Конспект открытого урока по теме "Неудавшийся побег юных мечтателей" по рассказу А.П. Чехова "Мальчики".
план-конспект урока по экономике (6 класс) на тему
данный урок составлен для учеников 6 классов. Обращаем внимание на тонкий юмор писателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neudavshiysya_pobeg_yunyh_mechtateley_po_rasskazu_a.p._chehova_malchiki.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
/*Рассказ А. П. Чехова «Мальчики»: неудавшийся побег юных мечтателей
Предварительная подготовка к уроку
Прочитать рассказ А. П. Чехова «Мальчики», подготовиться к пересказу его фабулы, разбить рассказ на небольшие отрывки, составить его план.
Цели:
1) познакомить учащихся с рассказом А. П. Чехова «Мальчики», рассмотреть проблематику рассказа;
2) воспитывать моральные качества учащихся;
3) развивать способности анализировать текст, научить пересказывать сюжет, его фабулу, составлять план рассказа, выделяя в каждом отрывке самое главное, давать характеристики героям литературного произведения, учить умению обобщать материал, развивать творческие способности.!!! Меняем местами 2 и 3 цели
Оборудование: учебник (автор-составитель Т. Ф. Курдюмова), портрет А. П. Чехова, словарь литературоведческих терминов.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков
Вид урока: урок - диалог
Ход урока
I. Повторение изученного
Учитель: На прошлом уроке мы с вами говорили о творческой биографии Чехова и особенностях его прозы. Скажите, что это за особенности?
Ученик: Антон Павлович Чехов следовал своему известному изречению: «Краткость — сестра таланта». Его рассказы небольшие по объему, слог его лаконичен и краток, автор никогда не оценивает поступки героев, предлагая читателю самому сделать вывод. Его герои часто носят говорящие фамилии, их душевное состояние отражает окружающий пейзаж. Пишет Чехов о мелких бытовых происшествиях. Сквозь все повествование проходит лейтмотивом основная мысль. Любимые художественные приемы писателя — антитеза, сравнение, эпитеты, олицетворение.
Учитель: Вспомните, что такое фабула. (Фабула — сюжетная основа литературного произведения). Перескажите фабулу сюжета.
Ученик: На рождественские каникулы Володя Королев приезжает домой со своим другом Чечевицыным. Они строят план побега в Америку. Но побег не удается: мальчиков задерживают в городе и возвращают домой.
Учитель: Дома вы прочитали рассказ и составили план, дав названия коротким отрывкам текста. Давайте запишем его на доске.
Ученик пишет на доске план:
1. Мальчики приехали.
2. Монтигомо, Ястребиный Коготь, вождь непобедимых, готовит побег.
3. Нерешительность Володи.
4. Мальчиков задержали.
II. Работа над новым материалом
Учитель: Давайте проследим по этому плану за поведением мальчиков, их характерами, как их воспринимают окружающие. Начнем с приезда мальчиков. Как встречают Володю, а как его друга Чечевицына?
Ученик: Домашние рады приезду Володи: обнимают и целуют его, визжат сестры Катя, Соня и Маша, радуется и лает пес. Чечевицына замечают только после первых минут радостной встречи, это «маленький человек, окутанный в платки, шали и башлыки и покрытый инеем; он неподвижно стоял в углу в тени, бросаемой большою лисьей шубой». Скорее всего, это мальчик из семьи совершенно другого склада, может даже, бедной. Володя пригласил его к себе на Рождество.
Учитель: Обратите внимание, что автор в первом же описании помещает его в тень. Это помогает нам заметить, что мальчик ничем особенно не выделяется, что он некрасив и похож на кухаркиного сына. Даже фамилия у него, по сравнению с фамилией Володи Королева, настолько проста и не запоминаема, что отец Володи называет его то Черепицыным, то Чибисовым. Здесь мы видим, как автор обыгрывает фамилию героя, чтобы дать его характеристику.
Как ведет себя Чечевицын в гостях?
