- Организационный момент.
Здравствуйте ребята. Садитесь. Запишите в тетрадь тему нашего урока: Я пришел из детства, как из страны. (Антуан де Сент-Экзюпери) - Мотивация к уроку
Звучит фрагмент песни «Маленький принц» (стихи Николая Добронравова, музыка Микаэла Таривердиева) Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством писателя, имя которого стало легендой, а его произведение «Маленький принц» − философской притчей о том, каким должен быть человек. - Этап изучения нового материала
Антуан де Сент-Экзюпери родился 29 июня 1900 г., в Лионе, во Франции. Сент-Экзюпери – выходец из аристократической семьи. Род Экзюпери происходил от рыцарей Святого Грааля. Детство его прошло в старинном родовом замке Сен-Морис. Романтичность и чувство единения с природой с детства отличали будущего писателя. Экзюпери вырос удивительно одаренным человеком: он рисовал, играл на скрипке, сочинял стихи, увлекался техникой и архитектурой. У него было много друзей, так как он умел дружить. В школе будущий писатель получил прозвище “Достань-ка луну”, которое указывало не только на вздернутый нос, но и на веселый характер. В 20-е годы XX века он учился в Школе изящных искусств, откуда ушёл служить в армию, где приобрёл профессию пилота. Экзюпери стал летчиком, которого отличали бесстрашие, готовность всегда прийти на помощь товарищу и удивительное жизнелюбие. Его самолет 15 раз терпел крушение, врачи не допускали его к полетам, но он не мог жить без неба, не мог не помогать людям. В тяжелые годы войны писатель создал светлую сказку “Маленький принц”, которая стала рождественским подарком всем людям, подарив надежду на счастье. Экзюпери долго вынашивал замысел такого произведения, в котором выразил бы свои мечты. В 1944 г. писатель погиб, производя разведывательную аэрофотосъёмку в труднейших фронтовых условиях. Он поднимался в небо, чтобы ещё сильнее полюбить Землю. Поэтому и герои его также летают с одной планеты на другую. Только в апреле 2004 года было обнаружено место гибели Антуана де Сент-Экзюпери. Выходящая в Марселе газета «Прованс» «сообщила, что обнаруженные обломки и детали небольшого самолета были подняты с 70-метровой глубины в районе острова Риу, расположенного в марсельской бухте. Проделанная специалистами экспертиза подтвердила, что речь идет именно о том самолете, на котором летел Сент-Экзюпери. - Проверка домашнего задания
Ребята, дома вам необходимо было прочитать сказку Экзюпери «Маленький принц». Перескажите сюжет этой сказки.
Итак, в далёкой Сахаре встречаются два человека: лётчик с планеты Земля и маленький златокудрый мальчик с астероида Б-612. Ребята, давайте охарактеризуем главных героев сказки, обратившись к тексту.
Ребята, а почему наши герои одиноки? Это действительно так? Докажите.
Ребята, что дала летчику и Маленькому принцу их встреча в пустыне?
Ребята, весь сюжет сказки организован как путешествие Маленького принца. Давайте составим схему его путешествия.
Нам нужно охарактеризовать всех обитателей планет и понять, какие же взрослые встречаются Маленькому принцу? Итак, работаем по вариантам 1 вариант – планета короля 2 вариант – планета честолюбца 3 вариант – планета пьяницы 4 вариант – планета делового человека 5 вариант – планета фонарщика 6 вариант – планета географа Вам необходимо ответить на следующие вопросы: - Что ценно для обитателя планеты?
- Можно ли считать эти ценности настоящими? Принимает или отвергает Маленький принц ценности обитателей планет?
- Какие пороки воплощены в обитателях планет?
- Какие уроки извлекает для себя Маленький принц из встреч с обитателями планет?
Ребята, а что собой представляет планета Земля? Что о ней говорит Маленький принц?
Оказывается, что на планете Земля много взрослых, жизнь которых подчинена ложным ценностям. А отличается ли летчик от других взрослых? Чем отличается?
Правильно, и почему же тогда летчику так сложно жить в этом мире?
