Сценарий музыкально-литературного салона, посвященного творчеству П.И. Чайковского
методическая разработка по музыке (7 класс) на тему
Представлен литературный сценарий с приложениями (текст ведущего, вопросы для конкурсов, дидактические материалы). Материал адресован педагогам-организатора, учителям МХК и музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_chaykovskiy.doc | 146.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дворец детского творчества Петроградского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка салонной встречи
«К 175-летию П.И. Чайковского»
Возрастной адресат –
обучающиеся 7 классов
Автор:
Михайленко Ксения Сергеевна –
педагог-организатор
Санкт-Петербург
2015
Пояснительная записка
«Из века в век, из поколения в поколение
переходит наша любовь к Чайковскому,
к его прекрасной музыке, и в этом её бессмертие»
Д. Шостакович
Пётр Ильич Чайковский – великий русский композитор, составивший эпоху в мировой истории музыкальной культуры. 2015 год – год 175-летия со дня рождения П.И.Чайковского.
Русская музыкальная культура формировалась отличным от зарубежной музыки путём. Русская музыка прошла долгий путь развития до становления национальной композиторской школы и своего расцвета в начале 19 века. Русские композиторы оставили значительный след в истории музыкального искусства. Большая роль здесь принадлежит П.И.Чайковскому. Его произведения давно вошли в мировую музыкальную сокровищницу.
Плодотворную композиторскую работу П.И.Чайковский сочетал с деятельностью педагога, музыкального критика, публициста, дирижёра. Творчество Чайковского глубоко национально: он создал галерею ярких образов русских людей, запечатлел картины родной природы, воспел славное историческое прошлое России.
Творчество Чайковского охватило почти все музыкальные жанры, среди которых ведущее место занимают самые масштабные – симфония и опера. В них нашла отражение художественная концепция композитора, в центре которой внутренний мир человека и движения его души.
Представленная методическая разработка адресована классным руководителям, учителям музыки и учителям по предмету мировая художественная культура, неформально относящимся к своей деятельности в школе. Такая форма работы, как Салонная встреча может быть востребована во внеклассной деятельности. Возможно проведение такого музыкально-культурологического урока с одним или двумя классами (20-40 учащихся). Важно отметить, что атмосфера салонной встречи, созданный педагогом интерьер и доброжелательное отношение помогут учащимся с интересом и желанием погрузиться в изучение серьёзных тем. Возраст учащихся, на которых ориентирована данная разработка – 14-15 лет и может варьироваться в зависимости от общего культурного уровня.
В данной методической разработке представлены: игры, викторины, разнообразный дидактический материал, список литературы.
Сценарный план проведения Салонной встречи,
посвященной 175-летию со дня рождения
П.И. Чайковского
Звучит музыкальная иллюстрация
Марш из балета «Щелкунчик» |
Во время рассадки в зале участники Салонной программы делятся
на две группы (команды)
Вальс из «Детского альбома»/Сентиментальный вальс |
Вступительное слово ведущей о творчестве П.И.Чайковского (Пролог)
Конкурс «Эпизоды биографии»
Конкурс «Музыкальные ассоциации»
Конкурс капитанов «Чёрный ящик»
Кроссворд «Наследие композитора»
Опера «Евгений Онегин» Интродукция |
Подведение итогов
Марш из балета «Щелкунчик» |
Перечень музыкальных произведений,
используемых для иллюстрации программы Салона
«Пётр Ильич Чайковский»
(Авторство произведений, если не указано иного,
принадлежит П.И.Чайковскому)
Произведения, исполняемые ведущей на фортепиано:
- Сентиментальный вальс либо Вальс из цикла «Детский альбом»;
- Баркарола из цикла «Времена года»;
- Осенняя песня из цикла «Времена года»;
- Фрагмент балета «Спящая красавица», тема Феи Сирени;
- «Новая кукла» из цикла «Детский альбом»;
- «Июнь. Баркарола» из цикла «Времена года».
Произведения, звучащие в записи с CD:
- Марш из балета «Щелкунчик»;
- Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик»;
- Вальс цветов из балета «Щелкунчик»;
- Симфония №4 (1часть тема вступления и Г.п.);
- Фрагмент балета «Спящая красавица», Танец Авроры с веретеном.
