План-конспект урока. Тема урока: Праздничный урок " Светлая пасха"
план-конспект урока по технологии на тему

Николенко Дмитрий Александрович

Этапы урока:

            1.Вводная часть (организационный момент):
 - приветствие
 - тема урока

            2.Основная часть (изучение нового материала):

            - работа с толковым словарём
- ознакомление с пасхальными традициями

            - беседа о народных способах окрашивания яиц

            - разгадывание ребусов на тему «техники окрашивания яиц»
- сообщение целей и задач урока

            - разгадывание математического ребуса

            3.Практическая работа:
-выполнение практической работы по группам
-контроль выполнения работы и соблюдение правил техники безопасности

            4.Заключительная часть (итог урока):
 - выставка и самоанализ выполненной работы;
 - закрепление полученных на уроке знаний – выполнение тестового задания;

             -рефлексия

             - домашнее задание

             - уборка рабочих мест.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok-paskha.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока.

Тема урока: Праздничный урок " Светлая пасха"

Тип, вид урока:

Комбинированный урок (лекция, лабораторная работа)

   Цель:

  • активизировать интерес к традициям и обычаям празднования Пасхи на Руси и создание условий для воспитания уважительного отношения к культуре своих предков.

Задачи:

  • развивать художественный вкус, внимание, творческие способности и ориентировать на качество изделий, коммуникативные умения;
  • воспитывать трудолюбие, ответственность, навыки самоконтроля;
  • содействовать формированию всесторонне развитой личности, формированию положительной мотивации к предмету.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: рабочие тетради, крашеные яйца, проволока, плоскогубцы, воск, электроплита, магнитофон, толковый словарь, изображения святых, ребусы, карточки «пасхальные традиции», пашотницы.  

Методы и формы работы:  словарная работа, беседа, инструктаж,  групповая практическая работа, частично-поисковый метод обучения.

Этапы урока:

  1. 1.Вводная часть (организационный момент):
    - приветствие
    - тема урока
  2. 2.Основная часть (изучение нового материала):
  3. - работа с толковым словарём
    - ознакомление с пасхальными традициями
  4. - беседа о народных способах окрашивания яиц
  5. - разгадывание ребусов на тему «техники окрашивания яиц»
    - сообщение целей и задач урока
  6. - разгадывание математического ребуса
  7. 3.Практическая работа:
    -выполнение практической работы по группам
    -контроль выполнения работы и соблюдение правил техники безопасности
  8. 4.Заключительная часть (итог урока):
    - выставка и самоанализ выполненной работы;
    - закрепление полученных на уроке знаний – выполнение тестового задания;
  9.  -рефлексия
  10.  - домашнее задание
  11.  - уборка рабочих мест.

Ход урока

Организационный момент

УЗ 1. Чтение стихотворения.

 Учитель включает музыку « Пасхальный звон колоколов» . Ученики с места по строчкам зачитывают стихотворение на доске .

«Христос Воскресе!»- Поют колокола.

И весть та радостна, светла.

Над миром носится волной,

И мир внимает вести той.

«Христос Воскрес!»- поёт земля,

Моря и горы, и поля…

И им в ответ звучит с небес:

«Воистину Воскрес»

Основная часть

УЗ 2. Работа с толковым словарём.

 Учитель: Как вы уже догадались, сегодня мы на уроке поговорим о самом главном празднике всех верующих -Великой Пасхе в этом году она выпала на 15 апреля  и учитывая школьную программу мы сможем поговорить об этом лишь после окончания праздника, т.е. сегодня на уроке.

- Кто желает найти и зачитать определение этому словосочетанию в толковом словаре? Мы же в тетрадях запишем более упрощенное определение этому слову:

 Пасха- весенний праздник, связанный с верой в чудесное воскресение Иисуса Христа.

- Как вы думаете , почему все верующие называют этот день праздником всех праздников?

-Это объясняется тем, что идея воскресения Христа из мертвых – основная идея христианского вероучения. Победу добра над злом, света над тьмой символизирует этот религиозный праздник . На пасху христиане празднуют воскресение из мертвых Иисуса Христа, который своей смертью искупил людские грехи и своим воскрешением дал нам надежду на вечную жизнь после смерти , однако пасху празднуют многие неверующие .

- Как вы думаете почему?

-Действительно пасха начало весны, пробуждения природы.

УЗ 3. Ознакомление с пасхальными традициями.

Учитель: А сейчас мы вместе с вами вспомним некоторые традиции, которые соблюдались во время празднования пасхи, каждый из вас, начиная с первого ряда, должен должен подойти к учительскому столу, достать из пасхальной шкатулки листочек и прочитать нам традицию вслух.

