Конспект урока по теме: Духовная сфера жизни общества
план-конспект урока (обществознание , 7 класс) по теме
Учебник А.И. Кравченко,Е.А. Певцова Обществознание 7 класс. М. 2012
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dukhovnaya_sfera_zhizni_obshchestva.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Тема урока: Духовная сфера жизни общества
Тип урока: Лекция
Цели урока:
Образовательные:
- Сформировать у учеников представление о религиозном мировоззрении и его типах
- Сформировать в процессе урока представление о морали и нравственности
- Сформировать понимание образования, как показателя уровня нравственного развития личности
- Сформировать у учеников представление об искусстве, как духовном аспекте жизни общества
- Сформировать представление об основных функциях искусства в жизни общества
Развивающие:
- Формирование умения составлять обобщающую таблицу
- Формирование умения делать выводы на основе прочитанного материала
- Формирование умения работать в малой группе
Воспитательные:
- Формирование ценностного отношения к внутреннему миру каждого отдельно взятого человека
Основные понятия: мировоззрение, религия, священное писание, мораль, искусство
Преемственные связи: опора на ранее изучаемую тему: Структура общества и его подсистемы
Методические приёмы:
- Объяснение
- Лекция
- Использование условной наглядности
- Аналитическая беседа
- Постановка вопросов к изученному на уроке материалу
- Составление учениками таблицы совместно с педагогом
- Работа в малых группах
Дидактический материал:
- Использование презентации Microsoft PowerPoint по теме: «Духовная сфера жизни общества»
- Раздаточный материал для работы в группах
Ход урока
Этапы урока | Действия педагога | Действия учеников |
I Орг. Момент II Новая тема: Духовная сфера жизни общества. План урока:
III Закрепление | Приветствие: «Здравствуйте, садитесь» «Подготовьтесь к уроку, на парте должны быть учебник, тетрадь, ручка и карандаш» Ранее на ваших уроках обществознания вы не раз говорили об обществе и о человеке в нём проживающем. Назовите, пожалуйста, элементы, составляющие общество. Сегодня мы с вами будем говорить об одном из элементов составляющих общество в целом. И начнём мы с вами с разговора о Духовной сфере жизни общества. Отметьте, пожалуйста, в своих тетрадях название темы. Почему эта тема важна для нашего рассмотрения? Нужно сказать, что духовная культура (составляющая) общества зависит от принятого (распространенного) мировоззрения в данном обществе. Что вы понимаете под словом мировоззрение Духовная сфера жизни общества включает в себя несколько составляющих, основными из которых являются:
Именно эти составляющие мы с вами последовательно рассмотрим на нашем уроке. Запишите в тетрадях первый подпункт темы: «Религиозное мировоззрение и его типы». Скажите, а как вы понимаете под термином РЕЛИГИЯ? Сегодня в мире существует огромное множество религиозных учений, однако, учеными, по количеству верующих, выделяются наиболее распространённые вероучения. Это так называемые мировые религии, к ним относятся: христианство, ислам и буддизм. А теперь мы с вами разделимся на группы по 4 человека и продолжим работу уже в группах. Вывод проделанной работы. Обратите внимание на появившуюся в ваших тетрадях таблицу. Какие выводы вы можете сделать исходя из полученного вами материала? Есть ли что-то общее в этих религиях? Скажите, призывает ли какая-нибудь религия к жестокости, провоцирует ли в человеке агрессию? Можем ли мы сказать, что каждая из представленных религий в сущности своей призывает людей к миру, к созиданию? Вывод: Религия является сильным фактором сплочения людей в общественной жизни. Единое мировоззрение, понимание добра и зла, чувство общей судьбы с другими людьми не только на земле, но даже после смерти создают очень устойчивые межличностные и социальные связи, способные сблизить очень разных людей. Но в тоже время религиозный раскол способен разделить народ на непримиримо враждующие общины. Предоставляя гражданам свободу вероисповедания, государство должно пресекать межрелигиозную (межконфессиональную) вражду и религиозный экстремизм, выражающиеся в нарушении законных прав граждан по признаку их отношения к религии, проявлениях насилия и террора, обосновывающихся религиозными идеями. Духовное достоинство человека требует безусловного уважения к праву каждой личности свободно и самостоятельно определять свое отношение к религии, избирать ту или иную религиозную веру или придерживаться какого-либо нерелигиозного мировоззрения. Второй пункт нашей темы носит название «Мораль и нравственность в общественной жизни». Скажите, что вы понимаете под термином мораль? Запишите определение. Кроме того, мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д. Следует отметить, что мораль тесно взаимосвязана с таким понятием, как нравственность. Понятия морали и нравственности имеют разные оттенки. Мораль, как правило, подразумевает наличие внешнего оценивающего субъекта (других людей, общество, церковь и т. д.). Нравственность в большей степени ориентирована на внутренний мир человека и его собственные убеждения. Поэтому, зачастую под моралью понимают – совокупность различных систем нравственных норм. Сущность морали заключается в определённой духовности личности, её направленности на те или иные ценности и цели, что выражается в поступках, поведении человека, его взаимоотношениях с другими людьми. Запишите себе это определение. Многие из вас наверняка смотрели недавно вышедший на экраны фильм «Парфюмер». Скажите можно ли назвать главного героя фильма – Гренуя, человеком высоконравственным, живущим в соответствии с моральными принципами? Общечеловеческая мораль - не делай другому того, чего не желаешь себе Основная функция морали в обществе заключается в регулировании поведения людей во всех сферах общественной жизни. Третий пункт нашей с вами беседы – «Образование личности».