Перечень фотоматериалов и иллюстраций,
используемых для программы Салона
«Пётр Ильич Чайковский»
- Заставка Салона «В доме Ольденбургских» - картинка;
- Симфонический оркестр и дирижёр – картинка;
- Спящая красавица и колдунья с веретеном – картинка;
- Портрет П.И.Чайковского;
- Портрет Н.Ф. фон Мекк;
- Училище правоведения в Петербурге – современная фотография;
- Щелкунчик с костюмами М.Шемякина – фотография;
- Мариинский театр (историческая сцена) – гравюра;
- Генри Мослер «Рождественское утро» - репродукция;
- Юрий Кротов «Девочка с куклами»/Маковский «Девочка с куклой» - репродукция;
- Огюст Ренуар «Гондольер»/Клод Моне «Гондола» - репродукция.
Конкурс «Эпизоды биографии»
Во время рассадки гостей Салона, все учащиеся оказываются разделёнными на две команды вокруг двух столов. Команды в течение всего хода программы будут вовлекаться ведущей в различные игровые ситуации.
Конкурс «Эпизоды биографии» проводится между двумя командами для ознакомления учащихся с некоторыми историческими фактами и фактами биографии П.И.Чайковского. Конкурс проходит в форме «вопрос – ответ». Звучит общий вопрос для обеих команд. Командам предлагается выбрать один из четырёх вариантов ответа, предварительно его коротко обсудив. Ответы принимаются так же у обеих команд. Далее ведущая оглашает правильный ответ и комментирует ответы учащихся. За правильный ответ команда получает 1 балл. Максимальное количество баллов за данный конкурс – 9.
Вопросы конкурса «Эпизоды биографии»:
Вопрос 1:
С какой российской губернией связано детство П.И.Чайковского?
- Новгородская;
- Петербургская;
- Вятская;
- Восточная.
Родители П.И.Чайковского, жившие в Петербурге, в связи с деятельностью отца, переехали на Урал в нынешний город Воткинск. В 1840 году, там, в Вятской губернии родился композитор. Кроме Петра в семье Чайковских было ещё 3 брата и сестра.
Вопрос 2:
От какого слова, по вашему мнению, произошла фамилия «Чайковский»?
- Чайка;
- Чай;
- Китай (China)
- Чайник.
П.И.Чайковский - потомок известного на Украине казачьего рода Чаек (православных шляхтичей Кременчугского уезда). Прадед, Фёдор Чайка – военный «сотник», дед, Пётр Фёдорович Чайка – лекарь, отец – выдающийся русский инженер – уже Илья Петрович Чайковский.
Вопрос 3:
Какое образование стало первым для Петра Ильича Чайковского?
- военное;
- музыкальное;
- экономическое;
- юридическое.
В 1850 году родители отправили десятилетнего Петю на обучение в Петербург, в Императорское училище правоведения, где давали достойное юридическое образование. Только здесь, с 1852 года Пётр начинает увлекаться и факультативно заниматься музыкой. В дальнейшем, он окончит Петербургскую Консерваторию, станет преподавать в Московской, но по первому образованию П.И.Чайковский – юрист (титулярный советник).
Фотоиллюстрация – Училище правоведения в Петербурге. (современный вид)
Интересно заметить, что Императорское училище правоведения основал Пётр Ольденбургский. А мы с вами находимся бывшем Училищном доме для девочек, а ныне Дворце детского творчества, который был основан супругой Ольденбургского Терезией!
Вопрос 4:
С этим русским поэтом П.И.Чайковского связывает два оперных произведения. Это...
- Пушкин;
- Лермонтов;
- Бродский;
- Тютчев.
В основе либретто двух наиболее известных опер Чайковского – произведения А.С.Пушкина. Совпадают даже их названия: «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». Не случайно профессиональный термин «либретто» в переводе с итальянского означает «книжечка» - т.е. литературная основа крупного вокального сочинения, например оперы.
Вопрос 5:
Для оформления спектакля на эту музыкальную сказку П.И.Чайковского используются декорации и театральные костюмы, созданные по эскизам известного петербургского художника, нашего с вами современника, Михаила Шемякина.
