Сценарий литературного бала-салона для старшеклассников в рамках проведения Недели Гуманитарных наук
материал по литературе на тему
Материал представлет собой сценарий финального мероприятия Недели гуманитраных наук - литературного бала-салона для учеников 9-11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovoe_literaturnyy_salon.docx | 39.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий проведения литературного салона для 9-11 классов
Цель:
Задачи:
Место и время проведения: актовый зал школы-гимназии, пятница, 11 апреля, 16.00
Участники: ученики 9-11 классов, в том числе по 1 паре литературных героев от каждого класса, участвующей в конкурсной программе.
Ход литературного салона.
В зале собираются участники, звучит классическая вальсовая музыка, на экране демонстрируются слайды с изображением писателей, поэтов, сюжетов из литературных произведений.
В 16.00 – ВКЛЮЧИТЬ МУЗЫКУ ДЛЯ УЧИТЕЛЬСКОГО ВАЛЬСА
Учительский вальс
ПАРЫ
Иванюк Светлана Вениаминовна – Иванюк Анатолий (11Б)
Шкутько Татьяна Владимировна – Пётр Колмогоров (11А)
Маткина Елена Александровна - Солонько Виктор Анатольевич
Хоцкая Янина Алексеевна – Воеводенко Никита (11Б)
Кандерова Ксения Андреевна – Хайруллин Владимир (11А)
Брылевская Елена Владимировна – Жигайло Кирилл (8Г)
Румбах Екатерина Владимировна – Румбах Роман (9А)
В завершении вальса:
- ведущие остаются в центре зала, кавалеры провожают дам к своим местам,
- на смену танцующим парам выходят участники конкурсной программы (пары) и неторопливо прогуливаются по залу, тихо переговариваясь и в нужный момент отвечая ведущим.
ЗВУЧИТ ЛЁГКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА (И.-С. БАХ, БРАНДЕНБУРГСКИЙ КОНЦЕРТ)
К.: Добрый вечер, дамы и господа, леди и джентльмены, судари и сударыни!
ЕВ: Сегодня мы приглашаем вас на наш литературный бал-салон – познакомиться гостями, найти друзей и единомышленников…
К: да-да, вы не ослышались, ведь литературные салоны – это особый, утончённый способ общения образованнейших людей своего времени, одна из форм интеллектуальной жизни высшего круга общества!
ЕВ: Здесь соединялись серьезные интересы с развлечением, публичная деятельность с камерной обстановкой, личное с общественным, и при этом каждая из сторон не подавляла другую.
К: Литературные салоны формировали эстетические вкусы целой эпохи, влияли на общественное мнение, здесь даже «выдавались дипломы на литературные таланты» будущим классикам!
ЕВ: а балы! атмосфера праздника и лёгкой влюблённости, танец, мерцание свеч, движение веера, случайно брошенный взгляд ....
К: Екатерина Владимировна, давайте же знакомиться с гостями! посмотрите, сколько известных людей сегодня посетили наш бал-салон!
Подходит к паре 11Б (Александр Блок и прекрасная Дама)
К: Александр Александрович, сударыня (раскланиваются, Дама делает реверанс). Как настроение? Не прочтёте ли несколько строк из последнего?...
Александр Блок: всему своё время, мой юный друг! У нас ещё будет возможность обсудить моё творчество! (раскланиваются, расходятся)
ЕВ: Александр Блок и его Прекрасная дама - ученики 11Б класса Воеводенко Никита и Анастасия Пучкина!
К ЕВ подходит пара Гринёв и Маша
ЕВ: Марья Иванова, Пётр Андреич. Как добрались к нам из Симбирска? (раскланиваются, Дама делает реверанс).
Марья Гавриловна: Мерси, сударыня, благополучно (раскланиваются, расходятся)
К: Пётр Гринёв и Марья Ивановна - ученики 9А класса Павел Дозорцев и Дарья Преснякова
Мимо К проходят Печорин и Бэла
К: Григорий Александрович!...
Печорин: Честь имею (раскланиваются)
К: Окажите любезность, представьте меня вашей даме!
Печорин: Бэла - Кирилл Денисович!
К: Григорий Александрович Печорин и Бэла - ученики 9Б класса Шкуратов Александр и Ахмедова Ясаман!
