Конспект урока по литературе «Устное народное творчество» 7 класс
план-конспект урока (7 класс)

Конспект урока по литературе предназначен для учителей гуманитарного цикла

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literature.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа – интернат №4 г.о. Самара

Конспект

урока по литературе «Устное народное творчество»

Подготовила педагог: Л. А. Алексевнина

Самара,2022 год.

Конспект урока по литературе 8 класс

                                             

Тема: «Устное народное творчество»

Цель: познакомить детей  с видами устного народного творчества

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей с такими видами творчества как пословицы, поговорки, народные песни, былины.

2. Рассказать детям как зарождалось устное народное творчество.

Коррекционно-развивающие:

1. Обогащать словарный запас детей.

2. Развивать память, внимание, речь.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к творчеству русского народа.

2. Воспитывать любознательность и активность на уроке.

                                                  Ход урока:

1. Организация начала урока.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте настроимся на активную работу.

2. Вводная беседа.

- Давайте сразу откроем оглавление нашего учебника и посмотрим на него? Посмотрите внимательно с творчеством, каких авторов вы уже встречались? Вспомните все произведения, написанные ими. Какие из этих произведений вам более близки или лучше запомнились? Почему? Что в них было такого интересного.

3. Сообщение темы урока.

- Начнем мы наш урок с самой первой темы, это тема устного народного творчества. Вы уже наверно встречались с этим определением? Как вы думаете, что такое устное народное творчество? (это творческая деятельность народа, отражающая его жизнь) А вы знаете, как одним словом можно назвать устное народное творчество (фольклор).

- Какие произведения устного народного творчества вам знакомы?

- Какие виды устного народного творчества вы знаете?  (пословицы, поговорки, загадки, считалки, народные песни, былины)

- Как вы думаете, понятие пословица и поговорка имеют общее значение, это одно и тоже? Что по-вашему такое пословица? А что поговорка?

- Пословица-это краткое высказывание, подбираемое к разным случаям жизни. Поговорка очень близка к пословице, но в отличии от пословицы не выражает законченную мысль, а лишь намекает на неё.

- Назовите, знакомы вам пословицы (Нитка в тонком месте рвется. Чего мало, то и в диковинку. Не отведав вкусу не узнаешь.  Учится всегда пригодится.  Для ученья нет старости)?

Назовите, знакомые вам поговорки (Живи не как хочется, а как Бог велит.  Жизнь дана на добрые дела)?

- Какую пословицу вы считаете самой главной для себя? Объясните почему?

- У меня есть несколько пословиц. Сейчас каждый подойдет ко мне и вытянет по одной пословице, после чего вы каждый объясните вытянутую вами пословицу.

Век живи - век учись.

Ученье лучше богатства.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Корень ученья горек, да плод его сладок.

- Как вы думаете, какая тема является общей для этих всех пословиц? Помните ли вы еще какие-нибудь пословицы об ученье?

- А кто знает, что такое считалки? (короткие рифмованные стишки, веселые и смешные)

- Для чего они нам нужны?(Они помогают выбрать водящего)

- Давайте посмотрим, много ли вы знаете считалок?

(Раз, два, три, четыре.  Кто у нас живет в квартире: папа, мама, брат, сестра, кошка Мурка, два кота, мой сверчок,  щенок и я, вот и вся моя семья)

- Что такое сказки? (рассказ о вымышленных событиях)

- Вспомните названия волшебных сказок, которые вы уже читали? Какие препятствия преодолели герои этих сказок?

- Вспомните названия сказок о животных. Кто герои этих сказок

- А вы слышали, что есть бытовые сказки? Назовите название бытовой сказки, которую вы уже читали?

- Вспомним, как построена сказка. Что такое зачин? трехкратные повороты и концовка сказки?

- Что такое былина? Назовите былины вам знакомые.

- Кто является героями былин? За что народ своих героев назвал богатырями?

- А теперь давайте откроем учебник и еще раз прочитаем о всех видах русского народного творчества.

Сначала читает учитель, после чего дети читают вслух по цепочке.

4. Подведение итогов урока

- Давайте подведем итог нашего урока и посмотрим, что вы сегодня запомнили на уроке?

А) Жанр фольклора, характеризуется тем, что заключает в себе определенную мысль, законченное суждение (Пословица)

Б) Устное народное……..

В) Кто является создателем поговорок, пословиц, считалок?

Г) Продолжите пословицу: Золото добывают из реки, а знания из ….

5. Домашнее задание.  Найти по 3 пословицы и поговорки, и попробовать объяснить их.

6. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы "Устное народное творчество"

Данный конспект предназначен для учащихся 5 класса.Цель урока: дать представление об устном народном творчестве, привить любовь к изучению быта казаков, познакомить  с народными  кубанскими ...

ПРОГРАММА ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА ПО ЛИТЕРАТУРЕ « УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. БЫЛИНЫ»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА« УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. БЫЛИНЫ» 1. Название дистанционного курса:«Устное народное творчество. Былины»2. Авторы-разработчики: Морозова Лидия Ни...

Конспект урока на тему «Устное народное творчество. Фольклор».

Цели: актуализировать знания учащихся по теме «Устное народное творчество»; углубить знания детей о русском фольклоре; сопоставить с марийским фольклором; привить интерес к произведениям устного народ...

Контрольная работа по литературе. Устное народное творчество. 6 класс

Контрольная работа проводится в конце изучения раздела "Устное народное творчество" в 6 классе....

Контрольная работа по литературе "Устное народное творчество" 6 класс

Контрольная работа "Устное народное творчество" проводится  в конце изучения раздела "Устное народное творчество"...

Конспект открытого мероприятия по устному народному творчеству "Сказки, пословицы,загадки, песни, дразнилки..."

Воспитательское занятие подготовлено с учётом  уровня развития и психофизических особенностей детей с нарушенным слухом...