1)Пасхе предшествует семинедельный Великий пост. Основным правилом Великого поста является уделение большого внимания духовного росту, православным молитвам, чтению Библии и духовной литературы. В этот период можно кушать только постную пищу- каши, черный  хлеб, овощи, фрукты, грибы, орехи.

 В Великий пост верующие воздерживаются от еды животного происхождения- яиц, мяса, молока, сливочного масла; нельзя курить, принимать алкоголь, браниться.

2)В храм приносят особую пасхальную пищу, чтобы освятить её. В день Воскресения Христова на стол ставят особые блюда,  которые готовят только раз в году- пасхальный кулич, творожную паску.

3)  С вечера Пасхи по традиции начинаются массовые народные гуляния и длятся целую пасхальную неделю. Праздничные столы ломились от самых разных блюд. Даже в самых бедных домах  старались , чтобы пасхальный стол был обильным.

4) К Пасхе пекли плюшки из теста в виде зверюшек. Изображения барашка было символом, который напоминал о жертвенной гибели Христа.

5) В день накануне Пасхи -Великую субботу- старые и молодые люди собираются в храмах на молитву.

6) В среду Страстной седмицы обливают талой водой домашнюю скотину, чтобы уберечь её от дурного глаза.

7)Великий четверг назывался в народе «Чистым». Люди очищали свое жилище, мылись в бане, иногда купались в прорубе— для того, чтобы, избавиться от болезней и обеспечить себя здоровьем на весь год. Люди также сбрасывали в проточную воду старую одежду (чтобы зло и болезни уплыли вместе с ней); окружали дом магическим кругом (объезжали его верхом на кочерге, очерчивали мелом и др).

8)Перед Пасхой  принято убирать и кладбище, подправлять могилки, а в пасхальные дни поминать умерших, оставляя на могилке куличи, пшено, чтобы их склевали птицы- посланники божьи .

9) В Великий четверг молодые девушки стригли раньше кончики волос, чтобы они лучше росли. В этот день подстригали первый раз младенцев.

10) На Пасху принято было «христосоваться» -  троекратно  целоваться, поздравляя друг друга с праздником пасхи, говоря при этом : "Христос воскрес!- Во истину  воскрес!"

11) В России непременными были игры с пасхальными яйцами- катание и битьё. Их катали с небольшого склона- чье дальше укатится. Победитель забирал себе яйцо соперника.

12) В Англии был обычай надевать на Пасху новое платье или рубашку, а если это невозможно ,то хотя бы какую- либо часть новой одежды , чаще всего перчатки.

13) В Бельгии для детей есть своя игра»Охота за яйцами». Взрослые прячут пасхальные яйца в саду, среди кустов или деревьев. Дети собирают найденные яйца в корзиночки и спешат с ними в гости.

14) Из Франции пришел к нам такой обычай. В катании яиц побеждает тот, кто сумеет бросить своё яйцо так, чтобы оно столкнулось с яйцом , скатившимся ранее.

УЗ 4. Беседа о народных способах окрашивания яиц.

Учитель: О какой самой главной традиции мы так и не услышали ? правильно, это конечно окрашивание яиц.

Учитель: А сейчас поразмышляйте, как же добивались соответствующего окраса яйца на Руси?

*желтый цвет яиц получался  если при варке использовать шафран;

*синий- если подержать яйца в отваре цветущего ольшаника;

*зеленый- если отварить яйца, используя при этом березовые листья;

*бронзовый цвет получится если сварить яйца в отваре дуба;

*красный- если сварить их со свеклой или корой вишни;

* коричневый- если сварить яйца в отваре луковой шелухи.

Учитель: Кто знает, почему было так важно окрасить яйца именно в красный цвет?

Учитель: Одна из учениц Христа, святая Мария Магдалина, с проповедью веры пришла в Рим и, попав во дворец императора Тиберия, стала рассказывать ему о Воскресении Христовом. В те времена было принято, посещая императора, приносить ему что-либо в дар, святая Мария была бедна и принесла в дар правителю Римского государства обычное куриное яйцо. Выслушав её, император не поверил святой и сказал: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это также невозможно как если бы это яйцо стало красным.» И тут же на глазах императора совершилось чудо: яйцо само по себе сменило цвет на красный, свидетельствуя этим истинность Христова Воскресения. С тех пор христиане стали на пасху окрашивать яйца и дарить их друг другу со словами пасхального приветствия: «Христос воскресе!»

