1 урок Тема урока: «Я пришел из детства, как из страны»
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Машукова Людмила Петровна

В данном документе представлен первый урок из  системы уроков литературы по философской сказке-притче А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц", проводимых в 6 классе. Система всего состоит из 3 уроков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СИСТЕМА УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ФИЛОСОФСКОЙ
СКАЗКЕ-ПРИТЧЕ А. ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ «МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ», ПРОВОДИМЫХ В 6 КЛАССЕ

1 урок

Тема урока: «Я пришел из детства, как из страны»

УМК: Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе: в 2 ч. Ч.2 / [В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин]; под ред. В.Я. Коровиной.-М.: Просвещение,2012.

Литература: Сент-Экзюпери Антуан де. Маленький принц: рисунки автора / Антуан де Сент-Экзюпери; [пер. с фр. Норы Галь]. – Москва: Эксмо, 2016.

Тип урока: урок сообщения новых знаний

Цели:

1.        Образовательные:

- познакомить обучающихся с личностью Антуана де Сент-Экзюпери;

- раскрыть различие мировосприятия взрослых и детей;

2.        Развивающие:

- развитие видов речевой деятельности (говорение, слушание);

- развитие эмоционально-образного и аналитического мышления;

3.        Воспитательные:

- воспитание культуры речи обучающихся;

- воспитание чуткости, восприимчивости к окружающему миру;

Оборудование: портрет А. де Сент-Экзюпери, мультимедийная презентация.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Садитесь. Запишите в тетрадь тему нашего урока: Я пришел из детства, как из страны. (Антуан де Сент-Экзюпери)

  1. Мотивация к уроку

Звучит фрагмент песни «Маленький принц» (стихи Николая Добронравова, музыка Микаэла Таривердиева)

 Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством писателя, имя которого стало легендой, а его произведение «Маленький принц» − философской притчей о том, каким должен быть человек.

  1. Этап изучения нового материала

Антуан де Сент-Экзюпери родился 29 июня 1900 г., в Лионе, во Франции. Сент-Экзюпери – выходец из аристократической семьи. Род Экзюпери происходил от рыцарей Святого Грааля.

 Детство его прошло в старинном родовом замке Сен-Морис. Романтичность и чувство единения с природой с детства отличали будущего писателя.

Экзюпери вырос удивительно одаренным человеком: он рисовал, играл на скрипке, сочинял стихи, увлекался техникой и архитектурой. У него было много друзей, так как он умел дружить. В школе будущий писатель получил прозвище “Достань-ка луну”, которое указывало не только на вздернутый нос, но и на веселый характер. В 20-е годы XX века он учился в Школе изящных искусств, откуда ушёл служить в армию, где приобрёл профессию пилота. Экзюпери стал летчиком, которого отличали бесстрашие, готовность всегда прийти на помощь товарищу и удивительное жизнелюбие. Его самолет 15 раз терпел крушение, врачи не допускали его к полетам, но он не мог жить без неба, не мог не помогать людям.

В тяжелые годы войны писатель создал светлую сказку “Маленький принц”, которая стала рождественским подарком всем людям, подарив надежду на счастье. Экзюпери долго вынашивал замысел такого произведения, в котором выразил бы свои мечты. В 1944 г. писатель погиб, производя разведывательную аэрофотосъёмку в труднейших фронтовых условиях.

Он поднимался в небо, чтобы ещё сильнее полюбить Землю. Поэтому и герои его также летают с одной планеты на другую.

Только в апреле 2004 года было обнаружено место гибели Антуана де Сент-Экзюпери. Выходящая в Марселе газета «Прованс» «сообщила, что обнаруженные обломки и детали небольшого самолета были подняты с 70-метровой глубины в районе острова Риу, расположенного в марсельской бухте. Проделанная специалистами экспертиза подтвердила, что речь идет именно о том самолете, на котором летел Сент-Экзюпери.

  1. Проверка домашнего задания

Ребята, дома вам необходимо было прочитать сказку Экзюпери «Маленький принц». Перескажите сюжет этой сказки.

Итак, в далёкой Сахаре встречаются два человека: лётчик с планеты Земля и маленький златокудрый мальчик с астероида Б-612.

Ребята, давайте охарактеризуем главных героев сказки, обратившись к тексту.

Ребята, а почему наши герои одиноки? Это действительно так? Докажите.

Ребята, что дала летчику и Маленькому принцу их встреча в пустыне?

Ребята, весь сюжет сказки организован как путешествие Маленького принца.

Давайте составим схему его путешествия.

Нам нужно охарактеризовать всех обитателей планет и понять, какие же взрослые встречаются Маленькому принцу?