Ученик: Он угрюм, молчит и не улыбается, за чаем говорит, что «в Калифорнии вместо чаю пьют джин». Девочки думают, что он «очень умный и ученый человек». Володя тоже против обыкновения молчалив, будто не рад тому, что приехал домой. Было ясно, что они оба о чем-то думают. Володе уже неинтересны зимние забавы, все чаще мальчиков видят изучающими карты, а Чечевицын говорит девочкам, что он — Монтигомо Ястребиный Коготь. Володю Чечевицын называет своим бледнолицым братом. Подслушав их разговор, девочки узнают о готовящемся побеге в Америку, в Калифорнию.
Учитель: Как Володя готовится к разлуке с родными?
Ученик: Володя нерешителен в последнюю минуту, ему жалко маму. Он молится и плачет, обнимает всех как в последний раз. Ему еще хочется пожить дома. Но Чечевицын говорит, что поедет без него, и Володя решается. Девочки воспринимают гостя как бесстрашного героя.
Учитель: Высказывает ли автор свое отношение к героям? (Автор не дает никаких прямых оценок поступкам героя, предоставляя читателю право самому оценивать их действия).
Учитель: Чем заканчивается рассказ?
Ученик: В обед выяснилось, что мальчиков нет дома. На следующий день их привезли из города. Мальчики снова ведут себя по-разному. Володя плачет, обняв мать. Отец прочитал им нотацию, стыдил зачинщика — Чечевицына. Володя тяжело перенес происшедшее, лежал с мокрым полотенцем на голове. Чечевицын гордится тем, что им пришлось ночевать на вокзале. Вскоре за ним приехала мать и увезла. Он уехал с суровым надменным лицом, написав на память в Катиной тетрадке: «Монтигомо Ястребиный Коготь».
Учитель: Обратите внимание необычную композицию рассказа: он начинается и заканчивается приездом Володи домой. Такая композиция называется кольцевой. Детские фантазии о Калифорнии, золоте и слоновой кости завершились для Володи большими переживаниями. Может быть, он и понял их невозможность своих фантазий. Но Чечевицына, кажется, уже не остановить. Он так и будет убегать за мечтами, пока его детский ум верит в них.
III. Подведение итогов Желательно, чтобы сами ученики делали выводы после урока, т.к. это является очень ценным материалом в деятельности и учителя, и учеников
Мы изучили рассказ А. П. Чехова «Мальчики», вычленили его фабулу, составили план, пересказали сюжет. Понаблюдали, как ведут себя Володя и его товарищ Чечевицын в разных ситуациях и как это их характеризует.
IV. Анализ и оценка итогов работы
V. Домашнее задание
Учитель читает детям притчу о блудном сыне: «У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.
По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15: 11—32).
Сравните притчу о блудном сыне и рассказ Чехова. Подумайте, можно ли назвать Володю блудным сыном.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы
Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1. Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2. Попытаться ...
План-конспект открытого урока литературы по теме "К.Г.Паустовский. Рассказ"Телеграмма" "
Главная задача урока-воспитывать в учениках чувство благодарности и заботы к родителям, умение ценить красоту и силу материнской любви. Данный урок можно провести и как воспитательное мероприятие - кл...
План-конспект открытого урока «Упражнения, этюды и гаммы как последовательное развитие исполнительской техники юного саксофониста»
Работа содержит цель и задачи открытого урока с учащимся 3 класса по классу саксофона...
Конспект открытого урока по теме: «Повествование как тип речи. Рассказ». 6 класс.
Урок включает в себя методы ИКТ, технологию объяснительно - иллюстрированного обучения, технологию формирования приемов учебной работы, элементы технологии проектной деятельности (дом.зада...
Конспект открытого урока в 8 классе «Обсуждение рассказа В. Токаревой «Рождественский рассказ»
Обсуждение рассказа В. Токаревой «Рождественский рассказ...
Конспект открытого урока на тему: "Обобщающий урок по рассказу И.С. Тургенева "Муму"
Составление полной характеристики главного героя рассказа «Муму», систематизирование знаний, полученных при изучении произведения; формирование полноты воспроизведения словесного материала...
План-конспект открытого урока "Уроки доброты в рассказе В.Астафьева "Конь с розовой гривой"
Этот открытый урок был проведен в рамках теоретической части Рождественских чтений, проводимых в ЦПШ". Рассказ В.Астафьева помогает учителю развить в учащихся главные духовные ценности, ука...