Сценарий литературного салона
материал по литературе (11 класс)
Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поговорить об удивительном явлении в русской литературе – поэзии «серебряного века» - поэзии первых двух десятилетий 20 столетия.
Начало 20 века вобрало в себя столько, сколько могла вобрать вся история иного государства. Два десятилетия вместили в себя три революции и гражданскую войну – драмы и трагедии мирового масштаба.
Конец девятнадцатого века…Начало двадцатого…Рубеж веков… Ощущение кризиса, потрясений, катастрофичности…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_literaturnogo_salona.docx | 29.26 КБ |
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНОГО САЛОНА
«МАРИНА ЦВЕТАЕВА И АННА АХМАТОВА»
Мне б родиться не здесь, а в другой России –
Где Серебряный век серебром сорил,
Где пролетки в бессмертие уносили
Звонких гениев – бабников и кутил!
Где в элегию скрипок врывались бубны,
Где металась в горячке хмельной страна,
Где гремел Маяковского голос трубный
И стонала цветаевская струна.
Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поговорить об удивительном явлении в русской литературе – поэзии «серебряного века» - поэзии первых двух десятилетий 20 столетия.
Начало 20 века вобрало в себя столько, сколько могла вобрать вся история иного государства. Два десятилетия вместили в себя три революции и гражданскую войну – драмы и трагедии мирового масштаба.
Конец девятнадцатого века…Начало двадцатого…Рубеж веков… Ощущение кризиса, потрясений, катастрофичности…
Двадцатый век…еще бездомней,
Еще страшнее жизни мгла,
Еще чернее и огромней
Тень Люциферова крыла.
И отвращение от жизни,
И к ней безумная любовь,
И страсть, и ненависть к отчизне…
И черная земная кровь
Сулит нам , раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи…
Бальмонт и Сологуб, Брюсов и Блок, Гумилев и Ахматова, Мандельштам, Волошин, Цветаева, Северянин, Есенин, Маяковский и другие знаменитые поэты в этот период написали свои лучшие творения. Невозможно себе представить Серебряный век русской поэзии без творчества двух гениальных поэтесс – Анны Ахматовой и Марины Цветаевой. (ПРОЭЦИРУЮТСЯ ПОРТРЕТЫ ПОЭТОВ)
Сегодня наша литературно-музыкальная гостиная собралась для того, чтобы вспомнить этих великих русских женщин-поэтов Марину Цветаеву и Анну Ахматову.
Звучит песня на стихи М. Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной»
Сейчас прозвучала музыкальная композиция, которую мы все хорошо знаем и слышали много-много раз. Кто-то из вас знает, на чьи стихи она написана?
Да, действительно. Это стихи Марины Цветаевой.
Две женщины, которые прошли через множество преград и испытаний для того, чтобы благодаря своему несравненному поэтическому дару сделать мир немного лучше. Две разные судьбы, каждая из которых была по-своему трагической. Период творчества поэтесс выпал на тяжелое для русского народа время: Первая мировая война, падение царской власти, сталинские репрессии. Их произведения поддавались жесткой цензуре и многие из них не только не были изданы при жизни поэтесс, но и спустя десятилетия после их смерти. Но несмотря ни на что, две великие женщины продолжали творить.
Сейчас прозвучит ещё одно стихотворение Марины Цветаевой
Если душа родилась крылатой —
Что ей хоромы — и что ей хаты!
Что Чингис-Хан ей и что — Орда!
Два на миру у меня врага,
Два близнеца, неразрывно-слитых:
Голод голодных — и сытость сытых!
Анну Ахматову и Марину Цветаеву недопустимо сравнивать в творческом плане: здесь нет лучшей и худшей, первой и второй. Они обе незаменимые и неповторимые составляющие одного целого – русской поэзии. Разные, но несомненно трагические судьбы этих женщин не помешали им стать символами русской литературы начала XX века.