Итак, работаем по вариантам

1 вариант – планета короля

2 вариант – планета честолюбца

3 вариант – планета пьяницы

4 вариант – планета делового человека

5 вариант – планета фонарщика

6 вариант – планета географа

Вам необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Что ценно для обитателя планеты?
  2. Можно ли считать эти ценности настоящими? Принимает или отвергает Маленький принц ценности обитателей планет?
  3. Какие пороки воплощены в обитателях планет?
  4. Какие уроки извлекает для себя Маленький принц из встреч с обитателями планет?

Ребята, а что собой представляет планета Земля? Что о ней говорит Маленький принц?

Оказывается, что на планете Земля много взрослых, жизнь которых подчинена ложным ценностям.

А отличается ли летчик от других взрослых?

Чем отличается?

Правильно, и почему же тогда летчику так сложно жить в этом мире?

Почему же многие взрослые теряют «детскость»?

Ребята, почему же герою, в отличие от многих других взрослых, удается сохранить «детскость» своей души? Особое внимание обратите на его профессию.

Ребята, обратимся к теме нашего урока и подытожим, какая же она, страна детства? Как же воспринимается в детстве мир?

Правильно. Как вы думаете, если летчику удалось сохранить «детскость» своей души, то и другие взрослые смогут это сделать?

Правильно. И не случайно в этом отношении посвящение другу (Леону Верту), когда он был маленьким. Это подчеркивает, что в душе каждого человек живет «ребенок», и важно о нем помнить.

Ребята, обратите внимание на финал сказки-притчи, подумайте, почему летчик печалится?

Ребята, а Маленький принц – это просто ребенок, который понял летчика? Что символизирует его образ?

  1. Объяснение домашнего задания

Итак, дома вам необходимо будет составить таблицу-характеристику мира взрослых и мира детей, в котором следует отразить основные различия этих двух миров.

При составлении таблицы обратите внимание на следующие отрывки из сказки и вопросы к ним.

Глава 1. (Со слов «Взрослые посоветовали мне…» до конца)
Глава 4. (Со слов «У меня есть серьезные основания полагать» до «Какая красота!»)
Глава 22. (Полностью)

Взрослые

Дети

Глава 1. Что посоветовали взрослые, увидев рисунок рассказчика?

Глава 1. Какова реакция мальчика на слова взрослых? Какие чувства он испытывал?

Глава 4. Что больше всего ценят взрослые? Какие сведения о человеке они считают самыми важными?

Глава 4. Что ценят дети в людях, на какие детали обращают внимание?

Глава 22. Почему спешат взрослые? Куда они торопятся?

Глава 22. Спешат ли дети, что они замечают?

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока

Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке? Что особенно понравилось

  1. Выставление оценок

За работу на уроке я поставлю 5 Диме и Жене – они были очень активны и не допускали ошибок.

Оле и Владе я поставлю 4, так как они допускали небольшие ошибки в ответах.

Спасибо за работу. До свидания.

Дима: Лётчик в результате поломки самолёта садится в пустыне на планете Земля. Пытается отремонтировать машину, торопится: мало провианта. Вдруг появляется мальчик, лётчик сразу понимает, что это – принц: по одежде, по манере разговаривать. И в то же время видит, что это ребёнок. В ходе беседы выясняется, что у принца есть собственная планета, маленькая, но своя; что восход или закат солнца он может увидеть столько раз, сколько захочет, всего лишь переставив стул с одного края планеты на другой; что живёт принц в борьбе с деревьями баобабами, которые, если вырастут, смогут своими корнями разорвать его планету, поэтому ему приходится следить за появляющимися растениями; что недавно у него появился росток, который вырос и превратился в прекрасную розу, немного капризную; что принц надумал совершить путешествие по Вселенной; и с попутными птицами он уже посетил несколько планет, они были такими же маленькими, как и его планета, там жили люди, каждый чем-то занимался, но все они существовали в одиночестве, занимались пустыми, никому не нужными делами, принцу становилось с ними скучно, и он улетал к другим звёздам. В конце концов он попал на Землю, но стал скучать по своей планете, которая нуждалась в защите, по розе, которую он оставил без присмотра, а ведь её надо было поливать, прикрывать от солнца, от ветров, разговаривать с ней. Но вернуться на свою планету он мог при условии, если его укусит ядовитая змея. Один раз его от этого шага остановил лётчик, но во второй раз принцу всё-таки удалось пойти (прыгнуть) навстречу змее.

Летчик

Маленький принц

Добрый,

смелый,

любознательный,

неравнодушный,

одинокий

человек

добрый,

загадочный,

смелый,

наивный,

неравнодушный,

одинокий,

ранимый и мечтательный ребенок

Маленький принц живет один на своей планете, у него нет друзей, ему грустно и одиноко. Он покидает розу – единственное живое существо на своей планете, потому что она горда, себялюбива. Маленького принца обижает ее поведение, и он отправляется в путешествии в поисках истинного друга.