Есенин, проходя мимо ведущих, декламирует, никого не замечая вокруг и не останавливаясь:
Ах, милый край, не тот ты стал, не тот!....
Айседора в растерянности пожимает плечами и идёт за ним.
К: Дааааа, поэт...
ЕВ: Знакомый наш - Сергей Есенин...
К: ...И Айседора Дункан - ученики 11А класса Семён Макаров и Валерия Левадная!
К. видит Онегина и Татьяну, делает приветственный жест, пара раскланивается
К: Онегин, добрый мой приятель!...
ЕВ: шёпотом на ухо К. - Ужель та самая Татьяна????
К: да, это они!
ЕВ: Евгений Онегин и Татьяна Ларина, ученики 9В класса Нурмухамбетов Аслан и Папертная Виктория!
ЕВ: Кирилл, а это что за чудо чудное, диво дивное? ...
Мимо проходят Царь Додон и Шамаханская царица
Царь: житие мое!....
К: это же Царь Додон и Шамаханская царица из "Сказки о золотом петушке"!
ЕВ: ученики 9Г класса Александр Харченко и Разият Джаватханова
К К. подходим цыганка:
- Ай, дорогой, позолоти ручку! Погадаю, всю правду расскажу!...Что было, что будет, чем сердце успокоится!...
ЕВ: И гадать не нужно! это же наши гости из поэмы А.С. Пушкина "Цыганы".
К: Алеко и Земфира, ученики 10Б класса Султан Сертаев и Елена Кригер
Наташа бегает вокруг Пьера, теребит его, смеётся, Пьер неуклюже пытается её догнать. Бегают вокруг ведущих.
К.: стойте, стойте, господа! вы нас так совсем закружите!..
ЕВ: Пётр Кириллович, не пристало наследнику старейшего московского рода бегать, как мальчишке!
Не слушают ведущих, убегают, вовлекая всех.
К: Пьер Безухов и Наташа Ростова, ученики 10А класса Антон Карбушев и Валерия Волынкова.
Все разбегаются по своим местам.
К: Екатерина Владимировна, я уже давненько наблюдаю за этими (жест в сторону жюри) прекрасными дамами. Какая стать! Какая мудрость во взгляде! Какое спокойствие и уверенность в жестах!
ЕВ: Конечно, Кирилл, они не могут не обращать на себя внимание! Ведь это наши почётные гостьи. Давайте поприветствуем их аплодисментами:
Светлана Филипповна Ждамирова
К: Нина Петровна Пестерева
ЕВ: Алла Михайловна Кандерова
К: Итак, господа, мы начинаем! А для вас поёт очаровательная Ксения Мальчевская!
Ксения Мальчевская
К: Знаете, Екатерина Владимировна, мне кажется, что своя история может быть не только у государства, но и у каждого человека...
ЕВ: Ты абсолютно прав! Тем более это касается литературных героев. И особенно эти истории интересны, если их расскажут они сами.
К: думаю, наши гости не откажут нам в удовольствии и поделятся своими рассказами о себе...
ЕВ: а вот и желающие!
представление пары 9А (Гринёв и Маша)
ЕВ: Кирилл, ты ведь помнишь, чем заканчивается повесть "Капитанская дочка"?
К: Конечно! счастливые Петруша и Маша обвенчались и благополучно уехали в Симбирск!
ЕВ: И наверняка они не на одном балу танцевали весёлую и зажигательную польку!
К: кстати, я совсем недавно узнал, что полька - это вовсе не польский танец, как кажется по его названию, а чешский, а его название происходит от слова "половина", потому что основной шаг в польке - половинный!
ЕВ: но лучше всё-таки 1 раз увидеть! судари и сударыни, полька!
Полька 9А
ЕВ: Вот интересно, Айседора Дункан танцевала польку?...
К: всё возможно! А сегодня она в нашем салоне вместе со своим гениальным спутником - Сергеем Есениным!
Представление пары 11А (Есенин и Дункан)
ЕВ: Хорхе Луис Борхес, аргентинец не менее талантливый, чем Сергей Есенин, писал об этом танце, что"это прямое выражение того, что поэты часто стараются выразить в словах: вера в то, что борьба может быть радостью".
К: Танго, господа!
Танго 11А
К: Ах, Александр, ты был повеса, как я сегодня хулиган!... – эти слова Сергей Есенин сказал об Александре Сергеевиче Пушкине…
ЕВ: И что-то подсказывает мне, что следующая история будет связана с его именем!