Почему же многие взрослые теряют «детскость»?
Ребята, почему же герою, в отличие от многих других взрослых, удается сохранить «детскость» своей души? Особое внимание обратите на его профессию.
Ребята, обратимся к теме нашего урока и подытожим, какая же она, страна детства? Как же воспринимается в детстве мир?
Правильно. Как вы думаете, если летчику удалось сохранить «детскость» своей души, то и другие взрослые смогут это сделать?
Правильно. И не случайно в этом отношении посвящение другу (Леону Верту), когда он был маленьким. Это подчеркивает, что в душе каждого человек живет «ребенок», и важно о нем помнить.
Ребята, обратите внимание на финал сказки-притчи, подумайте, почему летчик печалится?
Ребята, а Маленький принц – это просто ребенок, который понял летчика? Что символизирует его образ?
- Объяснение домашнего задания
Итак, дома вам необходимо будет составить таблицу-характеристику мира взрослых и мира детей, в котором следует отразить основные различия этих двух миров. При составлении таблицы обратите внимание на следующие отрывки из сказки и вопросы к ним. Глава 1. (Со слов «Взрослые посоветовали мне…» до конца) Глава 4. (Со слов «У меня есть серьезные основания полагать» до «Какая красота!») Глава 22. (Полностью) Взрослые | Дети | Глава 1. Что посоветовали взрослые, увидев рисунок рассказчика? | Глава 1. Какова реакция мальчика на слова взрослых? Какие чувства он испытывал? | Глава 4. Что больше всего ценят взрослые? Какие сведения о человеке они считают самыми важными? | Глава 4. Что ценят дети в людях, на какие детали обращают внимание? | Глава 22. Почему спешат взрослые? Куда они торопятся? | Глава 22. Спешат ли дети, что они замечают? |
- Рефлексия. Подведение итогов урока
Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке? Что особенно понравилось
- Выставление оценок
За работу на уроке я поставлю 5 Диме и Жене – они были очень активны и не допускали ошибок. Оле и Владе я поставлю 4, так как они допускали небольшие ошибки в ответах. Спасибо за работу. До свидания. |
Дима: Лётчик в результате поломки самолёта садится в пустыне на планете Земля. Пытается отремонтировать машину, торопится: мало провианта. Вдруг появляется мальчик, лётчик сразу понимает, что это – принц: по одежде, по манере разговаривать. И в то же время видит, что это ребёнок. В ходе беседы выясняется, что у принца есть собственная планета, маленькая, но своя; что восход или закат солнца он может увидеть столько раз, сколько захочет, всего лишь переставив стул с одного края планеты на другой; что живёт принц в борьбе с деревьями баобабами, которые, если вырастут, смогут своими корнями разорвать его планету, поэтому ему приходится следить за появляющимися растениями; что недавно у него появился росток, который вырос и превратился в прекрасную розу, немного капризную; что принц надумал совершить путешествие по Вселенной; и с попутными птицами он уже посетил несколько планет, они были такими же маленькими, как и его планета, там жили люди, каждый чем-то занимался, но все они существовали в одиночестве, занимались пустыми, никому не нужными делами, принцу становилось с ними скучно, и он улетал к другим звёздам. В конце концов он попал на Землю, но стал скучать по своей планете, которая нуждалась в защите, по розе, которую он оставил без присмотра, а ведь её надо было поливать, прикрывать от солнца, от ветров, разговаривать с ней. Но вернуться на свою планету он мог при условии, если его укусит ядовитая змея. Один раз его от этого шага остановил лётчик, но во второй раз принцу всё-таки удалось пойти (прыгнуть) навстречу змее.