«Маленький принц прилетел с маленькой планеты, которая была его домом. Но жизнь его была печальной и одинокой, поэтому он очень любил смотреть на закат – особенно когда ему бывало грустно. Он делал это по нескольку раз на дню, просто передвигая стул вслед за солнцем. Все изменилось, когда на его планете появился чудесный цветок: это была красавица с шипами – гордая, обидчивая и простодушная. Маленький принц полюбил её, но она казалась ему капризной, жестокой и высокомерной – он был тогда слишком молод и не понимал, как озарил его жизнь этот цветок. Капризы цветка однажды надоели Маленькому принцу, и он решил покинуть свою планету. Он отправился в путешествие по планетам для того, чтобы найти себе друга».

Летчик еще с детства чувствует свое одиночество среди людей, потому что они его не понимают, нет людей, с кем бы он мог поговорить по душам.

«На своем веку я много встречал разных серьезных людей. Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко. И от этого, признаться, не стал думать о них лучше.

Когда я встречал взрослого, который казался мне разумней и понятливей других, я показывал ему свой рисунок № 1 – я его сохранил и всегда носил с собой. Я хотел знать, вправду ли этот человек что-то понимает. Но все они отвечали мне: "Это шляпа". И я уже не говорил с ними ни об удавах, ни о джунглях, ни о звездах. Я применялся к их понятиям. Я говорил с ними об игре в бридж и гольф, о политике и о галстуках. И взрослые были очень довольны, что познакомились с таким здравомыслящим человеком».

При встрече герои осознают, что они – родственные души: понимают друг друга, а значит, они не совсем одиноки в мире. (К примеру, Маленький принц понимает рисунок летчику: он видит не просто шляпу, а знает, что под ней барашек)

Описание: Описание: C:\Users\User\Desktop\0016-007-Malenkij-prints.jpg

  1. Для короля- власть

Для честолюбца- тщеславие

Для пьяницы – употребление спиртных напитков.

Для делового человека – богатство

Для фонарщика- верность своему слову, работа

Для географа – накопление бессмысленных знаний

  1.  Каждый из обитателей астероидов считает ценным что-то одно: власть, деньги, работу и т.д. Эти взрослые совсем утратили истинные ценности, не могут восторгаться красотой, забыли о своей планете.

 Посетив эти шесть планет, Маленький принц отвергает ложные представления о счастье, о долге, о могуществе.

  1. Король – жажда власти

— Совершенно верно, – подтвердил король. – С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть прежде всего должна быть разумной. Если ты повелишь своему народу броситься в море, он устроит революцию. Я имею право требовать послушания, потому что веления мои разумны.
— Тогда суди сам себя, – сказал король. – Это самое трудное. Себя судить куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.

Честолюбец – эгоизм, тщеславие

— Совершенно верно, – подтвердил король. – С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть прежде всего должна быть разумной. Если ты повелишь своему народу броситься в море, он устроит революцию. Я имею право требовать послушания, потому что веления мои разумны.
— Тогда суди сам себя, – сказал король. – Это самое трудное. Себя судить куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.

Пьяница – слабость, безволие

— Что это ты делаешь? – спросил Маленький принц.
— Пью, – мрачно ответил пьяница.
— Зачем?
— Чтобы забыть.
— О чем забыть? – спросил Маленький принц; ему стало жаль пьяницу.
— Хочу забыть, что мне совестно, – признался пьяница и повесил голову.
— Отчего же тебе совестно? – спросил Маленький принц, ему очень хотелось помочь бедняге.
— Совестно пить! – объяснил пьяница, и больше от него нельзя было добиться ни слова.
И Маленький принц отправился дальше, растерянный и недоумевающий.

Деловой человек – алчность

...я человек серьезный. Мне мечтать некогда.
— А для чего тебе владеть звездами?
— Чтоб быть богатым.
— А для чего быть богатым?
— Чтобы покупать еще новые звезды, если их кто-нибудь откроет.
«Он рассуждает почти как пьяница», – подумал Маленький принц.
Если ты найдешь алмаз, у которого нет хозяина, – значит, он твой. Если ты найдешь остров, у которого нет хозяина, он твой. Если тебе первому придет в голову какая-нибудь идея, ты берешь на нее патент: она твоя. Я владею звездами, потому что до меня никто не догадался ими завладеть.
...пишу на бумажке, сколько у меня звезд. Потом кладу эту бумажку в ящик и запираю его на ключ.
— И все?
— Этого довольно.
«Забавно! – подумал Маленький принц. – И даже поэтично. Но не так уж это серьезно».
Что серьезно, а что не серьезно, – это Маленький принц понимал по-своему, совсем не так, как взрослые.

Фонарщик – верность долгу и четкое исполнение своих обязанностей

Вот человек, – сказал себе Маленький принц, продолжая путь, – вот человек, которого все стали бы презирать – и король, и честолюбец, и пьяница, и делец. А между тем из них всех он один, по-моему, не смешон. Может быть, потому, что он думает не только о себе.

