Конспект урока по литературе :" Задача с тремя неизвестными" (11 класс).
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Открытый урок по литературе в 11 классе по роману Д.Киза "Цветы для Элджернона", предполагающий работу в группах. Цель урока : развитие критического и креативного мышления обучающихся в ходе определения личности главного героя произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока по роману Д.Киза "Цветы для Элджернона" 11 кл. | 26.68 КБ |
маршрутные карты к уроку. | 14.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 11 классе
Тема: «Задача с тремя неизвестными»
(По роману Д.Киза «Цветы для Элджернона»)
Учитель: Скрипникова Т.В.
Цель:
1) Отработать концентрацию внимания на мелкие детали описания личности главного героя.
2)Развитие критического и креативного мышления обучающихся в ходе определения личности главного героя произведения.
3)Создать условие для формирования воспитания чувства гуманизма, коллективизма,
Ответственности, сострадательности, отзывчивости.
Задачи:
1) Составление психологического портрета по определённым отчётам неизвестного героя (или героев) из неизвестного(непрограммного) произведения.
2) В зависимости от личностного восприятия, подготовленности и уровня духовной культуры обучающихся предположить дальнейшую судьбу героя произведения.
Оборудование: 1)Роман Д.Киза «Цветы для Элджернона»;
2)Маршрутные карточки;
3)Музыкальное сопровождение: Реквием по мечте.
4)Презентация;
5)Бумага А3 5листов.
Ход урока.
Доброе утро! Рада приветствовать на своём уроке гостей! Очень надеюсь, что Вам будет интересно сегодня наблюдать за ходом урока, поскольку произведение, о котором сегодня пойдёт речь, не является программным. Очень надеюсь, что в ходе урока кто-то ответит на поставленные знаки неизвестности, т.е. вопросы.
Итак, тема нашего открытого урока: «Задача с тремя неизвестными».
1Х Определить количество героев, о которых мы сегодня будем говорить, сопровождая ответ полной психологической характеристикой.
2Х Назвать жанр произведения, название, автора (Очень надеюсь, что кому-то произведение известно!).
3Х Определить дальнейшую судьбу главного героя.
Основной принцип работы-самостоятельность! Сегодня не может быть неправильных ответов, а оценки будут выставлены за активность, креативность мышления, новизну и гибкость способов решения поставленных задач, коллективное обсуждение. Телефоны в такой ситуации вам будут только мешать, поэтому прошу их убрать на мой стол.
Непрограммное произведение музыкального жанра, т.е соната, симфония, прелюдия у каждого слушателя вызывают собственные образы и ощущения в зависимости от личностного восприятия, подготовленности и уровня духовной культуры.
Вам сейчас будут предложены небольшие отрывки из неизвестного произведения. Вам нужно, имея небольшую информацию, составить психологическую характеристику героя, т.е. как можно больше сказать о нём.
Поставленные задачи предполагают работу в группах, их у нас будет пять. Вам за 10 минут нужно коллективно поработать, представить своего героя. На выступления групп выделяется по 5 минут, чтобы ответить на все вопросы Х, нужно внимательно слушать выступление каждой группы.
5группа –эксперты, вы готовите свой вывод, ответы на 3Х вопроса. Каждая группа может не согласится с экспертами, аргументируя свой ответ.
Учитель раздаёт карточки. Звучит музыка. Группы работают 10 минут.
1группа
Вопросы: Что вы можете сказать о человеке, который составил данный отчёт?
(Мужчина неизвестного возраста, одинокий (он не помнит своих родителей), работает в пекарне, готовится к какому –то эксперименту, учится в школе для умственно отсталых, очень хочет стать умным, хотя для него это очень сложно, потому что он всё забывает. Пишет с огромным количеством грамматических и пунктуационных ошибок. Отчёты, которые он пишет, даются ему очень тяжело, но его попросили их писать. К этому заданию он подходит ответственно. Считает, что его все любят.)
2группа
Вопросы: Что вы можете сказать о человеке, который составил данный отчёт?