К: А точнее, с его героями. Кстати, по мнению литературных критиков, самая таинственная героиня в его творчестве – именно ОНА…
ЕВ: Шамаханская царица!
Представление 9Г (Царь Додон и Шамаханская царица)
Танец 9Г
ЕВ: Кирилл, какой год у нас сейчас?
К: 2014!...
ЕВ: вспомнила, год лошади!
К: а где лошади, там и цыгане!
Цыгане 10Б (Алеко и Земфира)
представление и танец
В конце танца подключается Кирилл. Несколько па.
К: (отдуваясь, обмахиваясь) Ну цыгане, ну уморили! ну просто сами ноги в пляс пускаются!
ЕВ: да уж! А потом - поминай, как звали: шлите телеграммы, пишите письма... Кочевой народ, что и говорить!
К: раз уж мы заговорили о письмах, какое самое знаменитое литературное послание?
ЕВ: конечно, письмо Татьяны к Онегину! И, к слову, написано оно было на французском языке!
К: (волнуясь) Я вижу, Онегин и Татьяна уже готовы рассказать нам свою историю, но поймём ли мы их? А вдруг они будут говорить по-французски???
ЕВ: ну, вот сейчас и узнаем!
Представление пары 9В (Онегин и Татьяна)
К: Я помню вальса звук прелестный
Весенней ночью в поздний час
Его пел голос неизвестный,
И песня чудная лилась.
ЕВ: Да, то был вальс прелестный, томный,
Да, то был дивный вальс.
Вальс 9В
К: Екатерина Владимировна, если бы вам предложили назвать мою отличительную черту...
ЕВ: ...я бы сказала что ты очень наблюдательный!
К: но почему?????
ЕВ: потому что ты весь вечер наблюдаешь за спутницей Григория Александровича Печорина!
К: (заговорщически) Давайте скорее пригласим их на сцену, чтобы мой интерес к этой прекрасной черкешенке был не так заметен!
Представление и танец 9Б (Печорин и Бэла)
К: Из тьмы веков светлеющие лики…
Как много их, несущих явь и свет,
Как много их, прекрасных и великих,
Оставивших в душе глубокий след.
ЕВ:Их имена переживут столетья,
Их жизнь для нас – таинственный урок.
Поэтам суждено уйти в бессмертье.
Итак, знакомьтесь: Александр Блок
Представление пары 11А (Блок и прекрасная Дама)
К: фокстрот, господа!
ЕВ: чудесный парный романтический танец, отличающийся плавностью, элегантностью и в то же время невыразимой свободой…
К: совсем как стихи Александра Блока!
Фокстрот, 11А
К: (выходит на сцену со словариком, читает, запоминает) же вузем...жумапэль Кирилл...ко мансава...жё тем... жё не сэ па...
ЕВ: Кэскёсэ, Кирилл? за сценой перевод: Что случилось, Кирилл?
К: Жё вё парле франсе! за сценой перевод: Я хочу говорить по-французски!
ЕВ: Пуркуа???за сценой перевод: Зачем???
К: Екатерина Владимировна, как вы не понимаете! Я хочу читать Толстого - в под-лин-ни-ке!
ЕВ: О чём ты, Кирилл? Толстой - русский писатель!
К: А "Война и мир"??? Из четырёх томов один-то точно написан по-французски!
ЕВ: что ж, может, ты и прав! Требьен! :) Однако любимые герои Льва Николаевича, Наташа Ростова и Пьер Безухов, всё-таки говорили на русском!...
Представление и танец пары 10А (Пьер Безухов и Наташа Ростова)
ЕВ: давайте поблагодарим аплодисментами наш пары и попросим их пройти в центр зала.
К: Друзья, наша сегодняшняя встреча объединяет в себе две любимые формы отдыха просвещенных людей - литературный салон и бал, которые были - не побоюсь этого слова - культурными феноменами ХIХ века, они собирали читателей, писателей и критиков в один “круг взаимообогащающего разговора”.
ЕВ: но и не только разговора. На балах и в литературных салонах были популярны игры, в том числе и подвижные. Одна из них - бадминтон!
К: (удивлённо) вы хотите предложить нашим гостям размяться и посоревноваться в отбивании пластмассовых мячиков???