Летчик | Маленький принц | Добрый, смелый, любознательный, неравнодушный, одинокий человек | добрый, загадочный, смелый, наивный, неравнодушный, одинокий, ранимый и мечтательный ребенок |
Маленький принц живет один на своей планете, у него нет друзей, ему грустно и одиноко. Он покидает розу – единственное живое существо на своей планете, потому что она горда, себялюбива. Маленького принца обижает ее поведение, и он отправляется в путешествии в поисках истинного друга. «Маленький принц прилетел с маленькой планеты, которая была его домом. Но жизнь его была печальной и одинокой, поэтому он очень любил смотреть на закат – особенно когда ему бывало грустно. Он делал это по нескольку раз на дню, просто передвигая стул вслед за солнцем. Все изменилось, когда на его планете появился чудесный цветок: это была красавица с шипами – гордая, обидчивая и простодушная. Маленький принц полюбил её, но она казалась ему капризной, жестокой и высокомерной – он был тогда слишком молод и не понимал, как озарил его жизнь этот цветок. Капризы цветка однажды надоели Маленькому принцу, и он решил покинуть свою планету. Он отправился в путешествие по планетам для того, чтобы найти себе друга». Летчик еще с детства чувствует свое одиночество среди людей, потому что они его не понимают, нет людей, с кем бы он мог поговорить по душам. «На своем веку я много встречал разных серьезных людей. Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко. И от этого, признаться, не стал думать о них лучше. Когда я встречал взрослого, который казался мне разумней и понятливей других, я показывал ему свой рисунок № 1 – я его сохранил и всегда носил с собой. Я хотел знать, вправду ли этот человек что-то понимает. Но все они отвечали мне: "Это шляпа". И я уже не говорил с ними ни об удавах, ни о джунглях, ни о звездах. Я применялся к их понятиям. Я говорил с ними об игре в бридж и гольф, о политике и о галстуках. И взрослые были очень довольны, что познакомились с таким здравомыслящим человеком».
При встрече герои осознают, что они – родственные души: понимают друг друга, а значит, они не совсем одиноки в мире. (К примеру, Маленький принц понимает рисунок летчику: он видит не просто шляпу, а знает, что под ней барашек)
- Для короля- власть
Для честолюбца- тщеславие Для пьяницы – употребление спиртных напитков. Для делового человека – богатство Для фонарщика- верность своему слову, работа Для географа – накопление бессмысленных знаний - Каждый из обитателей астероидов считает ценным что-то одно: власть, деньги, работу и т.д. Эти взрослые совсем утратили истинные ценности, не могут восторгаться красотой, забыли о своей планете.
Посетив эти шесть планет, Маленький принц отвергает ложные представления о счастье, о долге, о могуществе. - Король – жажда власти
— Совершенно верно, – подтвердил король. – С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть прежде всего должна быть разумной. Если ты повелишь своему народу броситься в море, он устроит революцию. Я имею право требовать послушания, потому что веления мои разумны. — Тогда суди сам себя, – сказал король. – Это самое трудное. Себя судить куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр. Честолюбец – эгоизм, тщеславие — Совершенно верно, – подтвердил король. – С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть прежде всего должна быть разумной. Если ты повелишь своему народу броситься в море, он устроит революцию. Я имею право требовать послушания, потому что веления мои разумны. — Тогда суди сам себя, – сказал король. – Это самое трудное. Себя судить куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр. Пьяница – слабость, безволие — Что это ты делаешь? – спросил Маленький принц. — Пью, – мрачно ответил пьяница. — Зачем? — Чтобы забыть. — О чем забыть? – спросил Маленький принц; ему стало жаль пьяницу. — Хочу забыть, что мне совестно, – признался пьяница и повесил голову. — Отчего же тебе совестно? – спросил Маленький принц, ему очень хотелось помочь бедняге. — Совестно пить! – объяснил пьяница, и больше от него нельзя было добиться ни слова. И Маленький принц отправился дальше, растерянный и недоумевающий. Деловой человек – алчность ...