Как можно прокомментировать данную фразу из вашей карточки: «В стене, отгородившей мой мозг от остального мира, появилась огромная дыра, и я вышел сквозь неё»?
(Мужчина неизвестного возраста, пишет отчёты о своих умственных достижениях, пишет без ошибок, мысль ровная, наблюдаются причинно-следственные связи. Он понимает, почему над ним смеются другие, много читает разной литературы, старается разобраться в теориях сознания и подсознания.) Что-то помогло герою приоткрыть завесу в мир знаний.
3группа
Вопросы: Что вы можете сказать о человеке, который составил данный отчёт?
(Человек с высоким коэффициентом умственного развития.
IQ — intelligence quotient, читается «ай кью») — количественная оценка уровня интеллекта человека (коэффициент умственного развития): уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека (такого же или среднего возраста); в более узком смысле — отношение так называемого умственного возраста ...
За секунду успевает прочесть целую страницу, занимается в университетской библиотеке, считает беседу студентов примитивным уровнем, люди с учёной степенью его избегают, боясь обнаружить узость своих знаний, одинок.)
4 группа
Вопросы: Что вы можете сказать о человеке, который составил данный отчёт?
(Человек считает, что он находится на самом верху своего сознания, идеи фейерверком взрываются в его голове. Истина, любовь, красота объединились, он счастлив и боится потерять эту энергию. Благодарен за этот дар, пытается решить какую-то проблему, пишет научный труд-статью: «Эффект Элджернона-Гордона: структура и функционирования мозга при повышенном уровне развития». Считает, что эксперимент не удался, нашёл ошибку в расчётах. Ждёт момента быстрой деградации.
5группа
1Х Определить количество героев, о которых мы сегодня будем говорить, сопровождая ответ полной психологической характеристикой.
Чарли Гордон 33 года, умственно отсталый. Путём проведённой операции быстро перешёл из стадии дебила в гения с высоким IQ (180). Стараясь экономить каждую минуту подаренного ему времени, пишет статью для будущего поколения, надеясь помочь таким как он. Находит ошибку в расчётах учёных. Быстро опускается на прежний уровень, тяжело переживая последующие события, в том числе и смерть мышонка Элджернона(тоже подопытного гения).
2Х Назвать жанр произведения, название, автора (Очень надеюсь, что кому-то произведение известно!).
Роман-фантастика пронзительной психологической силы. Автор Дэниэль Киз «Цветы для Элджернона».
Смысл названия в последней карточке, т.е это просьба главного героя:
«P.S.пожалуста если с можите положите на могилку цветы для Элджернона. На заднем дворе.»
3Х Определить дальнейшую судьбу главного героя.
Появились мысли о суициде, но скоростная деградация не позволила герою сделать этот шаг. Он уезжает в Уоррен, место для таких как он. Дальнейшая жизнь героя неизвестна, но можем предположить, что….
Мы заслушали выступление всех групп, эксперты выдвинули своё предположение о том, что мы наблюдаем трансформацию человеческого разума. Все ли согласны с ответами на поставленные вопросы?
Слайды презентации, представляющие автора, книгу.
Просьба дать оценку уроку:
1) Понравилась ли структура урока?
2) Как Вы относитесь к коллективной работе?
3)Как музыка влияла на образ вашего мышления?
4) Соответствовало ли Музыкальное сопровождение: Реквием по мечте, Моцарт Лакримоза – поставленной задаче в раскрытии психологического образа главного героя? 5) Оцените свою работу по пятибалльной шкале.
Предварительный просмотр:
1группа
Вопросы: Что вы можете сказать о человеке, который составил данный отчёт?
(Мужчина неизвестного возраста, одинокий (он не помнит своих родителей), работает в пекарне, готовится к какому –то эксперименту, учится в школе для умственно отсталых, очень хочет стать умным, хотя для него это очень сложно, потому что он всё забывает. Пишет с огромным количеством грамматических и пунктуационных ошибок. Отчёты, которые он пишет, даются ему очень тяжело, но его попросили их писать. К этому заданию он подходит ответственно. Считает, что его все любят.)