Географ – символ схоластики (накопление бессмысленных знаний)

— Цветы мы не отмечаем, – сказал географ.
— Почему?! Это ведь самое красивое!
— Потому, что цветы эфемерны.
— А что такое «эфемерный»? – спросил Маленький принц, который, раз задав вопрос, не успокаивался, пока не получал ответа.
— Это значит: тот, что должен скоро исчезнуть.
— И мой цветок должен скоро исчезнуть?
— Разумеется.
«Моя краса и радость недолговечна, – сказал себе Маленький принц, – и ей нечем защищаться от мира, у нее только и есть что четыре шипа. А я бросил ее, и она осталась на моей планете совсем одна!»
И Маленький принц пустился в путь, но мысли его были о покинутом цветке.

  1. Маленький принц извлекает для себя следующие уроки:

1.«Себя судить труднее, чем других»

2.«Тщеславные люди глухи ко всему кроме похвал»

3.«Отвечай за свои поступки»

4.«Каждый должен приносить пользу своими делами»

5.«Будь верен своему слову, думай не только о себе»

6.«Учись сам добывать новые знания»

"Земля – это не простая планета! На ней правят сто одиннадцать королей (в том числе и негритянские), географов семь тысяч, бизнесменов девятьсот тысяч, пьяниц семь с половиной миллионов, честолюбцев триста одиннадцать миллионов, то есть почти два миллиарда взрослых людей".

Да, отличается. Летчик сохранил в своей душе ребенка, поэтому он и находит общий язык с Маленьким принцем.

Летчику сложно жить в мире, потому что взрослые его не понимают, у них другие ценности в жизни, они потеряли «детскость» своей души.

Бытовые проблемы, заботы поглощают взрослых людей. Подчиняя свою жизнь решению повседневных, обыденных, будничных дел, взрослые утрачивают радость и чистоту восприятия жизни, они забывают о «ребенке» в своей душе.

Летчик – это романтическая профессия: он находится между небом и землей, как птица в полете. Именно поэтому ему удается сохранить чистоту и радость восприятия жизни.

Дети воспринимают мир, как чудо. Они умеют по-настоящему радоваться солнечному лучу, пушистому одуванчику, дождевой капле, снежинке, севшей на ладошку. Дети видят мир в истинном свете, не считаясь с их практической пользой. Мир детства наполнен яркими красками, волшебными звуками…

Да, в душе каждого человека всегда живет «ребенок», важно только помнить о нем и стараться не подчинять свою жизнь лишь решению рутинных проблем.

Он переживает, что потерял Маленького принца, но надеется, что он обязательно вернется.

Маленький принц – это символ ребенка в душе каждого человека.

«Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь, – и ты услышишь, что все звезды смеются. У тебя будут звезды, которые умеют смеяться!

И он сам засмеялся.

- И когда ты утешишься – в конце концов всегда утешаешься, – ты будешь рад, что знал меня когда-то. Ты всегда будешь мне другом».

«Ребенок» всегда живет в душе каждого человека, и только от нас зависит, будем ли мы его помнить.

Мы познакомились с биографией Антуана де Сент– Экзюпери.

Составили характеристику главных героев сказки «Маленький принц»

Выделили основные пороки человеческого общества.

Объяснили, чем отличается детское мировоззрение от мировоззрения взрослого человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку Тема урока" Обобщение и систематизация по теме"Строение атома,химическая связь"

Презентация включает в себя отработку материала по теме,проверку и подведение итогов....

Сценарный план урока Тема «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

     На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нра...

Тема урока: Отрочество героя в главах повести «Детство Темы». Испытания в жизни подростка. Теория на уроке: Поступки героев и их характер.

Данный урок проводится в 6-ом классе, технология - проблемно-диалогическая, что позволяет повысить активность учащихся и активизировать их мыслительные процессы. Технологическая карта урока моставлена...

План-конспект урока. Тема урока: Праздничный урок " Светлая пасха"

Этапы урока:            1.Вводная часть (организационный момент): - приветствие - тема урока...

Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология. Технологическая карта урока. Тема урока Подготовка ткани к раскрою. Раскладка и раскрой юбки по своей зарисовке.

Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология.Технологическая карта урока.Данные об учителе Лисичкина Зинаида Александровна учитель высшей категории г. Ржев. МОУ СОШ №9 им .В.Т. Степанченко.Пре...

Конспект урока по физической культуре в 8 классе. Тема урока: Тема урока: Введение мяча. Бросок мяча в движении (после ловли)

Тема урока: Введение мяча. Бросок мяча в движении (после ловли)Цель урока:  обеспечить усвоение обучающимися техники ловли и передачи мяча в движении, ведению мяча по прямой.Задачи:общеобраз...