Сфера образования охватывает нашу жизнь с самого детства. Сначала, будучи представленной в виде дошкольного учреждения, затем школы, после в виде профессионального или высшего профессионального учреждений. Но даже пройдя все эти этапы человек продолжает регулярно обучаться и заниматься самообразованием. Так для чего нам нужно учиться? Что вы понимаете под образованием? Спишите схему, указанную на доске. Образование – это процесс и результат усвоение человеком определённой суммы знаний, овладения некоторыми навыками и умениями, развития в этом процессе его личности Как вы думаете, для чего мы получаем образование? В процессе образования человек не только приобретает некоторые знания и умения, но и обогащает духовную сторону своей личности, вырабатывает определённые убеждения, навыки разумного поведения, способствует накоплению жизненного опыта. Качество же полученного образования зачастую является показателем нравственного развития личности. Особенно ярко это проявляется на сегодняшний день. «Искусство в жизни общества». В искусстве человек воспринимает мир и выражает своё восприятие посредством чувств, эмоций, художественных образов. Центральным понятием в искусстве является понятие красоты. Существует множество видов искусств, основные указаны в представленной перед вами таблице. Зафиксируйте их у себя в тетрадях. Следует отметить, что границы между указанными видами искусства, конечно, не абсолютны. В реальном художественном творчестве различные виды искусства, как правило, сочетаются. Например, опера — это, помимо пения, еще и музыка и театр, и живописное оформление спектакля, а зачастую и танец. Итог: духовная сфера общества является важнейшим элементом в жизни каждого из нас. Окружая человека со всех сторон она регламентирует поведение каждого из нас. Знание основ и особенностей духовной сферы общества нас окружающего может помочь нам в коммуникации с представителями этого общества, и позволит нам показать себя с наилучшей стороны. | «Здравствуйте»
Записывают: «Духовная сфера жизни общества» Выдвигают предположения Мировоззрение – взгляды человека или какой-либо группы людей на мир в целом. Основываются эти взгляды на личностном опыте и на традиционных представлениях. Записывают: «Религия в обществе» Религия – это особый тип мировоззрения, определяемый верой в существование высшего разумного сверхчеловеческого начала. Работа в группах Рассуждают на задаваемые вопросы. Мораль – набор определённых установок и способов поведения, которых придерживается человек, группа людей или общество Записывают в тетради понятие «Сущности морали» Рассуждают по заданному вопросу. Аргументируя свои высказывания. Высказывают свои точки зрения. Переписывают Слайд №13 Отвечают Слайд №16, переписывают |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Раздаточный материал по обществознанию «Духовная сфера жизни общества» (11 класс, профильный уровень)
Материалы составлены по примеру заданий части С (ЕГЭ по обществознанию)....
Тест "Духовная сфера жизни общества" 6 класс.
Тест "Духовная сфера жизни общества" 6 класс....
Презентация: Духовная сфера жизни общества
Иллюстративный материал к уроку...
Контрольный тест "Духовная сфера жизни общества"
Контрольный тест "Духовная сфера жизни общества"...
Тестовый контроль по теме: «Духовная сфера жизни общества»
Задания для проведения контрольных работ по обществознанию в 10 классе по теме: "Духовная жизнь общества", составленные на основе контрольно-измерительных материалов (в двух вариантах)...
Тестовый контроль по обществознанию в 10 классе по теме Духовная сфера жизни общества
Материал для проведения контроля знаний по обществознанию обучающихся 10 класса по теме Духовная сфера жизни общества....
Духовная сфера жизни общества
Работа с текстом по типу ОГЭ для обощения знаний по теме...