- Морозко;
- Шехеразада;
- Щелкунчик;
- Кащей Бессмертный.
Это балет «Щелкунчик». Первое представление «Щелкунчика» состоялось в Петербурге в 1892 году. С тех пор было создано несколько постановок. Наиболее интересной признанна постановка 2001 года в хореографии Кирилла Симонова. В качестве художника-декоратора работал М.Шемякин.
Фотоиллюстрация – спектакль «Щелкунчик» - общий вид.
Вопрос 6:
Всем известно, что П.И.Чайковский много путешествовал и гастролировал. Он стал столь видной личностью, что его пригласили в качестве ведущего артиста на церемонию открытия концертной площадки мирового уровня. Какой?
- Венский оперный театр. Австрия. Вена;
- Карнеги-холл. США. Нью Йорк;
- Парижская опера. Франция. Париж;
- Ла Скала. Италия. Милан.
П.И.Чайковский действительно был во многих странах: Италии, Франции, Австрии, Швейцарии, Германии; и лично был дружен с Густавом Малером, Антонином Дворжаком и многими другими европейскими музыкантами. Но и Америку не миновала мода на великого русского композитора. П.И.Чайковский дирижировал симфоническим оркестром на открытии Карнеги-холла в 1891 году.
Вопрос 7:
В репертуаре этого театра Петербурга с 1895 года неизменно значится балет «Лебединое озеро», ставший вместе с самим театром одной из «визитных карточек» Петербурга. Это...
- Театр Балтийский дом;
- Театр музыкальной комедии им. Акимова;
- Мариинский;
- Малый театр оперы и балета.
Это Мариинский театр. Удивительно, что первая редакция балета «Лебединое озеро» в Большом театре в Москве (1877г.) особого зрительского успеха не имела! А мировой классикой стал спектакль, появившийся после смерти композитора в 1893 году. Брат Модест Чайковский написал новое либретто, а постановку создал Мариус Петипа.
Иллюстрация – Мариинский театр (историческая сцена) – гравюра.
Вопрос 8:
С этим подмосковным городом связан поздний период творчества и последние годы жизни композитора.
- Ярославль;
- Клин;
- Тула;
- Тверь.
Это город Клин, а точнее усадьба Майданово под Клином. Именно сюда, в спокойную и творческую атмосферу русской усадьбы, Чайковский стремится после серьёзных гастрольных туров. Здесь он завершает работу над своими трагическими произведениями: Симфонией №6, оперой «Пиковая дама», фантазией «Франческа да Римини». В этой усадьбе, в Доме-музее можно увидеть подлинные вещи и рукописи композитора, вдохнуть воздуха творчества и окунуться в атмосферу эпохи Чайковского!
Вопрос 9:
Это государственное учреждение носит имя П.И.Чайковского.
- Театр музыкальной драмы;
- Московская государственная консерватория (МГК);
- Музыкальная школа;
- Старейший музыкальный магазин.
Московская государственная консерватория носит имя П.И.Чайковского. Не смотря на то, что композитор окончил СПбГК, поступив туда в год её открытия (1862г.), уже в 1866 году Чайковский выступает на открытии МГК. Тога же по приглашению Н.Г.Рубинштейна начинает преподавать в РМО и МГК до 1878 года. Большее время композитор проводит в Москве, Но общается и дружит с самыми интересными и видными деятелями культуры и искусства – это братья Рубинштейны, А.Н.Островский, П.И.Юргенсон, В.В.Стасов, А.П.Чехов, П.Виардо, композиторы «Могучей кучки» - и в Москве, и в Петербурге. Чайковский всегда в центре музыкальной общественности, даже после избрания С.И.Танеева директором МГК, Чайковский поддерживает авторитет Танеева, тесно общается с ним и продолжает присутствовать на консерваторских экзаменах.
Фотоиллюстрация – МГК им. П.И.Чайковского (современный вид).