Идёт видеоролик на стих-е А. Ахматовой «Я научилась просто мудро жить»
«Вечерний альбом» и «Вечер» – так похоже, не сговариваясь, они назвали свои первые книги. Эта творческая перекличка двух поэтов продолжалась всю их жизнь. Примечательно и то, что среди своих современников и Ахматова, и Цветаева выбирали себе в кумиры одних и тех же поэтов. У обеих был поэтический роман с А. Блоком, никого из поэтов своего времени они не ставили так высоко.
Поразительное сочетание женственности и изящества с мужеством и волей, страстностью и порывистостью, с чеканной филигранностью стиха, неподдельная искренность чувства и глубокие философские раздумья о вечных проблемах бытия – вот что объединяет таких самобытных, таких непохожих поэтов, как Анна Ахматова и Марина Цветаева. «Юность всегда отдает предпочтение Цветаевой, – но с годами, со зрелостью, взоры (и души и сердца) всё чаще и увереннее обращаются к Ахматовой. Наше счастье состоит в том, что у нас есть и та и другая
Чугунная ограда,
Сосновая кровать.
Как сладко, что не надо
Мне больше ревновать.
Постель мне стелют эту
С рыданьем и мольбой;
Теперь гуляй по свету
Где хочешь, Бог с тобой!
Теперь твой слух не ранит
Неистовая речь,
Теперь никто не станет
Свечу до утра жечь.
Добились мы покою
И непорочных дней…
Ты плачешь – я не стою
Одной слезы твоей.
Ахматова и Цветаева, как две противоположных грани, очертили контуры русской женской поэзии в самом классическом ее проявлении, подарив современникам и потомкам огромное количество ярких, самобытных и очень искренних стихов. Но если творчество Ахматовой — это спокойная и уверенная сила воды, то в стихах Цветаевой мы ощущаем жаркое, порывистое пламя.
Идёт видеоклип с песней в исполнении Тамары Гвердцетели «Посвящение женщине»
Песня, которая сейчас прозвучала написана на стихи Марины Цветаевой, а исполнила её великолепная Тамара Гвердцители
А нынче – всё косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел,-
Всё жаворонки нынче – вороны!
Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О, вопль женщин всех времен:
“Мой милый, что тебе я сделала?!”
И слезы ей – вода, и кровь –
Вода,- в крови, в слезах умылася!
Не мать, а мачеха – Любовь:
Не ждите ни суда, ни милости.
Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая…
И стон стоит вдоль всей земли:
“Мой милый, что тебе я сделала?”
Вчера еще – в ногах лежал!
Равнял с Китайскою державою!
Враз обе рученьки разжал,-
Жизнь выпала – копейкой ржавою!
Детоубийцей на суду
Стою – немилая, несмелая.
Я и в аду тебе скажу:
“Мой милый, что тебе я сделала?”
Спрошу я стул, спрошу кровать:
“За что, за что терплю и бедствую?”
“Отцеловал – колесовать:
Другую целовать”,- ответствуют.
Жить приучил в самом огне,
Сам бросил – в степь заледенелую!
Вот что ты, милый, сделал мне!
Мой милый, что тебе – я сделала?
Всё ведаю – не прекословь!
Вновь зрячая – уж не любовница!
Где отступается Любовь,
Там подступает Смерть-садовница.
Самo – что дерево трясти! –
В срок яблоко спадает спелое…
– За всё, за всё меня прости,
Мой милый,- что тебе я сделала!
Ведущий.
Конец XIX века принес России четыре удивительных года.
В 1889-м родилась Анна Ахматова.
В 1890-м – Борис Пастернак.
В 1891-м – Осип Мандельштам.
В 1892-м – Марина Цветаева.
Каждый год выдавал по гению. И что самое удивительное: из четырех поэтов – две женщины, женщины – ПОЭТЫ, а не поэтессы. На этом настаивали обе: и Ахматова, и Цветаева. До них не было дано подняться ни одному женскому имени в литературе.
Анна Ахматова (Горенко) родилась 23 июня 1889 года в пригороде Одессы в семье морского инженера. Она была третьей из шестерых детей. Когда ей исполнилось одиннадцать месяцев, семья переехала под Петербург: сначала в Павловск, потом – в Царское Село. Это место навсегда освятилось для Ахматовой именем великого Пушкина. В одиннадцать лет девочка тяжело заболела, еле выжила, и на какое-то время оглохла. С этого момента стала писать стихи.
