, после чего идет обсуждение и заполнение таблицы на доске. (Г) Формулируют определение Предпологают: индукционный. | Познавательные: структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи
|
Итоговый самоконтроль и самооценка (рефлексивное осмысление и самопознание) | Закрепление новых знаний
Домашнее задание: В учебнике: § 48, упр. 39(1, 2), подготовиться к лаб. работе №4 Дополнительное задание: Подготовить сообщение о значении явления электромагнитной индукции в современном мире. Рефлексия Проанализируют достигнута ли цель? Решены поставленные задачи? Оценивают свою работу на уроке | Выполняют тестовые задания ЦОК (Г) Возвращаются к цели урока и проблемному вопросу, отвечают на него, делают вывод по гипотезе, выходят на практическое применение. Записывают домашнее задание Ребята оценивают урок и свою работу на нем, делают выводы о том достигнуты ли цели урока. Говорят о том, что узнали нового. (Ф) Отмечают на схеме, насколько была понятна тема | Личностные: нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. Регулятивные: оценка, саморегуляция Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; . |
ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа«Изучение явления электромагнитной индукции при относительном движении катушки и постоянного магнита»
Порядок выполнения:
1. Соберите цепь
2. Двигайте катушку к одному из полюсов
3. Двигайте катушку от выбранного полюса
4. Заполните таблицу
Движение магнита | Поведение стрелки миллиамперметра | Движение катушки замкнутого контура | Поведение стрелки миллиамперметра |
Движение полюсом (N) внутрь катушки | Насаживается на полюс (N) магнита | ||
Выдвигается из катушки | Снимается с полюса магнита | ||
Движение полюсом (S) внутрь катушки | Насаживается на полюс (S) магнита | ||
Выдвигается из катушки | Снимается с полюса магнита |
Лабораторная работа«Изучение явления электромагнитной индукции при относительном движении катушки и постоянного магнита»
Порядок выполнения:
1. Соберите цепь
2. Двигайте катушку к одному из полюсов
3. Двигайте катушку от выбранного полюса
4. Заполните таблицу
Движение магнита | Поведение стрелки миллиамперметра | Движение катушки замкнутого контура | Поведение стрелки миллиамперметра |
Движение полюсом (N) внутрь катушки | Насаживается на полюс (N) магнита | ||
Выдвигается из катушки | Снимается с полюса магнита | ||
Движение полюсом (S) внутрь катушки | Насаживается на полюс (S) магнита | ||
Выдвигается из катушки | Снимается с полюса магнита |
Лабораторная работа«Изучение явления электромагнитной индукции при относительном движении катушки и постоянного магнита»
Порядок выполнения:
1. Соберите цепь
2. Двигайте катушку к одному из полюсов
3. Двигайте катушку от выбранного полюса
4. Заполните таблицу
Движение магнита | Поведение стрелки миллиамперметра | Движение катушки замкнутого контура | Поведение стрелки миллиамперметра |
Движение полюсом (N) внутрь катушки | Насаживается на полюс (N) магнита | ||
Выдвигается из катушки | Снимается с полюса магнита | ||
Движение полюсом (S) внутрь катушки | Насаживается на полюс (S) магнита | ||
Выдвигается из катушки | Снимается с полюса магнита |
Лабораторная работа«Изучение явления электромагнитной индукции при относительном движении катушки и постоянного магнита»
Порядок выполнения:
1. Соберите цепь
2. Двигайте катушку к одному из полюсов
3. Двигайте катушку от выбранного полюса
4. Заполните таблицу
Движение магнита | Поведение стрелки миллиамперметра | Движение катушки замкнутого контура | Поведение стрелки миллиамперметра |
Движение полюсом (N) внутрь катушки | Насаживается на полюс (N) магнита | ||
Выдвигается из катушки | Снимается с полюса магнита | ||
Движение полюсом (S) внутрь катушки | Насаживается на полюс (S) магнита | ||
Выдвигается из катушки | Снимается с полюса магнита |
Предварительный просмотр:
Самоанализурока
Учителя физики МАОО лицея «Олчей» г.Ак-Довурак
Тема урока: Явление электромагнитной индукции
Тип урока: урок открытия нового знания
Дидактическая цель: изучение практической направленности знаний физических законов и формирование умений их применить на практике.
Образовательная цель: познакомить учащихся с явлением электромагнитной индукции, установить связь между магнитными и электрическими полями, показать значение этого явления для физики и техники.
Развивающая цель: создать условия для развития исследовательских и творческих навыков, навыков общения и совместной деятельности.
Воспитательная цель: на примере великих ученых показать нравственные и культурные ценности человеческой жизни, идеалы и принципы творческой личности.
Форма организации познавательного процесса – групповая
В начале урока, при объявлении цели урока применяется прием переключения внимания детей на учебную деятельность.