Конкурс «Музыкальные ассоциации»
Конкурс «Музыкальные ассоциации» проводится между двумя командами. Учащимся предлагается интуитивно и ассоциативно подобрать к прослушанным музыкальным фрагментам подходящие репродукции картин, опираясь при выборе на собственные ощущения, а не на знания. Ведущая до и во время проведения конкурса не объявляет авторов картин, их названия, а также не называет музыкальные произведения, которые слушают игроки. Обе команды получают по 3 одинаковые репродукции. Ведущая предлагает до прослушивания музыки сформулировать сюжет и общее настроение картины. Затем звучат 3 музыкальных фрагмента. Учащиеся совещаются и решают, какому из фрагментов соответствует каждая картина. Далее вновь звучит музыка, и представители команд показывают (поднимают) выбранную репродукцию. Ведущая объявляет названия картин и музыкальных произведений, и оценивает, какая из команд оказалась точнее. В этом конкурсе команды получают по одному баллу за правильный ответ, максимальное количество баллов – 3.
Иллюстрация | Музыка П.И.Чайковского |
| Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик» |
| «Новая кукла» из цикла «Детский альбом» |
| «Июнь. Баркарола» из цикла «Времена года» |
Аудиоматериалы:
- Фрагмент балета «Щелкунчик» танец Феи Драже – CD.
Нотный материал:
- «Новая кукла» из цикла «Детский альбом» П.И.Чайковского;
- «Июнь. Баркарола» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского.
Иллюстрации:
- Генри Мослер «Рождественское утро»;
- Юрий Кротов «Девочка с куклами»/Константин Маковский «Девочка с куклой»;
- Огюст Ренуар «Гондольер»/Клод Моне «Гондола».
Иллюстрации могут варьироваться по желанию ведущей. Репродукции картин, одновременно с проведением конкурса, демонстрируются в цифровой фоторамке.
Конкурс «Чёрный ящик»
Конкурс «Чёрный ящик» проводится между капитанами двух команд. Каждая команда выдвигает представителя, и он выходит на игровую площадку. Право первого ответа на первый вопрос определяется жеребьёвкой (Капитаны вытягивают купон с номером «1» или «2» с подноса, предложенного ведущей). Последующие ответы чередуются вне зависимости от жеребьёвки. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла, т.о. максимальное количество баллов может быть 8.
Каждый капитан может воспользоваться двумя подсказками: подсказка ведущей и подсказка команды. Призовой балл присуждается той команде, чей капитан первым предложит правильный ответ и назовёт предмет, находящийся в чёрном ящике.
Инвентарь:
- Чёрный ящик с крышкой;
- Поднос;
- 2 купона с цифрами 1 и 2;
- Дирижёрская палочка;
- Журнал «Нувеллист»;
- Веретено;
- Письмо.
Методический и нотный материал:
- Вопросы конкурса и развёрнутые ответы для уточнения ведущей;
- Пьеса «Осенняя песня» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского - ноты;
- Фрагмент балета «Спящая красавица» П.И.Чайковского, тема Феи Сирени – фортепианное переложение – ноты.
Аудиоматериалы:
- Фрагмент Симфонии №4 П.И.Чайковского – CD;
- Фрагмент Балета «Спящая красавица» П.И.Чайковского Танец с веретеном – CD.
Фотоматериалы и иллюстрации:
- Симфонический оркестр и дирижёр – картинка;
- Спящая красавица и колдунья с веретеном – картинка;
- Портрет П.И.Чайковского;
- Портрет Н.Ф. фон Мекк.
Вопросы и ответы конкурса «Чёрный ящик»
Вопрос 1: Выход этого периодического издания каждый месяц в течение года с нетерпением ожидали любители фортепианной музыки. Какой предмет в Чёрном ящике?
Подсказка к вопросу 1: Примерно на век раньше аналогичный цикл симфонических произведений создал великий Вивальди.
Муз. подсказка к вопросу 1: Фрагмент пьесы из цикла «Времена года» П.И.Чайковского «Осенняя песня» в исполнении ведущей.
Ответ на вопрос 1:
В Чёрном ящике журнал «Нувеллист».