Марина Цветаева родилась 8 октября 1892 года в Москве, в семье профессора. Детство провела в Москве, в Тарусе (между Серпуховом и Калугой), в швейцарских и немецких пансионах; в Ялте: мать болела туберкулезом, и все переезды были связаны с ее лечением. Училась музыке: мать хотела видеть ее пианисткой. По-видимому, лет в девять-десять уже сочиняла стихи – к неудовольствию матери. Детей было четверо: от первого брака – дочь и сын, и от второго – Марина и ее младшая сестра – Анастасия. Когда сестрам было четырнадцать и двенадцать лет, мать умерла от чахотки.
Детство той и другой было печальным: “И никакого розового детства”, – сказала Ахматова, – то же могла сказать и Цветаева.
Анна Горенко была тоненькой, изящной и болезненной девочкой, а уже девушкой – дружила с морем, плавала, как рыба; отец в шутку звал ее “декаденткой”. Марина в детстве и отрочестве отличалась неплохим здоровьем, была полновата, румяна, застенчива. К морю, которое впервые увидела в детстве, не привыкла никогда, не полюбила, – не оправдав тем самым свое имя Марина (“морская”).
Что же объединяет творчество Ахматовой и Цветаевой? Через свой внутренний мир, через свои эмоции и переживания обе они раскрыли нам духовную сторону своего времени. Раскрыли по-женски ярко и тонко, подарив читателю множество незабываемых мгновений.
Сейчас вы увидите видеоролик на стихотворение Марины Цветаевой «Вот опять окно»
Идёт видеоролик на стихи Марины Цветаевой «Вот опять окно»
Ведущий.
Хорошо сказал о поэтическом и психологическом различии Ахматовой и Цветаевой известный русский эмигрантский исследователь литературы Константин Мочульский – еще в 1923 году:
“Цветаева всегда в движении; в ее ритмах – учащенное дыхание от быстрого бега. Она как будто рассказывает о чем-то второпях, запыхавшись и размахивая руками. Кончит – и умчится дальше. Она – непоседа. Ахматова – говорит медленно, очень тихим голосом; полулежит неподвижно; зябкие руки прячет под “ложноклассическую” (по выражению Мандельштама) шаль.
Сейчас прозвучит стихотворение Анны Ахматовой в исполнении Рыбалко Кристины «Сжала руки под тёмной вуалью»
Сжала руки под тёмной вуалью…
”Отчего ты сегодня бледна?
”- Оттого, что я терпкой печалью Напоила его допьяна.
Как забуду?
Он вышел, шатаясь ,Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: “Шутка Всё, что было. Уйдешь, я умру.
”Улыбнулся спокойно и жутко И сказал мне: “Не стой на ветру”
В стихах Ахматовой постоянно звучат ноты тревоги и печали, муки совести, постоянное ощущение сумятицы внутри и боль за судьбу Родины. У Цветаевой — кипение страстей, постоянные контрасты и острое предчувствие гибели.
Видеоклип на стихи Марины Цветаевой в исполнении Аллы Пугачёвой «Реквием»
Песня, которую вы сейчас услышали написана на стихи Марины Цветаевой, а исполнила её Алла Пугачёва.
Ведущий.
У Анны Ахматовой очень часто слышится традиционный для женской поэзии молитвенный стиль, и молится она о судьбе своей страны. Сейчас для вас прозвучит стихотворение Анны Ахматовой в исполнении
Когда в тоске самоубийства
Народ гостей немецких ждал,
И дух суровый византийства
От русской церкви отлетал,
Когда приневская столица,
Забыв величие своё,
Как опьяневшая блудница,
Не знала, кто берёт ее,-
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: “Иди сюда,
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид”.
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
Ведущий.
