конспект урока по теме ""Поиск смысла жизни" в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Парус""
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме «Поиск смысла жизни» в произведении Лермонтова «Парус»
Здравствуйте ребята, сегодняшний урок мне бы хотелось начать с вопроса, что для Вас смысл жизни?
-(ответы учеников могут быть самыми разными)
- Как вы считаете, смысл жизни появляется сам по себе или его нужно найти? Для каждого из нас смысл жизни будет одинаковым? От чего это зависит?
- (Нужно найти. Нет, у каждого из нас смысл жизни будет разный. Это зависит от тех духовных ценностей, которые для человека значимы, а они у каждого свои)
-да, я с вами согласна.
У каждого из нас настает период в жизни, когда он ищет смысл жизни. Одни довольно рано его обретают (возможно это только на их взгляд так, так, как в дальнейшем жизнь покажет, на самом ли деле они его обрели или это всего лишь были иллюзии) а у других этот поиск вечен. Как вы думаете, какие чувства в этот момент может испытывать человек?
(неопределенность, страх, тревогу, суету, грусть…)
Сейчас мы с вами рассмотрим стихотворение «Парус». В своем произведении «Парус» Лермонтов описывает свою чувства именно в тот момент своей жизни, когда он ищет свой смысл жизни. Предлагаю нам ознакомиться с текстом стихотворения и посмотреть, какие чувства испытывает Михаил Юрьевич в своем поиске смысла жизни.
Стихотворение «парус» считается автобиографическим. Михаил Юрьевич написал его в 17-летнем возрасте. Создал он данное стихотворение в одной из прогулок по берегу финского залива. Во время прогулки он замечает вдалеке парус, который становится его музой в описании своего душевного состояния в данный момент.
*(Слушают выразительное чтение стихотворения (это может быть аудиозапись или читать стихотворение может сам учитель))
- После прослушивания стихотворения, на ваш взгляд, какие чувства испытывает герой?
-(тревогу, одиночество,…)
-Совершенно верно. Незадолго до написания данного произведения он покинул Московский университет, оставив мечту стать филологом. По настоянию бабушки Лермонтов переехал в юнкерскую школу. Перед поступлением он много размышлял о своем прошлом и возможно будущем. Именно эти мысли и чувства легли в основу произведения.
Давайте перейдем непосредственно к анализу самого произведения.
-Прочитайте первые две строчки стихотворения.
-(один из учеников читает эти строки)
- на ваш взгляд, какие ключевые слова в этих строках?
- (парус, море)
- я с вами полностью согласна. Каким автор представляет нам образ паруса и образ моря? Какой можно сделать вывод анализируя данные ключевые образы?
- (парус- одинокий; море голубое, значит оно спокойное, спокойствие означает отсутствие движения… можно сделать вывод, что море в тот момент спокойное…)
- да, это так. К этим строкам мы с вами еще вернемся, а теперь давайте прочитаем с вами следующие две строчки стихотворения. Обратите внимание, что в данном стихотворении композиция четко разделяет лирического героя и окружающий его мир. Четко выделяется оппозиция «я-мир». Первые две строки обозначают мир, жизнь, а вторые – душевное состояние лирического героя. Оппозиция «я-мир»(или же «парус-море») повторяется во всех трех строфах. Слова море и парус в данном тексте являются символами. Море- это жизненные препятствия, перевороты, а парус- символ человека.
- (читают следующие две строчки)
-какое средство художественной выразительности вы здесь находите?
- (риторические вопросы)
-Выделите ключевое СЛОВО в этих строчках
-(он)
- учитывая, что это автобиографическое произведение, здесь присутствуют риторические вопросы, не требующие ответов, предположите, что автор может подразумевать под словом «он»?
- (он- это сам автор)
- с чем сравнивает себя автор?
- с парусом
- Правильно. Автор сравнивает себя с парусом. Парус –это сам автор, а море же здесь выступает как сама жизнь. Море спокойное. О чем это может говорить?