П.И.Чайковский часто сотрудничал с музыкальными издательствами Петербурга и Москвы, и даже близко дружил с известным издателем П.И.Юргенсоном. Вы можете рассмотреть клавир оперы «Пиковая дама» конца 19 века его русско-немецкого издательства (Москва-Лейпциг). В 1876 году в новогодние январские дни вышел в свет номер ежемесячного нотного журнала «Нувеллист», издатель которого сделал заказ П.И.Чайковскому на 12 пьес, посвящённых всем месяцам года. Каждая пьеса фортепианного цикла «Времена года» имеет дополнительное, данное Чайковским, название, например: «Баркарола. Июнь», «У камелька. Январь», «Осенняя песня. Октябрь» и т.д. Читатели журнала «Нувеллист» каждый месяц в течение 1876 года могли разучить на фортепиано и исполнить новинку уже признанного композитора!
Вопрос 2: Этот предмет – виновник сказочной трагедии Шарля Перро, сказку которого П.И.Чайковский превратил в чудесный романтический балет. Какой предмет в Чёрном ящике?
Подсказка к вопросу 2: Только фея Сирени может раскрыть секрет заколдованного сонного королевства и предсказать нам развязку сюжета.
Муз. подсказка к вопросу 2: Фрагмент балета П.И.Чайковского «Спящая красавица» тема Феи Сирени в исполнении ведущей / либо тема танца Авроры с веретеном – CD.
Иллюстрация к вопросу 2: Спящая красавица и колдунья с веретеном – картинка.
Ответ на вопрос 2: Злая фея Карабос, обратившись доброй старушкой на праздновании шестнадцатилетия принцессы Авроры, даёт ей в руки веретено. Аврора танцует с ним и, уколов палец, засыпает вместе со всем королевством на 100 лет! Злое пророчество Карабос сбывается. Теперь только любовь принца Дезире может спасти спящую красавицу!
В Чёрном ящике – веретено.
Впервые балет «Спящая красавица» увидел свет в январе 1890 года на сцене Петербургского Мариинского театра. На премьере присутствовала вся петербургская знать во главе с императорской семьёй! С каждым годом популярность этого балета росла, и теперь, уже в нашем веке, «Спящая красавица» не сходит со сцен ведущих театров мира, даря людям свою красоту.
Вопрос 3: Этот предмет связывает П.И.Чайковского с любительницей музыки и известной меценаткой Натальей Филаретовной фон Мекк, которая абсолютно бескорыстно оказывала финансовую помощь П.И.Чайковскому. Какой предмет в Чёрном ящике?
Подсказка к вопросу 3: За период с 1876 по 1890 год П.И.Чайковский и Н.Ф. фон Мекк передали друг другу более 1200 таких предметов!
Ответ на вопрос 3:
В Чёрном ящике письмо.
П.И.Чайковского связывает с меценаткой Н.Ф. фон Мекк длительная переписка. Наталья Филаретовна была большой поклонницей творчества Чайковского и выплачивала композитору ежемесячную субсидию в размере 1500 франков. На эти средства Чайковский имел возможность путешествовать и знакомиться с творчеством зарубежных коллег. Наталье Филаретовне Чайковский посвятил одну из своих знаменитых симфоний - №4. Интересно заметить, что за время знакомства близкие по переписке друзья ни разу не встречались лично! Их общение было лишь в письмах.
Муз. иллюстрация: Фрагмент Симфонии №4 П.И.Чайковского – CD.
Вопрос 4: Без этого предмета невозможно представить исполнение произведений симфоническим оркестром, которым руководит сам П.И.Чайковский.
Подсказка к вопросу 4: Этот предмет, лёгкий и изящный, специально делают белого цвета для того, чтобы в плохо освещённой оркестровой яме его хорошо мог видеть каждый музыкант оркестра.
Иллюстрация к вопросу 4: Симф. оркестр и дирижёр – картинка.
Ответ на вопрос 4: Дирижёр необходим оркестру для слаженной и согласованной игры. Раньше инструментом дирижёра был скрипичный смычок или несколько нотных листков, свёрнутых в рулон. Некоторые дирижёры выбирали для себя свои предметы: Феликс Мендельсон - трость, а Гектор Берлиоз – обычную ветку! П.И.Чайковский часто дирижировал и всегда использовал палочку!
В Чёрном ящике – дирижёрская палочка.