ЕВ: именно посоревноваться, Кирилл! потому что наш бадминтон будет литературный, и состоять он будет из 4 раундов. Вопросы будут задаваться по очереди каждой паре. Пара, не ответившая на вопрос, выбывает из конкурса. А победителем признаётся та, которая успешно "отбила мячи" во всех четырёх раундах!
К: Ну что ж, начнём! Первый раунд "Что в имени тебе моём?". В нём необходимо назвать (полностью!) имена и отчества писателей и поэтов.
- Маяковский - (Владимир Владимирович)
- Достоевский - (Фёдор Михайлович)
- Грибоедов - (Александр Сергеевич)
- Тургенев - (Иван Сергеевич)
- Куприн - (Александр Иванович)
- Булгаков - (Михаил Афанасьевич)
- Державин - (Гавриил Романович)
- Ахматова - (Анна Андреевна)
ЕВ: второй раунд - "В соавторстве". Закончите названия литературных произведений:
- Война – и мир.
- Герой – нашего времени.
- Записки – охотника.
- Тихий – Дон.
- Сказка о попе – и работнике его Балде.
- Бедная – Лиза.
- Слово – о полку Игореве.
- Мастер – и Маргарита.
К: третий раунд – «Пофамильярничаем!». Вспоминаем фамилии литературных героев!
- Григорий Александрович - (Печорин)
- Евгений Васильевич – (Базаров)
- Пётр Кириллович – (Безухов)
- Родион Романович – (Раскольников)
- Александр Андреич – (Чацкий)
- Иван Александрович – (Хлестаков)
- Павел Петрович – (Кирсанов)
- Пётр Андреевич – (Гринёв)
ЕВ: итак, мы добрались до финала! «Недосказанности». Закончите цитаты, которые стали афоризмами.
- Все счастливые семьи счастливы одинаково – (каждая несчастливая семья несчастлива по-своему).
- Природа не храм, а – (мастерская, а человек в ней работник).
- Ах, Боже мой, что станет говорить – (княгиня Марья Алексевна!)
- А вы друзья, как ни садитесь – (всё в музыканты не годитесь).
- Рождённый ползать – (летать не может).
- Да, были люди в наше время – (не то, что нынешнее племя...).
- Он уважать себя заставил – (и лучше выдумать не мог)
- К нам едет – (ревизор).
К: наши Дамы Почётного легиона подводят итоги, а мы продолжаем!
ЕВ: дорогие друзья, в литературных салонах обычно демонстрировали свои таланты начинающие поэты и писатели. Причём делали они это по-разному...
К: кто-то приходил с уже готовым произведением, кто-то выдавал экспромт, а кто-то блестяще импровизировал на заданную тему.
ЕВ: Кто знает, возможно, среди вас – нераскрытые таланты, поэтому мы предлагаем нашим участникам подобие литературной импровизации на заданную тему: перед вами листы, на которых написаны первая и последняя строчка вашего будущего литературного шедевра, они абсолютно не связанны между собой тематически...
К:..но обе строки являются известными цитатами, афоризмами или строками из песен!
ЕВ: Ваша задача – дописать 3-4 предложения так, чтобы они оказались вполне логичными!
Участники выбирают задания, зачитывают:
- Все мы немножко лошади....
Вот так я сделался собакой.
- В России две беды – дураки и дороги.
Все дороги ведут в Рим.
- Скажи-ка, дядя, ведь недаром...
Мой дядя самых честных правил!
- Месть – это блюдо, которое подают холодным.
Аппетит приходит во время еды.
- Коня! Коня! Полцарства за коня!
Я буду долго гнать велосипед.
- Карету мне! Карету!
Да только воз и ныне там.
- Я тебя никогда не забуду.
Лучше поздно, чем никогда.
- Каждая кухарка должна научиться управлять государством!
Командовать парадом буду я!
Для выполнения этого непростого задания вы можете пригласить по одному помощнику из числа гостей.
ЕВ: и пока наши начинающие таланты готовятся к своему литературному дебюту. Мы приглашаем всех зрителей принять участие в увлекательной игре!
Вы знаете, что достаточно просто вспомнить продолжение стихотворения по первой строчке (конечно, при условии, что ты его знаешь). А легко ли воссоздать первую строчку, по второй? Попробуем? Зрителей, правильно ответивших на вопрос, я попрошу, как лучших знатоков поэзии, выходить в центр зала, к сцене. Вы будете получать фанты!