На этапе повторения пройденного материала, заключающегося в решении дифференцированных заданий, происходит актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках.
Подведение учащихся к введению понятия явления электромагнитной индукции проводится через исследовательскую деятельность, осуществляющуюся в группах. Фиксация нового физического понятия проводится на основе проблемного эксперимента, оборудование для которого предлагается группам учащихся, что обеспечивает индивидуальное развитие каждого учащегося.
На данном этапе происходит преобразование абстрактного понятия в сенситивное ощущение, практическое осмысление понятия «индукционного тока». Построение умозаключения на основе имеющихся теоретических знаний и проведенного исследовательского эксперимента развивает умения слушать выступление своего товарища, доказывать свою точку зрения, позволяет реализовать руководящие качества отдельных учащихся. Действия учеников отслеживаются учителем и оценивается. Внимание переключается с абстрактных понятий на визуальное восприятие, теоретические знания применяются к окружающим явлениям.
Развитие логических действий на основе полученных из экспериментов знаний имеет место на этапе обсуждения результатов. Делается вывод и формулируется определение явления электромагнитной индукции.
Закрепление знаний происходит через моторно-визуальное восприятие, что позволяет привлечь внимание учащихся и правильно построить опрос.
В конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на слайде презентации, так как рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку.
На уроке наиболее оптимальным образом были использованы фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная формы организации познавательной деятельности. Используемые формы организации познавательной деятельности соответствуют цели урока, методам обучения. Познавательная, развивающая и воспитательная цели урока достигнуты через различные методы и приемы учебной деятельности.
Ребятам очень нравится такой вид деятельности, прежде всего из-за того, что они не являются пассивными слушателями, а становятся исследователями, экспериментаторами, делают для себя открытия, мимо которых они прошли бы в обычной жизни.
Регулятивные: постановка цели и анализ условий достижения цели;
Коммуникативные: умение организовать сотрудничество и совместную деятельность.
При построении урока я пользовалась принципом научности, наглядности, системности, последовательности.
Выбраны разные формы работы: групповая, фронтальная и индивидуальная.
Групповые формы работы эффективны, так как создают условия для
развития самостоятельности, сотрудничества, взаимопонимания и общения всех детей. Поэтому я на этапе актуализации знаний и выполнения типовых заданий использовала эту форму работы (4 группы по 6 человек).Лидер-
модератор группы отвечал за организацию работы, это воспитывает чувствоответственности за принятое решение. При повторении теории каждый смог показать свои знания (определения устно, формулы и графики
фиксировались на доске). Повторение прошло организованно. Итог этапа –теоретические знания усвоены.Типовые задания отработали в группах,
четкая организация обратной связи (сигнальные карточки, ответы на экране) позволила мне видеть допускаемые ошибки и корректировать, предлагая
исправить с доказательством другим группам. Успешное выполнение задания, где требовалось применить знания в нестандартной ситуации, позволило мне перейти к индивидуальной проверке знаний.
Успеваемость %,качество %(работы проверены мною послеурока).
На последнем этапе учащиеся работали комбинированно в группе и фронтально, выполняли лабораторную работу. Справились успешно и показали хороший уровень умения работать в команде. Цели урока достигнуты.
Темп урока средний, он соответствовал уровню класса. Хорошая работоспособность учащихся обеспечивалась за счет быстрой смены
деятельности и постоянного отслеживания результатов. Использование ИКТ и тестов в ЦОК способствовало быстрой самопроверке в группах и взаимопроверке.
Учитель: Самбуу Ш.М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок по теме "Электромагнитная индукция"
конспект урока и презентация....
открытый урок по теме "Электромагнитная индукция"
Данный урок «Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея» - является продолжением темы «Электромагнитные явления» в 9 классе. Очень интересная тема с исторической, теоретической и практической точк...
Презентация к урокам "Магнитное поле", "Электромагнитная индукция"
Данная презентация используется на повторно - обобщающем уроке, в качестве повторения и обобщения материала.После повторения дается тест на 2 варианта....
Урок-презентация "Явление электромагнитной индукции"
«Превратить магнетизм в электричество»- записал Фарадей в своем дневнике. 1821г. И только через10 лет он смог решить эту задачу. Мы с вами откроем, то, что Фарадей не мог открыть 10 лет, за неск...
Презентация к уроку по теме "Электромагнитная индукция" 11 клас
Презентация подготовлена в соответствии с рабочей программой общеобразовательной средней школы и может быть использована как при изучении нового материала, так и при проведении обобщающего занят...
Разработка урока по теме «Явление электромагнитной индукции». Технологическая карта урока.
Урок изучения нового материала. Познавательные УУД: Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения. Коммуникативные УУД: Пла...
Технологическая карта урока "Явление электромагнитной индукции"
Технологическая карта урока по физике по теме "Явление электромагнитной индукции". Урок соответствует требованиям ФГОС....