- (в жизни автора сейчас ничего особенного не происходит)
- да, в жизни автора сейчас все спокойно, жизнь идет «по течению», но что же на душе у автора в этот период? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте прочитаем следующие две строчки стихотворения.
-(читают следующие две строчки)
- На основе прочитанного, можете вы ответить на заданный ранее вопрос: на душе у автора все ли спокойно, так как в жизни?
-(нет, на душе у автора не спокойно)
- почему вы так решили? Найдите доказательства в этих строчках.
-(здесь мы находим такие ключевые моменты как: волны играют, ветер свищет, скрыпит. Все перечисленные элементы в действии, значит и у автора на душе происходят какие- либо «действия», размышления, неспокойствие)
- давайте прочитаем следующие две строчки.
- (читают следующие строчки)
- найдите ключевое слово
-(он)
- в этих строках все так же под словом «он» подразумевается сам автор. В данных строках говорится, что лирический герой, то есть сам автор счастья не ищет. У героя другой поиск- поиск смысла жизни.
- прочитайте следующие две строчки. Что вы можете о них сказать?
- (описывается жизненная стихия, внешне она спокойная).
- давайте прочитаем заключительные две строчки. Что мы здесь видим?
(что автору не нравится спокойная жизнь…)
- Да, это так, ему не нравится спокойная жизнь, она стоит. Как вы думаете, почему автору не нравится спокойная жизнь? Возможен ли поиск жизни в спокойной течении обстоятельств?
-(потому что, когда она спокойная- в жизни все одни однообразны, ничего не происходит. Нет. Для поиска смысла жизни нужно движение.)
- с вами рассмотрели все стихотворение. Можем ли мы сказать, что автор нашел свой смысл жизни? И почему?
- (Скорее, нет, не нашел. На протяжении всего стихотворения у Лермонтова мы видим поиск смысла жизни и в конце стихотворения не указано что он его нашел.).
- Это действительно так. Для него характерен вечный поиск смысла жизни. У Лермонтова свободолюбивая душа, одинока и наполнена страданием. Автор на протяжении всей своей жизни требует жажды бури, жажды бесконечных поисков. Возможно, это и есть его смысл жизни- поиск смысла жизни, так как у каждого он свой.
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме: Духовная сфера жизни общества
Учебник А.И. Кравченко,Е.А. Певцова Обществознание 7 класс. М. 2012...
Конспект урока по теме: "Украшения в жизни древних обществ.Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта".
Конспект урока по теме: "Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта" содержит подробную разработку урока. Учащиеся знакомятся с костюмом древних египтян (ф...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/25/picture-695526-1445766219.jpg)
Конспект урока на тему:"Поиск информации в Интернете".
Материал содержит задания на поиск информации в Интернете....
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/10/picture-779830-1460238360.jpg)
Конспект урока на тему "Образ березы в стихотворениях русских поэтов"
МБОУ «Алтанская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»Учитель: Адамова Вероника КарловнаТема: «Образ березы в стихотворениях Сергея Есенина и Афанасия Фет...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/01/picture-1087820-1543683521.jpg)
Урок литературы в 11 классе с использованием ЭОР по теме: "Поиски смысла жизни в рассказе М. Горького "Старуха Изергиль"
Урок носит обучающий, развивающий и воспитывающий характер, сопровождается мультимедийной презентацией, созданной специально для иллюстрации урока. Проза М. Горького изучается после прозы И. А. Бунина...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/26/picture-1167644-1569495871.jpg)
Конспект урока по теме «Анализ лирического произведения. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва»
Следующая программа по литературе составлена под редакцией В.Я. Коровиной. Она считает, что «серьезным результатом и плодотворной работой учителя является верное понимание учащимися произве...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/12/picture-1218191-1581499678.jpg)
Конспект урока по теме: «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века» 6 класс
Конспект урока литературы с применением технологии исследовательской деятельности Тема урока: «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века»Предмет: литератураКласс: 6Базовый...