Конкурс-кроссворд
«Наследие композитора»
Кроссворд - заключительный конкурс Салонной программы. Ответы на вопросы кроссворда это названия музыкальных произведений П.И.Чайковского, которые звучали в течение программы, и о которых шла речь. Данный конкурс – это не только подведение итогов встречи, но и проверка знаний учащихся. Конкурс проводится между двумя командами. Команды получают 1 бланк с вопросами и 1 бланк для вписывания ответов. Команды работают самостоятельно во время звучания музыки. По окончании музыки прекращается работа команд, и ведущая забирает заполненные бланки.
Далее ведущая поочерёдно читает вопросы, оглашает правильный ответ и проверяет ответы в заполненных бланках. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, таким образом максимальное количество баллов за этот конкурс – 10.
После подсчёта баллов за заключительный конкурс, подводятся итоги всех конкурсов и определяется команда, набравшая большее количество очков. Все участники аплодисментами поздравляют победителей. В честь победившей команды звучит музыка П.И.Чайковского - Марш из балета «Щелкунчик».
Вопросы кроссворда
«Наследие композитора»
- Балет П.И.Чайковского, главный персонаж которого щипцы для колки орехов (Щелкунчик);
- Название одной из пьес цикла «Детский альбом» П.И.Чайковского, состоящее из двух слов, характеризующих игрушку для девочки (Новая кукла);
- Опера П.И.Чайковского, названная как и роман в стихах А.С.Пушкина, именем главного героя-повесы (Евгений Онегин);
- Фортепианная пьеса в жанре песни гондольера из цикла П.И.Чайковского «Времена года» (Баркарола);
- Самый популярный балет П.И.Чайковского, который многие называют «визитной карточкой» Мариинского театра и Петербурга (Лебединое озеро);
- Название фортепианного цикла, пьесы из которого П.И.Чайковский каждый месяц сочинял для журнала «Нувеллист» (Времена года);
- Балет П.И.Чайковского, написанный на сюжет сказки Шарля Перро, в которой поцелуй принца пробуждает заколдованную принцессу (Спящая красавица);
- Название оперы П.И.Чайковского по сюжету повести А.С.Пушкина, героиня которой «спрятана в колоде карт» (Пиковая дама);
- Жанр оркестровой музыки. Произведение этого жанра П.И.Чайковский посвятил поклоннице своего творчества Наталье фон Мекк (Симфония);
- Название сборника пьес для фортепиано, адресованных детям, в котором есть пьеса «Новая кукла» (Детский альбом).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Ариарский М.А. Прикладная культурология. - СПб., Эго, 2001.
- Асафьев Б.В. Чайковский: Избранные труды, т. 2. – М., 1954.
- Белые ночи. / Сост. И.И.Слобожан – Л., Лениздат, 1973.
- Бернстайн Л. Концерты для молодежи. – Л., «С.К.», 1991.
- Вайкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь композиторов. – Л., «Музыка», 1984.
- Вкус коллекционера. Голландская и фламандская живопись 16 – 17 веков из собрания П.П. Семёнова-Тяншанского./Каталог выставки в Государственном Эрмитаже./Сост. Соколова И.А. – СПб., изд. Государственного Эрмитажа, 2006.
- Воспитание музыкой. /Сост. Вендрова Т.Е., Пигарева Н.В. – М., 1991.
- Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. - М., Педагогика, 1986.
- Данько Л. Прокофьев. – Л., «Музыка», 1966.
- Интегрированные формы работы в сфере дополнительного образования детей. /Под ред. Гусенцовой Т.М. – СПб., 2003.
- Искусство (энциклопедия). – М., «Росмэн», 2008.
- Кац Б.А. Раскат импровизации. - Л., «С.К.», 1991.
- Келдыш Ю.В. Музыкальная энциклопедия. – М., «СЭ», 1982.
- Котикова О.П. Эстетическое воспитание старшеклассников. – Минск, «Университетское», 1999.
- Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы. - Ростов-на-Дону, «Март», 2002.
- Лихачев Д.С. Об интеллигентности. – СПб., «КАНУН», 1997.
- Мерзлякова С.И., Струве Г.А. Встречи у портрета А.С.Пушкина. – М., 1999.
- Михеева Л.М. Музыкальный словарь в рассказах. – М., «Советский композитор», 1986.