Ахматова и Цветаева были резко противоположны, полярны. – и прежде всего, по своим природным качествам, которые даются от рождения и остаются неизменными. Прежде всего, каждой был отмерен свой жизненный срок; Ахматова немного не дожила до 77 лет, Цветаева – до 49-ти. Между тем литературное наследие Цветаевой значительно обширнее, нежели ахматовское.
Одна из важнейших загадок природы состоит в запасе энергии, по-разному отпущенной каждому человеку. У Анны Ахматовой эта энергия была гармонично распределена на протяжении ее долгой – притом весьма трагической, жизни – и не иссякала до последнего дня, хотя здоровье у неё было слабое (слабые легкие и сердце),откуда и возник классический образ полулежащей Ахматовой, запечатленный на фотографиях и рисунках Модильяни.
Сейчас вы посмотрите ролик, где прозвучит песня на стихи Анны Ахматовой «Я пью за разорённый дом». Обратите внимание на видеоряд. В нём будут изображения Анны Ахматовой, выполненные художником Модильяни, а также фото разных лет.
Идёт видеоролик «Я пью за разорённый дом»
Ведущий.
Ахматова, познала в юности сладкую отраву безответной любви, а с другой стороны – любовь к себе, на которую не могла ответить. С ранних лет у нее было множество поклонников, но, пожалуй, никто не смог вызвать в ней костер чувств, подобных цветаевским.
Ахматова обладала поразительной внешностью. Современник, поэт Георгий Адамович, знавший ее смолоду, вспоминает: “Красавицей она не была. Но она была больше, чем красавица, Никогда не приходилось мне видеть женщину, лицо и весь облик которой выделялся бы своей выразительностью, неподдельной одухотворенностью, чем-то сразу приковывавшим внимание. Позднее в ее наружности отчетливее обозначился оттенок трагический… когда она, стоя на эстраде… казалось, облагораживала и возвышала все, что было вокруг… Бывало, человек, только что ей представленный, тут же объяснялся ей в любви”.
Облик Ахматовой просился на портрет; художники, наперебой рисовали её .
Сейчас вы услышите сразу два стихотворения Анны Ахматовой.
И когда друг друга проклинали
В страсти, раскаленной добела,
Оба мы еще не понимали,
Как земля для двух людей мала,
И, что память яростная мучит,
Пытка сильных – огненный недуг! –
И в ночи бездонной сердце учит
Спрашивать: о, где ушедший друг?
А когда, сквозь волны фимиама,
Хор гремит, ликуя и грозя,
Смотрят в душу строго и упрямо
Те же неизбежные глаза.
В ту ночь мы сошли друг от друга с ума,
Светила нам только зловещая тьма,
Свое бормотали арыки,
И Азией пахли гвоздики.
И мы проходили сквозь город чужой,
Сквозь дымную песнь и полуночный зной,—
Одни под созвездием Змея,
Взглянуть друг на друга не смея.
То мог быть Стамбул или даже Багдад,
Но, увы! не Варшава, не Ленинград,
И горькое это несходство
Душило, как воздух сиротства.
И чудилось: рядом шагают века,
И в бубен незримая била рука,
И звуки, как тайные знаки,
Пред нами кружились во мраке.
Мы были с тобою в таинственной мгле,
Как будто бы шли по ничейной земле,
Но месяц алмазной фелукой
Вдруг выплыл над встречей-разлукой…
И если вернется та ночь и к тебе
В твоей для меня непонятной судьбе,
Ты знай, что приснилась кому-то
Священная эта минута.
Ахматова – тишина… Цветаева – вихрь. Ахматова в созерцании… Цветаева вся в действии Слово любовь для Марины Цветаевой ассоциировалось со словами Александра Блока: тайный жар. Тайный жар – это состояние сердца, души, – всего существа человека. Это – горение, служение, непрекращающееся волнение, смятение чувств. Она утверждала, что начала любить, “когда глаза открыла”. Это чувство, состояние тайного жара, любви – мог вызвать исторический или литературный герой , какое-нибудь место на земле, и, конечно, конкретные люди, встреченные в жизни. “Пол и возраст ни при чем”, – любила повторять Цветаева. И на этих живых, реальных людей она, не зная меры, обрушивала весь шквал своих чувств. И “объект” подчас спасался бегством. Он не выдерживал раскаленной атмосферы страстей, требований, которые Цветаева предъявляла к нему. Ее открытость, распахнутость отпугивала мужчин, и она это понимала и признавала: “Меня любили так мало, так вяло”. Анну Ахматову художники часто изображали в полулежащей позе. Представить в подобной позе Марину Цветаеву немыслимо. Недаром она называла свое здоровье железным: имела крепкое сердце, была неутомимым ходоком, спала мало, и ранним утром спешила к письменному столу.