УЗ 5.Разгадывание ребусов.

Учитель: Однако яйца не только окрашивали, но и расписывали различными способами , из этого мы можем вывести несколько видов окрашивания и оформления яиц для этого нам нужно разгадать ребусы.

  1. Крашенки
  2. Писанки
  3. Драпанки
  4. Рисованки
  5. Крапанки

По мере разгадывания ребусов, учитель демонстрирует яйца , окрашенных соответствующим способом.

Учитель: Однако сейчас нашим мамам не нужно так утруждаться, существует огромное количество красителей и специальных наклеек , которые без особого труда помогут им справиться с этой задачей.

УЗ 6. Сообщение целей и задач урока.

Учитель: Наша же задача сегодня помочь мамам в оформлении праздничного стола, а именно изготовить подставки для яиц и сделать декоративные свечи .

УЗ 7. Разгадывание математического ребуса.

Учитель: Кто знает как традиционно называют подставки для яиц?

Узнаем это выполнив несложное математическое решение : папа-па+ш+ле-л-е+лот-л+н+птица-п-т    

Учитель демонстрирует различные украшения пасхального стола(пашотницы, свечи, подсвечники)

Практическая работа

УЗ 8.Выполнение практической работы по группам.

Учитель: Мы с вами занимаемся почти год, за это время я достаточно хорошо изучил возможности каждого из вас, поэтому , чтобы сэкономить время для выполнения практической работы на группы разделю  вас я  самостоятельно.

1 группа – изготовление пасхальных свечей

2 группа – изготовление подставок(пашотниц) из проволоки

3 группа – изготовление подставок(пашотниц) из потолочной плитки

Повторение техники безопасности при работе с инструментами, электроприборами.

Учитель раздаёт материал, инструмент, обговаривает с учениками технику выполнения.

                                                                             Заключительный этап

УЗ 9. Выставка и самоанализ выполненных учениками работ.

УЗ 10.Закрепление полученных на уроке знаний- выполнение в тетрадях тестовых заданий.

1.Что означает праздник Пасхи?

а) наступление весны;
б) воскресение Иисуса Христа;
в) вход господень в Иерусалим.

2.В какой день недели празднуется Пасха?

а) четверг;
б) суббота;
в) воскресенье.

3.Что является основными блюдами праздничного стола?

а) яйца, куличи, рыба;
б) яйца, пасха, куличи;
в) пасха, курица, куличи.

4.Каким было первое пасхальное яйцо?

а) красным;
б) желтым;
в) зеленым.

5. Как называется подставка для яиц?

а) яичница;

б) толотница;

в) пашотница;

Итог урока

Учитель : Что больше всего вам понравилось сегодня на уроке?

УЗ 11. Рефлексия: Оцените своей работоспособности сегодня на уроке с помощью «волшебной линеечки» на полях своей тетради.

Домашнее задание

Учитель: хорошо поразмышляйте и придумайте собственные пашотницы из бросового материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: ПРОЦЕССОР

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме " ПРОЦЕССОР" с применением ЭОР...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ТЕМА УРОКА: СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 10 КЛАСС

Учебник: Н. Угринович, 10-11 кл.Продолжительность урока: 40 мин.Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Системы счисления» - правил перевода и выполнения арифметич...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ТЕМА УРОКА: АЛГОРИТМ. СВОЙСТВА АЛГОРИТМА.

Цель: Ознакомление обучающихся с понятием алгоритма, его свойств, исполнителя алгоритма и основными алгоритмическими структурами.Задачи:1.      Образовательные:обеспечить усво...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: Восстание под предводительством Емельяна Пугачева.

Цель  урока: познакомить учащихся с ухудшением положения крестьян, которое переросло в крестьянскую войну под предводительством Е.И.Пугачева.   2. Задачи:- обучающие: 1) установить Личн...

План конспект урока Тема урока: «Зависимость периода и частоты свободных колебаний от длины маятника. Гармонические колебания пружинного математического маятника» 9 класс

План- конспект урока  Физика 9 класс. Тема урока: «Зависимость периода и частоты свободных колебаний от длины маятника. Гармонические колебания пружинного математического маятника»  с исполь...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ТЕМА УРОКА: ПОСТРОЕНИЕ ДИАГРАММ В ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦАХ MS EXCEL.

тема урока: Построение диаграмм в электронных таблицах MS Excel.Информатика-базовый курс», 7 класс, Н. Угринович.Продолжительность урока: 40 мин.Цель урока: познакомить учащихся с графическими возможн...