- Музыкальный Петербург (энциклопедия) – СПб., 1996.
- На рубеже веков… Искусство эпохи Модерна./Под ред. Рапе Т.В. – С-Пб., Государственный Эрмитаж, 2006.
- Никитин В.М. Развитие музыкального слуха учащихся общеобразовательной школы. – Л., ЛГИУУ, 1989.
- Никулин Н.Н. Нидерландская живопись 15 – 16 веков в Эрмитаже. – Л., «Искусство», 1980.
- Орлова Е. Пётр Ильич Чайковский – М., «Музыка», 1980.
- Осовицкая З., Казаринова А. В мире музыки. – М., «Москва», 1996.
- Отечество нам Царское Село./Сост. Тарасова М.В., Ткачёва О.И., Юшина Э.Н. – Пушкин, 1999.
- Сац Н.И. Дети приходят в театр. – М., 1961.
- Соллертинский И.И. Романтизм и его общая и музыкальная эстетика. - Л., «С.К.», 1978.
- Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. - М., «Просвещение», 1981.
29.Титов Б.А. Социализация детей подростков и юношества в сфере
досуга. - С-Пб., 1996.
30.Фарби Э.Д. Как создать успешную рекламу. - СПб., «Нева», 2004.
31.Фрид Э.Л. Русская музыкальная литература. – Л., «Музыка», 1974.
32.Царёва Н.А. Уроки госпожи мелодии. – М., «РОСМЭН», 2003.
33.Чайковский П.И. О музыке, о жизни, о себе. – Л., «Музыка», 1976.
34.Эстетическая библиотека учителя. Музыкальные конкурсы,
викторины. /Под. ред. Барышевой Т.А., Щербаковой А.А. – СПб.,
РГПУ им. А.И.Герцена, 1998.
35. 346 игр для гармоничного развития ребёнка. /Под ред. Савиной А.А. –
СПб., «Дельта», 2000.
- Большой энциклопедический и исторический словари он-лайн http://www.edic.ru
- Коллекция «Мировая художественная культура» Российского общеобразовательного портала http://artclassic.edu.ru
- История изобразительного искусства http://www.arthistory.ru/
5. | 7. | ||||||||||
| |||||||||||
1. | 3. | 9. | 10. | ||||||||
2. | 4. | ||||||||||
8. | |||||||||||
6. | |||||||||||
Ч | А | Й | К | О | В | С | К | И | Й | ||
Приложение
Кроссворд «Наследие композитора»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий музыкально - литературной композиции, посвященный ко Дню Победы "Поклонимся великим тем годам" для учащихся 6-8 классов
Сценарий музыкально - литературной композиции, посвященный ко Дню Победы "Поклонимся великим тем годам" для учащихся 6-8 классов...
Сценарий музыкально-литературной композиции, посвященной 175 летию П.И.Чайковского
7 мая 2015 года вся страна отмечает юбилей великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. В Клину, где Чайковский провел последние годы своей жизни пройдет фестиваль, посвященный этой знамена...
Сценарий музыкально-литературной гостиной, посвященной Дню снятия Блокады "Вечная слава тебе, Ленинград!"
Цель:- способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;- дать учащимся представление о стойкости и мужестве ленинградцев в дни блокады.Задачи:Образовательные:- формировать у учащихся ...
Сценарий музыкально – литературного, исторического вечера, посвященного Дню защитника Отечества, «Отчизны верные сыны»
Сценарий литературно-музыкального, исторического вечера «Отчизны верные сыны» направлен на совершенствование патриотического воспитания учащихся в МБОУ «Горо...
Музыкально- литературная композиция "Салоны России XIX века"
В музыкально- литературной композиции рассказывается об источнике развития духовности и культуры русского общества....
Сценарий литературно – музыкального концерта, посвященного творчеству русского композитора П.И.Чайковского
Цель: Приобщать детей и родителей к произведениям П.И.Чайковского, расширять кругозор, слуховой опыт, научить понимать и наслаждаться шедеврами классической музыки....
Литературный салон, посвященный творчеству С.А.Есенина
Представлен сценарий салона, презентация из 4 частей (объем был большой), интерактивная экскурсия....