я человек серьезный. Мне мечтать некогда. — А для чего тебе владеть звездами? — Чтоб быть богатым. — А для чего быть богатым? — Чтобы покупать еще новые звезды, если их кто-нибудь откроет. «Он рассуждает почти как пьяница», – подумал Маленький принц. Если ты найдешь алмаз, у которого нет хозяина, – значит, он твой. Если ты найдешь остров, у которого нет хозяина, он твой. Если тебе первому придет в голову какая-нибудь идея, ты берешь на нее патент: она твоя. Я владею звездами, потому что до меня никто не догадался ими завладеть. ...пишу на бумажке, сколько у меня звезд. Потом кладу эту бумажку в ящик и запираю его на ключ. — И все? — Этого довольно. «Забавно! – подумал Маленький принц. – И даже поэтично. Но не так уж это серьезно». Что серьезно, а что не серьезно, – это Маленький принц понимал по-своему, совсем не так, как взрослые. Фонарщик – верность долгу и четкое исполнение своих обязанностей Вот человек, – сказал себе Маленький принц, продолжая путь, – вот человек, которого все стали бы презирать – и король, и честолюбец, и пьяница, и делец. А между тем из них всех он один, по-моему, не смешон. Может быть, потому, что он думает не только о себе. Географ – символ схоластики (накопление бессмысленных знаний) — Цветы мы не отмечаем, – сказал географ. — Почему?! Это ведь самое красивое! — Потому, что цветы эфемерны. — А что такое «эфемерный»? – спросил Маленький принц, который, раз задав вопрос, не успокаивался, пока не получал ответа. — Это значит: тот, что должен скоро исчезнуть. — И мой цветок должен скоро исчезнуть? — Разумеется. «Моя краса и радость недолговечна, – сказал себе Маленький принц, – и ей нечем защищаться от мира, у нее только и есть что четыре шипа. А я бросил ее, и она осталась на моей планете совсем одна!» И Маленький принц пустился в путь, но мысли его были о покинутом цветке. - Маленький принц извлекает для себя следующие уроки:
1.«Себя судить труднее, чем других» 2.«Тщеславные люди глухи ко всему кроме похвал» 3.«Отвечай за свои поступки» 4.«Каждый должен приносить пользу своими делами» 5.«Будь верен своему слову, думай не только о себе» 6.«Учись сам добывать новые знания»
"Земля – это не простая планета! На ней правят сто одиннадцать королей (в том числе и негритянские), географов семь тысяч, бизнесменов девятьсот тысяч, пьяниц семь с половиной миллионов, честолюбцев триста одиннадцать миллионов, то есть почти два миллиарда взрослых людей".
Да, отличается. Летчик сохранил в своей душе ребенка, поэтому он и находит общий язык с Маленьким принцем.
Летчику сложно жить в мире, потому что взрослые его не понимают, у них другие ценности в жизни, они потеряли «детскость» своей души.
Бытовые проблемы, заботы поглощают взрослых людей. Подчиняя свою жизнь решению повседневных, обыденных, будничных дел, взрослые утрачивают радость и чистоту восприятия жизни, они забывают о «ребенке» в своей душе.
Летчик – это романтическая профессия: он находится между небом и землей, как птица в полете. Именно поэтому ему удается сохранить чистоту и радость восприятия жизни.
Дети воспринимают мир, как чудо. Они умеют по-настоящему радоваться солнечному лучу, пушистому одуванчику, дождевой капле, снежинке, севшей на ладошку. Дети видят мир в истинном свете, не считаясь с их практической пользой. Мир детства наполнен яркими красками, волшебными звуками…
Да, в душе каждого человека всегда живет «ребенок», важно только помнить о нем и стараться не подчинять свою жизнь лишь решению рутинных проблем.
Он переживает, что потерял Маленького принца, но надеется, что он обязательно вернется.
Маленький принц – это символ ребенка в душе каждого человека. «Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь, – и ты услышишь, что все звезды смеются. У тебя будут звезды, которые умеют смеяться! И он сам засмеялся. - И когда ты утешишься – в конце концов всегда утешаешься, – ты будешь рад, что знал меня когда-то. Ты всегда будешь мне другом». «Ребенок» всегда живет в душе каждого человека, и только от нас зависит, будем ли мы его помнить.
Мы познакомились с биографией Антуана де Сент– Экзюпери. Составили характеристику главных героев сказки «Маленький принц» Выделили основные пороки человеческого общества. Объяснили, чем отличается детское мировоззрение от мировоззрения взрослого человека. |