- Всё пройдёт, как с белых яблонь дым (не жалею, не зову, не плачу).
- «Ин вино веритас!» кричат (И пьяницы с глазами кроликов).
- В тумане моря голубом (Белеет парус одинокий).
- В моей душе угасла не совсем (Я вас любил, любовь ещё, быть может).
- Жив и я, привет тебе, привет (Ты жива ещё, моя старушка).
- Что я могу ещё сказать? (Я к вам пишу.Чего же боле?)
- Пал оклеветанный молвой (Погиб поэт, невольник чести).
- Принакрылась снегом, словно серебром (белая берёза под моим окном).
- Добрым молодцам урок (сказка – ложь, да в ей намёк).
- Спят во мгле ночной (Горные вершины).
- Пальцы в рот и весёлый свист (Мне осталась одна забава).
- В минуту душевной невзгоды (И скучно, и грустно, и некому руку подать).
- Голубка дряхлая моя (Подруга дней моих суровых).
- Сюда пришёл, благодарю (Ты слушать исповедь мою).
- Как я стоял, приблизившись к стене (Вы помните, вы всё, конечно, помните).
- Пряли поздно вечерком (Три девицы под окном).
- В ту страну, где тишь и благодать (Мы теперь уходим понемногу).
- Передо мной явилась ты (Я помню чудное мгновенье).
- На груди утёса великана (Ночевала тучка золотая).
- Когда твоё лицо в простой оправе передо мой сияло на столе (О доблестях, о подвигах, о славе я забывал на горестной земле).
- Вихри снежные крутя (буря мглою небо кроет).
- По Бессарабии кочуют (Цыганы шумною толпой).
- Берёзовым весёлым языком (Отговорила роща золотая).
- Вскормлённый в неволе орёл молодой, мой грустный товарищ... (Сижу за решёткой в темнице сырой)
Аплодисменты лучшим знатокам поэзии!
ЕВ: - Друзья, вы получили фанты. Открою секрет – это части картин.
К: - Живые картины были одним из излюбленных развлечений как на балах так и в салонах! Соедините, пожалуйста, части картин. И чрез минуту изобразите вашу картину! А зрители должны будут назвать название и автора этих картин.
(«Бурлаки на Волге», «Казаки пишут письмо турецкому султану», «Утро в сосновом бору»).
Вручение призов.
К: надеюсь, наши юные дарования успели основательно подготовиться к последнему выступлению!
Выступление пар.
ЕВ: Что ж, у вас всё впереди, а сегодня наш литературный салон посетили и профессиональные поэты. Встречайте – Александр Патритеев.
Александр Паритеев.
СРАЗУ ЖЕ – КСЕНИЯ МАЛЬЧЕВСКАЯ
К: и для заключительного слова мы приглашаем наших мудрейших дам!
Слово членам жюри, награждение.
ЕВ: До свидания, дорогие друзья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положения к проведению Недели гуманитарных наук
Представлены положения к проведению основных мероприятий Недели...
КВН по русскому языку в рамках "Недели гуманитарных наук"
Сценарий внеклассного мероприятия "КВН Страна русского языка"....
Сценарий игрового занятия с элементами тренинга в рамках проведения Недели толерантности "Ты и я - мы разные, ты и я - мы классные!"
Методическая разработка педагога-организатора Агаповой Л.Н....
План проведения методической недели гуманитарных наук
План проведения методической недели гуманитарных наук...
Урок науки в 3 классе в рамках проведения "Недели науки в России в 2017 году"
Знакомство учащихся 3 класса с начальными представлениями о строении вещества....
Внеклассное мероприятие в рамках проведения недели гуманитарных предметов «Все профессии важны» для обучающихся 6-х классов
Цель: расширить представления о разнообразии мира профессий, развить познавательный интерес обучающихся к выбору своей будущей деятельности.Задачи:- создать условия для формирования представлений о ра...
Внеклассное мероприятие в рамках проведения недели гуманитарных предметов «Все профессии важны»
Цель: расширить представления о разнообразии мира профессий, развить познавательный интерес обучающихся к выбору своей будущей деятельности.Задачи:- создать условия для формирования представлений о ра...