2группа
Вопросы: Что вы можете сказать о человеке, который составил данный отчёт?
Как можно прокомментировать данную фразу из вашей карточки: «В стене, отгородившей мой мозг от остального мира, появилась огромная дыра, и я вышел сквозь неё»?
(Мужчина неизвестного возраста, пишет отчёты о своих умственных достижениях, пишет без ошибок, мысль ровная, наблюдаются причинно-следственные связи. Он понимает, почему над ним смеются другие, много читает разной литературы, старается разобраться в теориях сознания и подсознания.) Что-то помогло герою приоткрыть завесу в мир знаний.
3группа
Вопросы: Что вы можете сказать о человеке, который составил данный отчёт?
(Человек с высоким коэффициентом умственного развития.
IQ — intelligence quotient, читается «ай кью») — количественная оценка уровня интеллекта человека (коэффициент умственного развития): уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека (такого же или среднего возраста); в более узком смысле — отношение так называемого умственного возраста ...
За секунду успевает прочесть целую страницу, занимается в университетской библиотеке, считает беседу студентов примитивным уровнем, люди с учёной степенью его избегают, боясь обнаружить узость своих знаний, одинок.)
4 группа
Вопросы: Что вы можете сказать о человеке, который составил данный отчёт?
(Человек считает, что он находится на самом верху своего сознания, идеи фейерверком взрываются в его голове. Истина, любовь, красота объединились, он счастлив и боится потерять эту энергию. Благодарен за этот дар, пытается решить какую-то проблему, пишет научный труд-статью: «Эффект Элджернона-Гордона: структура и функционирования мозга при повышенном уровне развития». Считает, что эксперимент не удался, нашёл ошибку в расчётах. Ждёт момента быстрой деградации.
5группа
1Х Определить количество героев, о которых мы сегодня будем говорить, сопровождая ответ полной психологической характеристикой.
Чарли Гордон 33 года, умственно отсталый. Путём проведённой операции быстро перешёл из стадии дебила в гения с высоким IQ (180). Стараясь экономить каждую минуту подаренного ему времени, пишет статью для будущего поколения, надеясь помочь таким как он. Находит ошибку в расчётах учёных. Быстро опускается на прежний уровень, тяжело переживая последующие события, в том числе и смерть мышонка Элджернона(тоже подопытного гения).
2Х Назвать жанр произведения, название, автора (Очень надеюсь, что кому-то произведение известно!).
Роман-фантастика пронзительной психологической силы. Автор Дэниэль Киз «Цветы для Элджернона».
Смысл названия в последней карточке, т.е это просьба главного героя:
«P.S.пожалуста если с можите положите на могилку цветы для Элджернона. На заднем дворе.»
3Х Определить дальнейшую судьбу главного героя.
Появились мысли о суициде, но скоростная деградация не позволила герою сделать этот шаг. Он уезжает в Уоррен, место для таких как он. Дальнейшая жизнь героя неизвестна, но можем предположить, что….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"
План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...
План – конспект урока по алгебре «Неравенства с одним неизвестным. Системы неравенств»
План – конспект урока по алгебре «Неравенства с одним неизвестным. Системы неравенств». Алгебра 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин, Ю.В.Сидоров и др.Цель...
Конспект урока по литературе в рамках ФГОС 5 класс В. П. Астафьев "Васюткино озеро"
данный конспект урока поможет Вам детально разобрать момент, когда Васютка находит озеро"...
Конспект урока по литературе "И.А. Бунин", 6 класс
Конструкт урока по литературе, 6 класс, УМК: Меркина Г.С. на тему "И.А.Бунин". Данный урок проводился в группах, обучающиеся читали биографию писателя, отбирали важный материал и оформляли в...
Конспект урока по литературе «Устное народное творчество» 7 класс
Конспект урока по литературе предназначен для учителей гуманитарного цикла...
Презентация к уроку по литературе в 11 классе" Задача с тремя неизвестными".
По роману Д.Киза " Цветы для Элджернона"....
Конспект урока по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок"
Урок основывается на технологии творческих мастерских...