Но люди, наделенные необычайной творческой, психической энергетикой, никогда долго не живут. Мощная, бурная энергия так же бурно и мгновенно обрывается. Так было с Мариной Цветаевой, о самоубийстве которой существует множество различных неумных версий, в то время как о самом главном почему-то не говорят: о том, что жизненная сила, психическая энергия иссякает. Цветаева ушла из жизни, убедившись, что она больше ничего не может: ее воля к жизни иссякла.
Стихотворение Марины Цветаевой «Прохожий»
ПРОХОЖИЙ
Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала — тоже!
Прохожий, остановись!
Прочти — слепоты куриной
И маков набрав букет,
Что звали меня Мариной,
И сколько мне было лет.
Не думай, что здесь — могила,
Что я появлюсь, грозя…
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!
И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились…
Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись!
Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед,—
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.
Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь,
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.
Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли…
— И пусть тебя не смущает
Мой голос из-под земли.
Ну а закончить очень хочется всё-таки на позитивной ноте. Какой бы трагичной не была судьба этих великих женщин. Они своими стихами сделали жизнь чуточку лучше. Были в их творчестве и стихи о природе, о Родине, о любви к детям. Сегодня мы, к сожалению, не можем охватить всё их необъятное творчество. А вы почитайте, пожалуйста, и другие стихи. Вы обязательно найдёте что-от на свой вкус.
В заключение послушайте ещё одну песню на стихи Марины Цветаевой. «Легкомыслие»
Идёт видеоклип «Легкомыслие»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия "Литературный салон для знатоков и любителей математики" по рассказу А.П.Чехова "Репетитор"
Материал содержит краткую биографическую справку о Чехое, организует анализ математической проблемной ситуации по сюжету рассказа, выводит на разнообразие решения этой проблемы средствами арифметики и...
Сценарий внеклассного мероприятия "Литературный салон для знатоков и любителей математики" по рассказу Л.Н.Толстого "Много ли человеку земли нужно"
Разработка может быть использована как внеклассное мероприятие или на уроке по теме "Решение задач на оптимизацию"...
Сценарий литературно-исторического салона "Отечественная война 1812 г."
Сценарий литературно-исторического салона "Отечественная война 1812 г." Разработан для учащихся 7-11 классов школы интернатного типа. Проведен в школе в 2013 учебном году....
Сценарий литературного праздника по произведениям русской классики "Салон Анны Павловны Шерер"
Это мероприятие мы провели в рамках недели русского языка и литературы....
Сценарий литературного бала-салона для старшеклассников в рамках проведения Недели Гуманитарных наук
Материал представлет собой сценарий финального мероприятия Недели гуманитраных наук - литературного бала-салона для учеников 9-11 классов...
Сценарий литературно – музыкального салона для старшеклассников “ Два народа, две культуры – одна судьба” ( о творчестве Ф.Ю. Тютчева и Г.Кандалыя) напечатан в сборнике педагогических идей центра дистационного образования “ Прояви себя”Выпуск 004 от 01 ок
Познакомить гостей салона с многообразием творческой фантазии Ф.И.Тютчева и Г.Кандалыя.Ввести мир прекрасного,приобщить к щедеврам поэзии и музыки.Показать связь русской и татарской культур во времени...
Сценарий музыкально-литературного салона, посвященного творчеству П.И. Чайковского
Представлен литературный сценарий с приложениями (текст ведущего, вопросы для конкурсов, дидактические материалы). Материал адресован педагогам-организатора, учителям МХК и музыки....